Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые итоги и задачи экологии животныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Более чем столетний путь развития экологии как особой биологической науки, начиная с появления в 1866 г. самого термина, наглядно свидетельствует о ее непрерывном прогрессе в направлении высокой теоретической и прикладной эффективности, приобретении ею все большей популярности, причем среди не только одних биологов. Одновременно приходится признать, что в понимании предмета экологии среди ученых нет должного единообразия. Его не было в начале века, когда экология как наука только формировалась, нет и по настоящее время. По мере развития экологии и расширения сферы приложения ее принципов и методов к решению разнообразных вопросов, а также в связи с усиливающимся внедрением экологических идей в другие биологические науки, первоначальные представления о специфике предмета экологии в изложении разных авторов приобрели существенные отличия. Представление об экологии как о биологической науке, занимающейся в основном популяциями, в настоящее время имеет широкое распространение. Отмечая это обстоятельство, С.С. Шварц (1970) подчеркивал, что оно следствие объективного исторического развития биологии, а не индивидуальной склонности отдельных ученых. В подкрепление своей точки зрения Шварц ссылался на определение экологии, сформулированное рядом современных зоологов, многие из которых подчеркивают популяционную направленность данной дисциплины. Однако какую бы роль мы ни отводили в экологии животных учению о популяциях, оно не может охватить все разнообразие ее содержания, особенно проблем, связанных с изучением биоценологии. ЭКОЛОГИЯ - это биологическая наука, занимающаяся изучением устройства и функционирования живой природы, в том числе и с целью ее рационального использования человеком (строго научно: Э кология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, иэто в точности по основателю экологии Э. Геккелю). Как и любая другая самостоятельная наука, она должна иметь, во-первых, свой специфический предмет (содержание и свойственные только ей объекты исследования), во-вторых, стоящие перед ней, и только перед ней, специфические цели и задачи и, наконец, в-третьих, характерные именно для данной науки методологические подходы к их решению. Применительно к экологии ее предмет и объекты - это надорганизменные биосистемы (популяции, экосистемы и биосфера в целом), цели и задачи - научиться рационально и, прежде всего, экономически эффективно использовать и управлять ими в интересах человека, а характерные методы изучения - комплексный системный подход, включающий полевые наблюдения, обобщение полученных результатов и их научный анализ (в том числе с помощью математического и биологического моделирования). Отдавая должное новым возможностям, которые открываются перед экологией на пути творческого содружества с математикой и кибернетикой, следует предостеречь увлекающихся новинками от недооценки, а тем более игнорирования тех методов сбора и обработки материалов, которыми экологи пользовались издавна и которые обеспечили современный расцвет экологии. Содержание предшествующих глав наглядно продемонстрировало высокий уровень современного состояния экологии. Тем не менее, несмотря на определенные достижения, в отечественной экологии все еще ощущается очевидный недостаток в крупных работах. Особенно необходимы монографии по отдельным центральным проблемам, теоретические сводки, учебные пособия, методические руководства как по полевой, так и экспериментальной экологии, по математической обработке экологических данных и пр. На протяжении всей современной истории экологии большим ее достоинством была органическая связь разработки теории с решением многочисленных запросов практики. Эта особенность усиливала значение экологии, стимулировала ее общее развитие. Однако в разные отрезки времени на передний план выступали различные прикладные аспекты. В последние годы, в период научно-технической революции и глубоких негативных воздействий на природные комплексы, наибольшее значение приобрел широкий круг очень сложных вопросов охраны живой природы и всей окружающей среды. Поскольку теоретическую основу соответствующих практических мероприятий составляют закономерности, покоящиеся на результатах специальных экологических исследований, последние приобретают особое значение и заслуживают приоритета при их планировании и материальном обеспечении, причем не на короткий срок, а на достаточно продолжительный период и с привлечением сил международных объединений. Подчеркивая актуальность проблематики, связанной с охраной живой природы, не следует забывать другие прикладные задачи: вопросы повышения продуктивности природных фаунистических комплексов, защиты урожая и леса от вредителей и пр. Практические задачи, возникшие в связи с необходимостью охраны среды, окружающей человека, привели к необычайному расширению объема экологии, в результате чего возникло особое ее направление, так называемая социальная экология. С нею связана также экология человека, которая нуждается в специальном внимании и планомерном развитии, чтобы преодолеть существующее отставание данного раздела науки и обеспечить его разработку в направлениях, отвечающих принципам диалектического материализма. Не случайно Правительство РФ приняло «Экологическую доктрину РФ» (см. приложение 1), разработан план действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р (приложение 2). В этих документах отражены государственные меры для поддержания высокого качества окружающей среды, необходимой для жизни в России. Таким образом, историческое развитие экологии животных за период немногим более ста лет пришло к совершенно неожиданной ситуации, которую не мог даже предполагать никто из самых прозорливых основоположников экологии. Оказалось, что реальная диалектика развития нашей науки далеко превзошла предположения специалистов, высказанные всего три-четыре десятилетия назад. Вместе с тем это лишний раз подтвердило неоднократно формулировавшуюся мысль о высокой жизненной эффективности принципов и методов экологии как одного из наиболее интенсивно развивающихся разделов биологии.
Предмет и метод биологии Обычное определение биологии как «науки о жизни» (от греч. биос - жизнь и логос - наука) - наука о явлениях, протекающих в живых организмах, и закономерностях этих явлений. Основной задачей биологии является изучение жизнедеятельности живых существ в процессе их индивидуального (онтогенетического) и исторического (филогенетического) развития и управление этим развитием в интересах человека. Биология интересуется бесчисленными формами живых организмов, их строением, функциями, эволюцией, индивидуальным развитием и взаимоотношениями с окружающей средой. Она стала слишком обширной наукой, чтобы ее мог охватить один исследователь или чтобы можно было с достаточной полнотой изложить ее в одном учебнике; большинство биологов - специалисты в какой-либо одной из биологических наук. Ботаник и зоолог изучают типы организмов и их взаимоотношения соответственно в растительном и животном царствах. Анатом, физиолог и эмбриолог занимаются изучением строения, функций и развития организма. Науки можно подразделить дальше в зависимости от изучаемых живых объектов, например, выделить физиологию животных, физиологию млекопитающих, физиологию человека. Паразитолог изучает организмы, живущие в других организмах и существующие за их счет; цитолог исследует строение, химический состав и функции клеток, а гистолог занимается свойствами тканей. Генетик интересуется способом передачи признаков от одного поколения к другому; это тесно связано с изучением эволюции, которое ставит своей целью выяснить, как возникают новые виды и каким образом современные формы произошли от существующих ранее. Наука о классификации бактерий, грибов, растений и животных и об их эволюционном родстве между собой известна под названием систематики. Одной из самых молодых биологических наук является экология, изучающая взаимоотношения той или иной группы организмов с окружающей средой; к последней относятся как физические факторы, так и другие живые организмы, доставляющие изучаемому объекту убежище или пищу, конкурирующие с ним или охотящиеся за ним. Существуют также специалисты, занимающиеся определенной группой живых организмов: териологи, изучающие млекопитающих; ихтиологи, изучающие рыб; микологи, изучающие грибы; орнитологи, изучающие птиц, и т.д. Биология и научный метод
В известном смысле биология - очень старая наука. Уже много веков назад люди начали изучать живые организмы, пытаясь разгадать удивительную загадку жизни. Первая попытка систематизировать, критически осмыслить и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем (IV в. до н. э.), но еще задолго до него в литературных памятниках различных народов древности (египтян, вавилонян, индийцев и китайцев) излагалось много интересных, правда, по большей части отрывочных, сведений о растениях, о строении, развитии, образе жизни животных, об устройстве и жизнедеятельности человеческого тела главным образом в связи с агрономией, животноводством и медициной. Что же касается самих биологических знаний, то их корни уходят в глубокую древность, а их источником была непосредственная практическая деятельность людей. По наскальным и пещерным рисункам и резным изображениям эпохи кроманьонского человека (верхний палеолит: приблизительно 13 тыс. лет до н.э.) можно установить, что уже в то время люди хорошо различали большое число животных, служивших объектом их охоты. Древнему человеку были известны сезонные кочевки оленьих стад, сезонность появления в районе его обитания перелетных птиц, миграции некоторых морских рыб и время их появления в реках. Значительной вехой в истории отношений человека к животному миру было одомашнение собаки, что способствовало возникновению идеи приручения животных и указывало путь к ее осуществлению. Одомашнение животных, положившее начало развитию скотоводства, и возникшее одновременно земледелие означали переход человека от использования готовых продуктов к их производству. В период неолита (VI-II тысячелетия до н. э.) были одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, а затем лошадь и верблюд. Все эти животные произошли, подобно собаке, от различных диких форм. Можно думать, что уже на самой ранней стадии одомашнения растений и животных человек начал осуществлять их улучшение и изменение. Чарльз Дарвин очень убедительно показал, что искусственный отбор лучших особей на племя должен был возникнуть стихийно на самых начальных стадиях скотоводства. И действительно, в результате так называемого бессознательного отбора в разных направлениях в эпоху ранних рабовладельческих цивилизаций уже появились разнообразные породы собак, лошадей и рогатого скота. В период цивилизации Древнего Востока человечество сделало значительный шаг вперед в познании природы. Накопленные здесь знания оказали впоследствии воздействие на науку античной Греции и Рима. Древнейшие (IV тысячелетие до н. э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Во многих из них приводятся списки животных и растений. В Месопотамии же были выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота. Здесь, а также в некоторых других странах Азии и Европы скрещивали домашний рогатый скот с диким туром. Путем спаривания осла с кобылой впервые был получен мул. В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Были одомашнены одногорбый верблюд, несколько видов антилоп, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии были завезены куры. Подобно китайцам, египтяне практиковали инкубацию куриных яиц в особых печах. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Индии выращивали много культурных растений и разводили рогатый скот, собак и голубей. В Индии впервые были одомашнены куры и был приручен слон. Одним из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных был древний Китай. В течение почти всего II тысячелетия до н. э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Разведение шелковичного червя началось здесь, видимо, еще раньше. Источники научных сведений
Каким образом стали известны все те биологические факты, которые описаны в любой книге? И откуда мы знаем, что они достоверны? Первоисточником любых сведений служит тщательно проверенное наблюдение, описание, сравнение и экспериментальное исследование. Прежде некоторые ученые не стремились публиковать открытия, но теперь установилась прочная традиция, согласно которой научные открытия являются общим достоянием и должны быть опубликованы. В научной статье недостаточно сообщить, что автор открыл тот или иной факт. Автор должен привести все подробности, имевшие значение при установлении им этого факта, с тем, чтобы другие могли подтвердить его сведения. Именно этот критерий воспроизведения позволяет нам принять данное наблюдение или эксперимент как свидетельство об истинности факта; наблюдения, которые не могут быть повторены компетентными исследователями, отбрасываются. Когда биолог сделал открытие, он пишет сообщение - так называемую «статью», в которой он описывает свои методы достаточно детально для того, чтобы другой исследователь мог их воспроизвести, приводит результаты своих наблюдений, обсуждает выводы, следующие из этих наблюдений, иногда формулирует объясняющую их теорию и, наконец, указывает место новых фактов в системе современных научных знаний. Биолог знает, что его коллеги подвергнут его открытие строгой проверке, и это служит стимулом для тщательного повторения наблюдений или экспериментов перед их опубликованием. Затем он направляет свою статью в один из специальных журналов соответствующего профиля. Если статью одобряют, она публикуется и «входит в литературу» по данному вопросу. Раньше, когда журналов было меньше, один человек, быть может, и был в состоянии читать их ежемесячно по мере выхода в свет, но теперь это явно невозможно. В этом затруднительном положении биолога выручает реферативный журнал, в котором помещают краткие изложения, или рефераты, всех опубликованных статей, группируя их по областям науки или проблемам; в реферате приводятся результаты исследования и дается ссылка на журнал, в котором опубликована работа. Таким образом, новый факт или новая теория получают широкую известность благодаря публикации в специальном журнале и упоминанию в реферативных и обзорных журналах и, в конце концов, могут найти отражение в нескольких строчках учебника. Еще одним средством распространения новых знаний служат собрания обществ ботаников, зоологов, генетиков, физиологов и других специалистов, где докладывают и обсуждают научные работы. Время от времени происходят национальные и международные конференции, называемые симпозиумами, на которых специалисты в той или другой области науки обсуждают новейшие открытия и современное состояние данной области. Материалы таких симпозиумов обычно издаются в виде книг. Приобретение знаний
Цель каждой науки - объяснить наблюдаемые явления и сформулировать обобщения, позволяющие предсказывать связь между этими и другими явлениями. К таким объяснениям и обобщениям приходят, пользуясь своего рода упорядоченным здравым смыслом - так называемым научным методом. Чаще всего используются следующие четыре метода: 1. Предубежденность. Этот метод обусловлен привычкой или инерцией. Некое положение защищают просто потому, что давно в него верят. Многие жаркие споры (в политике, спорте, о языковых и расовых различиях) касаются утверждений, отстаиваемых этим методом. Таким способом вряд ли можно приобрести новые знания. 2. Ссылка на авторитеты. К нему часто прибегают люди для защиты своих взглядов. Цитируя авторитеты, законы, Библию, Коран, К. Маркса и пр., считают это достаточным доказательством правильности своих убеждений в области политики, религии, правил хорошего тона или спорта. Обращение к авторитетам неизбежно и оправдано, когда пользуемся словарем или ищем в учебнике дату по истории, формулу по физике или химии, поскольку ни у кого нет достаточного количества времени, чтобы досконально изучить каждый вопрос, с которым приходится сталкиваться. При этом человек доверяет конкретным сведениям источника, однако оставляет за собой право не согласиться с мнением автора. В другом случае ссылаются на авторитет, который сам себя или которого другие наделили некой непогрешимостью. Часто такая ситуация возникает в связи с политическими, социальными и религиозными проблемами. Тот, кто подверг сомнению эти суждения, объявляется еретиком или отступником. Хотя ссылка на авторитеты преследует цель достижения единомыслия и стабильности во взглядах, цель эта недостижима, потому что «авторитеты» обычно расходятся во мнениях. 3. Интуиция. Некоторые оценки и явления представляются нам «самоочевидными»: Земля плоская, а Солнце вращается вокруг нее. Плесень самозарождается в гниющих продуктах, профессора всегда правы. Впоследствии оказывается, что это не так: Земля вращается вокруг Солнца, и даже профессора ошибаются. То есть наши органы чувств нельзя считать непогрешимыми, поэтому «самоочевидные» суждения не гарантируют их истинности. 4. Научный метод. Все три описанных метода претендуют на абсолютные и окончательные ответы на любые вопросы. Однако все они могут привести к неверным выводам, поскольку человеку свойственно ошибаться и проявлять необъективность. Кроме того, ни один из этих методов не содержит в себе способа обнаружения и исправления ошибок. И научный метод не дает окончательных ответов, но он лучше сочетается с наблюдением и экспериментом. Один из основных принципов научного метода - это отказ от слепого доверия к авторитету, отказ от признания того или иного положения верным только потому, что какой-то ученый настаивает на его справедливости. Ученый всегда сохраняет некоторую долю скепсиса и требует, чтобы всякое наблюдение было подтверждено другим исследователем. Сущность научного метода состоит в постановке вопросов и поисках ответов на них, но это должны быть «научные» вопросы, вытекающие из наблюдений в природе и экспериментов, и «научные» ответы, которые могут быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Общая логическая схема научного метода такова: 1. Постановка проблемы, которая должна быть четко сформулирована. Первоисточник всех научных данных - это точное, внимательное наблюдение, сбор всех фактов, относящихся к данной проблеме, и эксперимент, свободные от предвзятого подхода и носящие по возможности количественный характер. 2. Наблюдения и эксперименты можно затем подвергнуть анализу, т.е. разложить на более простые составные части с тем, чтобы привести наблюдаемые явления в некоторую систему. 3. После этого можно вновь произвести синтез (т. е. соединение) частей и исследовать их взаимодействия. На основе этих наблюдений ученый строит гипотезу - предположение относительно природы наблюдаемого факта, о возможных связях между рядом событий или даже о существовании между различными событиями отношений причины и следствия. Именно в построении гипотез наиболее отчетливо выступают различия между учеными, и именно здесь проявляет себя истинный ученый. Способность усматривать в массе фактов нечто существенное и находить возможную основу взаимосвязи этих фактов - свойство очень редкое. Нужно подчеркнуть, что наука не движется вперед путем одного лишь накопления фактов или одного лишь выдвижения гипотез. В большинстве научных исследований оба процесса идут рука об руку: выдвигается гипотеза, делается наблюдение, гипотеза пересматривается, производится новое наблюдение и т. д. Когда наблюдения ученого не согласуются с его гипотезой, ему приходится подвергнуть сомнению либо справедливость своей гипотезы, либо точность своих наблюдений. Тогда он повторяет наблюдение, причем нередко изменяет постановку опыта, чтобы подойти к исследуемому явлению с другой стороны, или же использует иную методику. Если он вполне убеждается в том, что его наблюдение правильно, он либо отбрасывает свою гипотезу, либо вносит в нее поправки, позволяющие объяснить новое наблюдение. Каждое новое наблюдение в конечном итоге должно или находиться в согласии с гипотезой, или противоречить ей. Однако часто бывает трудно поставить эксперимент таким образом, чтобы получить четкий ответ - отрицательный или положительный. Гипотезы непрерывно совершенствуются и подвергаются дальнейшей разработке. После того как для объяснения некоторой совокупности фактов выдвинута та или иная гипотеза, из нее можно логически вывести определенные следствия. На основе этих заключений можно предсказывать результаты других наблюдений и экспериментов. Таким образом, проверка той или иной гипотезы состоит в том, чтобы выяснить, позволяет ли она делать верные предсказания. Гипотеза должна быть доступна той или иной экспериментальной проверке: из нее должны вытекать следствия, которые можно каким-то образом проверить, иначе это будет просто умозрительное заключение. Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией, принципом или законом. Называя какое-либо положение «законом», мы как бы придаем ему оттенок большей надежности и достоверности, чем тогда, когда называем его «теорией», однако часто оба эти слова употребляются как равнозначные.Теория - это «приемлемый в научном отношении общий принцип, предложенный для объяснения тех или иных явлений; анализ некоторого комплекса фактов в их идеальных взаимоотношениях». Хорошая теория связывает между собой с определенной точки зрения факты, которые раньше казались не имеющими отношения друг к другу и не могли быть объяснены на общей основе. Хорошая теория развивается; она распространяется на дополнительные факты, по мере того как они становятся известными. Она позволяет даже предсказывать новые факты и предполагать новые связи между явлениями, упрощает и делает более ясным наше понимание явлений природы. В биологии новая теория, устраняя прежние неправильные представления и указывая на новые взаимосвязи между явлениями, не только стимулирует исследования в области теоретической биологии, но и создает основу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве и родственных областях. В противоположность этому плохая теория рано или поздно приведет к нелепостям или к явным непримиримым противоречиям. Нередко случается, что на известном этапе развития наших знаний имеющиеся данные могут быть одинаково хорошо объяснены двумя или даже несколькими взаимоисключающими теориями, но с накоплением новых наблюдений и экспериментальных данных одна из них (а иногда и обе!) оказывается опровергнутой. Следовательно, научный метод состоит в том, чтобы производить точные наблюдения и сопоставлять эти наблюдения таким образом, чтобы привести наблюдаемые явления в определенную систему. Как показала практика, новые знания (особенно опережающие существующий уровень открытия, изобретения) очень трудно принимаются научной общественностью, поскольку часто низвергают «авторитеты». Обычно новое знание в умах общественности проходит три стадии: 1. Этого не может быть, так как быть не может! 2. В этом что-то есть; 3. Кто же этого не знал!
Методология биологии Научный метод
Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, - писал он, - я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно». Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» - метод и «логос» - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический (от лат.-искусство спорить, учение о всеобщих законах развития природы)и метафизический (учение о неизменности природы). Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов. К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.014 с.) |