ТОП 10:

Научные сообщества и их исторические типы.



1. Из вопроса №1 извлечь описание науки как социального института.

Наука как социальный институт осмысливается в двух аспектах:

1. Как совокупность норм и правил поведения, основанных на требованиях научного этноса.

2. Как совокупность учреждений и связанных с ними ролей и статусов.

Выделяют и виды научных учреждений:

1. Исследовательские (НИИ, лаборатории).

2. Образовательные (университеты, академии).

3. Вспомогательные (экспериментальные заводы по научному оборудованию).

4. Просветительские.

Научные сообщества рассматриваются в 4 аспектах:

· Глобальный – объединение всех ученых мира;

· Совокупность ученых одной страны национальное НС.

· Объединение ученых одной специализации;

· Дисциплинарная структура, объединяющая ученых.

Функции научного общества:

· Конкретизация предмета исследования.

· В составе НС разрабатываются нормы научной аргументации и требования к доказательствам.

· Осуществляет накопление научной информации ее трансляцию.

· В рамках НС вырабатывается парадигма.

Негативным моментам деятельности НС является их зачастую узкая специализация, которая ограничивает кругозор ученого и препятствует научной коммуникации.

Образование НС в форме социальных институтов предполагает одновременное осуществление двух процессов – достижение когнитивного единства и институционального.

Этапы когнитивного процесса:

1. Осуществление научного поиска.

2. Организации и определение поисковых методов, паттернов и способов систематизации научного знания.

3. Оформление научной специализации.

4. Оформление дисциплинарной структуры науки.

5. Появление междисциплинарных комплексов.

Этапы институционального процесса (социальной организации).

1. Оформление научного направления.

2. Оформляется научная специализация.

3. Оформление научной дисциплины.

4. Появление профильных научных организаций (кафедры, НИИ).

 

В истории науки выделяются следующие этапы организации НС:

Античность.Возникают следующие научные сообщества:

· Пифагорейский союз, где ставилась цель спасения души, а его участники делились по акуснатиков и математиков.

· Академия Платона.

· Ликей Аристотеля. Эта школа получила название перипатетиков (что означает «прогуливающиеся»).

· Школа Эпикура «Сад».

Средневековье.Появление университетов (с 12в).

Возрождение. Появление академий.

Новое время и Эпоха Просвещения.Появление не формальных НС организованных по дисциплинарному принципу.

19 век. Происходит объединение теоретического и эмпирического знания в университетах, а к концу 19 в. появляются лаборатории при заводах и фабриках.

20 век. Появляются научно-исследовательские институты, технопарки, академ. городки и т.п.

 

Все научные сообщества в локальном понимании делятся на 2 вида :

1) официальные (кафедры, лаборатории, НИИ) и неофициальные среди которых выделяют исследовательские группы.

2) Научные традиции – это межпоколенческая малая группа, объединенная общим видением предметной и методологической сферы и работающая на основе давних традиций в этой области.

На основе научных традиций оформляются научные школы, оплотом которых

является научный руководитель - широко признанный, авторитетный ученый, который наряду с продолжением традиции является автором крупных новаций.

Научный руководитель выполняет 4 важнейшие функции:

Определяет проблемное поле исследования.

Планирует и распределяет научную работу.

Контролирует процесс и результат.

Транслирует полученные знания, выполняя представительскую функцию.

 

Каждая научная школа обязательно должна выполнять 3 функции :

1. Исследовательская.

2. Образовательная.

3. Траслирующая (представление полученных результатов на разных уровнях, отстаивание в научных дискуссиях своей оригинальности).

В совершенной науке различают 2 вида научных школ:

1. Классические (возникают на базе университетов и имеют долгую традицию).

2. Современные – возникают на базе НИИ и носят проблемный характер (существуют в то время, когда необходимо решение данной проблемы).

Научным сообществом противопоставляются эпистемические сообщества, которые объединяют представителей паранаук.


Научные школы

Внутри науки существуют научные сообщества,функционирующие как орга­низованная и управляемая научная структура, объединенная исследователь­ской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как прави­ло, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классичес­кие» научные школы (научные сообщества) и современные. «Классические» научные школы воз­никли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно–исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда им на смену пришли современные, или «дисциплинарные», научные школы. В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили фун­кции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы, программы. Когда же научно–исследовательская дея­тельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисцип­линарная» научная школа превращалась в научный коллектив.Творческие коллективы могли функционировать и на междисциплинарной основе. Для эффективного решения поставленной задачи члены коллектива подразделя–лись на проблемные группы. И если научный коллектив мог включать в себя ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, то для научных школ такая ситуация немыслима. Ученые – члены научной шко­лы – объединены общими идеями и убеждениями. Это, бесспорно, едино­мышленники, которые группируются вокруг лидера – генератора идей. На­учные школы могут сливаться в научные направления, а сами направления зачастую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на различия, научные сообщества, школы и научные коллективы представляет собой оп­ределенного рода порождающие системы, обеспечивающие процесс фор­мирования и развития нового знания.

Научные сообщества несут ответственность за ценность науки, ее эффективное функционирование, за расширение научного знания.


44. Подготовка научных кадров
45. Компьтеризация наки и ее социальные последствия

Компьютеризация - процесс проникновения современной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия индивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения ин формации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой системы «человек - машина».

В конце XX в. научно-техническая революция (НТР) вступила в стадию «компьютерной революции». Компьютеризация - один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новым уровень:

- компьютерное моделирование позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;

- активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;

- создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для «прорыва» на следующий (более высокий) уровень познания;

- становится реальным создание «искусственного интеллекта» (ИИ) - технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать

самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный процесс. ИИ -симбиоз «человек - машина», принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможности человека.

Создаются условия для рационализации деятельности во всех ее формах и проявлениях. Компьютерный этап НТР позволяет реально выйти на уровень материало-энерго - и ресурсоемких производств, относительно замкнутых производственно-хозяйственных систем. Масштабы и объемы деятельности во всех ее формах уменьшаются, а эффективность возрастает.

Повышается управленческий статус человека в системе производственно-хозяйственной деятельности: условно говоря, ЭВМ «работает», а человек «управляет». При этом объект управления пространственно отделен от управляющего субъекта. Изменение управленческих функций человека повышает требования к нему как к определяющему субъекту управления.

Этим объясняется пристальное внимание к системе образования, которая должна не только знакомить с современными процессами в естествознании, техникознании и человекознании, но и ориентировать на перспективу. Речь идет о выходе на уровень опережающего образования, в рамках которого развитие образовательных систем учитывает потенциальные тенденции в науке и перспективные потребности социума.

Изменяется и традиционная структура образовательной системы: вместо традиционной системы «субъект обучения» (наставник) - «объект обучения» (ученик) формируется другая; «наставник - ЭВМ - ученик». Современные образовательные технологии позволяют не только выдавать неограниченный поток информации, но и контролировать ее усвоение. Однако роль наставника не уменьшается, а, напротив, возрастает в условиях выхода на уровень опережающего образования.

Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ придает научно-информационному и образовательному процессу общепланетарные характер и масштабы. Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты. Происходит глобализация мирового информационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.

Значительные возможности ЭВМ повышают ответственность представителей компьютерных профессий. «Хакеры» (англ. НасНег - компьютерный хулиган) проникают в государственные и частные информационные сети, получают нелегальный доступ к банковским счетам, секретной информации. Целенаправленный информационный поток оказывает существенное воздействие на общественное мнение, лиц, принимающих решение.

Развивается «компьютерная этика» - система норм поведения представителей компьютерных профессий, позволяющая сохранить как общечеловеческие, так и профессиональные ценности. Тем самым предполагается обеспечить гармонию ЭВМ, человека и социума.

В середине XX в., когда человечество лишь приближалось к эпохе «компьютерной революции», существовало немало концепций, прогнозирующих негативные последствия для человека применения новых технологий («господство машин», «революция роботов» и т. п.). К концу XX в., в условиях развития «компьютерной революции», очевидно, что ЭВМ - реальное достижение НТР.

Впрочем, как и любое явление реальности, феномен ЭВМ имеет двойственный характер. А именно, с одной стороны, компьютеризация действительно вызывает ряд существенных негативных медико-биологических, социокультурных последствий (опасность воздействия излучений на организм человека, понижение подвижности человека, его зависимость от техники и др.). С другой стороны, распространение ЭВМ открывает перед человеком и социумом поистине неограниченные позитивные возможности - не только в смысле познания, но и оптимального управления социоприродными процессами.


Глобальный эволюционизм.

Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. В современной философии науки глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, он отличается универсальностью и огромным интегративным потенциалом.

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную – объединяя их генетической и структурной преемственностью. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники одной из целей глобального эволюционизма является потребность интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание, т.е. глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания. Появление синергетики также свидетельствует о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универсально объединяющих развитие систем различной природы.

По мнению В.С. Степина и Л.Ф. Касавиной, обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синергетики.

Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динамические законы. В эволюции живого одним из важных постулатов является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа не знает своих конечных состояний, она мутирует наугад. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В разработке антропного принципа принципиальную важность имело обстоятельство, свидетельствующее о совпадении численной взаимосвязи параметров микромира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик мегагалактики, ее массы, времени существования, размера. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура Вселенной была бы отличной от существующей.

В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической. Эволюционные учения воссоздавали картину естественного исторического изменения форм жизни, возникновения и трансформации видов, преобразования биогеоценозов и биосферы.

Первой попыткой создания целостной эволюционной теории считается «Философия зоологии» Ж.Б. Ламарка (1809), в которой утверждается, что природе свойственно стремление к совершенству, наследованию организмом благоприобретенных свойств. Научное обоснование теории, вскрывающее движущие силы эволюции, предложил Ч. Дарвин, известная книга которого «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуе-мых пород в борьбе за жизнь» (1859) указывала на важнейшие эволюционные механизмы: изменчивости, наследственности, отбора.

В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез основных положений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений. Наследственность как возможность передавать генетические изменения последующим поколениям связывалась со степенью адаптации, позволяющей нормально функционировать в окружающей среде. Выявлялась роль обучения и подражания как механизмов, которые быстрее, чем через гены, воспроизведут навык в последующем поколении.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам является ее частью. Реализация принципа коэволюции – необходимое условие для обеспечения его будущего. Коллективный разум и коллективная воля человечества должны обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества.

Эволюция социогенеза достаточно сложна. Современный этап развития представлений о социальной эволюции вводит понятие «мулыпикулыпурные конфигурации», показывающее не только известную градацию мира на восток-запад, север-юг, но и взаимодействие над-, меж- и региональных сообществ. Фундаментальным основанием мультикультурной эволюции является повсеместная экспансия транснациональной рыночной модели. Она влечет за собой сдвиги в сфере социальных отношений, изменение стереотипов всех видов. Выделяют пять видов специфических цивилизационных пространств: атлантическое, тихоокеанское, евразийское, «южное» и транснациональное. Постиндустриальный Север контролирует почти всю торгово-финансовую сферу мира; высокоиндустриальный Запад предстает как совокупность ведущих промьтшленно развитых государств; страны интенсивно развивающегося Востока ориентируются на неоиндустриальную модель развития; Юг существует в основном как сырьевой резервуар, выполняя, с одной стороны, «функцию амортизационного пояса», т.е. естественного хранилища обнаруженных месторождений природных ископаемых, а с другой стороны – функцию места захоронения вредных отходов. Иногда «глубокий» Юг называют легкими планеты.

Как считают философы, процесс социального эволюционирования предполагает становление нового мирового порядка не как покорение одной цивилизации другими, а как возникновение и становление общемировой, общепланетарной цивилизации, субъект которой – человечество в целом. Значимым становится императив «Думать глобально – действовать локально». Отличительным симптомом и признаком такой универсализации является возможность быстрой сетевой компьютерной связи человека с интеллектуальными ресурсами всего человечества, коллективным интеллектом и мозгом планеты.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.008 с.)