Основания науки. Идеалы и нормы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания науки. Идеалы и нормы исследования



Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет соб­ственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму дея­тельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как соци­альный институт.

К основаниям науки относят фундаментальные принципы, поня­тийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тог­да, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную кар­тину мира, следовательно, научная картина мира является фундамен­тальным основанием науки. В настоящее время помимо естественных, общественных и технических наук различают науку теоретичес­кую и экспериментальную, фундаментальную и прикладную. Говорят о большой науке, твердом ядре науки, о науке переднего края, подчер­кивая ее гипотетичность. Наука сегодня развивается с учетом глубо­кой специализации, а также на стыках междисциплинарных облас­тей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают опреде­ленным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философ­ские основания.

Научное развитие пред­полагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумуля­тивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о не­соизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга те­ории не связываются логически, а используют разнообразные прин­ципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения. Заявившая о себе в настоящий период позиция теоретического и методологического плюрализма провозгла­шает, что множество равноправных типов знания есть реальность, ко­торая свидетельствует о развитии как науки, так и личности. Периоды борьбы альтернативных теорий — самые плодотворные периоды. Ис­токи альтернативных концепций коренятся в различных мировоззрен­ческих и методологических позициях ученых.

Перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины. Мо­жет происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина транслирует изменение своих оснований на другие смежные или даже весьма отдаленные дисциплинарные области. Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.

Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяс­нения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованно­сти знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Иде­алы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специ­фики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связа­ны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли пра­вомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познаватель­ного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реа­лизуется как предельно-совершенное состояние, как, например, иде­ал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использова­ния науки.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформаци­ям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец зна­ния. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как на­пример, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский про­цесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и форму­лировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необхо­димо научное исследование. В этом суть требования прогрессивного сдвига и решения проблемы. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция си­стематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценнос­тей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-тео­ретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выпол­няют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельно­сти. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и на­кладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в са­мой тактике построения научного исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.004 с.)