Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пакет диагностических методик на выявление мотивов и ценностных

Поиск

Пакет диагностических методик на выявление мотивов и ценностных

Ориентаций личности.

 

 

Выполнили: студенты гр. 13НПП1

Анисимова А.

Пчелинцева О.

Сорокина Е.

Сотникова К.

 

Пенза 2016 г.

1. Методика «Ценностные ориентации» Рокича. (Тест Милтона Рокича; Исследование ценностных ориентаций М. Рокича).

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Бланк тестируемого ________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

 

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

1.Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-нравятся

-не очень

-не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

 

3. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

Назначение теста: Диагностика учебной мотивации студентов.

Описание теста:

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый материал:

1.Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2.Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3.Хочу стать специалистом.

4.Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5.Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6.Чтобы не отставать от друзей.

7.Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8.Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9.Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10.Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11.Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12.Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13.Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14.Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15.Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16.Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17.Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18.Просто нравится учиться.

19.Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20.Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21.Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22.Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23.Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

Хочу быть культурным и развитым человеком.

Хочу получать хорошие отметки.

Хочу получать одобрение учителей и родителей.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

Хочу быть лучшим учеником в классе.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

Не хочу получать плохие отметки.

Люблю узнавать новое.

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

Люблю думать, рассуждать на уроке.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

Люблю решать задачи разными способами.

Люблю все новое и необычное.

Хочу учиться только на «4» и «5».

Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

благополучия: 5 - 6;

аффилиации: 7 -8;

престижа: 9 - 10;

избегания неудачи: 11 - 12;

учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

коммуникативные: 17 - 18;

творческой самореализации: 19 - 20;

достижения успеха: 21 - 22.

 

Обработка результатов теста:

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 

АНКЕТА

Для учащихся 5-7 классов.

 

Дата__________________Ф.И.______________________Класс____________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок; б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу; г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком; е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы; б) не было учебников; в) родителей; г) хотелось учиться;

д) было интересно; е) мысли о будущем; ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки; б) усилия, трудолюбие; в) мои способности;

г) хорошую работу; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование; б) я пока не знаю; в) стать отличником;

г) состоит в учебе; д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель; б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания; г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать; е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок; б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть; г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание; е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»; з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме; б) объяснение учителя; в) новая тема; г) устные задания;

д) побольше читать; е) общаться с друзьями; ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится; б) он легкий; в) он мне интересен; г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют; е) не дают списать; ж) надо исправить двойку

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

а) они легкие и их мало; б) остается время погулять; в) они интересные;

г) есть настроение; д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем; б) родители и (или) учителя; в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки; д) желание знаний; е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы; б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) хороших знаний; б) везения; в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей; д) упорной работы; е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения; б) трудности заданий; в) моих способностей;

г) приложенных усилий; д) везения; е) внимания к объяснению учителя;

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;

в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова; б) теряюсь; в) нервничаю; г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание; е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова; б) огорчаюсь; в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его; д) обращаюсь к учебнику; е) не делаю его, потом списываю

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они…

а) сложные и большие; б) с лёгким решением; в) письменные домашние;

г) не требуют усилий; д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону»;

Спасибо за ответы!

АНКЕТА

Для учащихся 8-9-х классов

Дата__________________Ф.И._______________________Класс____________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования; б) поступления в вуз; в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни; д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы; б) жил в России; в) родители; г) получал знания; д) жил.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки; б) успехи в учебе; в) приложенные усилия;

г) мои способности; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью; б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям; г) учение.

5. Моя цель на уроке…

а) усвоить что-то новое; б) пообщаться с друзьями; в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку; д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я…

а) обдумываю ее; б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание; г) стараюсь сделать сразу всё;

д) открываю «готовые домашние задания»; е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) общение с друзьями; б) общение с учителем; в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя; д) получать хорошие отметки; е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он для меня интересен; б) у меня хорошее настроение; в) меня заставляют;

г) не дают списать; д) надо исправить отметку; е) стараюсь всегда.

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

а) тихо и ничто меня не отвлекает; б) задают мало;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему; д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) деньги, которые я заработаю в будущем; б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга; г) низкие оценки; д) желание знаний; е) общение.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю одобрения окружающих; б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моей упорной работы; б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках; г) везения;

д) получения хороших знаний; е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения; б) понимания заданий; в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания; д) везения;

е) внимания к объяснению учителя;

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;

в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова, исправляя ошибки; б) теряюсь; в) прошу помощи;

г) приношу извинения; д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) обращаюсь за помощью; б) не выполняю его; в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, потом списываю; д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они требуют…

а) большого умственного напряжения; б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) письменные домашние; г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие; е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

 

 

АНКЕТА

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

Учебный мотив – 5 баллов.

Ключ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат следует анализировать вместе с тестами "Мотивация к успеху" и "Готовность к риску". Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
- степени предполагаемого риска;
- преобладающей мотивации;
- опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое, когда без риска удается получить желаемый результат; второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

 

8.Методика «Готовность к риску» Шуберта (PSK).

Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция: оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:
"полностью согласен", "полное да" - 2 балла;
"больше да, чем нет" - 1 балл;
"ни да, ни нет", "нечто среднее" - 0 баллов;
"больше нет, чем да" - 1 балл;
"полное нет" - 2 балла.

Опросник

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы Вы ехать подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка данных теста

 

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значение теста: от -50 до +50 баллов.
меньше -30 баллов. Вы слишком осторожны.
-10 - +10 баллов. Средние значения.
свыше +20 баллов. Вы склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования также показали, что: с возрастом готовность к риску падает; у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных; у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

 

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

 

 

Анкета для учащегося

Дата _________________________ Ф.И.______________________________________________________________

Класс _________________________

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп-ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра-ботки результатов).

Внешний мотив - 0 баллов. Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла. Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Таблица обработки результатов

Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений
       
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
к)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

ДИАГНОСТИКА РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (С.С.БУБНОВА).

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инстр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.02 с.)