Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.



Томас Кун выдвинул концепцию исторического развития научного знания. Ключевыми понятиями его концепции являются: парадигма, нормальная наука, научная революция.

Греческое слово "парадигма" обозначает некоторое образцовое знание. У Куна под парадигмой понимается теория, концепция, точка зрения, которую разделяют большинство ученых в определенный период времени. Такими парадигмами в разное время являлись: геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона; теория относительности Эйнштейна; теория атома Бора. Парадигмы воплощают в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений природы. Парадигма воспринимается в процессе обучения и выполняет две функции: запретительная – все, что не согласуется с парадигмой отвергается; направляющая – парадигма стимулирует исследования в определенном направлении. В составе парадигмы 4 элемента: основные законы; концептуальные модели или общие представления о том, что исследует наука; ценностные установки; образцы решения стандартных проблем. В рамках парадигмы происходит нормальное развитие науки, когда в рамках существующих теорий доказываются новые теоремы, открываются новые явления. Поэтому науку, развивающуюся в рамках парадигмы, Кун назвал "нормальной наукой". Он полагал, что именно такое состояние является для науки обычным и наиболее характерным. Кун считал, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и не ставят вопроса об их проверке. Они всегда надеются, что возникающие расхождения теории с фактом со временем будут устранены. Однако постепенно накапливаются факты, которые в парадигму не укладываются. Это приводит к падению доверия к парадигме и наступлению кризиса. Научное сообщество распадается на группы, часть которых остается верной парадигме, а другая часть начинает выдвигать гипотезы. Когда одна из гипотез доказывает свою способность справиться с возникшими противоречиями, сообщество формулирует новую парадигму. Смену парадигм Кун называл научной революцией. В результате отбрасывается все то, что было получено на предыдущем этапе, и работа науки начинается заново. Кун считал, что парадигмы несоизмеримы, поскольку их понятия принципиально отличаются друг от друга.

При этом следует отметить, что новая парадигма выбирается не на рациональной основе. Ее победа зависит от случайностей, особенностей культуры и социально-психологических обстоятельств. Часто смена парадигм происходит "естественным" путем, то есть когда вымирают сторонники старой парадигмы, торжествует новая. Кун рассматривал науку как специфическую деятельность научных сообществ. Он подчеркивал, что для ученого главным является признание научного сообщества. Поэтому Кун считал, что ни одна теория не может быть освобождена от присущего ей социологического и психологического содержания.

Научные революции Кун разделил на: дисциплинарные; комплексные; глобальные.

Итак, Томас Кун признавая изменчивость знания, отрицает возможность соизмерения парадигм, потому что каждая из них представляет собой борьбу с различного рода головоломками. Принципиально значимым в концепции Куна является положение о том, что ученый в своей деятельности ориентируется на психологические и социокультурные компоненты.

Пауль Фейерабенд сформулировал тезис о несоизмеримости теорий. Он полагал, что сравнение теорий невозможно. Поскольку для них характерны принципиально различные понятия. А если невозможно сравнивать теории, то нельзя их и критиковать. Следовательно все допустимо и все оправдано. При этом Фейерабенд не только признавал изменчивость знания, но и выступал за всемерное размножение теорий (принцип "пролиферации"). Чем больше теорий, тем меньше догматизма и тоталитаризма. Любая теория имеет право на существование и на что-нибудь сгодится. Каждый волен изобретать собственную концепцию, не обращая внимания на противоречия и критику. Ученые должны стремиться создавать альтернативные теории, несовместимые с уже существующими. Эти теории критикуют друг друга и таким образом развивается наука. При этом в силу несоизмеримости теорий установить их иерархию нельзя. В результате совокупность теорий образует хаос – неупорядоченное целое. Поэтому Фейерабенд полагал, что содержание его концепции передается выражением «Эпистемологический анархизм», подразумевая, что анархизм отрицает иерархизм. Динамика знания состоит в нарастании хаотического потока теорий, которые, строго говоря, даже сосчитать невозможно. Деятельность ученого не подчинена рациональным нормам, поэтому развитие науки по Фейерабенду иррационально. Новые теории побеждают вовсе не потому, что они лучше объясняют мир, а благодаря сторонникам и пропаганде. Соответственно наука ничем не отличается от идеологии, мифа, магии, религии. Фейерабенд считал, что науку следует отделить от государства. Тогда научные идеи и теории уже не будут навязываться каждому члену общества.

Итак, Фейерабенд, исходя из принципапролиферации и несоизмеримости теорий, создал концепцию «Эпистемологического анархизма». Он считал, что чем больше теорий, тем лучше.

С точки зрения Майкла Полани – автора концепции "личностного знания" – существует некое скрытое, опирающееся на неосознанные ощущения, слабо поддающееся прямому выражению и потому сугубо личностное знание. А уже над ним возвышается в фокусе сознания хорошо передаваемое формальными средствами явное знание. Поэтому Полани считает, что для развития науки формальных средств недостаточно. Ведь наука делается людьми, овладевшими соответствующими знаниями и умениями познавательной деятельности, мастерством познания, а они не поддаются исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. То есть неявное личностное знание нельзя выразить в явной форме (например, в виде текстов и диаграмм), но оно является главной составляющей деятельности ученого. Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству.

Таким образом, Полани считал, что не все можно выразить на «языке науки». Не все научные результаты можно перевести на язык слов, многое передается непосредственно от учителя к ученику. Поэтому главная идея его концепции заключается в том, что в научном познании следует различать:

· знание центральное, явное, которое носит интерперсональный характер и может передаваться без личных связей;

· периферийное, «неявное», неосознаваемое знание, которое проявляется в практической деятельности (включая научную) и передается только путем личных контактов (как правило, в результате обучения).

Следовательно люди, делающие науку не могут быть отделены от производимого ими знания. Полани ввел термин «научное сообщество». Он особо подчеркивал личностный характер познания и в связи с этим необходимость для ученого социальных и культурных условий, обеспечивающих свободу научных связей и сохранение научных традиций. В целом, концепция Полани утверждает неизбежность включения субъективного фактора (личностных оценок, ценностных ориентиров и т.д.) в познавательный процесс и невозможность отделения науки от окружающего ее культурно-исторического и социального контекста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.006 с.)