Формирование науки как профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование науки как профессиональной деятельности



Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествозна­ния. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френ­сис Бэкон, утверждавший, что достижения науки нич­тожны и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правите­лей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, при­обретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки возна­граждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и общее согласие в работе, восполняющее недо­статок сил одного человека.

Идея организованной, коллективной, государственной науки воп­лотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или первых академий) в Европе. Уже начиная с эпохи Возрождения академии по типу платоновских возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей фило­софии, теологии, литературы, искусства.

28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании состави­ли «Меморандум», в котором записали о желании создать «Колле­гию» для развития физико-математического экспериментального зна­ния. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом, научная программа которого предполагала развивать естествознание средством опытов. Вслед за Лондонским королевским обществом были созданы Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основопола­гающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как ба­зисом обучения, так и главным средством фиксации новых результа­тов исследования природы.

Но по мере развития науки и расширения исследований формиру­ется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и про­межуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между уче­ными. Письма служили не только дружескому общению, но и вклю­чали в себя результаты проводимых ими исследований, и описание того пути, которым они были получены.

Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось уг­лубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией.

В конце XVIII – первой половине XIX в. в связи с увеличением объема научной информации, наряду с академическими учреждения­ми, начинают возникать общества, объединяющие исследователей, рабо­тающих в различных областях знания (физики, биологии, химии и т.д.).

Новые формы организации науки порождали и новые формы на­учных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной подготовке ученых, чему способствовали университеты. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая спе­цифического образования, имеющая свою структуру и организацию.


18. Возникновение дисциплинарно организованной науки

Суще­ствует определенная разница между научными исследованиями и способа­ми трансляции научного знания в культуру. Исследования орга­низованы проблемно: множество разных исследовательских групп пред­лагают свои методы и методики решения научной проблемы, в науч­ных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рам­ках дисциплинарно организованной науки.

Научная дисциплина понимается как определенная форма систе­матизации научного знания, связанная с его институализацией, с осоз­нанием общих норм и идеалов научного исследования, с формирова­нием научного сообщества, специфического типа научной литерату­ры (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организа­ций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспе­чивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в науч­ные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учеб­ники, излагается и передается Знаниев системе образования.

Дисциплинарно организованное знание возникает в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зре­ния трансляции его последующим поколениям. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось со­здание университетов, выполнявших две функции: учебного заведе­ния и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследо­вания. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организа­ция учебного процесса.

На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит суще­ственный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к при­роде и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нор­мы средневековой учености. Научные изыскания начинают разверты­ваться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, люби­телей философии, истории, литературы и т.д.

Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, су­щественным образом трансформировала способы трансляции знания. Образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В конце XVIII — начале XIX в. дисципли­нарно организованная наука, включающая в себя четыре основных бло­ка научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки, — завершила долгий путь формиро­вания науки в собственном смысле слова.

В настоящее время научное знание представляет собой сложноор-ганизованную систему научных дисциплин. Структура научной дис­циплины может быть представлена следующим образом. Все те ис­следования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последовательность научных публикаций: статьи, материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и депоненты. Более высокий уровень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения прово­димых на переднем крае исследований. Завершающий уровень — со­здание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дис­циплины излагаются в учебниках и транслируются последующим по­колениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.248.122 (0.009 с.)