Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Карл Поппер считал одной из главных проблем разграничение науки и ненауки. Каким образом можно определить границы между наукой и ненаукой? Ведь наука часто ошибается, а псевдонаука может случайно натолкнуться на истину. В качестве критерия демаркации (разграничения) Карл Поппер выдвинул принцип опровержимости (фальсифицируемости) теорий, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием – ненаучна. Неопровержимость представляет собой не достоинство теории, а скорее ее порок. Поэтому, анализируя научные данные, нужно обращать внимание не на подтверждение теории, а на ее опровержение. Ведь подтвердить фактами можно любую теорию, поскольку соответствующие факты можно подобрать всегда. Поэтому необходимо найти факты опровергающие теорию. Хорошая теория должна давать факты опровержения. И чем лучше теория, тем больше в ней запретов, то есть хорошая теория применима только в определенных условиях. Истина объективно существует, но, в силу предположительного характера любого знания, в принципе недостижима; а если мы случайно и наткнемся на нее, то никогда не будем знать об этом. Поэтому мы учимся тогда, когда мы понимаем, сколь многого еще не знаем. Карл Поппер впервые предложил динамическую модель науки. Согласно его концепции, наука – динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. При этом объем знаний возрастает по экспоненте. Теории всегда остаются лишь необоснованными рискованными предположениями и наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею. То есть прогресс науки состоит не в накоплении знания, а в возрастании глубины и сложности решаемых нами проблем. Таким образом научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой. При этом любопытство – главная движущая сила науки. Итак, основные положения концепции Карла Поппера заключаются следующем: · истинность научного знания установить нельзя, но можно обнаружить его ложность; · теория научна, если присутствует возможность ее опровержения; · новая теория всегда является результатом критики старой теории; · максимально правдоподобной будет теория, дающая полное и исчерпывающее знание о мире; · развитие знания представляет собой переход от одних проблем к другим, более глубоким; · механизмом этого развития является метод проб и ошибок, предложений и опровержений. В итоге концепция Карла Поппера предполагает конкуренцию теорий. Концепция Импре Лакатоса предполагает конкуренцию научно-исследовательских программ. По Лакатосу, основной методологической единицей анализа научного знания является «исследовательская программа», структура которой состоит из ряда компонентов: · «жесткое ядро» включает условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы (основные положения, законы, принципы); · «защитный пояс» состоит из вспомогательных гипотез, которые обеспечивают сохранность «жесткого ядра» от опровержений. В случае столкновения с контраргументами он может быть модифицирован или даже полностью заменен. В исследовательской программе есть нормативные правила, указывающие на перспективные пути дальнейшего исследования и тупиковые, которые следует избегать. В зрелой науке благодаря этим нормативам происходит смена в рамках одной исследовательской программы, что обеспечивает единство и преемственность связанных теорий. Лакатос полагает, что теории никогда не фальсифицируются. Поскольку при достаточной находчивости можно долго защищать любую теорию, да и эксперимент в будущем может быть сам опровергнут. Исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей. Исследовательская программа прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, то есть если она с успехом предсказывает новые факты. Исследовательская программа регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а она только дает им запоздалые объяснения. Только тогда, когда будет разрушено «жесткое ядро» программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Итак, Импре Лакатос считал, что сменяют друг друга не отдельные теории, а научно-исследовательские программы, каждая из которых состоит из пучка теорий. У них у всех имеется общее ядро, но различные защитные пояса. Поэтому следует четко различать вариацию теорий в рамках одной и той же научно-исследовательской программы от смены самих научно-исследовательских программ. Как правило, в рамках одной и той же научно-исследовательской программы работает множество ученых. Развиваемые ими теории различны, но у всех них имеется общее ядро.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.008 с.) |