Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия психологического консультирования семьи

Поиск

В психологическом консультировании решается частная за­дача: задержать членов недифференцированных семей на

наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процес­сов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмо­циональной подоплеки своего и чужого поведения. Считается, что это важнее, чем рекомендации.

Для развертывания процессов наблюдения и рационального анализа различных аспектов семейной жизни широко использу­ются социометрические техники работы с семьей: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Генограмма», «Роле­вая карточная игра», «Экокарта», «Соломенная башня», «Се­мейное пространство», «Семейная социограмма». Мы их рас­смотрим далее.

Психолог должен быть дифференцированной личностью; нельзя позволять вовлекать себя в зависимость от отношений в семье: нельзя ни поддерживать одного из членов семьи, ни становиться на чью-либо супружескую позицию. Иначе бу­дет триангуляция.

Для того чтобы побудить супругов начать обща*Ься друг с другом напрямую (без вовлечения окружающий в много­численные семейные треугольники), для тогшгатобы нау­чить их терпимо относиться к личностным отличиям друго­го, используется методика «Тет-а-тет» [Ричардсон, 1994, с. 69-70]. Супругам предлагают выполнить^следующую про­цедуру. /

Сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говоаить о себе, своих взаи­моотношениях, а не о третьих лицахЖли о дополнительных темах.

Теперь, чтобы сделать это задание еще труднее, повторите его, оставаясь только в настоящеувремени, не говорите о про­шлом или будущем, а только оугаоих переживаниях «здесь и теперь». f

После выполнения супруг^ти этого задания в беседе с ними исследуется степень их третоги из-за близости с помощью сле­дующих вопросов: 7

1. Насколько близок я могу быть с другим человеком, ос­таваясь в то же время самим собой и не делая того, что меня хо­тят заставить сделать другие?

2. Насколько близок я могу быть с другим человеком, допуская, что другой человек отличается от меня?

 

 

Социометрические работы с семьей

 

 

Социометрическими эти техники называются потому, что позволяют графически или пространственно отобразить структуру социальных взаимоотношений в семье. В этом плане они нацелены на измерение, исследование, описание, репрезентацию и познание типичных форм взаимоотноше­ний людей в семье.

 

Семейная скульптура

 

Одному из членов семьи предлагается расставить членов сво­ей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в се­мье. Иногда «скульптора» просят придумать для каждого чле­на семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризова­ли бы его поведение. Членам семьи следует затем последова­тельно их произнести.

После создания «скульптуры» психолог может задавать чле­нам семьи следующие вопросы или делать следующие предло­жения:

1. Придумайте название вашему произведению, (вопрос «скульптору», раньше всех других вопросов)

2. Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших род­ственников? (каждому члену семьи)

3. Удивила ли вас данная «скульптура»? (всей семье)

4. Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил? (каждому члену семьи)

5. Согласны ли вы с тем, что ваша семья функциониру­ет именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье)

6. Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? («скульптору» или всей семье)

Эта методика может использоваться и в индивидуальном консультировании. В этом случае роль членов семьи исполня­ют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете.

 

Семейная хореография

 

Эта техника представляет собой развитие техники «Семей­ная скульптура». К танцам она отношения не имеет. Греческое слово «choreia» первоначально подразумевало то, что человек отображает в движении, в действии порывы своей души.

Процедура осуществления методики довольно гибкая и мо­жет меняться в зависимости от конкретных задач и условий.

Начинают часто с того, что члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная си­туация в данной семье. Каждого члена семьи просят так раз­меститься в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим обра­зом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им ви­дится в данный момент.

Затем психолог помогает оживить сцену, проиграть ее. Иде­альная ситуация также разыгрывается семьей. При этом пси­холог работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную пози­ции в семейной системе. Психолог просит этого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать другие.

Вопросы всегда одни и те же: «Каково быть в этом положе­нии в семье? Какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?»

Психолог может просить несколько раз повторить сцены, от­ражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны, а также те сцены, которые изображают их преодоление, при­чем советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

Порой методика осуществления семейной хореографии мо­жет выглядеть и следующим образом.

Клиента просят вообразить себя каким-то животным или предметом, например, сильным, мощным львом с большой па­стью и острыми зубами. Затем он представляет себе сцену, включающую этих животных или предметы, и описывает ее. После этого группу просят принять позиции, отражающие опи­санную сцену, и разыграть ее.

 

Генограмма

 

Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности сис­темы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяже­нии последних трех-четырех поколений. Предложена Мюррэ-ем Боуэном в 1978 г.

С графическими символами для построения схемы и приме­рами использования генограммы в практике консультирова­ния рекомендуем ознакомиться по книге Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 100-109].

 

Ролевая карточная игра

 

Методика побуждает задума ться членов семьи над характе­ром распределения ролей в семье и теми специфическими фор­мами внутрисемейного общения, которые в этих ролях ото­бражаются.

Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисе­мейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выпол­няет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получив­ший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье вы­полняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо кар­точки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откла­дывается в сторону.

У Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 109-116] приводится примерный список ролей, среди которых есть роли-обязанности (Организатор домашнего хозяйства, Закупщик продуктов, Мой­щик пола и т. д.) и роли-взаимодействия. Последние делятся на позитивные (Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат) и негативные (Обвини­тель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбиваю­щий с толку, Жертва, Крикун).

Более сложные алгоритмы работы в этом ключе рекоменду­ем изучить по книге Р. Шермана и Р. Фредмана. С нашей точ­ки зрения, описанный выше алгоритм служит хорошим стар-

товым началом для рефлексивного анализа членами семьи характера распределения и сущности типичных внутрисемей­ных ролей.

 

Экокарта

 

Данная методика используется для того, чтобы помочь кли­енту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных про­блем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, кли­ент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с институтами за ее пределами (например, работа, шко­ла, друзья, соседи). Эти институты за пределами семьи обозна­чаются треугольниками, в которых пишется название институ­та. Анализируются характер взаимоотношений в семье и связи всех членов семьи со структурами вне ее с помощью следующих (сначала общих) вопросов:

1. У вас большая семья? (Предполагается обнару­жить родственников, проживающих за пределами данной семьи, проанализировать их связь с членами данной семьи. Например, ребенка, который остро конфликтует с матерью в непростой период ее жизни, может взять на время его ба­бушка (мама бывшего супруга), если между ними есть вза­имная симпатия.)

2. Вы работаете? (Предполагается исследовать, что значит работа для данного члена семьи, можно ли с этой сто­роны ожидать ресурсов для помощи во внутрисемейной си­туации. Например, работа может стать источником сил и ра­дости, когда дома все плохо. Далее такой человек может стать источником положительных эмоций, конструктивных изменений в семье.)

3. Ваши соседи помогают вам?

Постепенно психолог переходит к более конкретным во­просам:

4. Близки ли вы с членами вашей семьи? 204

5. Нравится ли вам ваша работа?

6. Кого вы можете попросить о помощи? ' Л

7. Расскажите о ваших родственниках - где они живут, чем занимаются.

8. Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, перепи­сываетесь?

9. Активно ли вы участвуете в жизни церковной об­щины?

10. Контактируете ли вы с администрацией школы, в ко­торой учатся ваши дети?

11. Есть ли у вас семейный врач? i - -

12. Есть ли у вас близкие друзья?

13. Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?

По мере обсуждения представленных выше вопросов данные фиксируются в экокарте. Более подробно об этой методике, о графических элементах, из которых она создается можно уз­нать из пособия Р. ШерманаиН. Фредмана[1997, с. 116-122].

 

Соломенная башня

 

Членам семьи предлагают построить соломенную башню, чтобы она была оригинальной по форме, красивой, хорошо скон­струированной, могла стоять без поддержки и чтобы ее можно было переносить с места на место. Для этого им дают пакет со 100 соломинками и клейкую ленту с ножницами. Членам семьи даются рекомендации первые 5 мин строить башню, не говоря ни слова. На строительство башни отводится 10—15 мин.

После строительства башни начинается обсуждение и анализ поведения разных членов семьи в процессе ее строительства. Предполагается, что оно отражало типичные формы совместно­го поведения, характерные для данной семьи.

Семейное пространство

 

Супругам дается большой лист бумаги, фломастеры или ка­рандаши. Их просят нарисовать план квартиры или дома, где

они жили до женитьбы. Если есть дети, то они при этом смотрят и слушают. Если супруги несколько раз меняли место жительст­ва, то их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время как супруги заняты рисованием, психо­лог побуждает их к рациональному анализу прошлого и настоя­щего семейного опыта с помощью следующих вопросов и пред­ложений:

1. Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.

2. Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.

3. Была ли в вашем доме комната, специально предназна­ченная для встреч всех членов семьи?

4. Когда члены вашей семьи, которые не проживают с вами, заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?

5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?

6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме?

7. Попытайтесь как можно яснее представить себе, как в ва­шем родительском доме решались вопросы близости, дистан­ции и уединенности.

8. Как был расположен ваш родительский дом по отноше­нию к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет? Если член семьи жил в квартире, то на каком этаже она была расположена, куда выходили окна и т. д.?

9. Вспомните какое-либо типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.

10. Вспомните типичные слова, фразы, которые произноси­лись членами вашей семьи.

Можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в ко­тором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом должны присутствовать в качестве наблюдате­лей.

Возможен также вариант, когда все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Методика помогает супругам начать анализировать свои ожи­дания относительно правил в нынешней семье, источники этих ожиданий в родительских семьях, а детям лучше понимать своих родителей.

Воспоминания могут анализироваться также на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотно­шения.

Собранная информация может использоваться для выявле­ния различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

 

 

Семейная сопрограмма

 

Методика позволяет отобразить в графической форме и сделать предметом анализа особенности внутрисемейных отношений, основанные на предпочтениях. Она помогает учитывать эти предпочтения при организации внутрисемей­ного общения.

Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами се­мьи они предпочли бы делать или уже делают какие-то опреде­ленные вещи.

Обычно задаются два рода вопросов:

  • С каким членом семьи вы привыкли...?
  • С каким членом семьи вам бы хотелось...?

Вот некоторые примеры окончания вопросов:

  • ходить в кино
  • говорить о личном
  • ходить в гости
  • составлять планы.'•
  • заниматься работой по дому
  • сердиться,..„„■
  • обниматься
  • вести интеллектуальную беседу
  • работать вместе
  • не иметь ничего общего
  • шутить или рассказывать анекдоты
  • ругаться
  • играть
  • обманывать ' "
  • не разговаривать ' '
  • смотреть телевизор t: Л
  • заниматься спортом
  • читать стихи
  • ходить за покупками
  • убежать из дома
  • поехать на пляж (за город, в центр города, в горы) '"., ■ чему-нибудь научиться
  • убираться в доме
  • чувствовать себя защищенным, когда он рядом
  • чувствовать себя хорошо в его присутствии
  • чувствовать себя возбужденно в его присутствии ,'.., ■ чувствовать грусть в его присутствии
  • чувствовать себя усталым в его присутствии

Ответы на эти вопросы отображаются в виде графической схе­мы, которая затем анализируется. Информацию о символах, ко­торые используются для построения схемы, рекомендуем найти в руководстве Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 133].

Модификацией данной методики является игра «Угадай кто» - «Кто в семье...?» Например: больше всего любит стро­ить планы, больше всех командует, больше всех ворчит, са­мый одинокий, самый злой, самый умный, самый смешной, самый теплый, больше подходит для откровенных разгово­ров, самый сильный, самый ловкий, лучший повар, самый щедрый, самый добрый, наиболее склонный к меланхолии, самый умелый, самый большой оптимист/пессимист, самый энергичный.

Для более четкого определения альянсов и отвержений чле­нов семьи просят в ответах на вопросы сделать первый и второй

выборы. Второй выбор при этом может быть обозначен на схеме другим цветом.

Можно выбрать вариант работы, когда в схему включаются возможные ответы членов расширенной семьи.

Считается, что чем более дифференцированной является се­мья, тем более широк разброс взаимных выборов в ответах на заданные вопросы. Тот, кого я выбираю для того, чтобы схо­дить за покупками, необязательно, с моей точки зрения, самый инициативный человек или же самый умелый человек в семье.

Методика хорошо подходит для исследования рассогласова­ния внутрисемейных ролей и ролевых ожиданий. Это зачастую является подоплекой потенциального конфликта или неудов­летворенности.

 

 

3.4. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи:

Основные представители

 

v Бейтсон Грегори (Bateson Gregory). ♦> Вацлавик Пол (Watzlawick Paul).

v Сатир Вирджиния (Satir V.).

v Бэндлер Ричард.

v Грин дер Джон.

Литература на русском языке

 

  • Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика челове­ческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и пара­доксов взаимодействия / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКС-МО-Пресс, 2000. (Сер. «Психология. XX в.»).
  • Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-воНПО «Модэк», 1999.
  • Бэндлер Р, Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Во­ронеж: НПО «Модэк», 1993.
  • Сатир В. Семейная терапия и NLP. М.: Институт общегу­манитарных исследований, 1999.

Особенности подхода

 

Акцент делается на исследовании параметров эффективной и неэффективной, деструктивной коммуникации внутри се­мьи и личностных основ нарушений коммуникации. Исследу­ются вербальная (слова) и невербальная (мимика, поведение) коммуникации, возможности расхождения между ними, при­чины и механизмы неправильной расшифровки чужого сооб­щения.

В рамках этого подхода можно выделить следующие три направления работы:

3.4.1. Работа с искажениями чужих сообщений

 

В периоды стресса люди имеют тенденцию придумывать для себя мысли и ощущения другой личности, связывать это с определенными внешне регистрируемыми реакциями дру­гой личности. На основе этой связи в дальнейшем люди имеют склонность толковать поведение другого и поступать так, как если бы придуманное было на самом деле. Люди сами причи­няют себе боль и создают трудности, приписывая различные ложные интерпретации поведению окружающих лиц и живя в этом виртуальном мире.

Приобретая навык в «чтении» чужих мыслей, такие люди порой создают длинные цепочки, приравнивая те или иные по­веденческие реакции другого к тому значению, которое они придали этим реакциям ранее в ситуации стресса. Этот фено­мен называется сложным равенством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.016 с.)