ТОП 10:

Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.



Уникальнейшее направление отечественной философии науки, получившее название «русский космизм», создавая новую картину мира, осмысливало идею, рожденную в недрах сакральной мудрости – идею тождества микрокосма Вселенной - человека макрокосму. Микрокосм человека вбирает в себя космические энергии. Вселенной и природной стихии, органично включен в жизнь всего мироздания. Очень меткую характеристику русскому космизму дал Н. Бердяев, назвав его космоцентристским, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенные к преображению мира. В космизме важны три направления: естественно-научное (Н.А. Уемов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский), религиозно-философское (Н.Ф. Федоров) и поэтически-художественное (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин).

Космизм - это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии (платонизм).

Космос - это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Задача человечества состоит в выходе в космос, освоение его. Крылатыми стали слова Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».

Важное место в развитии русского космизма принадлежит Владимиру Ивановичу Вернадскому (1863- 1945, которого называли Ломоносовым 20 века. Он родоначальник ряда новых научных направлений в изучении Земли, биосферы, ноосферы. В центре его философских интересов были проблемы жизни, ноосферы (сфера разума) и ее взаимодействия с космическими процессами.

Вернадский отмечает следующие моменты, характерные для развития биосферы и превращения в ноосферу. Во-первых, развитие биосферы, связанное с возникновением человека, формирует на нашей планете новую геологическую силу, которая, опираясь на науку, переходит в новое состояние - в ноосферу. Во-вторых, «научная мысль как проявление живого вещества» не может останавливаться в своем движении ... проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени. В-третьих, «Человек впервые реально понял, что он житель планеты» и должен мыслить в планетарном масштабе. В-пятых, ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью. Процесс рождения ноосферы подготавливался в течение сотен миллионов и не есть кратковременное и преходящее геологическое явление лет. Такие процессы не могут быть преходящими. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, т.е. что в истории народов, населяющих нашу планету, произойдут события, которые будут способствовать этому процессу. В-шестых крахи о возможном крушении цивилизации, т.е. росте и устойчивости ноосферы, лишены обоснования. Впервые ставится задача проникновения научного знания во все человечество.

Выдающийся космист конца XIX – начала XX в. К.Э. Циолковский (1857– 1935) определял космическую философию как знание, основанное на авторитете точных наук, призывал совершенно отрешиться от всего нечестного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, т.е. математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений.

«Калужский мечтатель», как называли его современники, и «новый гражданин Вселенной», как называл он себя сам, с юности испытывал потребность создавать диковинные машины, расширяющие мощь человека и преодолевающие земные пространственно-временные ограничения. По оценкам исследователей, его учение является своеобразным сплавом естественнонаучного эволюционизма, буддийских идей и элементов теософии.

В качестве бесспорно перспективных идей Циолковского -идея о космосе как не просто о беспредельной физической среде, вместилище материи и энергии, но как о будущем поприще творчества землян. Выход в космические просторы – необходимый момент эволюции человеческой цивилизации. Идея авто-трофности – самопитания человечества, развитая Циолковским с привнесением в нее инженерного расчета, рассмотрено затем и В. Вернадским. С именем К. Циолковского связано возникновение «космической этики».

А. Чижевский (1897–1964), основатель космобиологии, придавал огромное значение синтезу наук. Ему принадлежит заслуга нового обоснования чрезвычайно плодотворной и имеющей древнейшее происхождение идеи о связи мира астрономических и мира биологических явлений. В глубине человеческого сознания, отмечал Чижевский, уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира, несомненно, связаны один с другим, и эта вера, постепенно обогащаясь наблюдениями, переходит в знание. А. Чижевский ввел понятие живого и разумного Космоса, трепета пульса Земли. Космические импульсы принизывают и обусловливают жизненные процессы на Земле. Биосферу необходимо признать местом трансформации космической энергии. Ученый был уверен, что именно космические силы являются главнейшими для развития жизни на Земле.


Сциентизм и антисциентизм.

Возрастающая роль науки и научного познания в современном мире, сложность и противоречивость данного процесса привели к двум противоположным позициям в его оценке - сциентизму и антисциентизму. Сциентизм предстает как идеология «чистой и большой науки» сторонники сциентизма утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Наука оказывается высшей ценностью и новые технические изобретения свидетельствуют, по мнению сторонников этой точки зрения о техническом развитии науки. Сциентизм нашел свое теоретическое выражение в концепции Д. Белла и Дж. Гэлбрейта, в неопозитивизме.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которая, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их враждебными подлинной сущности человека, разрушающим человеческую культуру. Антисциентизм получил выражение в экзистенциализме, теориях Франкфуртской школы, идеологии зеленых. Методологическая основа этих воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники. В современном научном познании обе позиции содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволяет более точно определить ее роль и место в современном мире. Науку при этом следует рассматривать во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Таким образом, наука как средство познания, тип духовного воспроизводства сама изучает себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, социология знания и науки, науковедение и другие. Характерная черта современного общественного развития - все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все боллеее глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом наука становится ведущей силой прогресса материального производства, во вторых, развиваясь, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)