Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические методики изучения семьи↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно: - к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение; - общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо; - изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным; - изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика: - общие сведения о родителях или людях, их заменяющих; - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность; - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; - уровень педагогической культуры родителей; - авторитетность семьи в глазах ребенка; - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; - семейные традиции, обычаи и ритуалы; - положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное); - воспитательные возможности семьи. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры. Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления. Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
Анкета «Знакомство с родителями» На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы: 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка? 5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок» С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: 1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать? 2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? 3. Как ведет себя ваш ребенок дома? 4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? 5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе? 6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка? Методика «Незаконченные предложения» А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся: - Школа для меня - это... - Класс, в котором я учусь - это... - Учителя для меня - это люди, которые... - Мои одноклассники - это... - Уроки для меня - это... - Предметы, которые мне нравятся, это... - Предметы, которые мне не нравятся, это...
Предложения для родителей: - Школа, в которой учится мой ребенок, это... - Класс, в котором учится мой ребенок, это... - Одноклассники моего ребенка - это... - Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это... - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это... - Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения. Для учащихся - Я радуюсь, когда... - Я огорчаюсь, когда... - Я плачу, когда... - Я злюсь, когда... - Мне нравится, когда... - Я верю, когда... - Если у меня хорошие новости, то я... - Если у меня, плохие новости, то я... - Если у меня что-то не получается, то я... Для родителей - Я радуюсь, когда мой ребенок... - Я огорчаюсь, когда мой ребенок... - Я плачу, когда мой ребенок... - Я злюсь, когда ребенок... - Мне нравится, когда мой ребенок... - Мне не нравится, когда мой ребенок... - Я не верю, когда мой ребенок... - Я верю, когда говорят, что мой ребенок... - Если у моего ребенка хорошие новости, то... - Если у моего ребенка плохие новости, то... - Если у моего ребенка что-то не получается, то... Сочинение-размышление Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими: «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...», «Мой дом - моя крепость?!», «Моя будущая семья... Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна», «Праздники и будни моей семьи», «Истории и предания моего рода», «Самый печальный день в жизни моей семьи», «Советы родителям по воспитанию детей», «Законы жизни семьи» и др. Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем. Тест «Я - родитель, я - приятель?!» На вопросы этого теста предлагается ответить родителям. 1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе; б) просите подождать, так как фильм скоро закончится; в) не обращаете внимания на просьбу ребенка; г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.
2. Вы видите в своих детях: а) людей, равных себе; б) людей, копирующих вас в молодости; в) маленьких взрослых; г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете? а) которая больше всего вам подходит; б) которая отвечает последней моде; в) которая копирует чью-то прическу; г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей: а) знают ли дети ваш возраст; б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми; в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми; г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше. 5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь? а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля; б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок; в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит; г) следуете своему пониманию стиля.
6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или а) посчитаете это личным делом ребенка; б) станете подшучивать над его (ее) поступком; в) признаете, что это стильно; г) сделаете то же самое.
7. Если музыка звучит в доме на полную громкость: а) вы затыкаете уши ватой; б) уменьшаете громкость; в) миритесь с увлечением своего ребенка; г) включаете еще громче.
8. Если вы спорите со своим ребенком, то: а) стараетесь ему не возражать; б) признаете его правоту; в) спорите до полной победы; г) уходите от спора. 9. Ваш ребенок празднует день рождения: а) вы вместе с ним за одним столом; б) оставляете ребят одних; в) обслуживаете детей за столом; г) уходите из дома.
10.Ребенок идет на дискотеку:. а) вы идете вместе с ним; б) вы не разрешаете ему идти; в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок; г) вы ограничиваете его во времени.
11.В общении со своими детьми вы: а) откровенны, б) закрыты, в) сдержанны, г) открыты.
12.В отношениях со своими детьми вы: а) ведете себя как приятель; б) как строгий судья; в) как друг; г) как родитель. Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками. На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей. В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем. Определение самостоятельности ребенка Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка. Перечень действий ребенка родителям предлагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Перечень действий: - собирается в школу; - выбирает себе одежду для школы и для праздника; - делает уроки; - определяет, с кем ему дружить; - готовит еду, если это необходимо; - убирает квартиру по собственной инициативе; - ходит в магазин за покупками; - помогает по дому и на даче; - приглашает друзей к себе домой; - определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки; - принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни; - распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку; - оценивает объективно себя и свои поступки; - сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми; - терпимо относится к младшим братьям и сестрам; - помогает в воспитании младших.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности. Инструкция Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл. Школа оценок 1 - категорически не согласен; 2 - мне трудно с этим согласиться; 3 - может быть, это и верно; 4 - совершенно верно. Я с этим согласен. Утверждения теста 1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. 2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения 3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы. 4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути. 5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям. 6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально. 9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10.Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни. 11.Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители. 12.Мать - главное лицо в доме. 13.Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!» 14.Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими. 15.Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей. Итоги 40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них. 25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость. Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Инструкция Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале свое состояние (как вы чувствуете себя чаще всего). Бланк
фамилия, имя, отчество __________________________________________ Обработка Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т, У, Н), суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье. У (общая неудовлетворенность). Н (нервно-психическое напряжение). Т (семейная тревожность). МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ Обработка данных Прежде всего педагог обобщает качественную структуру оценочных суждений учащихся. Сначала анализируется соотношение определенных, точных ответов («да», «нет», «отчасти») и неопределенных («не знаю»). Чем больше удельный вес определенных ответов при оценке себя или родителей, тем больше оснований говорить о развитом социальном интеллекте учащегося, его умении и желании проводить анализ своей личности и личности родителей. В частности, о многом может сказать доля определенных ответов в графах «Мой отец/мать думают, что я...» Чем определеннее ответы, тем вероятнее, что родитель является для ребенка источником четкой, внятной информации, «какой ты сейчас», очень важной для саморазвития личности. Косвенно это свидетельствует и о педагогической культуре родителей, о том, что коррекция развития ребенка в семье осуществляется не стихийно, не только за счет запретов, ситуативных наказаний и поощрений, но и путем прямого обсуждения качеств личности ребенка. Большая доля неопределенных ответов, преобладание оценок «не знаю» в графах «Мой отец/мать думают, что я...» свидетельствует о том, что учащийся мало осведомлен о родительской оценке, следовательно, родительское мнение не является значимой движущей силой развития личности ребенка. Косвенно большая доля ответов «не знаю» в данных графах говорит о низкой педагогической культуре родителей, выражающейся в их малой включенности в духовное строительство ребенка. Кроме того, сопоставляя меру «закрытости» мнения отца или матеря для ребенка, можно косвенно судить о том, кто из них более активен как воспитатель. Немало информации дает педагогу анализ соотношения положительных и отрицательных оценок учащегося. По преобладанию или равновесности отмеченных положительных/отрицательных качеств, прежде всего, можно сделать вывод об уровне самооценки ребенка (средний, высокий, низкий). С этих же позиций можно проанализировать оценки учащимися своих родителей: они могут быть выдержаны в мажорных, уважительных тонах, в нейтрально-усредненных либо в негативных, неприязненных. Насыщенность «этюда» о родителях положительными тонами позволяет косвенно судить об эмоционально-психологической близости, тяге ребенка к родителю. Немаловажно и содержание ответов в графе «Я хотел бы походить...», свидетельствующих о мере авторитетности и образцовости взрослого в глазах ребенка. После общего обзорного анализа педагог переходит к конкретно-сопоставительному, то есть к процедуре количественного сопоставления ответов в графах 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Подсчитывается число совпадающих ответов (по каждому типу ответов: «да», «нет», «отчасти», «не знаю»), далее определяется ур Какую информацию можно извлечь из этого сопоставления? Представим ее в виде таблицы:
Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение) Данная методика поможет педагогу определить тип семьи, в которой растет его воспитанник. При выделении конкретных типов мы опирались на классификации Л.С Алексеевой и А.И. Захарова.. Программированное наблюдение включает в себя подробную ориентировочную основу в виде единиц наблюдения актов воспитательного поведения родителей, а также конкретных, хорошо узнаваемых, признаков эмоционального климата в семье. Источником для фиксации той или иной черты воспитательного быта семьи служат личные наблюдения педагога при посещении учащегося на дому, беседы, контакты с родителями, а также информация, полученная от других лиц (учителей, инспектора МВД, соседей и др.), учитываются диагностические данные различных методик обследования семьи. Следует учесть, что далеко не всегда возможна четкая типизация семьи. Достаточно часто для семьи характерно сочетание признаков разных типов, например, «конфликтная и асоциальная», «авторитарный стиль и гиперопека», «попустительство и недостаточная отзывчивость» и т. д. В этом случае педагог просто отмечает присущие семье признаки, оставляя вопрос о типизации открытым. Типы семей
Анкета «Семья учащегося» Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ребенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи. АНКЕТА Уважаемые родители! Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогически позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами. 1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете? · дни рождения; · дни поминовения усопши; · коллективные посещения кино, театров и др.; · религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...); · день создания семьи; · гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.); · школьные праздники (начало учебного года, окончание шкоды...); · профессиональные праздники; · воскресные семейные обеды, ужины; · выпуск семейной газеты; · проведение семейных советов; · другое _________________________________________________________________________ 3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи? · спорт; · рыбалка; · шитье; · вышивка;
· сочинение стихов, рассказов, сказок; · поделки; · коллекционирование; · пение; · вязание; · аквариумоводство; · домашние животные (уход, дрессировка); · шахматы; · живопись/рисование; · чтение; · игра на музыкальных инструментах; · посещение театров; · другое__________________________ 4. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка: ______________________
5. Какой труд объединяет вашу семью? · общего труда нет, у каждого свое дело; · уборка квартиры; · ремонт квартиры; · уход за домашними животными; · уход за скотом; · работа в саду, на даче; · индивидуальная трудовая деятельность; · другое____________________________________________ 6. Собираете ли вы семейные советы? · семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов; · собираем совет для того, чтобы: o распределить бюджет семьи, o планировать покупки, o планировать отпуск, o распределять работу по лому, ответственность, o обсуждать поступки членов семьи, o обсуждать проблемы воспитания детей, o другое_______________________________________________
7. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?
8. Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей? мама; папа; бабушка; дедушка; прабабушка; прадедушка; няня; родственница; гувернантка; Другие_______________________________________________________
9. Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы? умственное развитие; сквернословие; эстетическое развитие; непослушание; культуру общения; грубость: самостоятельность; нервозность; интерес к знаниям; усталость, измотанность: желание учиться; возбуждение; внимание к близким; нежелание ходить в школу; страх перед оценками; страх перед педагогами; другое______________________________________________________
10. Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе? математика; право; физика; педагогика; химия; психология; биология; иностранный язык; информатика; литература; экономика; художественная культура; другое______________________________________________________
11. За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня? · кружок, секция; · репетиторство; · обучение иностранному языку; · психологическая консультация; · психологические тренинги; · лечебно-оздоровительные мероприятия: · платная раздевалка; · факультатив; · музыкальное образование: · психологическая диагностика; · экскурсии по городам; · поездка за рубеж; · пост МВД в школе; · группа продленного дня; · другое____________________________________________________
12. Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы? · Постоянное деловое взаимопонимание, · Теплые дружеские отношения, · Сами периодически приходим в школу, · Приходим, в основном, по вызову, · Бывает, что пропускаем родительские собрания, · Постоянно посещаем родительские собрания, · Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка, плохой учебе, · Хороших контактов пока не удалось наладить, · С отдельными педагогами мы, пожалуй, в конфликте.
13. Чем вы удовлетворены в работе школы? · качество обучения; · безопасность ребенка; · общая спокойная обстановка; · качество питания; · оформление интерьера школы; · отношение учителей к детям; · порядок, требования к дисциплине: · условия для развития способностей (кружки, секции и т. п.); · другое____________________________________________________
14. Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы _______________________________________________________________________________
15. Как вы организуете деятельность ребенка? · помогаем выполнять домашние задания, следим за их выполнением: · читаем книги; · водим детей в театр, кино., и т. п.; · обучаем бытовому труду (шитье, кулинария, ремонт квартиры и т. д.); · играем в развивающие игры; · организуем спортивные, физкультурные занятия в семье; · водим детей в музыкальную, спортивную школу (секцию); · выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки; · другое___________________________________________________ · наш ребенок самостоятельный и сам находит себе дело: · специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребенка к тому, что делаем сами. 16. Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка? · будет рабочим; · будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз); · будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум); · будет творческим работником; · будет иметь свое дело, займется коммерцией; · свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.
Обработка анкеты Качественный анализ ответов осуществляется по указанным параметрам воспитательного потенциала семьи. 1. Материально-бытовые условия и средства, имеющиеся в семье для воспитания ребенка (вопросы № 7, 8). 2. Духовная жизнь семьи, сплачивающая ее и создающая качество «дома» для ребенка (вопросы № 2,3, 5,6). 3. Включенность родит
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.019 с.) |