Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие личности. Основные концепции личности

Поиск

Понятие «личность» является одним из основных в социологии, так же, как и «общество», «социальное». Ведь именно личность является источником всей социальной жизни, ее основным элементом.

Личность изучается всем комплексом гуманитарных наук. Философия изучает соотношение природного (био­логического) и социального в человеке, место человека в мире; психология – внутренний мир личности, состояние ее «я»; этика – «мир должного». В социологии проблема лич­ности обычно рассматривается в двух основных ракур­сах:

а) как устроена социальная жизнь, как функциони­руют социальные институты, общности и насколько это соотносится с потребностями конкретной личности;

б) как личность взаимодействует с другими лично­стями, как проявляет свою сущность, независимость, авто­номность.

В первом случае мы рассматриваем личность как субъект деятельности, во втором – общения. Но что же такое личность? В общественных дисциплинах мы встре­чаем много родственных понятий: человек, индивид, ин­дивидуальность, субъект. Для понимания сущности лично­сти нам не обойтись без их определения.

Человек – наиболее фундаментальное понятие обще­ствознания, означающее не только высшую ступень разви­тия живых организмов, но и субъект общественно-ис­торической деятельности и культуры. Человек – это био­социальное существо в единстве его физических, природ­ных, духовных и социальных качеств. Это понятие родо­вое, фундаментальное.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода.

Субъект обычно рассматривается по отношению к объекту и означает направленность деятельности (мы го­ворим: человек – субъект труда, воспитания или объект воспитания).

Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду уни­кальность или неповторимость той или иной личности. Ведь каждый человек в чем-то индивидуален и неповто­рим. И, наконец, личность. К. Маркс заметил, что сущ­ность личности составляет «…не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальное каче­ство» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т.1. С.242)

Известный психолог С.Л. Рубинштейн считал, что в качестве собственно личностных свойств человека выде­ляются те, которые обуславливают «общественно значи­мое поведение и деятельность человека» [42. C. 119-120].

Итак, личность – это мера социальности человека, его социальная характеристика. Немецкий философ Г.Ф.В. Гегель заметил, что человек, обладая пальцами, может взять в руки кисть и краски, но это еще не означает, что он стал живописцем. Так и человек становится лично­стью в той или иной мере, в той или иной степени. Что че­ловек должен взять от общества, чтобы стать личностью? Прежде всего – многообразие социальных ролей, направ­ленность способностей и возможность их реализации, цен­ностные ориентации и др. Стержнем личности является ее сознание и самосознание, способность к самореализации. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения инди­вида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. [54. С. 357].

Личность – интегральное понятие, характеризующее человека:

а) в качестве субъекта и объекта социальных отно­шений;

б) объединяющее в нем общечеловеческое, соци­ально-специфическое и индивидуально-неповторимое (см. схему № 2).

Схема № 2

 

Субъект (чувства, мышление, воля) Индивидуальность (талант, продуктивность деятельности, зна­ния, навыки, жизненный путь)
ЧЕЛОВЕК
Индивид (конституция, поло­вые и возрастные особенности) Личность (направленность способностей, характер, социальные роли, социальные качества, ценностные ориентации, установки, мотивы поведения, интересы и др.)

 

Социологические концепции личности – это собира­тельное понятие, объединяющее самые разные теории, объясняющие феномен личности, ее структуру, социализа­цию, взаимодействие с обществом.

Теория «зеркального «Я» – одна из первых теорий в социологии, исходившая из принципа решающей роли взаимодействия между индивидами (У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид). Так, Джеймс (американский философ и психо­лог-прагматист) выделил «Я» – то, чем признают личность окружающие. Личность в данной теории – сумма психоло­гических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. «Я» включает: а) представления о том, каким я ка­жусь другому человеку; б) представления о том, как этот другой меня воспринимает, воспринимает «мой образ»; в) собственное чувство «Я» – чувство личной определенности (удовлетворенность, гордость, унижение, самоуважение и др.). Стержнем личности здесь является самосознание.

Широкое распространение в социологии получили варианты различного рода теорий «социального обмена». Эти теории исходят из представления об «экономическом человеке», стремящемся к максимальной выгоде с мини­мальными затратами. Согласно, например, Дж. Хомансу и П. Блау, социальное поведение рассматривается как лич­ный контакт между двумя индивидами, в котором возна­граждение или проигрыш определяет их поведение по принципу «ты – мне, я – тебе». Под обменом понимается, конечно, не только обмен материальными ценностями, но и духовными. Наиболее влиятельной из теорий обмена яв­ляется теория «справедливого обмена», то есть пропор­ционального вознаграждения личности за те или иные ре­зультаты ее деятельности. Факторами обмена являются: ожидание выгоды от другого, число вознаграждений при обмене, нарушение взаимных обязательств, соблюдение справедливости при обмене и другие факторы. В этих тео­риях сфокусировано представление о социальном общении как об обмене активностью индивидов. Теории обмена стимулировали большое количество прикладных исследо­ваний, изучающих факторы оплаты труда, распределения, типы личностей, лидерство, власть, отношения руково­дства и подчинения.

 

В социологии и социальной психологии значительное место занимают теории, рассматривающие личность в тра­дициях бихевиоризма (от англ. «поведение»). Бихевио­ризм в социологии – это целый комплекс теорий, в основе которых лежит понимание личности как совокупности вербальных реакций (ответов) на воздействие внешней среды: «стимул» – «реакция». Отказываясь от анализа внутренних мотивов поведения личности, бихевиоризм изучает только наблюдаемые факторы поведения.

Значительное влияние на развитие этого направления оказали, в частности, труды И.П. Павлова и
В.М. Бехте­рева, которые считали, что уже при рождении у человека имеется несколько «схем поведения», над которыми в про­цессе научения надстраиваются более сложные. Идеи би­хевиоризма как теории поведения прочно вошли в педаго­гику, психологию, социальную психологию.

Разновидностью бихевиоризма является «теория поля», суть которой заключается в том, что если хорошо знать психику человека, его индивидуальные особенности, то можно вызвать заранее планируемые реакции (под воз­дейст­вием определенного «поля» получаются ожидаемые реак­ции). В «психотерапевтических» теориях бихевиори­стского толка большое внимание уделяется прошлому опыту лично­сти, который определяет ее сегодняшнее по­ведение.

Теории «социального научения», обучения, которые получили широкое распространение в медицине, психоло­гии, педагогике, помимо социологии, объясняют поведе­ние человека его индивидуальными особенностями и фак­торами внешней среды, которая «обучает» человека тем или иным стереотипам поведения. Так, многие медики рассматривают курение, алкоголизм, наркоманию, склон­ность к перееданию как результат «научения», воздействия социального окружения.

Психологи С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже критиковали бихевиоризм за его примитивиза­цию поведения личности, игнорирование социальной при­роды человека и его внутреннего мира. В то же время би­хевио­ризм внес определенный вклад в социологию, очер­тив в ней целое направление – социологию поведения.

Основой персоналистической теории личности (У. Джеймс, Ч. Кули) является философия американского прагматизма. В американском персонализме человече­ское «Я» делится на три элемента:

1) материальное тело и собственность;

2) социальное «Я» – то, что человек получает от ок­ружающих;

3) духовное «Я» – совокупность собственных способ­ностей и склонностей.

На основе этих трех элементов и складывается жизнь человека, его самочувствие, самоуважение и самоутвер­ждение.

 

Большое влияние на социологию оказала также пси­хоаналитическая теория личности известного австрийского психиатра и психоаналитика Зигмунда Фрейда. Фрейд впервые попытался описать именно внутренний мир лич­ности как энергетической системы, в основе динамики ко­торой ле­жит конфликт между сознательным и бессозна­тельным. Эту теорию он развивает в работах «Психо­логия масс и анализ человеческого «Я», «Тотем и табу» и др. Личность, согласно Фрейду, состоит из трех подструктур: «Оно» – «Я» – «Сверх-Я».

«Оно» – это резервуар бессознательного в личности, ее неосознанные желания, влечения, инстинкты, главный из которых – сексуальный (либидо). «Я» – это собственно лич­ность, которая постоянно находится под контролем «Сверх-Я» – тех норм, ценностей, ограничений, которые человек получает в социальной жизни. Таким обра­зом, личность, находится в постоянном конфликте между своими жела­ниями и влечениями («Оно») и обществен­ными, мораль­ными нормами («Сверх-Я»). Часто личность образно срав­нивают с всадником, который обуздывает свою лошадь (ин­стинкты, желания). Мы рассматриваем социологический аспект теории личности З. Фрейда с точки зрения психоана­лиза. Именно этот конфликт в самой личности является ис­точников неврозов, различного рода психических заболева­ний. Личность постоянно находится в конфликте не только с собой, но и с обществом, так как именно оно заставляет ее сдерживать желания, чувства, особенно такие, как злоба, ненависть, агрессия, безудерж­ная тяга к наслаждениям. Фрейдизм – это необходимо еще раз подчеркнуть – как со­циологическую теорию, следует отличать от самого метода психоанализа, рассмотрение которого не является задачей социологии. В основе же «социологической теории лично­сти» Фрейда лежит пред­ставление о внутренней ее проти­воречивости как источ­нике ее развития, самореализации, индивидуализации и даже творчества.

Вслед за Фрейдом его последователь А. Адлер рас­сматривает социальную жизнь личности как самоутвер­ждение и постоянное преодоление комплекса неполноцен­ности. Швейцарский психолог и социолог К. Юнг разви­вает идеи Фрейда о бессознательном, выделяя понятие «коллективного бессознательного» архетипа (от архе – древний). Коллективное бессознательное – это опыт преж­ний поколений, традиции, врожденные образы прошлого для народов, наций, определенных сообществ людей. Цен­тром личности, по Юнгу, является «самость», ее внутрен­няя определенность.

Идеи З. Фрейда постоянно подвергались критике, но вот уже несколько десятилетий они оста­ются неизменно привлекательными и плодотвор­ными. Ог­раниченность фрейдизма заключается в подходе к лично­сти как к «окультуренному животному» (через Су­пер-Эго), в основе деятельности которого лежат ин­стинкты. Притягательно в идеях З. Фрейда то, что он впервые попытался показать сложный, противоречивый и много­плановый внутренний мир личности и влияние на него подсознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.192 (0.008 с.)