ТОП 10:

Социология медицины: предмет и задачи



Как уже отмечалось ранее, наряду с фундаменталь­ными теориями, формируется еще один уровень социоло­гического знания – специальные социологические теории или теории среднего уровня, являющиеся относительно самостоятельными отраслями социологии. Многие из них взаимодополняют друг друга. Теории среднего уровня – это «мостик» не только между теорией и практикой, теоре­тической и прикладной социологией, но и между социоло­гией и другими науками.

Особую актуальность сегодня приобретает развитие социологии медицины – той отрасли социологического знания, которая находится на стыке социологии и меди­цинской науки, практики здравоохранения. Именно эта важнейшая отрасль социологического знания по сравне­нию с другими отраслями разработана, к сожалению, наи­менее полно. Сегодня, с развитием рыночных отношений, переходом к обязательному медицинскому страхованию (ОМС), социологические исследования в сфере медицины и здравоохранения существенно оживились. Появилась также потребность и в более глубоком теоретическом ос­мыслении тех социальных последствий, которые являются результатом преобразований, происходящих в медицине и здравоохранении.

Необходимость развития социологии медицины оп­ределяется и потребностями самой медицины. Неслучайно медики сегодня все чаще говорят о «социализации» болез­ней, роли социальных, экологических, демографических, поведенческих факторов в росте заболеваемости и измене­нии ее структуры. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 г. отме­чалось, что сегодня «особое место занимают проблемы распространенности массовых и социально значимых за­болеваний» [12. С. 3].

«Деятельность», «социальные отношения», «образ жизни», «поведение», «общение» – социологические кате­гории, но именно они зачастую определяют состояние здо­ровья населения, которое включает в себя, как известно, не только физический, но и психологический, социальный компонент.

Еще в 1920-е годы социологическая проблематика в медицине и здравоохранении осознавалась и присутство­вала в работах В.М. Бехтерева, П.С. Выгодского,
Н.А. Семашко, П.Я. Смулевича. Но сегодня статус социо­логии медицины связан не с отельными социологическими исследованиями в той или иной области медицины, а с осознанием и определением места и роли медицины, ме­дицинских работников в обществе. Предметом социоло­гии медицины является область теоретической и эмпи­рической социологии, направленная на изучение соци­альных факторов сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения болезней, влияния на здоровье людей социальных факторов, окружающей среды, трудовой деятельности и быта.

На теоретическом уровне главной задачей социоло­гии медицины является осмысление роли медицины в гу­манизации общественных отношений, социализации, фор­мировании личности; обоснование культурологических и аксиологических (ценностных) факторов медицины.

На эмпирическом уровне медицинская социология должна исследовать целый ряд конкретных проблем, кото­рые являются пограничными для социологии и медицины:

- отклоняющееся поведение;

- кризис общества и нервно-психическое состояние людей;

- мотивы медицинской профессионализации;

- уровень и стиль жизни как показатель здоровья;

- социальные и медицинские последствия экономиче­ских преобразований;

- социально-психологическая специфика медицин­ского коллектива и др.

Функции социологии медицины как теории среднего уровня:

- решение теоретических и практических задач меди­цины и здравоохранения как особой сферы деятельности человека, направленной на развитие заложенных в нем способностей;

- разработка социально-экономических мероприятий, программ по дальнейшему улучшению здоровья, физиче­ского развития людей, повышению продолжительности их трудовой активности, продолжительности жизни;

- изучение закономерностей формирования и сохра­нения здоровья человека с учетом условий его труда, быта, функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных профессиональных и демографических групп населения;

- выявление тенденций изменения образа жизни раз­личных групп населения в современных условиях и влия­ния этих изменений на состояние их здоровья (например, влияние пониженного уровня жизни на здоровье пенсио­неров, молодежи, детей различного возраста и т.д.).

 

Схема № 3

 

ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
Исследование влияния образа жизни на рас­пространен­ность заболе­ваний в раз­личных соци­альных груп­пах Исследование влияния куль­туры на пред­ставление о болезни, отно­шения в сис­теме «врач – пациент» Исследова­ние взаи­модействия институтов, занятых лечением и профилак­тикой Исследование взаимодейст­вия указан­ных институ­тов с другими

 

Итак, социология медицины изучает состояние здо­ровья населения с широких социальных позиций:

1) на уровне народонаселения земного шара, отдель­ных стран и регионов;

2) в связи с условиями его воспроизводства;

3) в связи с образом жизни различных профессио­нальных и возрастных групп населения.

 

8.2. Здоровье как социальная ценность
и предмет социологического анализа

Важнейшей категорией социологии медицины явля­ется категория «здоровье». Но социологические аспекты и задачи изучения здоровья отличаются от чисто медицин­ских, хотя и в медицине общепризнано, что социальные детерминанты играют решающую роль в сохранении и ук­реплении здоровья, распространении тех или иных патоло­гий. В многочисленных определениях здоровья обяза­тельно присутствует социальный компонент.

Большинство современных определений здоровья трактует его как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Заслуживает особого внимания под­ход к здоровью как к «…автономно и культурно очерчен­ной реакции на социально созданную реальность. Оно дает возможность человеку адаптироваться к изменяю­щимся внешним условиям» [49. С.7]. Выделяют три уровня описания здоровья: биологический, личностный, социаль­ный. Социологию, соответственно, интересуют два по­следних (см. схему № 4).

 

Схема № 4

 

ПАРАМЕТРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
Социальные (объективные) Индивидуально-личностные (субъективные)
Основные показатели здоро­вья населения в целом, в их взаимосвязи с социальными факторами, уровнем жизни, образом жизни населения, уровнем культуры, тради­циями и др. - Отношение индивида к своему здоровью. - Наличие ценностной ориентации на сохранение здоровья. - Отношение к болезни, изменение статуса личности вследствие бо­лезни. - Отношение к лечению, врачу. - Отношения «врач – пациент» и др.

 

Социология подходит к здоровью как к социальной ценности (такой подход называется аксиологическим), как к необходимому условию развития личности, ее полноцен­ного функционирования в обществе, реализации заложен­ного в ней потенциала.

Аксиологический подход к здоровью предполагает и у самой личности наличие установок на сохранение своего здоровья. Право на охрану здоровья – это конституционное право в любой цивилизованной стране, но сегодня в обще­стве необходимо понимание того, что разрушение своего здоровья не может быть признано правом личности. Образ жизни, который разрушает здоровье, должен быть признан девиантным (девиация – отклонение от нормы). Болезни, с точки зрения социологии, – это специфические формы де­виации, особенно если речь идет о психических заболева­ниях, алкоголизме, наркомании, сексуальных отклонениях, ведущих к росту венерических заболеваний и распростра­нению СПИДа.

 

Сегодня в России сложилась беспрецедентная ситуа­ция, связанная с ухудшением здоровья населения, ростом смертности, особенно в трудоспособном возрасте, сокра­щением численности населения. Эта оценка подтвержда­ется весьма красноречивыми фактами. Так, с 1992 года на­селение России уменьшается ежегодно почти на 1 миллион человек.

Продолжительность жизни (основной показатель ка­чества и уровня жизни общества) за последние годы значи­тельно сократилась. По этому показателю Россия отстает от уровня развитых стран на 20 лет для мужчин и на 13 лет для женщин. В 2004 г. Россия находилась на 134 месте в мире по продолжительности жизни мужчин и на 100 месте – у женщин. Высока младенческая смертность: 11,6 на 1000 родившихся [12. C. 154].

О социальном неблагополучии общества свидетель­ствует тот факт, что в 1990-е годы резко возросла смертность от насильственных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. В структуре смертно­сти лиц трудоспособного возраста преобладают несчаст­ные случаи, отравления, травмы (37%). Деградация здра­воохранения привела к тому, что в России идет огромный рост числа инфекционных заболеваний, в том числе и та­ких, о которых в цивилизованных странах уже давно за­были.

Каковы же социальные причины этих процессов?

1. Основная причина ухудшения состояния здоровья россиян – бедность. По данным института социально-эко­номических проблем народонаселения число людей, нахо­дящихся за чертой бедности, составляет около 60%. В том числе за порогом бедности находятся две трети детей, одна треть пенсионеров.

2. Второй фактор – это сложный процесс адаптации населения к рыночным условиям. Ломка ценностей, ус­тоев, «врастание» в рыночные структуры, смена места ра­боты, собственно безработица, - все это не может не отра­зиться на здоровье населения. По оценкам социологов и экономистов, хорошо адаптирована к рыночным условиям только пятая часть населения России.

3. Третий фактор – это рост социального неравен­ства. На фоне катастрофического снижения жизненного уровня основной массы населения, слабой его адаптации к рынку, происходит поляризация доходов, а, следовательно, и социальных возможностей в удовлетворении потребно­стей – в лечении, в отдыхе, досуге, профилактике и др. Се­годня средняя зарплата 10% высокооплачиваемых работ­ников в 26,4 раза превышает среднюю зарплату 90% ос­тальных.

4. Нельзя не сказать и о таком социальном факторе, как безработица. По данным ВЦИОМа, на конец 2000 г. число безработных составило 10% активного населе­ния (по другим данным безработица составляет до 14%). Даже в таком экономически благополучном районе, как Пермский край в 2009 году она составила 3,4% [37].

Под воздействием указанных факторов и происходит резкое ухудшение состояния здоровья населения России. Без сомнения, отрицательно сказывается на здоровье населения и экологический кризис.

 

Воздействие социальных факторов на здоровье, без­условно, самое мощное, но это не снимает и ответственно­сти с самой личности за свое здоровье. Социология меди­цины активно изучает личностные (субъективные) фак­торы здоровья. Американский социолог Т. Парсонс ввел в социологию понятия «роль болезни», «карьера болезни». «Будучи специфическим типом социальной девиации, бо­лезнь затрагивает способность человека повседневно тру­диться и тем самым угрожает обществу. Как общественная реакция на опасность, связанную с возникновением нового социального статуса (болезни), неизбежно складывается, по мнению Парсонса, целый ряд характерных ожиданий (социальных норм), то есть «роль болезни».

Болезнь – это динамичный процесс, который прохо­дит в своем развитии множество фаз, связанных с опреде­ленным набором норм, ожиданий – от момента, когда че­ловек почувствовал, что он заболел, до того, когда он дол­жен принять решение о лечении. Здесь большую роль иг­рают такие факторы микросреды, как семья, ближайшее окружение, друзья, коллектив. Социологические исследо­вания показывают, что более 70% опрошенных стараются сами справиться с простудными заболеваниями и только 10% считают их причиной для обращения к врачу. Быстро обращаются к специалистам только 41,5% опрошенных, а 26% и вовсе уверены, что «все обойдется само собой». Эти поведенческие реакции на болезнь и их причины изучены пока недостаточно. В отношении к своему здоровью боль­шинство людей ведет себя неадекватно. Исследования пермских социологов показывают такую картину (табл. № 4, 5).

Таблица № 4

 

Отношение к болезням и рекомендациям врача (в %)
Строго выполняют предписания врача 24,42
Делают все, чтобы вылечиться 49,61
Считают, что болезнь «пройдет сама собой» 19,46

 

Как видно, каждый пятый при заболевании полага­ется не на врача, а «на авось».

Таблица № 5

 

Сроки обращения к врачу (в %)
Всегда обращаются вовремя 30,0
Иногда запаздывают 44,5
Часто запаздывают 25,5

 

В общей сложности около 70% населения запазды­вают с обращением к врачу. Морально-психологических причин здесь много: большие затраты времени, сложность посещения врачей конкретных специальностей, очереди в ЛПУ, страх перед лечением: его испытывают 8% респон­дентов. (Опрошено 2620 жителей Перми и Пермской об­ласти. Опрос проводился в 1995 г.) [2. С. 15].

Социология должна помочь в решении указанных проблем с помощью методов организационного, профи­лактического и пропагандистского характера, но главная ее задача – изучение самой проблемы отношения человека к своему здоровью и болезни. Изучение сложного перепле­тения объективного и субъективного, социального и инди­видуального в формировании здорового образа жизни, ко­торый формируется не только под воздействием общей со­циальной атмосферы, но и определенных социальных групп (семьи, друзей, а также самой личности).

 

8.3. Конкретно-социологические исследования
в медицине и здравоохранении

 

Вопросы охраны здоровья населения, оценок субъек­тивного фактора во взаимоотношениях больного с врачом, нужды и запросы людей, их представления о том, какой должна быть медицина, находят все большее отражение в конкретно-социологических исследованиях (КСИ). Анализ КСИ, проводимых в последние годы в рамках социологии медицины, позволяет выделить следующие направления исследований:

1) изучение отношения россиян к состоянию и каче­ству медицинской помощи, переходу к обязательному ме­дицинскому страхованию, к платности медицинских услуг, к предпринимательству в системе здравоохранения;

2) региональные исследования, связанные с изуче­нием здоровья населения различных возрастных и профес­сиональных групп;

3) традиционное использование социологических ме­тодик в изучении конкретных проблем медицины и здра­воохранения: в организации здравоохранения, эпидемио­логии, педиатрии, геронтологии, профилактике инфекци­онных заболеваний.

Первое направление исследований сводится к ана­лизу сложной категории «удовлетворенности» населения медициной и здравоохранением. Так, если 10 лет назад, по данным «Союзмединформа», положительную оценку со­стояния медицинской помощи давали 31% населения, удовлетворительную – 53% и неудовлетворительную – 6%, то современные исследования показывают значительное снижение уровня удовлетворенности медицинским обслу­живанием. Например, качество медицинской помощи жи­тели Пермской области и г. Перми оценили следующим образом (табл. № 6).

Таблица № 6

 

Оценка качества медицинского обслуживания населения (в %)
Положительно 4,19
Удовлетворительно 45,41
Неудовлетворительно 42,47
Постоянно улучшается 1,52
Постоянно ухудшается 4,58

 

В теоретическом плане важна интерпретация самого понятия «удовлетворенность». Это оценочный, интеграль­ный показатель, отражающий как объективное состояние системы здравоохранения, так и эмоциональное воспри­ятие ее личностью, представляющей и отражающей инте­ресы групп населения. Он формируется на основе возмож­ности реализации необходимых человеку видов медицин­ской помощи, мнений об отношении к нему в лечебных учреждениях, личных впечатлений от общения с медицин­скими работниками.

Проблема введения должности семейного врача уси­лила интерес социологов к изучению семьи, ее влияния на состояние здоровья. Принимая во внимание особенности семьи как малой социальной группы, исследователи отме­чают, что здоровье семьи нельзя рассматривать как про­стую сумму случаев заболеваний членов семьи. КСИ пока­зывают, что каждая семья имеет свой «индивидуально-групповой» тип реакции на болезнь. Семейные характери­стики определяют тип реакции семьи на заболевание и ле­чение. Так, 60,6 % детей с хроническими заболеваниями – это дети из семей, где родители также имеют хронические заболевания. Молодые родители с хроническими заболе­ваниями чаще нарушают режим лечения и не придержи­ваются назначений врача. Они же реже обращаются к врачу при заболевании ребенка (в 70,5% случаев), тогда как здоровые родители немедленно вызывают врача в 81% случаев. Все это не вызывает сомнения в том, что причины хронических заболеваний детей во многом заложены в по­ведении родителей.

Одной из важнейших задач социологии является ус­тановление взаимосвязи между образом жизни, демогра­фическими данными и уровнем здоровья. Исследование «Образ жизни, привычки, влияющие на здоровье москви­чей, и закон о медицинском образовании 1991-1993гг.» было проведено с помощью специалистов Колумбийского университета и Военной академии США. В ходе исследо­вания было опрошено 1629 москвичей. Результаты опроса показали, что 72% москвичей убеждены в том, что прави­тельство должно обеспечивать бесплатную медицинскую помощь на данном этапе. Удивительно, что не только в глубинке Пермской области, но и в Москве отношение к своему здоровью очень схожие. Так никогда не были у зубного – 18,1% москвичей; у терапевта – 21,5%; послед­ний раз были у терапевта год назад – 31,6% респондентов [34. C. 48].

Сегодня появляется опыт проведения маркетинговых исследований в здравоохранении. Организация маркетинга в медицинских учреждениях занимает особое место. Без его применения на практике невозможно качественное об­служивание населения. Маркетинговые исследования не­обходимы в организации различных форм собственности, в реализации лекарственных препаратов, других товаров медицинского назначения, в оценке оптимальной, с соци­альной точки зрения, стоимости медицинских услуг и т.д. [28].

В медицине и здравоохранении могут быть использо­ваны следующие принципы маркетингового управления:

- направленность на достижение конечного практи­ческого результата;

- тщательное прогнозирование, например, заболевае­мости, возможностей оказания медицинской помощи раз­личных видов;

- разработка новых видов медицинских услуг;

- активная реакция на мнение и поведение потенци­альных потребителей медицинских услуг

- воздействие на потребителя медицинских услуг с целью профилактики, пропаганды тех или иных возмож­ностей лечебно-профилактических учреждений.

 

Для того чтобы медицинская помощь оказывалась более целенаправленной, сегодня необходимы крупно­масштабные социологические исследования регионального характера. Такие исследования в последние годы проводи­лись в Алтайском и Краснодарском краях, в Западной Си­бири в рамках международной медико-экономической программы организации противотуберкулезной помощи населению Западной Сибири (в Томской области). В 1993 году ВОЗ провозгласила «возрождение туберкулеза» гло­бальным чрезвычайным положением. В России в послед­ние годы заболеваемость туберкулезом выросла на 41,8%, а смертность от него увеличилась в 2,5 раза.

Активно изучается наркологическая ситуация в Рос­сии, особенно социологами Санкт-Петербурга. Их иссле­дования показывают, что от 12 до 51% школьников (по разным возрастным группам) употребляют наркотики.

В связи с распространением СПИДа в России во мно­гих регионах начались социологические исследования, связанным с изучением сексуального поведения молодежи, вероятности ВИЧ-инфицирования и т.д. Одним из путей передачи СПИДа, как известно, внутривенное введение наркотиков. Исследования о взаимосвязи этих факторов проводятся в Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Нижнем Новгороде, Перми. Эти исследования необходимы для правильной выработки стратегии и тактики профилактиче­ской работы среди молодежи.

Что касается использования социологических мето­дик в изучении и решении тех или иных проблем меди­цины и здравоохранения, то наиболее часто их используют эпидемиологи, педиатры, гинекологи, гигиенисты, органи­заторы здравоохранения. Так, эпидемиологи часто исполь­зуют анкетные опросы для выявления «групп риска» по тем или иным заболеваниям. Проводятся опросы с целью выявления распространенности курения, наркотиков, алко­голя. Изучается связь структуры питания с наличием в се­мье заболеваний желудочно-кишечного тракта, анализи­руются социальные проблемы труда медицинских работ­ников и адекватности его оплаты. Нет необходимости пе­речислять все частные проблемы, которые изучаются с помощью социологии.

КСИ проводятся и в Пермском крае. Группой социо­логов при краевой администрации в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения изучается состояние здоровья населения на уровне его самооценки и реального положения дел в этой системе. В 1995 году было прове­дено большое областное обследование «Дети Прикамья сами о себе». В рамках этого исследования также был дан анализ состояния здоровья детей Прикамья. По данным этого исследования, 40% детей и подростков оценили со­стояние своего здоровья фразой «так себе» [18. C. 39].

Различными кафедрами Пермской государственной медицинской академии на протяжении многих лет прово­дятся частные социологические исследования (по конкрет­ным проблемам): по изучению здоровья детей (кафедрой детских болезней); социального положения детей-инвали­дов (кафедрой социальной медицины и организации здра­воохранения); изучение «групп риска» по гепатиту (кафед­рой эпидемиологии). Гигиеническими кафедрами изуча­ются условия труда работников предприятий Перми и Пермского края, влияние этих условий на здоровье.

Все это свидетельствует о том, что медицина и со­циология все больше сближаются как на уровне решений теоретических проблем медицины, так и на уровне при­кладных, конкретных исследований. Тем не менее, нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что социологиче­ские исследования в медицине пока разрозненны и идут за счет количественного накопления материала.

Они выполняются в основном в близких с социоло­гией науках – социальной гигиене, эпидемиологии. Значи­тельное количество исследований проводится с целью сбора материала для диссертационных работ и не получает пока широкого применения в практической деятельности медиков. Отсутствует качественная информация о прово­димых в медицине исследованиях в разных городах и ре­гионах, медицинских учреждениях, на кафедрах медицин­ских вузов. Но роль эмпирических исследований в совре­менных условиях будет, несомненно, возрастать по мере необходимости решения практических задач медицины.

Для современных форм организации медицинской помощи большую роль стали играть коммуникативные технологии и создание надежных каналов связей с целе­выми группами населения. Одной из таких эффективных форм выступают технологии и организация служб по взаимодействию с общественностью. Поэтому авторы по­считали важным включение в виде приложения раздела, посвященного этой теме, подготовленному доцентом А.Ф. Невоструевой (см. Приложение № 1).

 

ТЕМА 9. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.017 с.)