ТОП 10:

Отношение науки, экономики и власти, гос. реглирование науки.



А) Влияние науки на экономику.

1. Наука - это важнейший инструмент интенсификации производства: материалы, оборудование и т.п.

2. На основе внедрения наукоемких технологий формируется новый мировой экономический порядок (мир – системный подход Валлерштайна, который выделил страны – ядра, полуядра и периферии (см. вопрос №6 ????).

3 На основе научного знания происходит НТР в середине 20-го века, когда наука становится решающей производительной силой. Без образования рабочей силе нет места. Предметы труда для переработки, например, лунного грунта созданы благодаря науке; конвейерной работы нет, происходит экологизация, ресурсосбережение.

Б) Влияние экономики на науку выражается в двух аспектах:

1. Определяет приоритетные направления прикладных исследований.

2. Осуществляет их финансирование.

Здесь возникают проблемы:

· Слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям.

· Ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок.

· Нестоимостная производительность научной деятельности.

· Конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (дешевле оплатить страховку за жизнь, чем покупать новый самолет).

· Невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений.

Наука и власть

Прослеживается в трех аспектах:

1. Политический.

а) финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства;

б) обеспечение науки военными заказами;

в) создание положительного имиджа ученых государства;

г) организация международных аспектов научной деятельности.

2. Управленческий.

а) Планирование научной деятельности (статьи бюджета на науку);

б) реформирование научных структур;

в) обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы;

г) контроль за научной деятельностью.

3. Финансово-хозяйственный.

а) материально-техническое обеспечение научной деятельности (наукограды, технопарки, национальные проекты и т.д.);

б) бюджетное финансирование науки и организация грантовой поддержки ученых.

Влияние науки на власть и государство.

6. Лоббирование интересов науки в государственных структурах.

7. Борьба за научную автономию.

8. Отстаивание интересов ученых в международном масштабе (комиссии при ЮНЕСКО и международный профсоюзный фонд деятелей науки).

9. Борьба за мир. Пример: Манифест «Энштейна –Расселя» об ограничении ядерного оружия.


. Проблема государственного регулирования науки

Наука не только энергоемкое, финансово затратное предприятие, не всегда является прибыльным. Также в реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции. Если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.

Отношение науки и власти:

Сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и международный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Степень взаимосвязи науки и власти - привлечение ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В Европе и США ученые привлекаются к управлению. В России власть обеспечивает ученым скромное содержание, а ученые не несут ответственности за состояние дел в стране.

Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для НС неприемлемо вмешательство власти и народа. Следует учитывать различие фундаментальных (направлены на изучение универсума, требуют огромных вложений, отдача через десятилетия) и прикладных наук (решают те цели, поставленные производственным процессом, автономия и независимость снижены). Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.

Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества. Одной из важнейших философских проблем интеллектуальной собственности является определение роли государства в регулировании отношений в этой сфере.

Можно перечислить объекты, в закреплении прав на которые за РФ заинтересовано государство. К ним прежде всего относятся способные к правовой охране научно-технические разработки: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, создаваемые на основе государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального государственного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства РФ государственные заказчики обязаны вводить в оборот принадлежащие государству изобретения, полезные модели, промышленные образцы путем заключения соответствующих договоров о передаче прав на их использование.

Следует заметить, что отдельные виды научного знания товаром не являются. К ним, в частности, можно отнести некоторые результаты так называемых фундаментальных исследований. Затраты на получение этого вида знания оплачиваются в том или ином виде обществом (государством), и, будучи обнародованным, оно не имеет владельца. Аналитическое знание по своей сути считается бесплатным, принадлежащим всему человечеству, оно входит в базы знаний других наук, используется в образовательных целях. Этот вид интеллектуального продукта охраняется, как и работы искусства, не по своей сути, не по содержанию, не по сюжету, а по форме представления, т.е. с помощью авторского права. Интересным объектом ИС являются открытия. Применительно к открытиям как наиболее значимому среди результатов научной деятельности нет закрепленного права на их использование в исключительных интересах их авторов или других лиц.
50. Наука и философия.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества, мышления, их свойств, отношений, закономерностей. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Поэтому наука – совокупность знаний, приведенных в систему, где факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обуславливают друг друга. Философия и наука взаимосвязаны. Философия способствует развитию творческого потенциала науки, строя категориальные модели возможных предметов познания и методов их исследования. Развивая свои категории, философия готовит для науки своеобразную предварительную программу ее будущего понятийного аппарата. В античной традиции понятия философии и науки совпадают. По мере развития знания от философии стали отпочковываться специальные науки, до этого бывшие составной частью философии.

Наука в отличие от философии изучает отдельные сферы внешнего мира и те или иные стороны жизни и деятельности самого человека. Науки различаются в зависимости от того, что они изучают и какими способами. Философия же изучает не отдельные области явлений и даже не весь мир в целом, философия изучает общие связи и отношения, общие законы, которые действуют в природе, обществе и человеческом мышлении. Философия изучает также внутренний мир человека, связь сознания и бытия, процесс и суть познавательной деятельности человека, то, как рождается знание. Философское сознание обязательно рефлексирует, то есть обращается на самое себя, изучает картину собственного функционирования.

Специфика философии заключается также в том, что она, познавая общее в явлениях мира, оперирует предельно широкими понятиями, которые определяются зачастую лишь через сопоставление друг с другом, поскольку через более широкие понятия их определить нельзя. В отличие от науки, которая стремится к познанию того, что есть, философия наряду со знанием стремится и к осмыслению ценностей. Если в науке новое знание, как правило, «поглощает» прежнее, делает его «устаревшим», частным случаем новой, более общей системы научных знаний, то в философии воззрения великих философов самоценны независимо от времени. Кроме того, подлинная философия персонифицирована, в ней личность всегда играет важнейшую роль.

Итак, философия содержит совокупность знаний, идей, представлений о мире и человеке. Однако философия не является конкретной наукой в связи с тем, что:

· имеет дело не с предметами как таковыми, а с размышлениями об этих предметах;

· конкретная наука развивается линейно. Философии же характерна вечность философских проблем. Это происходит потому, что эти вечные проблемы не имеют окончательного решения. Меняется мир, человек, общество и поэтому каждое поколение должно решать для себя эти старые и вечно новые проблемы;

· универсальный характер философии. Это означает, что философия берет материал для своих размышлений из науки, искусства, морали, религии, обыденной жизни. Любая же конкретная наука имеет четкую специализацию, свой предмет;

· для философии колоссальное значение имеет личность философа, то есть у каждого философа своя собственная философская система, которая отличается целостностью и определенной законченностью. Конкретная же наука всегда одна, она универсальна и интернациональна.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.004 с.)