ТОП 10:

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

1. Три аспекта бытия науки. 1

2. Предмет философии науки. 2

3. Позитивистская традиция в философии науки. 4

4. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса. 6

5. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани. 8

6. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 11

7. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 13

8. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. 14

9. Особенности научного познания. 16

10. Наука и искусство. 17

11 Наука и обыденное познание. 18

12 Роль науки в современном образовании и формировании личности. 20

13 Функции науки в жизни общества. 21

14. Преднаука и наука в собственном смысле этого слова. 22

15. Две стратегии порождения знания. 24

16. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.. 25

17. Формирование науки как профессиональной деятельности. 27

18. Возникновение дисциплинарно организованной науки. 28

19. Технологические применения науки. Формирование технических наук. 29

20. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Критерий их различения. 31

21. Структура эмпирического знания. 32

22. Структура теоретического знания. 33

23. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. 34

24. Научная картина мира. Функции научной картины мира. 36

25. Философские основания науки. 38

26. Методы научного познания и их классификация. 40

27. Проблемные ситуации в науке. 42

28. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций 44

29. Глобальные революции и типы научной рациональности. 46

30. Историческая смена типов научной рациональности. 46

31. Главные характеристики современной постнеклассической науки. 48

32. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. 50

33. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентирвоанных исследований. 51

34. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. 52

35. Расширение этоса науки в конце XX столетия. 54

36. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. 56

37. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. 57

38. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. 59

39. Сциентизм и антисциентизм. 61

40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 62

41. Наука как социальный институт. 64

42. Научные сообщества и их исторические типы. 66

43. Научные школы.. 68

44. Подготовка научных кадров45. Компьтеризация наки и ее социальные последствия. 69

45. Компьтеризация наки и ее социальные последствия. 70

46. Отношение науки и экономики. 72

47. Наука и власть. 73

48. Проблема секретности и закрытости научных исследований. 74

49. Проблема государственного регулирования науки. 75

 


Три аспекта бытия науки.

Самое развитое знание – наука. В общем понимании наука есть научение, приобретение знаний, сведений о чем-либо. Знание имеет длительную историю. Первое знание зародилось еще в Древнем Египте. Наука же возникла в 17 веке, когда произошло соединение опытного знания с математикой. Сегодня наука представляет собой сложное общественное явление, поэтому принято выделять 3 основных аспекта бытия науки:

· наука как познавательная деятельность;

· наука как социальный институт (некоторая организация);

· наука как особая сфера культуры.

Наука предполагает деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Первоначально наука возникла из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, эмпирического познания. По мере дальнейшего развития наука начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Она начинает строить теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов, которые проверяет посредством экспериментального метода.

Наука как и любая деятельность:

· имеет цель (главная – получение знаний о реальности);

· имеет конечный продукт (основной – научные знания);

· имеет методы и средства его получения;

· направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии. Любой социальный институт предполагает наличие некоторой самоорганизации и управления. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации.

С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Слово "культура" имеет два корня: культ- и ур-. Слово культ- обозначает возделывание. А корень ур- творческий принцип Вселенной. Поэтому к культуре можно относить только то, что создано человеком и направлено на развитие человека и общества. Наука – особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей, важнейшей из которых является объективная и бескорыстная истина. В своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия) и с социальными институтами общества, с ценностями и идеалами общественной системы в целом.

Итак, науку можно раскрыть с трех основных сторон как познавательную деятельность; социальный институт, регулирующий научную деятельность; и особую сферу культуры. При этом все 3 аспекта бытия науки тесно связаны друг с другом и полный анализ науки как общественного явления не может обходиться без учета этой связи.


Предмет философии науки.

Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Философии науки выделяют два подхода:

· философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки;

· философия науки как дисциплина возникла в ответ на социальную потребность осмыслить социокультурные функции науки.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:

· общего социокультурного фона эпохи;

· гносеологических, методологических исследований (гносеология – теория познания; методология – методы познания);

· моделей и концепций разработанных в рамках философии науки как направления философии.

Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют? При этом, анализируя закономерности развития научного знания, философия науки обязана учитывать историческую изменчивость науки. Ведь в процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и корректировка ранее сложившихся представлений о мире, в этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда; т.е. новая эпоха предполагает новые идеалы научности. Также от эпохи к эпохе изменяются функции науки в жизни общества. Сегодня выделяют три основные социокультурные функции науки:

· еще с XVII века – наука как мировоззрение (с этих пор ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся);

· со второй половины XIX века – технологическая функция (с этих пор наука становится производительной силой общества);

· в XX веке – функция рационализации человеческого поведения и деятельности (наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. С этих пор наука превращается в социальную силу).

Поэтому предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Сегодня философия науки уже преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук и во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре.

Философия науки не стремится нас чему-то учить, она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Ученому философия науки позволяет посмотреть на свою область знаний со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, и таким образом, расширить кругозор.

 

 


Наука и искусство

Наука и искусство – самостоятельные области культуры. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Ряд функций для науки и искусства являются общими. Это, например, такие, как:

· упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);

· воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится, прежде всего, к гуманитарным исследованиям);

· инновационная (создание новых социокультурных образцов).

Однако в искусстве в отличие от науки особенно явно проявляется ценностный характер духовной деятельности. Искусство – это форма общественного сознания, связанная с выражением опыта человека посредством художественных образов. Если цель науки – познание и знание, то цель искусства – совершенствование человека, его духовного мира.

Искусство направлено на освоение эстетических ценностей, то есть личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. Искусство преображает эти явления в художественные образы. Их восприятие – это процесс сотворчества, образования смысла, то есть значения, которое они имеют для меня, читателя, зрителя, слушателя. Искусство предполагает отражение, изображение, выражение. Изображая, искусство отражает и выражает такое понимание действительности, которое основывается на переживании. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету.

В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет). То есть обобщение в искусстве, выражение им ценностей эпохи происходит в форме единичного чувственного и личностного образа. В науке – выражается в объективном безличностном знании в форме общих законов науки.

Кроме того, язык искусства – это язык художественных образов, метафор, символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так важно для науки.

Формирование человека происходит под влиянием всех форм духовной культуры. По сути, это процесс усвоения определенных ценностей и передачи определенной суммы знаний, необходимых для жизни в современном обществе. И наука в этом процессе играет важную роль.


Наука и обыденное познание

Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. С развитием науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира.

  Наука Обыденное сознание
Содержание, значение наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта отражает предметы, сложившиеся в конкретных исторических способах и видах практического действия
Средства, язык естественный и специализированный (искусственный) языки - точность - подходит для описаний объектов, не освоенных практической деятельностью - постоянно развивается - оказывает воздействие на повседневный язык естественный (обыденный) - нечеткость, многозначность - описывает только опосредованные практикой объекты
орудия познания специальная научная аппаратура (измерительные инструменты, приборные установки ...), позволяющая экспериментально изучать новые типы объектов орудия, применяемые в производстве и быту
Объект объект формируется в процессе объединения накопленных знаний в целую развивающуюся систему с целью получения нового знания; на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшегопрактического освоения действительности объект формируется в повседневной практике
Характеристика полученных знаний - систематизированы - достоверность определяется: - экспериментальным путем - выводимостью одних знаний на основе других, истинность которых уже доказана - несистематизированные - достоверность определяется непосредственным применением в производственной и повседневной практике
Метод требует осознание метода посредством которого исследуется объект; наряду со знанием об объекте наука формирует знания о методе приемы являются часть повседневного опыта, их совокупность не осознается субъектов в качестве метода познания
Подготовка к исследованию требуется особая подготовка познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами особой подготовки не нужно, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности
Ценностные ориентации и установки ценность истины и новизны: - истина воспринимается как высшая ценность науки - ценность новизны определяется запретом на плагиат научная честность при изложении результатов исследований для обыденного познания соблюдение установок научного познания необязательно
Способ передачи знания   носит в основном бесписьменный характер (пословицы, поговорки)

12 Роль науки в современном образовании и формировании личности

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она вне­дряется и в базисные основания отношений самих людей. Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образо­вательного процесса лежат научная картина мира и научно обоснован­ные подходы. Роль науки в образовании распространяется на все ком­поненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, прин­ципы, формы и методы. Образовательный про­цесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с нау­кой.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Целостный процесс образования должен служить интересам об­щества и личности. В нем присутствует ком­понента обучения, компонента передачи и сохранения традиций, твор­ческая компонента, предполагающая развитие эвристической и поис­ковой деятельности. Образование – процесс непрерывный, который проходит через свои институциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей.

Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценно­стям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание. Образова­ние обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и техни­ке диктуют необходимость изменений образовательной системы, опи­рающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной тех­ники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.

Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образо­вательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано науч­ное и духовное содержание. В настоящее время говорят о поликуль­турном образовательном пространстве, весьма актуальном для мно­гонациональной России. Утверждается личностно-ориентированная мо­дель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следу­ющих уровней: операционального, межоперационального, тактичес­кого, стратегического, глобального. Первый – предполагает освоение логики учебного предмета, второй – совокупности дисциплин данно­го учебного курса, третий – отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин. Четвертый – ставит задачи ин­тегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности. И, последний, глобальный уровень свидетельствует о сущностном ядре личности, предстающей как ре­зультат интегрального и направленного образовательного процесса.


Функции науки

Наука выполняет следующие основные функции:

1) Познавательная- имеет целью дать знания о предметах и явлениях окружающего мира и представить их в форме научных понятий, суждений, гипотез, теорий.

2) Объяснительная- призвана охарактеризовывать явления и события объективной действительности.

3) Практическая - направлена на создание новых орудий, машин, технологий, методов, которые позволяют изменять действительность в соответствии с интересами человека.

4) Мировоззренческая- способствует созданию научной картины мира на основе обобщения знаний естественных и общественных наук.

5) Прогностическая - призвана формировать представления о характере будущего развития явлений и событий окружающего мира.


Философские основания науки

Философское обоснование осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также её идеалы и нормы.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, ещё не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями её культуры. Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений, исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки гетерогенны. Они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов её решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, её традиций, её образцов деятельности и т. п.). Оно осуществляется путём выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определённой области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учёными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки. В историческом развитии естествознания особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований науки, сыграли выдающиеся естествоиспытатели, соединившие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.).
Гетерогенность философских оснований не исключает их системной организации. В них можно выделить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т. п.), во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т. п.).

бе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области.

 


Проблемные ситуации в науке

Гносеологическая цепочка: вопрос-проблема-гипотеза-теория скрепляет развивающееся научное знание. Проблема, в самом общем смысле, понимается как знание о незнании. Проблема — это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Однако познающий субъект находится не только в проблемной ситуации «знания о незнании», он пребывает и в допроблемной ситуации — «незнания о незнании». Эта стадия покрывает собой все реалии обыденной жизнедеятельности. Методологи говорят, что формированию собственно проблемной ситуации предшествует этап предпроблемной ситуации, когда в поле зрения попадают явления, вызывающие удивление.

Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т.е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов, с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситуации указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования и культивируют эвристический поиск.

Проблемные ситуации бывают глобальные и локальные. Проблемные ситуации глобального характера вызывают трансформацию мировоззренческих ориентаций.

В связи с этим современная философия науки осознает в качестве глобальной проблемную ситуацию, связанную с заменой представлений о линейном детерминизме и принудительной каузальности, нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, случайность, стохастические взаимодействия. Вселенная, понимаемая в контексте механистического мировоззрения как «точный часовой механизм», как «гигантская заводная игрушка», перестала восприниматься удовлетворительно. Современный мир нестабилен, он связан с неопределенностью и неоднозначностью будущего, но он также требует своего научного изучения.

Другой, менее масштабной, т.е. локальной проблемной, ситуацией считается напряжение между рациональностью и сопровождающими ее внерациональными формами постижения действительности. Слепая вера в рациональность осталась в прошлом, как образец классического естествознания. Сейчас для ученых актуальны дискуссии по поводу открытой рациональности, впускающей в себя интуицию, ассоциацию, метафору, многоальтер-нативность и древние способы освоения действительности.

Интеллектуальный процесс, рожденный проблемными ситуациями, направляется на организацию поиска решения.

Важная роль для преодоления проблемных ситуаций принадлежит точности репрезентаций — т.е. представления объекта понятийным образом. Репрезентация может быть формальной, а может быть и интуитивной. В последнем случае вы схватываете основные характеристики, особенности поведения и закономерности объектов, не проводя дополнительных или предварительных логических процедур. Формальная репрезентация требует тщательно проведенных процедур обоснования и экспликации (уточнения) понятий, их смыслового и терминологического совпадения. Два вида репрезентаций предлагают универсальный исторический контекст, т.е. связывают проблемы, волновавшие древнейших античных и современных мыслителей.

 


Сциентизм и антисциентизм.

Возрастающая роль науки и научного познания в современном мире, сложность и противоречивость данного процесса привели к двум противоположным позициям в его оценке - сциентизму и антисциентизму. Сциентизм предстает как идеология «чистой и большой науки» сторонники сциентизма утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Наука оказывается высшей ценностью и новые технические изобретения свидетельствуют, по мнению сторонников этой точки зрения о техническом развитии науки. Сциентизм нашел свое теоретическое выражение в концепции Д. Белла и Дж. Гэлбрейта, в неопозитивизме.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которая, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их враждебными подлинной сущности человека, разрушающим человеческую культуру. Антисциентизм получил выражение в экзистенциализме, теориях Франкфуртской школы, идеологии зеленых. Методологическая основа этих воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники. В современном научном познании обе позиции содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволяет более точно определить ее роль и место в современном мире. Науку при этом следует рассматривать во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Таким образом, наука как средство познания, тип духовного воспроизводства сама изучает себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, социология знания и науки, науковедение и другие. Характерная черта современного общественного развития - все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все боллеее глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом наука становится ведущей силой прогресса материального производства, во вторых, развиваясь, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

 


Научные школы

Внутри науки существуют научные сообщества,функционирующие как орга­низованная и управляемая научная структура, объединенная исследователь­ской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как прави­ло, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классичес­кие» научные школы (научные сообщества) и современные. «Классические» научные школы воз­никли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно–исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда им на смену пришли современные, или «дисциплинарные», научные школы. В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили фун­кции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы, программы. Когда же научно–исследовательская дея­тельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисцип­линарная» научная школа превращалась в научный коллектив.Творческие коллективы могли функционировать и на междисциплинарной основе. Для эффективного решения поставленной задачи члены коллектива подразделя–лись на проблемные группы. И если научный коллектив мог включать в себя ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, то для научных школ такая ситуация немыслима. Ученые – члены научной шко­лы – объединены общими идеями и убеждениями. Это, бесспорно, едино­мышленники, которые группируются вокруг лидера – генератора идей. На­учные школы могут сливаться в научные направления, а сами направления зачастую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на различия, научные сообщества, школы и научные коллективы представляет собой оп­ределенного рода порождающие системы, обеспечивающие процесс фор­мирования и развития нового знания.

Научные сообщества несут ответственность за ценность науки, ее эффективное функционирование, за расширение научного знания.


44. Подготовка научных кадров
45. Компьтеризация наки и ее социальные последствия

Компьютеризация - процесс проникновения современной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия индивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения ин формации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой системы «человек - машина».

В конце XX в. научно-техническая революция (НТР) вступила в стадию «компьютерной революции». Компьютеризация - один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новым уровень:

- компьютерное моделирование позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;

- активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;

- создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, чт







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.02 с.)