Методы научного познания и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы научного познания и их классификация



Метод (греч. metodos)– «путь к чему-либо». Методология науки исс-ет структуру и развитие науч. знания, средства и методы науч. иссл-ия, способы обоснования его результатов, мех-мы и формы реализации знания в практике. Метод сводится к совокупности опр-ых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, кот. ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении опр-го результата в данной сфере деят-ти. Осн. функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

В совр. науке достаточно успешно «работает» многоуров­невая концепция методологического знания

I. Философские методы, (наиболее древними явл. диалектический и метафизический). К их числу также аналитический (хар-ый для совр. аналитической философии), интуитивный, феноменологичес­кий, герменевтический (понимание) и др. ФМ зада­ют лишь самые общие регулятивы исс-ия, его генеральную стра­тегию, но не заменяют спец. методы и не опр-ют окон-ый результат познания прямо и непосредственно. Ошибочные общие исх. установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафиз. взгляду на сущность изучаемого объекта».

Важная задача диалектико-материалистической методо­логии состоит в разработке всеобщего способа деят-ти, в разви­тии таких категориальных форм, кот. были бы макс. адек­ватны всеобщим законам сущ-ния самой объективной действи­тельности. Чтобы стать методологическим принципом, всеобщие диалектические положения должны при­нять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, ко­т. (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют спо­соб действия субъекта в познании и изменении реального мира.

От­клонения от пути к истине и возникновение заблуждений - объективизм и субъективизм (в многообразных своих фор­мах); односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущности или под­мена ее второстепенными, несущественными моментами; абстракт­ный подход к предмету без учета определенных условий места, вре­мени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение.

Не потерял своей актуальности (особенно в соц.-гум. науках) принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бы­тие определяет общественное сознание» и сводится к следующим ос­новным положениям:

1.Основа жизни общества — общественное бытие людей («индуст­рия», материальное производство, экономика, труд).

2.Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

3.Общественное сознание получает относительную самостоятель­ность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказы­вает обратное активное воздействие на развитие общественного бы­тия.

4.Развитие общества есть естественный поступательный процесс раз­вертывания общественно-экономических формаций, который со­вершается по объективным законам.

5.Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные орга­низации и т. п.).

II. Общенаучные подходы и методы исследования. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методо­логии» между философией и фундаментальными теор.-методо­л-ми положениями спец. наук. К общенаучным поня­тиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «ве­роятность» и др. Хаар-ми чертами общенаучных понятий явл., «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, призна­ков, понятий ряда частных наук и философских категорий; возможность (в отличие от последних) их формализации, уточ­нения средствами матем. теории символической логики.

Если фил. категории воплощают в себе предельно воз­можную степень общности — конкретно-всеобщее, то для общенауч­ных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинако­вое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средства­ми. На основе общенаучных понятий и концепций форм-ся со­от-щие методы и принципы познания, кот. и обеспечива­ют связь и опт-ое взаимодействие философии со спец.-научным знанием и его методами. Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — тео­рия самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «неопределенность», «нестабильность», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, осо­бенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопере­ход философского и частнонаучного знания (а также соответствую­щих методов).

Ш. Частнонаучные методы — совокупность способов, принци­пов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме дви­жения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специ­фической предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как резуль­тат сочетания элементов различных уровней методологии), нацелен­ных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое приме­нение эти методы нашли в реализации комплексных научных про­грамм.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен огра­ничивать методы своего мышления одной-единственной философи­ей». Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство».


Проблемные ситуации в науке

Гносеологическая цепочка: вопрос-проблема-гипотеза-теория скрепляет развивающееся научное знание. Проблема, в самом общем смысле, понимается как знание о незнании. Проблема — это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Однако познающий субъект находится не только в проблемной ситуации «знания о незнании», он пребывает и в допроблемной ситуации — «незнания о незнании». Эта стадия покрывает собой все реалии обыденной жизнедеятельности. Методологи говорят, что формированию собственно проблемной ситуации предшествует этап предпроблемной ситуации, когда в поле зрения попадают явления, вызывающие удивление.

Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т.е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов, с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситуации указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования и культивируют эвристический поиск.

Проблемные ситуации бывают глобальные и локальные. Проблемные ситуации глобального характера вызывают трансформацию мировоззренческих ориентаций.

В связи с этим современная философия науки осознает в качестве глобальной проблемную ситуацию, связанную с заменой представлений о линейном детерминизме и принудительной каузальности, нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, случайность, стохастические взаимодействия. Вселенная, понимаемая в контексте механистического мировоззрения как «точный часовой механизм», как «гигантская заводная игрушка», перестала восприниматься удовлетворительно. Современный мир нестабилен, он связан с неопределенностью и неоднозначностью будущего, но он также требует своего научного изучения.

Другой, менее масштабной, т.е. локальной проблемной, ситуацией считается напряжение между рациональностью и сопровождающими ее внерациональными формами постижения действительности. Слепая вера в рациональность осталась в прошлом, как образец классического естествознания. Сейчас для ученых актуальны дискуссии по поводу открытой рациональности, впускающей в себя интуицию, ассоциацию, метафору, многоальтер-нативность и древние способы освоения действительности.

Интеллектуальный процесс, рожденный проблемными ситуациями, направляется на организацию поиска решения.

Важная роль для преодоления проблемных ситуаций принадлежит точности репрезентаций — т.е. представления объекта понятийным образом. Репрезентация может быть формальной, а может быть и интуитивной. В последнем случае вы схватываете основные характеристики, особенности поведения и закономерности объектов, не проводя дополнительных или предварительных логических процедур. Формальная репрезентация требует тщательно проведенных процедур обоснования и экспликации (уточнения) понятий, их смыслового и терминологического совпадения. Два вида репрезентаций предлагают универсальный исторический контекст, т.е. связывают проблемы, волновавшие древнейших античных и современных мыслителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.223.223 (0.022 с.)