Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие малой социальной группыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует масса социальных общностей, к которым в обыденном смысле применимо понятие «группа». Между тем не все эти сообщества являются группами в социологическом смысле слова. Ряд из них можно определить как агрегации индивидов (определенное количество людей, находящихся вместе в определенном физическом пространстве), например, пассажиры вагона, очередь в поликлинике. Для характеристики людей, имеющих определенные особенности, используется понятие «категория» (говорят о категории больных, категории студентов, категории инвалидов и др.). Существует и целый ряд объединений, которые в социологии получили название «квазигруппы». Это довольно неустойчивые, спонтанные образования, действия которых носят случайный характер, например, группа зевак, собравшихся на месте аварии. Квазигруппы быстро распадаются, быстро организуются, могут превращаться в более устойчивые образования: аудиторию, толпу, публику, социальные круги, клики, касты и другие группы. Аудитория – это группа, объединенная воздействием на нее коммуникатора, взаимодействия с ним: зрительская аудитория, аудитория студенческая. Толпа – также временное объединение людей, совершенно разнородных по своему статусу, уровню культуры и интеллекта. Но толпа – это объединение достаточно сложное. Она отличается внушаемостью, эмоциональностью, личность в толпе как бы «растворяется». Толпа отличается спонтанностью и непредсказуемостью своих действий, которые часто зависят от эмоций. Толпу отличает и определенная неуязвимость (нередки акты вандализма, совершенные, например, спортивными болельщиками, погромы, но «зачинщиков» в толпе удается найти крайне редко). Страшное зрелище, например, может представлять собой толпа религиозных фанатиков. В зависимости от активности и способов поведения толпа делится на: а) случайную; б) обусловленную, объединенную каким-либо общим фактором, например, собрание пенсионеров, толпа спортивных болельщиков; в) экспрессивную или эмоциональную, то есть «подогретую» какими-либо эмоциями (толпа молодежи на танцах, рок-концертах); г) действующую – из спокойной и управляемой любая толпа может превратиться в неуправляемое сборище, готовое к насилию, вандализму, жестокости. Механизмы поведения и формирования толпы изучал известный французский социолог Густав Лебон. Механизм действия толпы он рассматривал как «групповое заражение», «инфекцию», «коллективные устремления». В нашей социологии Лебона критиковали за понятие «коллективные устремления» или «коллективное заражение», считая их ошибочными. Но вряд ли можно отрицать тот факт, что толпа зачастую действует именно как единое целое, спаянное чем-то общим. Другой подход к толпе у американского социолога Ралфа Тернера, обратившего внимание на то, что в толпе очень быстро формируется комплекс специфических правил и «норм» поведения. То, что человек никогда бы не смог сделать в одиночку, он совершенно спокойно делает в толпе. Характерно, что в толпе очень быстро идет и своя «социальная дифференциация», хотя и неустойчивая, но очень явная: быстро появляется лидер, «активисты», «пассивная часть», «ораторы» и т.д. Еще одна широко распространенная квазигруппа – это социальный круг. Определить это понятие сложно, но обычно люди очень быстро и безошибочно определяют представителей «своего» или «не своего» круга. Социальные круги объединяются как общим материальным положением, так и общими интересами, взглядами, принадлежностью к той или иной «субкультуре». Известный польский социолог Ян Щепаньский квалифицирует социальные круги следующим образом: 1) контактные – нерегулярное общение на основе общих интересов – это круг болельщиков, «фанатов», почитателей того или иного писателя, художника, музыканта; 2) профессиональные – круг банкиров, круг деятелей искусства, круг журналистов. Это не коллектив, а свободное объединение людей родственных профессий; на Западе широко распространены профессиональные клубы; 3) дружеские круги; 4) статусные круги – аристократический круг, круг бомжей. Изучение социальных кругов в социологии имеет самое практическое значение. Оно дает представление о том, как зарождается общественное мнение, как оно функционирует в кругах, например, финансистов, политических деятелей, как идет формирование политических лидеров, как воспринимаются те или иные новшества политической и экономической жизни, культуры. Социальные круги – вполне серьезные группы с точки зрения формирования социальной атмосферы в обществе, мнений, настроений, моды. Итак, квазигруппы – это переходные к устойчивым социальным группам образования, которые могут быть как явлениями случайными, непроизвольными, так и достаточно устойчивыми, с четкой внутренней структурой.
Большое внимание современная социология уделяет малым социальным группам. Изучение малых социальных групп – это получение ответа на вопрос, как общаются люди, что с ними происходи на «ближней дистанции». Американский социолог Т. Миллз, например, выделяет несколько основных факторов необходимости изучения малых социальных групп: 1. Прагматическая сторона – нам нужно знать, что происходит в малых группах (семье, коллективе, родственном общении), ведь от них зависит образ жизни, быт людей, их поведение. 2. Социально-психологическая сторона – малая группа – поле столкновения социальных связей, влияний, под воздействием которых находится человек. 3. Социологическая сторона – это познание малых групп с точки зрения их деятельности, возможностей управления ими. 4. Малая социальная группа – частный случай систем более общего типа. Малая группа – не просто микросистема, а «микрокосм» большого общества. «В них, – пишет Т. Миллз, – представлены в миниатюре многие социальные черты: разделение труда, система этических символов, правление, способы обмена, иерархия престижа, идеологии, мифы и религиозные традиции». [1. С. 83-84]. Теперь необходимо вкратце остановиться на том, чем отличается малая социальная группа (МСГ) от всех остальных групп в обществе. Такая группа чаще всего определяется как «…малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей, норм поведения». [54. С. 146]. Социальный психолог Г.М. Андреева выразила сущность малых социальных групп следующим образом: «Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [3. С. 227]. Отличительные особенности МСГ: 1. Прежде всего – размеры: от двух, трех человек («диады» и «триады») до нескольких десятков. Замечено, что в различных социальных ситуациях размер группы может влиять на поведение ее членов, но сколько-нибудь значительных исследований в этом плане пока нет. Н. Смелзер, например, отмечает, что группа из двух человек – «диада» очень хрупка, в «триаде» обычно складываются сложные отношения (например, семья с одним ребенком); в очень больших группах уменьшается социальная напряженность, но в них меньше и согласия, более высок уровень абсентеизма (неучастия); согласно некоторым исследованиям, наиболее оптимальной является группа из пяти-семи человек [45. С. 158]. 2. МСГ создаются с определенной целью, для совместной деятельности (инструментальные группы: производственные, научные, спортивные коллективы); для удовлетворения потребностей в эмоциональном общении (семья, компания друзей). МСГ отличаются от других групп не только видом деятельности, но и способом организации, стереотипами поведения. 3. Третий признак МСГ – это членство. Согласно американскому социологу Р. Мертону, любая МСГ имеет свою идентичность с точки зрения других, «чужих». Внутри группы каждый ощущает себя ее членом – «мы». Понятия «мы» и «они» психологически очень сильны. От членства в МСГ каждый вправе ожидать лояльности, поддержки, взаимопомощи, дружелюбия. 4. Признаком МСГ является также идентификация. Необходимость в идентификации выражается простой обыденной формулой – «не быть белой вороной». Иногда, попадая в новую группу, человек должен полностью изменить свое поведение, если нахождение в этой группе он расценивает для себя как ценность. Так подросток, попадая в «плохую компанию», усваивает ее сленг, манеры, стиль одежды, виды поведения. 5. Сложившуюся МСГ отличают и свои нормы поведения, а также санкции за невыполнение этих норм. Нормативная функция МСГ проявляется в том, что она является основным источником норм поведения, ценностных ориентаций личности. Санкции – это механизмы, регулирующие выполнение норм (они бывают как запретительные, так и поощрительные). Так, например, в студенческих группах принято списывать и студент, который «честно» сообщает преподавателю о том, что его товарищи списывают, будет группой, мягко говоря, воспринят странно. Зато другой, который поделится своими шпаргалками, вызовет, конечно, всеобщее одобрение. Кроме всего прочего, МСГ – это непосредственное социальное окружение индивида. Оно является связующим звеном в системе «общество – личность». Человек осознает свою принадлежность к обществу не вообще, а через принадлежность к определенным социальным группам. Группа играет огромную роль в воспитании и становлении личности, являясь проводником идей, установок, ценностей и норм, существующих в обществе. Огромная роль в разработке проблем МСГ, их воспитательного значения принадлежит педагогу А.С. Макаренко, разработавшему теорию и методику воспитания в коллективе, методику объединения обучения с трудом, поставившему многие проблемы семейного воспитания, формирования лидера в коллективе и его влияния на социально-психологический климат в группе и другие проблемы. Группа является относительно самостоятельным социальным образованием, субъектом общественных отношений. МСГ не только отражают общественные отношения, но и преломляют их во внутригрупповые отношения. Своеобразие МСГ заключается в том, что, по сравнению со всеми другими социальными образованиями, в них возникает особая атмосфера на основе личных контактов, субъективная система отношений, через которые преломляются объективные общественные отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.83 (0.01 с.) |