Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития



До настоящего времени в истории человечества существовало два типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный.

Традиционное общество отличается иерархической социальной структурой, нередко жестким соподчинением социальных групп. Такие общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Здесь может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели, технологии могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи средневековья – все это примеры традиционных обществ.

Техногенной цивилизации предшествовали две мутации традиционных культур. Это - культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья. Синтез их достижений в эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, техногенной цивилизации. Сам техногенный тип цивилизационного развития возник примерно в XIV веке в европейском регионе, поэтому часто его называют расплывчатым словом “запад”. Техногенная цивилизация основана она на научно-техническом развитии, прогрессе технологий, вызывающих быстрое изменение среды, непосредственно окружающей человека, ускоренное изменение социальных связей, способов общения, типов социальных общностей.

Из выделенных и описанных Арнольдом Тойнби 21 цивилизации, большинство принадлежало к традиционалистскому типу. Традиционные общества не исчезли с появлением техногенной цивилизации. Они сосуществовали с ней, взаимодействовали и изменялись под ее влиянием. Многие из них были поглощены ею, другие становились на путь модернизации и постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности (таким был путь Японии, России, Китая, Индии, Аргентины и Бразилии в XX веке). Контрастное различие двух типов жизнеустройства обусловлено различием их базисных ценностей. Это особое понимание человека, деятельности, природы, власти и силы, личности, рациональности, традиций и инноваций. Базисные системы ценностей двух культур радикально различаются, и в соответствии с ними возникают различные способы социализации, воспитания и обучения.

В общем виде систему ценностей, характерную для традиционалистского типа цивилизационного развития можно представить следующими тезисами:

· человек здесь подчинен судьбе, традиции, он не проявляет инициативы, созерцает природу;

· приветствуется деятельность по традиции, по обычаю, отклонение от обычая – аномалия;

· утверждается ценность прошлого, которому надо подражать;

· природа понимается как живой организм, малой частицей которого является человек;

· индивидуальность человека здесь подавляется. Личность определяется через ее включенность в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения;

· здесь подавляются инноваций, которые ограничиваются традицией;

· характерен медленный темп развития, консерватизм;

· религия и обычай находятся выше знания;

· власть понимается как непосредственное управление человеком.

Для техногенного же типа цивилизационного развития характерны следующие ценности:

· человек рассматривается как деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти;

· утверждается ценность преобразующей, творческой деятельности;

· как одна из ценностей отмечается движение к будущему, несущему новые завоевания и перемены;

· природа рассматривается как неограниченный источник материалов и ресурсов;

· утверждается идеал свободной индивидуальности, которая может перемещаться между общностями, обладая равными правами с другими;

· отмечается ценность индивидуальных свобод и прав человека;

· ценность инноваций и прогресса, которые обуславливают высокий темп развития;

· успех деятельности связывается со знанием о законах объекта. Таким образом, утверждается ценность науки. Наука влияет на все другие формы культуры;

· ценность власти и силы рассматривается как возможность управлять природными и социальными объектами.

Таким образом, техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни. И то, что мы называем сегодня процессом глобализации, является продуктом экспансии техногенной цивилизации, вызвавшей целые эпохи модернизации традиционных обществ.

Однако из этого не следует, что техногенная цивилизация – это навечно, и что именно при ней будет обретено всеобщее счастье и благополучие. Наоборот, именно эта цивилизация создала все нынешние глобальные кризисы, и существует связь между базисными ценностями техногенной цивилизации и современными глобальными кризисными явлениями. Сегодня исследователи отмечают, что техногенная цивилизация исчерпала себя. Так как она исчерпала резервы своего роста. И человечеству предстоит переоценка нынешних ценностей, при этом новая система ценностей не будет ни простым продолжением техногенной, ни возвратом к традиционной системе. Это будет нечто третье. И потому сегодня особое значение приобретает диалог культур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.006 с.)