Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические применения науки. Формирование технических наук

Поиск

«Техника» – от древнегреческого «techne» – умение, мастерство, искусство плот­ника, строителя и т.д., другими словами, − любое человеческое мас­терство: как ремесленное, так и художественное, направленное на про­изводство того, что не способна произвести природа. В современной литературе, рассматривая вопрос о соотношении науки и техники, выделяют следующие основные подходы:

1) техника рассматривается как прикладная наука;

2) развитие науки и техники рассматриваются как автоном­ные, но скоординированные процессы;

3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппара­тов и инструментов;

4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в техни­ческой практике не было, но оно характерно для современных тех­нических наук.

Исследователями выделяются четыре основных этапа в развитии технических знаний. Пер­вый этап − донаучный, когда последние существовали как эмпири­ческое описание предмета, средств трудовой деятельности человека и способов их применения. Он охватывает длительный промежуток вре­мени, начиная с первобытно-общинного строя и кончая эпохой Воз­рождения. В этот период естественнонаучные и технические знания развива­лись параллельно, без непосред­ственной и постоянной связи между собой.

Второй этап в развитии технического знания − зарождение техни­ческих наук − охватывает промежуток времени начиная со второй по­ловины XV в. до 70-х гг. XIX в. Здесь для решения практических задач начинает привлекаться научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание (призванное непосредственно обслуживать производство), формируются принци­пы и методы его получения и построения. Второй этап в развитии технического знания расчленяется на два подэтапа. Первый подэтап (вторая половина XV в. − начало XVII в.) − это становление экспериментального метода на основе соединения на­уки и практики. Наука проникает в прикладную сферу, но техничес­кое знание еще не приобретает статуса научной теории, поскольку еще не сформировались окончательно теоретические построения естествен­ных наук, основанные на эксперименте.

Второй подэтап (начало XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) характеризует­ся тем, что появление новых научных теорий в естествознании (преж­де всего в механике) создало необходимые предпосылки для появле­ния технической теории. Поэтому в этот период технические знания также начинают приобретать теоретический характер. Фундаменталь­ное значение естественных наук в становлении научного технического знания определялось тем, что они раскрывали сущность, описывали явления и процессы, применявшиеся в производственной технике, и брали на вооружение формальный математический аппарат для коли­чественного расчета структурных элементов технических устройств, происходящих в них явлений и процессов.

Третий этап в истории технических наук, который может быть назван «классическим», начинается в 70-е гг. XIX в. и продолжается вплоть до середины XX в. Наука не только стала обеспечивать по­требности развивающейся техники, но и опережать ее развитие, фор­мируя схемы возможных будущих технологий и технических систем.

В это время технические науки представляют собой сформировав­шуюся область научного знания со своим предметом, особыми теоре­тическими принципами, специфическими идеальными объектами. Ряд дисциплин уже обеспечен эффективным математическим аппаратом. Происходит дифференциация технического знания, складываются ус­тойчивые, четкие формы взаимосвязи естествознания и технических наук.

Четвертый − «неклассический» − этап развития технических наук начинается с середины XX в. На этом этапе в результате усложнения проектирования объектов инженерной деятельности формируются ком­плексные научно-технические дисциплины − эргономика, системо­техника, дизайн-системы, теоретическая геотехнология и т. д. Характерной особенностью современных технических наук явля­ется регулярное, систематическое и целенаправленное применение научных знаний в технической практике. При этом происходит как «специализация техники», так и «технизация науки».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.005 с.)