Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как объект и субъектСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественных отношений Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую теорию развивает И.С. Кон. Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое различие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия. Ролевая теория личности выводит социологов не только на понятие «роль» – образец ожидаемого поведения индивида, но и на понятие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанностей, реализация которых и формирует роль. Понятие статуса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» заменяется терминами «позиция», «социальная позиция». Личность в ролевой теории – это определенный набор социальных ролей, которые выполняет человек: студентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, ученый, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Систематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, который считал, что роль описывается следующими характеристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдержанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие завоевываются; в) масштабом – президент, академик, слесарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресурсами или структурой общества, другая – размыта; г) формализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль. Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей. Но роль – это не просто то или иное социальное действие. Роль – это нормативное понятие. Что это означает? 1. Это определенный тип поведения, соответствующий роли. Так, например, студент не может во время лекции взять в руку мячик и запрыгать по аудитории, но это может сделать трехлетний ребенок. 2. Роль – это требования к поведению, определенные предписания; так, каждая профессиональная, общественная роль предполагает выполнение человеком определенных, например, должностных обязанностей. 3. Как нормативное понятие, роль определенным образом оценивается окружающими, ожидаемая роль содержит в себе оценочный момент. 4. Санкция – социальные, правовые или моральные последствия невыполнения предписанной роли. За невыполнение должностных обязанностей человек может подвергнуться и моральному осуждению, и юридическим санкциям. Личность как субъект действия характеризуется ожидаемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но самое главное, что через различные социальные роли происходит развитие сущностных сил личности.
Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем социальным институтом, в котором действует человек, и зависит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, высокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, престижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотношениями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вводится понятие «неформального статуса». Так, статус лидера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса министра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование. Здесь с личностью могут возникать различные драматические ситуации, когда статус личности ни в коей мере не соответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в советское время многие талантливые художники, поэты, писатели, творчество которых не вписывалось в «социалистический реализм», работали дворниками, грузчиками, истопниками. В годы перестройки часть представителей интеллигенции (врачей, учителей, математиков, «физиков и лириков») стала мелкими торговцами, «челноками», где прошлый уровень образования и культуры не имеет решающего значения. Статус можно приобрести от рождения (национальность, социальное происхождение, место рождения), другие статусы достигаются. Особую роль играет генеральный статус человека – с его правами и обязанностями гражданина той или иной страны, члена общества.
В рамках ролевой теории развиваются идеи ролевого конфликта. Он может быть внутренним, в рамках набора ролей (студент – молодой отец), такой конфликт называется межролевым; чаще всего возникают конфликты между формальными и неформальными ролями. Более серьезные ролевые конфликты – это конфликты, связанные с невыполнением предписанных общественных ролей, конфликт между личностью и обществом [54. С. 306-308]. Как субъект общественных отношений личность характеризуется способностями, потребностями, установками, мотивами поведения, ценностными ориентациями и интересами. Все это может быть реализовано через деятельность. Личность индивидуальна и автономна. Она характеризуется определенной степенью независимости. Личная независимость во многом связана с развитием самосознания личности, ее культурой, волей, способностями к самоанализу, самоконтролю. Ясно, что чем более высокий уровень культуры у человека, чем более развитым является его самосознание, тем более он независим и свободен от окружающей среды. С этой точки зрения личностью является человек, определивший свое отношение к социальной среде, духовным, нравственным, эстетическим ценностям общества. Но личность – это и объект общественных отношений. Она может развиваться только в обществе, под воздействием общества. Воздействие социальной среды начинается со становления деятельного индивида (развития сознания, усвоения языка, усвоения культуры, умения общаться). Личность становится объектом воздействия факторов макросреды и микросреды: всего общества в целом и ближайшего окружения (семьи, родственников, друзей, коллектива). Личность застает общество на том или ином этапе его развития, экономического и культурного, с определенной социальной структурой, образом жизни, системой воспитания – все это воздействует на личность через различные факторы объективного порядка: школа, вуз, средства массовой информации, сложившаяся в обществе система воспитания и др. Не менее сильное воздействие на личность оказывают и факторы субъективного порядка – неформальные группы, субкультура этих групп, межличностное общение. Диалектика объективного и субъективного в личности заключается в ее избирательности. На определенном этапе развития личность сама «творит» себя в соответствии с теми ценностями, которые она выбирает, с тем поиском варианта, который позволил бы ей лучше самореализоваться. Личность чаще всего сама создает свое будущее, свою жизнь. Переплетение социального и индивидуального, объективного и субъективного выражается в простом, всем известном понятии «судьба». Социализация личности Социализацию личности социология рассматривает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы, связанные с целенаправленным воздействием на личность, так и стихийные, спонтанные, влияющие на ее формирование. Об объективных факторах уже упоминалось – это воспитание, образование, культура и др. Социализация – это сложный процесс диалектического взаимодействия среды и наследственности. В результате социализации индивид становится личностью, то есть носителем системы взглядов, оценок, убеждений, привычек поведения. В современной западной социологической и психологической литературе вопрос о первичной социализации детально разработан. Наибольшей известностью пользуются теории социализации З. Фрейда, американских социопсихологов Ч. Кули, Э. Эриксона, Дж. Мида, В. Макгвайра, и др. По З. Фрейду социализация личности начинается с сексуально-ролевой социализации. Главная роль предназначена человеку природой, считает Фрейд. Это роль женщины или мужчины. Половая специализация идет с рождения и проходит несколько стадий: оральную, когда ребенок усваивает навыки сосания и глотания; анальную (1-3 года) – в этот период ребенок учится «туалету», элементарному уходу за собой, учится владеть своим телом; физическую (4-5 лет) – в этот период ребенок удовлетворяет свое любопытство, познавая разницу между полами; латентную (с 5 лет до подросткового возраста) – здесь внимание ребенка сосредоточено на окружающем мире, быстро идет процесс интеллектуального развития, сексуальное развитие замедляется; генитальную – это период полового созревания, когда особенно остры эмоциональные переживания, истинная зрелость связана с усвоением социальных норм поведения. Американский психолог Эрик Эриксон рассматривает социализацию как процесс развития индивидуальности. Он формулирует две основополагающие идеи социализации: 1) личность развивается по мере готовности ее двигаться вперед и расширять «радиус» своих социальных ролей; 2) общество, социальная среда могут как содействовать этому продвижению, так и тормозить его. Стадии развития личности он формулирует через конфликт, формирование противоположных качеств: доверие – недоверие (до 1 года); автономия и уверенность (2-3 года); стыд – сомнение; инициатива – виноватость; деловитость – неполноценность (эти качества формируются в 6-11 лет); юность (самоутверждение – неопределенность); молодость (дружба – любовь или изоляция); средний возраст (воспроизводство или самопотребление); пожилой возраст (интегрированность или одиночество и отчаяние, оценка жизненного пути как неудавшегося). Так, по Эриксону, доверие – недоверие формируется в зависимости от того, удовлетворяются ли нужды ребенка, автономия, уверенность, инициатива, виноватость – от того, как окружающие способствуют его познанию окружающего мира, стимулируют его или постоянно одергивают ребенка, говорят ему: «отстань», «не задавай глупых вопросов» – в этом случае у ребенка подспудно формируется чувство вины, неуверенности, он становится безынициативным. С точки зрения Дж. Мида, «Я» – это продукт опыта социального взаимодействия (об этом уже шла речь ранее). Поэтому и социализация – это определенный тип взаимодействия, игры. Первый этап социализации – подготовительный или этап имитации детьми поведения других. Второй этап – собственно игровой, освоение социальных ролей ребенком идет через игру в той или иной последовательности. Третий этап – этап системной игры, когда «исполнение» социальных ролей идет уже осознанно. Иначе эти стадии можно назвать «имитация, подражание, научение». Основой для понимания между личностью и обществом Мид считает существование двух «Я»: а) стихийные, внутренние тенденции, заложенные в человеке; б) социализированное «Я» – усвоение социальных позиций других, общих для группы, общества в целом. Бихевиористские тенденции прослеживаются здесь в том, что Мид рассматривает поведение человека как серию «инициатив» моего «Я» и коррекцию этих инициатив обществом. Известный психолог Жан Пиаже в качестве ведущего фактора социализации рассматривает интеллектуальное развитие личности, которое он неразрывно связывает с социальной средой. Согласно операциональной концепции интеллекта Пиаже, функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации к среде: сенсомоторная стадия, способность сохранять в памяти образы предметов; предоперационная стадия – дети учатся различать сами предметы и их символы, например, они уже не отождествляют домик из песка с настоящим домиком; стадия конкретных операций; стадия формальных операций (или абстрактное мышление). Ребенок в процессе социализации ассимилирует материал, который он получает извне, а затем последовательно «приспосабливает» (у Пиаже это называется аккомодацией) его к конкретным ситуациям. Высшая форма такой аккомодации – проявление у индивида операционных структур, то есть определенных систематизированных предметных действий. Развитие при этом абстрактного мышления, по Пиаже, это мерило интеллектуального развития.
В самом широком социологическом аспекте социализация – это процесс филогенетический (формирование родовых свойств человека) и онтогенетический (формирование конкретного типа личности). При этом процесс специализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает в «снятом» виде всю совокупность общественных отношений. Результатом социализации является развитие индивидуальности. Социализация – не механическое наложение на индивида готовой «социальной формы», а результат его активного взаимодействия с этой «формой». Процесс социализации идет и продолжается всю сознательную жизнь личности. Поэтому в социологии присутствует и понятие ресоциализации – «усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших» [45. С. 122]. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека – от исправления дефектов речи до профессиональной переподготовки, усвоения новых видов деятельности, адаптации к новым социальным условиям. Необходимо заметить, что помимо социализации и ресоциализации существует и процесс, который можно назвать десоциализацией – это утрата человеком уже имеющихся социальных качеств, навыков, свойств, чаще всего его связывают с деградацией личности или маргинализацией. В любом случае, это «социализация наоборот». В последние годы в нашем обществе идет процесс роста «десоциализированных» слоев, людей, утративших свой прежний социальный статус, опустившихся морально, физически и интеллектуально. Это бомжи, проститутки, алкоголики, наркоманы, некоторая часть безработных и др. Так что процесс социализации неизбежно имеет и свои издержки – дефектологические школы и десоциализированные слои населения. Немаловажную роль в процессе социализации имеет система «агентов» социализации и показателей социализации. Так, агентами социализации являются родители, воспитатели, друзья, учителя, наставники. Чтобы человек правильно и гармонично развивался, ему необходимо внимание, забота и любовь. Отсутствие родительской заботы выражается в социологии термином депривация. Дети, выросшие в условиях депривации, как правило, отстают от своих сверстников не только в эмоциональном развитии, но и в интеллектуальном, крайней степенью депривации является госпитализм, или изоляция. В условиях изоляции воспитываются дети в детских домах, домах ребенка, интернатах. Здесь они полностью лишены родительской ласки и любви. Сегодня имеют огромное значение такие средства или агенты социализации, как средства массовой информации и школа. Пожалуй, именно эти два фактора оказываются наиболее сильными по интенсивности и длительности воздействия. Что касается показателей социализации, то ими являются технико-экономические показатели, например, материально-техническая база образования, наличие средств для проведения досуга, наличие материальных возможностей для тех или иных видов деятельности, реализации потребностей личности. В заключение необходимо сказать, что социализация – процесс, играющий огромную роль в жизни как личности, так и общества. Социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, а с точки зрения личностной – это реализация способностей, задатков человека, усвоение культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.009 с.) |