Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения и воспитания↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) для направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки - начальное образование
заочная форма обучения (3 года 6 мес) (для группы 4НОб-01-22зп и 23зп) Семестр
Составитель: Е.В. Яковлева, зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор
г. Череповец - 2016 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы Дисциплина «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)» в учебном плане относится к дисциплинам базовой части. Для освоения данной дисциплины студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология» («Анатомия и возрастная физиология»), «Психология» («Общая психология», «Возрастная психология»), «Педагогика» («Общая педагогика», «Педагогика начального образования») и др. Необходимой базой для ее изучения являются знания студентов: - о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях; - о теоретических основах и ведущих тенденциях развития системы образования, педагогической науки; - об особенностях содержания и организации педагогического процесса; - о закономерностях, принципах, содержании и структуре целостного педагогического процесса. Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также умения и навыки, необходимые для эффективной организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Освоение данной дисциплины может помочь студентам при прохождении учебной и производственных практик, изучении дисциплин вариативной части. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (по разделам, изучаемым в 3-4 семестрах)
Семестр Раздел 4. Социализация личности ребенка в системе начального образования Содержание 1. Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. Детство как социальный феномен. Ребенок как субъект социальной заботы и защиты. Соотношение государственных и общественных учреждений, восстанавливающих социальные и образовательные статусы ребенка. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Профилактический, адаптационный, коррекционный, реабилитационный потенциал учреждений временного и постоянного пребывания ребенка. Современные миграционные процессы. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления. Социальные проблемы детей мигрантов. Образовательные проблемы детей-мигрантов. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями. 2. Социальное развитие ребенка. Факторы развития личности. Этапы психического и физического созревания индивида. Становление самосознания. Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. Помощь социальному развитию ребенка. Социально-педагогическая поддержка ребенка как вид деятельности, обеспечивающий предупреждение и решение его проблем.
3. Ребенок как субъект процесса социализации. Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь. Особенности социализации младших школьников. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Проблемы и трудности социализации младших школьников. 4. Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. Профилактика и оздоровление ситуации социального развития ребенка в семье. Приемная семья, содержание деятельности приемных родителей по включению ребенка в систему социальных отношений. Образовательное учреждение как институт социализации. Социальные и образовательные проблемы ребенка, пути их решения в системе основного и дополнительного образования. Отторжение от жизни школы как условие дезадаптации ребенка в социуме. Профилактика, адаптация, коррекция и реабилитация ребенка в системе основного и дополнительного образования. Улица как сфера социализации ребенка. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации. Социально-педагогические возможности СМИ. 5. Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов. Социально-педагогическая деятельность как вид помогающей деятельности, ориентированный на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессах социализации. Субъект-субъектные основания, цели, ценности, содержание и процесс осуществления социально-педагогической деятельности. Профилактическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности. Социальная забота и социальная защита в системе социально-педагогической деятельности. Формы организации психолого-педагогической деятельности. Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.
Семестр Семестр Основная учебная литература Учебники, учебные пособия 1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 * 2. Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу: «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога»: Учеб пособ. - Череповец: ЧГУ, 2003 3. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006
Дополнительная литература, дидактические материалы Дополнительная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988* 2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современном мире – М.: Школьная пресса, 2005 * 3. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. общество России, 2005 4. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *
5. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997 6. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н./Д., 2005 * 7. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н./Д: Феникс,2004 * 8. Инновационные направления в развитии системы воспитания. Методическое пособие / В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов, Л.С. Подымова и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2012 9. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004 10. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999* 11. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991* 12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008* 13. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004 14. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991* 15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М.: Академия, 2005* 16. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008 17. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. – М., 2004 18. Семейный кодекс Российской Федерации. М., Проспект,2005 19. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000 20. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000* 21. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Уч. пос. – Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2004* 22. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Уч.-мет. пос. - Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2000* Словарно-справочные издания 1. Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010* 2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004 3. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004 4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 * 6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2001 7. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д, 2005 8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
9. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003* 10. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002 11. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998 12. Социальная энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000 Периодические издания по дисциплине: 1. Воспитание школьников 2. Народное образование 3. Начальная школа* 4. Начальная школа + до и после* 5. Педагогика* 6. Социальная работа в школе 7. Социальный педагог
Примечание: литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб. Семестр Основная учебная литература Учебники, учебные пособия
1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005 2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002 3. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002 4. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2005* 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004 Дополнительная литература, дидактические материалы Дополнительная литература: 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. - 2005 - № 11 - С. 68-71 2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999- № 4.- С.78-80 3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика - 2005 - № 2 - С. 67-68 4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975 5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999 6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004 7. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000 8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003 9. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. реком. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 10. Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А.Березиной и др. – М.: Вента-Графф, 2002 11. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003 12. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Высш шк., 2006 13. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. М.: Просвещение, 2006. Семестр Лекции
Лабораторные занятия
Семестр
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
1) Контрольная работа 2) Экзамен (тест)
Учебно-методические указания и рекомендации
Семестр Практическое занятие 1 Семестр Практическое занятие 1 Цель, задачи, содержание воспитания младших школьников В современных условиях Вопросы для обсуждения
1. Цели воспитания в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 2. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников. 3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников. 4. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания. 5. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 6. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 7. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 8. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Литература 1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005 2. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребенка – реальное дело! – М., 2000 Практическое занятие 2 В начальных классах Вопросы для обсуждения
1. Методы и приемы воспитания: · понятие «метод» воспитания; различные подходы к определению методов воспитания · понятие «классификация методов воспитания»; различные классификации методов воспитания; · приемы воспитания; · условия выбора методов и приемов воспитания в начальных классах; · характеристика отдельных методов воспитания, используемых в начальной школе (беседа, рассказ, упражнение, поручение и др.)
2. Средства воспитания: · понятие «средство» воспитания; · система средств воспитания; · взаимосвязь методов и средств воспитания в начальных классах.
3. Формы организации воспитания: · Понятие «форма воспитательной работы». · Классификация форм внеурочной воспитательной работы. · Проблема выбора форм воспитания в начальной школе. · Классный час как важнейшая форма воспитания в начальной школе. · Диалоговые формы воспитания. · Нравственно-этическая беседа и ее место в деятельности классного руководителя. · Праздник как форма организации воспитательной работы с младшими школьниками. · Игра как средство формирования социального опыта детей. Социальное содержание детских игр. Классификация коллективных игр детей младшего школьного возраста. Технология организации детских игр. Драматизация как основа технологии игр-путешествий и игр-конкурсов. · Содержание экскурсий в воспитательной работе с младшими школьниками. Технология организации экскурсий с младшими школьниками. Роль и место экскурсий в воспитательной работе. · Изучение эффективности и анализ формы воспитательной работы. Литература 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004 2. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000 3. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005 4. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000. 5. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000. 6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003 7. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006 8. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000 9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. — М., 2000. 10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999. 11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002 12. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002 13. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000 14. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998 15. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000 16. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003 17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000 18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004 19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993. 20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000 21. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004 22. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006* 23. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998 24. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.
Практическое занятие 3 Вопросы для обсуждения
1. Понятие «технология воспитания». 2. Современные концепции воспитания (Н.Е. Щуркова, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, М.П. Щетинин, И.Ф. Гончаров, А.Н. Тубельский и др.). 3. Технология личностно-ориентированного воспитания (О.С. Газман, В.В. Давыдов). Технология педагогики гуманизации и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Технология общения «Я-педагог, Я-воспитанник» (Н.Е. Щуркова). Технология коллективно – творческого воспитания (И.П.Иванов). Технология введения в школьную жизнь (Г.А. Цукерман).
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов/Д., 1999. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004 3.Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000 4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 13. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 126 с. 14. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566с.
Практическое занятие 5 Литература 1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993 2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. – М., 1989 3. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / Под ред. В.А.Караковского. – М., 1997 4. Воспитательная система школы: Сб. статей / Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1991 5. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система // педагогика. – 1992. - № 6 6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998 7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992 8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.. 1989 9. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / Под ред. В.А.Сулемова. – М.. 1983 10. Казакова Е.И. Педагогика успеха. – СПб., 1996 11. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992 12. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996 13. Кочетов А.И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. – Минск, 1997 14. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999 15. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. – 1991. - № 11 16. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990 17. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004 18. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы // Сов. педагогика. – 1991. - № 11 19. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989 20. Теория и практика воспитательных систем: Кн. 1 и 2. – М., 1993 21. Теория и практика глобального образования. – Рязань, 1994 22. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / под ред. В.А.Караковского. – М., 1999 23. Хиггинс Э. Шесть ступеней Л.Кольберга // Народное образование. – 1993. - № 1 24. Цырлина Т.В. Встречное движение. – М., 1991 Лабораторное занятие 1 Темы контрольных работ
1. Цели воспитания в истории педагогической мысли и развития общества. 2. Воспитательно-образовательное пространство школы и его роль в воспитании современных младших школьников. 3. Личность ребенка младшего школьного возраста. 4. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста. 5. Организация коллективного творческого дела в начальных классах: этапы подготовки и реализации. 6. Взаимодействие школы и семьи в воспитании младшего школьника. 7. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях дополнительного образования. 8. Современные концепции воспитания и возможности их реализации в начальной школе. 9. Системный подход в воспитательном процессе начальной школы. 10. Комплексный подход в воспитании учащихся начальных классов. 11. Деятельностный подход в воспитании детей младшего школьного возраста. 12. Аксиологический подход в воспитании младших школьников. 13. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения. 14. Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников. 15. Культурологический подход в воспитании младших школьников. 16. Технологический подход в воспитательном процессе начальной школы. 17. Этическое воспитание младших школьников. 18. Трудовое воспитание младших школьников. 19. Нравственное воспитание младших школьников. 20. Гражданское и правовое воспитание младших школьников. 21. Экономическое воспитание младших школьников. 22. Умственное воспитание младших школьников. 23. Физическое воспитание младших школьников. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников. 24. Экологическое воспитание младших школьников. 25. Эстетическое воспитание младших школьников. 26. Патриотическое воспитание младших школьников. 27. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях группы продленного дня. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ Контрольные работы выполняются с планом и списком использованной литературы объемом до 20 страниц. В первую очередь раскрываются понятия по теме, затем идет подробное теоретические раскрытие выбранной темы с анализом источников и заключение.
План контрольной работы Вступление Основная часть Вывод Список литературы В качестве примера основной части можно привести следующие пункты плана по теме «Нравственное воспитание младших школьников»: 1. Сущность нравственного воспитания. 2. Задачи и принципы нравственного воспитания. 3. Содержание нравственного воспитания младших школьников. 4. Методы, приемы и средства нравственного воспитания младших школьников. 5. Роль нравственного воспитания в образовательном процессе. 6. Взаимосвязь нравственного воспитания с другими направлениями воспитания.
Реферирование – создание краткого связного изложения основного содержания изучаемой работы. Реферат обобщает ряд работ, раскрывающих определенную тему. В реферате, как правило, содержатся и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Если в реферате не содержится авторского отношения, анализа, точки зрения по вопросам, затронутым в реферируемой работе, то реферат превращается в конспект той же работы. Конспектирование – один из эффективных способов сохранения содержания прочитанного, но при его составлении не происходит активного творческого освоения материала. 4.2 Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов
Требования к уровню усвоения программы Список вопросов, выносимых на экзамен 1. Воспитание как социокультурное явление. 2. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности воспитания. 3. Движущие силы и логика воспитательного процесса. 4. Закономерности и принципы воспитания. 5. Цели воспитания. 6. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников. 7. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников. 8. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания. 9. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 10. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 11. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 12. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 13. Экономическое воспитание младших школьников. 14. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе. 15. Системный подход к построению воспитательного процесса. 16. Деятельностный подход к воспитанию. 17. Личностно-ориентированный подход к воспитанию. 18. Базовые теории воспитания и развития личности. 19. Современные отечественные концепции воспитания (2 по выбору). 20. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста, их классификация. Проблема выбора методов воспитания в начальной школе. 21. Характеристика методов формирования сознания личности младшего школьника. 22. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения младших школьников. 23. Использование методов стимулирования в начальной школе. 24. Средства воспитания: понятие, классификация. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания младших школьников. 25. ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности. 26. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе. 27. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация. Характеристика технологий воспитания в начальной школе. 28. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия. 29. Технология проведения классного часа в начальной школе. 30. Технология проведения нравственно-этической беседы с младшими школьниками. 31. Технология организации праздника с младшими школьниками. 32. Технология организации игры с детьми младшего школьного возраста. 33. Технология организации экскурсий с младшими школьниками. 34. Технология организации коллективной творческой деятельности в начальных классах. 35. Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. 36. Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы. 37. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога. 38. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе. 39. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности школьника. 40. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, этапы развития детского коллектива, воспитательные возможности. 41. Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе 42. Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников. 43. Технология воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня. 44. Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности. 45. Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности. 46. Воспитательная система школы. 47. Авторские воспитательные системы. 48. Характеристика основных функций учителя как классного руководителя. 49. Система деятельности педагога-воспитателя в начальной школе. 50. Методика и техника планирования воспитательной работы. 51. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников. 52. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников. 53. Детство как социальный феномен 54. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка. 55. Государственная забота о защите детей в современной России. 56. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ. 57. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов 58. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности. 59. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника. 60. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка. 61. Этапы социализации. 62. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности. 63. Основные факторы социализации личности. 64. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. 65. Формы нарушения социализации. Трудности социализации. 66. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение. 67. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков. Механизм протекания отклонений в поведении. 68. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении. 69. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. 70. Образовательное учреждение как сфера социального само
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.019 с.) |