Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностные ориентации современнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Российской молодежи Как элемент структуры личности, ценностные ориентации – это то, что определяет практическое поведение индивида. Наиболее существенные за последние десятилетия изменения в ценностном сознании молодежи произошли в 1990-е годы. Кризис в российском обществе породил и кризис общественного сознания, кризис социальных ценностей. Данные социологических исследований 1970-х – начала 2000-х годов (В.М. Соколов, В.Т. Лисовский, А.Г. Антипьев, В.Н. Стегний, В.И. Чупров и др.) позволяют показать картину ценностных трансформаций в условиях кризисного социума. В.М.Соколов, обобщая данные масштабных социологических исследований 1971 – 1982 гг., констатировал, что в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье (включая счастье в любви). Третье-четвертое места «делили» сознание того, что приносишь пользу людям и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Далее по степени важности назывались: возможность заниматься только тем, что тебя интересует; расширение кругозора и др. В.М. Соколов разделил молодежь 1970-х годов на три группы. Большинство (около 70%) составили те, кто на первое место ставили такие ценности, как «иметь интересную работу», и «приносить пользу людям», на второе – «заслужить уважение людей», и на третье – семейное счастье, счастье в любви. Вторая группа (22,6%) ставила на первое место семейное счастье, а на второе-третье места – интересную работу и материальное благополучие. Третью группу (8%) составляли те, для кого первой жизненной ценностью было материальное благополучие. У них, как правило, на второе и третье места попадали «возможность заниматься только тем, что тебя интересует» и «спокойная жизнь». Данные более ранних исследований показывают, что преобладание «активистски-альтруистических» установок над «гедонистическими» и «эгоистическими» существовало не всегда. Так, на вопрос «что бы я делал, если бы все мог?» в 1927 г. из 3,5 тыс. чел. 32% ответили, что проявили бы заботу лишь о личном благополучии. В исследовании 1967 г. таких оказалось в 2 раза меньше. В то же время выбравших различного рода общественно полезные виды деятельности в 1927 г. было 12%, а в 1967 г. – 52% [53. С. 85].
Изменения в ценностной иерархии в 1990-е годы носили противоречивый характер. Из ценностей-лидеров 1970-80-х гг. почти на прежних позициях остались «семья» и «интересная работа», но практически исчезли «сознание того, что приносишь пользу людям» и «уважение людей», что свидетельствует о переориентации интересов человека с общества «в целом» на ближайшее окружение. Социологи отмечают, что для 50-70% российской молодежи в этот период был характерен устойчивый интерес к собственному духовному развитию. Увеличилась значимость материального благополучия и свободы, самостоятельности, независимости. Появились принципиально новые установки и представления, для которых при социализме практически не было оснований. Достаточно болезненно молодые люди отнеслись к появившемуся резкому имущественному неравенству – менее 1/5 считали, что это нормально. Криминализация жизни привела к тому, что около 1/3 молодых людей легко относились к перспективе «работы» в криминальных структурах. Абсолютными лидерами становятся ценности здоровья и безопасности. В целом более 70% молодых людей идентифицировали себя с «поколением надежд», а более 20% – с «потерянным поколением». [53. С. 125, 148-149]. Каковы тенденции трансформации ценностного сознания молодежи в начале ХХI века? Интеллектуально-образовательные ценности Творческий потенциал молодежи несколько снизился, что связано с ухудшением физического и психического здоровья детей и подростков. Продолжается «утечка мозгов» за рубеж. Сами молодые люди оценивают свой творческий потенциал весьма низко. Только 19% респондентов считают свои способности высокими. В глазах молодежи стала резко падать ценность умственного труда. Даже студенты обладание знаниями, эрудицию, интеллект ценят весьма низко, о чем, в частности, свидетельствует прозвище «ботаник», относящееся к студентам-интеллектуалам. Сужение социальной базы для развития интеллектуального потенциала молодежи – налицо. Образование всегда являлось для молодежи «сквозной» ценностью, сегодня же оно стало фактором укрепления социального неравенства. Не секрет, что в вузы, дающие в будущем возможность доступа к рычагам власти в экономике и политике, детям малоимущих граждан путь закрыт, как, впрочем, и к получению престижных профессий, более или менее востребованных на рынке труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.34.214 (0.006 с.) |