Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология молодежи как отрасльСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологического знания Сегодня социология молодежи – одна из важнейших и стремительно развивающихся отраслей социологии. По своему предмету она имеет комплексный характер и охватывает целый ряд проблем молодежи как особой демографической группы: социализация и адаптация молодого поколения; место и роль студенчества в современном обществе; девиантное поведение молодежи; место молодежи на рынке труда; проблемы молодой семьи и др. Известный социолог И.С. Кон дает наиболее полное определение предмета исследований социологии молодежи: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологических свойствами. Молодежь как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [6. С. 478]. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, истории, социологии. В связи с резким ухудшением здоровья молодежи в последние годы усилился интерес к ней и в медицинской науке. В изучении проблем молодежи отмечается широкий спектр исследовательских подходов и направлений. 1. Психоаналитическое направление, основанное на идеях З. Фрейда, помогает осмыслить природу конфликтов между поколениями, особенности гендерного поведения, причины агрессивности молодежи. Так, Л. Фойер утверждает, что конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой, чем классовая борьба. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на социализацию личности, ее развитие и становление (Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский). 2. Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теории межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). С точки зрения структурно-функционального подхода молодежная группа представляет из себя систему структурных позиций, занимаемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной функцией в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. Отечественные ученые: В. Мансуров, Л. Рубина, С. Фролов, В. Шубкин внесли большой вклад в изучение проблем образования, профессионализации молодежи, изменения молодежной среды. 3. Культурологическое направление изучает молодежь в аспекте феноменологии человеческой культуры (немецкий социолог К. Маннгейм). В рамках данного направления смена поколений рассматривается как процесс: а) в культурном поле появляются новые участники; б) старые участники постепенно исчезают; в) члены данного поколения могут участвовать в крайне ограниченном хронологическом отрезке исторического процесса; г) поэтому необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследие. Антрополог Маргарет Мид, занимаясь проблемами социализации, социального и культурного измерения личности, пришла к выводу, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленной культурой. В истории культуры М. Мид различает три типа культур: - постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; - конфигуративные (и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников); - префигуративные (взрослые учатся также у своих детей).
Отечественные социологи (В. Боровик, Л. Коган, В. Стегний, В. Харчева и др.) изучали молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде, досуг, неформальные объединения молодежи. В России исследовательский интерес к проблемам молодежи возник еще на рубеже XIX-XX веков. В своей знаменитой статье «Кризис современной семьи» П.А. Сорокин обращал внимание на процесс распада традиционных семейных связей – прежде всего связей между родителями и детьми. О студенческой и учащейся молодежи писал А. Сперанский. В 1920-е годы значительное внимание уделялось проблемам труда, воспитания, занятости молодежи. Это было не случайно. Молодые люди рано начинали трудовую жизнь. Каждый пятый работник в России был в возрасте 14-22 лет, при этом основная часть молодежи (28 млн.) жила в деревне и лишь 14 млн. в городе. В 1930-е годы молодежь рассматривалась, в основном, как объект социалистического воспитания, ее социальные характеристики «подгонялись» под соответствующие идеалы. Работ по молодежной проблематике становилось все меньше и меньше. И лишь в 1960-е годы вновь актуализировался интерес к проблемам молодежи. Социология выполняла идеологический заказ, и поэтому большинство исследований были посвящены коммунистическому воспитанию молодежи. Но и в рамках этого социального заказа пробивалась реальная молодежная проблематика. Можно выделить несколько школ в отечественной социологии, заложивших основу сегодняшней социологии молодежи. Новосибирская школа (В.Н. Шубкин) существенно углубила представление о процессе вхождения молодежи во взрослую жизнь. Существенное значение имеет введение новосибирскими исследователями понятия «престиж профессии» как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании. В ходе многочисленных исследований были изучены проблемы несоответствия рынка труда и образования молодежи, неравенства жизненных шансов разных социальных групп, несоответствие профессиональной подготовки условиям научно-технической революции. Свердловская школа (М.Н. Руткевич, В.Р. Филиппов, Л.Я. Рубина, Ю.Р. Вишневский) дала большой фактический материал для осмысления системы образования, как важнейшего фактора социальной мобильности, а также существенных различий между поколениями самой молодежи. Основателем Ленинградской школы можно с полным основанием считать профессора В.М. Лисовского, занимающегося проблемами социализации молодежи. В последние годы Лисовский активно занимался изучением потребностей и интересов молодежи Прикамья. В рамках Ленинградской школы начал свою деятельность один из самых известных специалистов по психологии юношества И.С. Кон. Большой вклад в изучение проблем молодежи внесли и пермские социологи – кафедра социологии и политологии ПГТУ под руководством профессора М.А. Слюсарянского; профессора: А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров, В.Н. Стегний и др. Исследовательские программы по проблемам молодежи координирует сектор социальных проблем молодежи в Институте конкретных социальных исследований (В.И. Чупров). Сегодня российской социологии молодежи предстоит осмыслить новые социальные проблемы молодежи: девиантное и протестное поведение, рост социального неравенства, различие в стартовых условиях жизни, миграцию, «утечку мозгов», участие молодежи в военных конфликтах и т.д. Социализация молодежи Социализация – полная интеграция личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее адаптация к сложившимся условиям социальной среды, ее культурным, психологическим и социальным факторам. Этапы первичной социализации уже были рассмотрены ранее. Остановимся на противоречивости процесса социализации в условиях реформ. Основными противоречиями, на наш взгляд, являются следующие: - противоречия между декларациями о правовом и социальном государстве и ростом обнищания молодежи, резким ухудшением ее здоровья, ростом сиротства, заболеваемости и смертности. Лишь 10-14% молодых людей полностью здоровы, высокими темпами растет уровень не только соматических, но и психических расстройств; - серьезным противоречием является отчуждение молодежи от производительного труда, невостребованность ее инновационного потенциала. Так, по данным Минобразования, в 2003 г. число высших учебных заведений в России составило 1039, в них обучалось около 6 млн студентов, но шанс устроиться на работу по специальности имели примерно 30% инженеров и экономистов и 2%-7% представителей других специальностей. Это побуждает определенную часть молодежи к выбору так называемого «третьего пути», когда альтернативой учебе и работе становится полукриминальное существование; - противоречивое влияние на сознание молодежи оказывает разрыв между старыми ценностями и новыми. На смену ценностям социализма пришли суровые реалии демократии: неравенство, безработица, нищета, снижение рождаемости, рост числа разводов в молодых семьях, отсутствие жилья. Все это порождает, с одной стороны, политическую индифферентность молодежи, а с другой – рост влияния религиозных, националистических, социалистических идей на сознание достаточно большой части молодежи.
Одной из самых главных причин все более ухудшающегося положения молодежи является слабая государственная молодежная политика. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что сегодня остается невостребованным трудовой потенциал молодежи. Так, около 50% молодых людей трудится не в соответствии с избранной специальностью, а каждый третий вообще не имеет профессии. Это отодвигает время профессиональной зрелости и экономической самостоятельности к 30 годам. Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образованности, квалификации. Поэтому молодежь не считает справедливой получаемую ими зарплату. А это, в свою очередь, приводит к тому, что трудовая мотивация постепенно вытесняется спекулятивно-стяжательской. Количество молодых людей, которые не работают и нигде не учатся, по разным источникам, составляет от 2,5 до 3 миллионов. Государство пока не находит применения потенциалу молодых людей, что неизбежно способствует их маргинализации и дезинтеграции. Социальные последствия реформ в сфере труда и досуга незамедлительно сказались, как уже отмечалось, на состоянии здоровья подрастающего поколения. При этом лидируют болезни, носящие ярко выраженный социальный характер. Если общая заболеваемость подростков в 1990-е годы выросла на 20%, то рост туберкулеза составляет 30%, венерические заболевания выросли в 16 раз, психоневрологические – в 3 раза. Беспрецедентна в России смертность молодых людей. [30. С. 94]. Многочисленные исследования указывают на то, что сегодня существует две противоположные тенденции в социализации молодежи. Первая несет в себе продуктивные жизненные ориентации. Но набрала силу и другая тенденция, связанная с ростом молодежной преступности, алкоголизации, наркоманизации, потребительской психологией и культом досуга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.013 с.) |