Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение науки, экономики и власти, гос. реглирование науки.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
А) Влияние науки на экономику. 1. Наука - это важнейший инструмент интенсификации производства: материалы, оборудование и т.п. 2. На основе внедрения наукоемких технологий формируется новый мировой экономический порядок (мир – системный подход Валлерштайна, который выделил страны – ядра, полуядра и периферии (см. вопрос №6????). 3 На основе научного знания происходит НТР в середине 20-го века, когда наука становится решающей производительной силой. Без образования рабочей силе нет места. Предметы труда для переработки, например, лунного грунта созданы благодаря науке; конвейерной работы нет, происходит экологизация, ресурсосбережение. Б) Влияние экономики на науку выражается в двух аспектах: 1. Определяет приоритетные направления прикладных исследований. 2. Осуществляет их финансирование. Здесь возникают проблемы: · Слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям. · Ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок. · Нестоимостная производительность научной деятельности. · Конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (дешевле оплатить страховку за жизнь, чем покупать новый самолет). · Невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений. Наука и власть Прослеживается в трех аспектах: 1. Политический. а) финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; б) обеспечение науки военными заказами; в) создание положительного имиджа ученых государства; г) организация международных аспектов научной деятельности. 2. Управленческий. а) Планирование научной деятельности (статьи бюджета на науку); б) реформирование научных структур; в) обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; г) контроль за научной деятельностью. 3. Финансово-хозяйственный. а) материально-техническое обеспечение научной деятельности (наукограды, технопарки, национальные проекты и т.д.); б) бюджетное финансирование науки и организация грантовой поддержки ученых. Влияние науки на власть и государство. 6. Лоббирование интересов науки в государственных структурах. 7. Борьба за научную автономию. 8. Отстаивание интересов ученых в международном масштабе (комиссии при ЮНЕСКО и международный профсоюзный фонд деятелей науки).
9. Борьба за мир. Пример: Манифест «Энштейна –Расселя» об ограничении ядерного оружия. . Проблема государственного регулирования науки Наука не только энергоемкое, финансово затратное предприятие, не всегда является прибыльным. Также в реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции. Если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля. Отношение науки и власти: Сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и международный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Степень взаимосвязи науки и власти - привлечение ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В Европе и США ученые привлекаются к управлению. В России власть обеспечивает ученым скромное содержание, а ученые не несут ответственности за состояние дел в стране. Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для НС неприемлемо вмешательство власти и народа. Следует учитывать различие фундаментальных (направлены на изучение универсума, требуют огромных вложений, отдача через десятилетия) и прикладных наук (решают те цели, поставленные производственным процессом, автономия и независимость снижены). Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.
Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества. Одной из важнейших философских проблем интеллектуальной собственности является определение роли государства в регулировании отношений в этой сфере. Можно перечислить объекты, в закреплении прав на которые за РФ заинтересовано государство. К ним прежде всего относятся способные к правовой охране научно-технические разработки: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, создаваемые на основе государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального государственного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства РФ государственные заказчики обязаны вводить в оборот принадлежащие государству изобретения, полезные модели, промышленные образцы путем заключения соответствующих договоров о передаче прав на их использование. Следует заметить, что отдельные виды научного знания товаром не являются. К ним, в частности, можно отнести некоторые результаты так называемых фундаментальных исследований. Затраты на получение этого вида знания оплачиваются в том или ином виде обществом (государством), и, будучи обнародованным, оно не имеет владельца. Аналитическое знание по своей сути считается бесплатным, принадлежащим всему человечеству, оно входит в базы знаний других наук, используется в образовательных целях. Этот вид интеллектуального продукта охраняется, как и работы искусства, не по своей сути, не по содержанию, не по сюжету, а по форме представления, т.е. с помощью авторского права. Интересным объектом ИС являются открытия. Применительно к открытиям как наиболее значимому среди результатов научной деятельности нет закрепленного права на их использование в исключительных интересах их авторов или других лиц. Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества, мышления, их свойств, отношений, закономерностей. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Поэтому наука – совокупность знаний, приведенных в систему, где факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обуславливают друг друга. Философия и наука взаимосвязаны. Философия способствует развитию творческого потенциала науки, строя категориальные модели возможных предметов познания и методов их исследования. Развивая свои категории, философия готовит для науки своеобразную предварительную программу ее будущего понятийного аппарата. В античной традиции понятия философии и науки совпадают. По мере развития знания от философии стали отпочковываться специальные науки, до этого бывшие составной частью философии.
Наука в отличие от философии изучает отдельные сферы внешнего мира и те или иные стороны жизни и деятельности самого человека. Науки различаются в зависимости от того, что они изучают и какими способами. Философия же изучает не отдельные области явлений и даже не весь мир в целом, философия изучает общие связи и отношения, общие законы, которые действуют в природе, обществе и человеческом мышлении. Философия изучает также внутренний мир человека, связь сознания и бытия, процесс и суть познавательной деятельности человека, то, как рождается знание. Философское сознание обязательно рефлексирует, то есть обращается на самое себя, изучает картину собственного функционирования. Специфика философии заключается также в том, что она, познавая общее в явлениях мира, оперирует предельно широкими понятиями, которые определяются зачастую лишь через сопоставление друг с другом, поскольку через более широкие понятия их определить нельзя. В отличие от науки, которая стремится к познанию того, что есть, философия наряду со знанием стремится и к осмыслению ценностей. Если в науке новое знание, как правило, «поглощает» прежнее, делает его «устаревшим», частным случаем новой, более общей системы научных знаний, то в философии воззрения великих философов самоценны независимо от времени. Кроме того, подлинная философия персонифицирована, в ней личность всегда играет важнейшую роль. Итак, философия содержит совокупность знаний, идей, представлений о мире и человеке. Однако философия не является конкретной наукой в связи с тем, что: · имеет дело не с предметами как таковыми, а с размышлениями об этих предметах; · конкретная наука развивается линейно. Философии же характерна вечность философских проблем. Это происходит потому, что эти вечные проблемы не имеют окончательного решения. Меняется мир, человек, общество и поэтому каждое поколение должно решать для себя эти старые и вечно новые проблемы; · универсальный характер философии. Это означает, что философия берет материал для своих размышлений из науки, искусства, морали, религии, обыденной жизни. Любая же конкретная наука имеет четкую специализацию, свой предмет; · для философии колоссальное значение имеет личность философа, то есть у каждого философа своя собственная философская система, которая отличается целостностью и определенной законченностью. Конкретная же наука всегда одна, она универсальна и интернациональна.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.007 с.) |