Методика обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения и воспитания



Методика обучения и воспитания

(по профилю подготовки)

для направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование,

профиль подготовки - начальное образование

 

заочная форма обучения (3 года 6 мес)

(для группы 4НОб-01-22зп и 23зп)

Семестр

 

 

Составитель:

Е.В. Яковлева,

зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор

 

г. Череповец - 2016

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)» в учебном плане относится к дисциплинам базовой части.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология» («Анатомия и возрастная физиология»), «Психология» («Общая психология», «Возрастная психология»), «Педагогика» («Общая педагогика», «Педагогика начального образования») и др.

Необходимой базой для ее изучения являются знания студентов:

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития системы образования, педагогической науки;

- об особенностях содержания и организации педагогического процесса;

- о закономерностях, принципах, содержании и структуре целостного педагогического процесса.

Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также умения и навыки, необходимые для эффективной организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Освоение данной дисциплины может помочь студентам при прохождении учебной и производственных практик, изучении дисциплин вариативной части.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (по разделам, изучаемым в 3-4 семестрах)

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)  
 
 
Знать: · сущность социализации; условия, факторы, средства, механизмы социализации личности; особенности социализации младших школьников; Уметь: · осуществлять педагогическое сопровождение социализации младших школьников; Владеть навыками: организации взаимодействия школы и семьи в целях успешной социализации младшего школьника. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5).  
Знать: · теоретические основы воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников; Уметь: · рационально выбирать оптимальное содержание, формы, методы и средства воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников в учебной и внеучебной деятельности; Владеть навыками: постановки воспитательных целей, планирования воспитательной работы, проектирования воспитательного мероприятия, диагностики воспитанности младших школьников. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).  

 

 

Семестр

Раздел 4. Социализация личности ребенка в системе начального образования

Содержание

1. Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. Детство как социальный феномен.

Ребенок как субъект социальной заботы и защиты. Соотношение государственных и общественных учреждений, восстанавливающих социальные и образовательные статусы ребенка. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Профилактический, адаптационный, коррекционный, реабилитационный потенциал учреждений временного и постоянного пребывания ребенка.

Современные миграционные процессы. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления. Социальные проблемы детей мигрантов. Образовательные проблемы детей-мигрантов. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.

2. Социальное развитие ребенка. Факторы развития личности. Этапы психического и физического созревания индивида. Становление самосознания. Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. Помощь социальному развитию ребенка. Социально-педагогическая поддержка ребенка как вид деятельности, обеспечивающий предупреждение и решение его проблем.

3. Ребенок как субъект процесса социализации. Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь.

Особенности социализации младших школьников. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Проблемы и трудности социализации младших школьников.

4. Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка.

Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. Профилактика и оздоровление ситуации социального развития ребенка в семье. Приемная семья, содержание деятельности приемных родителей по включению ребенка в систему социальных отношений.

Образовательное учреждение как институт социализации. Социальные и образовательные проблемы ребенка, пути их решения в системе основного и дополнительного образования. Отторжение от жизни школы как условие дезадаптации ребенка в социуме. Профилактика, адаптация, коррекция и реабилитация ребенка в системе основного и дополнительного образования.

Улица как сфера социализации ребенка. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.

Социально-педагогические возможности СМИ.

5. Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов. Социально-педагогическая деятельность как вид помогающей деятельности, ориентированный на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессах социализации. Субъект-субъектные основания, цели, ценности, содержание и процесс осуществления социально-педагогической деятельности. Профилактическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности. Социальная забота и социальная защита в системе социально-педагогической деятельности. Формы организации психолого-педагогической деятельности.

Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.

 

Семестр

Семестр

Основная учебная литература

Учебники, учебные пособия

1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *

2. Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу: «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога»: Учеб пособ. - Череповец: ЧГУ, 2003

3. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006

 

Дополнительная литература, дидактические материалы

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988*

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современном мире – М.: Школьная пресса, 2005 *

3. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. общество России, 2005

4. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *

5. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997

6. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н./Д., 2005 *

7. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н./Д: Феникс,2004 *

8. Инновационные направления в развитии системы воспитания. Методическое пособие / В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов, Л.С. Подымова и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2012

9. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004

10. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*

11. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*

12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008*

13. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004

14. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*

15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М.: Академия, 2005*

16. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008

17. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. – М., 2004

18. Семейный кодекс Российской Федерации. М., Проспект,2005

19. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000

20. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*

21. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Уч. пос. – Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2004*

22. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Уч.-мет. пос. - Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2000*

Словарно-справочные издания

1. Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010*

2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004

3. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 *

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2001

7. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д, 2005

8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004

9. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*

10. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002

11. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998

12. Социальная энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000

Периодические издания по дисциплине:

1. Воспитание школьников

2. Народное образование

3. Начальная школа*

4. Начальная школа + до и после*

5. Педагогика*

6. Социальная работа в школе

7. Социальный педагог

 

Примечание: литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб.

Семестр

Основная учебная литература

Учебники, учебные пособия

 

1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

3. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

4. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2005*

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

Дополнительная литература, дидактические материалы

Дополнительная литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. - 2005 - № 11 - С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999- № 4.- С.78-80

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика - 2005 - № 2 - С. 67-68

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004

7. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003

9. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. реком. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003

10. Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А.Березиной и др. – М.: Вента-Графф, 2002

11. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

12. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Высш шк., 2006

13. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. М.: Просвещение, 2006.

Семестр

Лекции

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
  Характеристики социализации  
  Всего:  

Лабораторные занятия

№ раздела дисциплины Тема лабораторного занятия Количество часов
  Технологии и формы социально-педагогической деятельности  
  Всего:  

Семестр

Лекции

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
  Теоретические основы воспитания  
  Всего  

Практические занятия

№ раздела дисциплины Тема практического занятия Количество часов
  Цель, задачи, содержание воспитания младших школьников в современных условиях  
  Методы, средства и формы организации воспитательного процесса в начальных классах  
  Современные технологии воспитания  
  Воспитательная система школы  
  Всего  

Лабораторные занятия

№ раздела дисциплины Тема лабораторного занятия Количество часов
  Диагностика воспитательных результатов и эффектов внеурочной деятельности  
  Всего:  

 

1) Контрольная работа

2) Экзамен (тест)

 

Учебно-методические указания и рекомендации

 

Семестр

Практическое занятие 1

Семестр

Практическое занятие 1

Цель, задачи, содержание воспитания младших школьников

В современных условиях

Вопросы для обсуждения

 

1. Цели воспитания в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.

3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

4. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.

5. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

6. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

7. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

8. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 

Литература

1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

2. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребенка – реальное дело! – М., 2000

Практическое занятие 2

В начальных классах

Вопросы для обсуждения

 

1. Методы и приемы воспитания:

· понятие «метод» воспитания; различные подходы к определению методов воспитания

· понятие «классификация методов воспитания»; различные классификации методов воспитания;

· приемы воспитания;

· условия выбора методов и приемов воспитания в начальных классах;

· характеристика отдельных методов воспитания, используемых в начальной школе (беседа, рассказ, упражнение, поручение и др.)

 

2. Средства воспитания:

· понятие «средство» воспитания;

· система средств воспитания;

· взаимосвязь методов и средств воспитания в начальных классах.

 

3. Формы организации воспитания:

· Понятие «форма воспитательной работы».

· Классификация форм внеурочной воспитательной работы.

· Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.

· Классный час как важнейшая форма воспитания в начальной школе.

· Диалоговые формы воспитания.

· Нравственно-этическая беседа и ее место в деятельности классного руководителя.

· Праздник как форма организации воспитательной работы с младшими школьниками.

· Игра как средство формирования социального опыта детей. Социальное содержание детских игр. Классификация коллективных игр детей младшего школьного возраста. Технология организации детских игр. Драматизация как основа технологии игр-путешествий и игр-конкурсов.

· Содержание экскурсий в воспитательной работе с младшими школьниками. Технология организации экскурсий с младшими школьниками. Роль и место экскурсий в воспитательной работе.

· Изучение эффективности и анализ формы воспитательной работы.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004

2. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000

3. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

4. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.

5. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

7. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006

8. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. — М., 2000.

10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

12. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

13. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000

14. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

15. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

16. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993.

20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

21. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004

22. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*

23. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998

24. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.

 

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие «технология воспитания».

2. Современные концепции воспитания (Н.Е. Щуркова, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, М.П. Щетинин, И.Ф. Гончаров, А.Н. Тубельский и др.).

3. Технология личностно-ориентированного воспитания (О.С. Газман, В.В. Давыдов). Технология педагогики гуманизации и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Технология общения «Я-педагог, Я-воспитанник» (Н.Е. Щуркова). Технология коллективно – творческого воспитания (И.П.Иванов). Технология введения в школьную жизнь (Г.А. Цукерман).


Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов/Д., 1999.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004

3.Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000

4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. - М, 1999. - 340 с.
7.Поляков С.Д. Новые технологии воспитания. – М., 2003.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М., 2002..
9. Рожков М.И.. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
10. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. – 1995. – № 8.
11. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль, 1996.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

13. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 126 с.

14. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566с.
15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996.
18. Шмаков И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел - М.,1989.
19. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: 1999.
20. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 1998.
21. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника, − М., 1998.

 

Практическое занятие 5

Литература

1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993

2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. – М., 1989

3. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / Под ред. В.А.Караковского. – М., 1997

4. Воспитательная система школы: Сб. статей / Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1991

5. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система // педагогика. – 1992. - № 6

6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998

7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992

8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.. 1989

9. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / Под ред. В.А.Сулемова. – М.. 1983

10. Казакова Е.И. Педагогика успеха. – СПб., 1996

11. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992

12. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996

13. Кочетов А.И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. – Минск, 1997

14. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999

15. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. – 1991. - № 11

16. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990

17. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004

18. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы // Сов. педагогика. – 1991. - № 11

19. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989

20. Теория и практика воспитательных систем: Кн. 1 и 2. – М., 1993

21. Теория и практика глобального образования. – Рязань, 1994

22. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / под ред. В.А.Караковского. – М., 1999

23. Хиггинс Э. Шесть ступеней Л.Кольберга // Народное образование. – 1993. - № 1

24. Цырлина Т.В. Встречное движение. – М., 1991

Лабораторное занятие 1

Темы контрольных работ

 

1. Цели воспитания в истории педагогической мысли и развития общества.

2. Воспитательно-образовательное пространство школы и его роль в воспитании современных младших школьников.

3. Личность ребенка младшего школьного возраста.

4. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста.

5. Организация коллективного творческого дела в начальных классах: этапы подготовки и реализации.

6. Взаимодействие школы и семьи в воспитании младшего школьника.

7. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях дополнительного образования.

8. Современные концепции воспитания и возможности их реализации в начальной школе.

9. Системный подход в воспитательном процессе начальной школы.

10. Комплексный подход в воспитании учащихся начальных классов.

11. Деятельностный подход в воспитании детей младшего школьного возраста.

12. Аксиологический подход в воспитании младших школьников.

13. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения.

14. Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников.

15. Культурологический подход в воспитании младших школьников.

16. Технологический подход в воспитательном процессе начальной школы.

17. Этическое воспитание младших школьников.

18. Трудовое воспитание младших школьников.

19. Нравственное воспитание младших школьников.

20. Гражданское и правовое воспитание младших школьников.

21. Экономическое воспитание младших школьников.

22. Умственное воспитание младших школьников.

23. Физическое воспитание младших школьников. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников.

24. Экологическое воспитание младших школьников.

25. Эстетическое воспитание младших школьников.

26. Патриотическое воспитание младших школьников.

27. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях группы продленного дня.

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

Контрольные работы выполняются с планом и списком использованной литературы объемом до 20 страниц. В первую очередь раскрываются понятия по теме, затем идет подробное теоретические раскрытие выбранной темы с анализом источников и заключение.

 

План контрольной работы

Вступление

Основная часть

Вывод

Список литературы

В качестве примера основной части можно привести следующие пункты плана по теме «Нравственное воспитание младших школьников»:

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Задачи и принципы нравственного воспитания.

3. Содержание нравственного воспитания младших школьников.

4. Методы, приемы и средства нравственного воспитания младших школьников.

5. Роль нравственного воспитания в образовательном процессе.

6. Взаимосвязь нравственного воспитания с другими направлениями воспитания.

 

Реферирование – создание краткого связного изложения основного содержания изучаемой работы. Реферат обобщает ряд работ, раскрывающих определенную тему. В реферате, как правило, содержатся и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Если в реферате не содержится авторского отношения, анализа, точки зрения по вопросам, затронутым в реферируемой работе, то реферат превращается в конспект той же работы.

Конспектирование – один из эффективных способов сохранения содержания прочитанного, но при его составлении не происходит активного творческого освоения материала.

4.2 Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов

Вид контроля промежуточный (итоговый)
   
Форма контроля 4 семестр – экзамен
  экзамен, зачет, собеседование

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на экзамен

1. Воспитание как социокультурное явление.

2. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности воспитания.

3. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4. Закономерности и принципы воспитания.

5. Цели воспитания.

6. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.

7. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

8. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.

9. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

10. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

11. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

12. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

13. Экономическое воспитание младших школьников.

14. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

15. Системный подход к построению воспитательного процесса.

16. Деятельностный подход к воспитанию.

17. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

18. Базовые теории воспитания и развития личности.

19. Современные отечественные концепции воспитания (2 по выбору).

20. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста, их классификация. Проблема выбора методов воспитания в начальной школе.

21. Характеристика методов формирования сознания личности младшего школьника.

22. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения младших школьников.

23. Использование методов стимулирования в начальной школе.

24. Средства воспитания: понятие, классификация. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания младших школьников.

25. ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности.

26. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.

27. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация. Характеристика технологий воспитания в начальной школе.

28. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия.

29. Технология проведения классного часа в начальной школе.

30. Технология проведения нравственно-этической беседы с младшими школьниками.

31. Технология организации праздника с младшими школьниками.

32. Технология организации игры с детьми младшего школьного возраста.

33. Технология организации экскурсий с младшими школьниками.

34. Технология организации коллективной творческой деятельности в начальных классах.

35. Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

36. Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы.

37. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога.

38. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе.

39. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности школьника.

40. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, этапы развития детского коллектива, воспитательные возможности.

41. Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе

42. Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников.

43. Технология воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня.

44. Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности.

45. Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности.

46. Воспитательная система школы.

47. Авторские воспитательные системы.

48. Характеристика основных функций учителя как классного руководителя.

49. Система деятельности педагога-воспитателя в начальной школе.

50. Методика и техника планирования воспитательной работы.

51. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников.

52. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.

53. Детство как социальный феномен

54. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.

55. Государственная забота о защите детей в современной России.

56. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.

57. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов

58. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.

59. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.

60. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.

61. Этапы социализации.

62. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.

63. Основные факторы социализации личности.

64. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

65. Формы нарушения социализации. Трудности социализации.

66. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

67. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков. Механизм протекания отклонений в поведении.

68. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.

69. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.256 с.)