Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа психолога-консультанта с проблемами

Поиск

Воспитания детей в семье

 

Проблемы, связанные с воспитанием детей в семье, могут возникать по разным причинам:

1. Те или иные особенности личности родителей, сло­жившиеся в детстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Примерами таких осо­бенностей является психастенический склад характера вос­питывающего родителя или его повышенная тревожность. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование

или психотерапию. Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработ­ка и закрепление новых способов эмоционального реагирова­ния. Работа с детьми должна быть направлена на исправле­ние дефектов личности ребенка, возникших вследствие не­правильного воспитания. Наконец, работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания.

2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эф­фективному родительству. В этом случае эффективным явля­ется использование всего арсенала диагностических и кор-рекционных средств, накопленных в современной семейной терапии. Сначала необходимо выстроить адекватные отноше­ния между супругами, затем переходить к коррекции роди-тельско-детских отношений. Необходимым элементом новой, эффективной структуры семьи должна стать высокая степень дифференцированности родителей, желательно и всех ос­тальных членов семьи (например, бабушек и дедушек). Необ-

ходимо также заботиться об установлении четких границ ме­жду основными внутрисемейными субсистемами, создании эффективных правил внутрисемейной коммуникации, смене доминирующих аффектов, связанных с соперничеством и аг­рессивным поведением, на аффекты, связанные с заботой, со­трудничеством, любовью.

3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эф­фективное родительство. Здесь прежде всего следует вести речь о формально-динамических основах личности, о той или иной степени нарушений органических основ психиче­ского функционирования. Следствием подобного рода нару­шений, например, является хорошо знакомый практиче­ским психологам и педагогам феномен гиперактивного по­ведения. Достижения современной психологии говорят в пользу того, что даже при наличии значительных органи­ческих нарушений при использовании специальных кор-рекционных программ можно достичь вэсьма эффективных результатов в плане значительного развития высших психи­ческих функций. Поэтому, безусловно, при наличии подоз­рений на органические нарушения нервной системы ребен­ка последнего необходимо включить в специально разрабо­танные для этого формы работы. В плане же работы с семьей родителям необходимо разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного об­щения с ребенком.

4. Несоответствие стиля воспитания и характера ребен­ка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенно­сти характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспитания с учетом особенностей характера (раз­работка конкретного плана позитивного реагирования родите­ля в ответ на то или иное поведение ребенка).

5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. В этом случае параллельно с осуществлением процесса консультирования психологу следует, используя метод критических инцидентов, исследовать социальный контекст на предмет выявления эф­фективных форм реагирования родителей на особенности соци­альной среды, затрудняющие эффективное родительство.

Работа с родителями заключается в психологическом просве­щении последних: психолог знакомит родителей со ставшими известными ему случаями эффективного поведения в контек­сте, с которым сталкивается семья. Активизируются ресурсы родителей в плане поиска других образцов эффективного пове­дения в сложившихся реалиях (решение-ориентированное пси­хологическое консультирование). Далее психолог помогает ро­дителям и/или лицам, ответственным за воспитание ребенка, разработать конкретный план позитивного реагирования в сло­жившейся ситуации.

6. Воспитательная неграмотность родителей. Может быть связана со скудным опытом общения с собственными ро­дителями в детстве, недостаточно позитивным опытом собст­венного воспитания в родительской семье. Кроме того, семья может столкнуться с такими проблемами, с которыми роди­тельская семья никогда не сталкивалась (например, развод ро­дителей и переживания ребенка, связанные с этим разводом). Проблема воспитательной неграмотности родителей приобре­тает также высокую актуальность в связи со стремительно раз­вивающимся знанием относительно того, как правильно и с наибольшей эффективностью воспитывать детей. В этом плане наиболее эффективная позиция родителя и есть позиция незна­ния, поиска достоверной информации. Психолог-консультант здесь играет роль связующего звена между накопленным пси­хологическим знанием относительно воспитания, с одной сто­роны, и родителями, с другой стороны. Задачу поиска и систе­матизации этого знания он как бы берет на себя, облегчая труд родителей. Работа с родителями здесь являет собой форму пси­хологического просвещения.

 

Какие воспитательные техники являются эффективными, а какие нет?

 

Американские психологи D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981], проанализировав значительное количество исследований, осуществленных по этому вопросу в США, пришли к выводу, что все воспитательные техники, традиционно используе­мые родителями, можно условно разделить на три большие группы:

1. Техники, основанные на приоритете силы. Они

включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командова­ние ребенком в опоре на свою физическую силу и/или воз­можность распоряжаться материальными ресурсами. Пред­полагается при этом, что механизм, обеспечивающий согла­сие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания.

2. Техники, основанные на лишении любви. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или не­одобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребен­ка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или по­кинуть ребенка.

3. Техники, основанные на индукции. Слово «индук­ция» в русском языке имеет несколько значений. Здесь же мы имеем в виду аналогию с возникновением электрического тока в проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля (от латинского inductio - возбуждение, наведение). Предполагается, что ро­дители, беседуя с ребенком или между собой в его присутст­вии, возбуждают у последнего определенные чувства, инте­ресы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассу­ждать вместе с ребенком в надежде сделать его более пони­мающим, почему следовало бы проявлять то или иное пове­дение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее.

D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] указывают, что на практи­ке ни один реальный процесс воспитания не обходится без того, чтобы родители использовали в воспитательном процессе все три группы тактик. Но, как правило, одна из них преобладает в воспитательных воздействиях на ребенка.

D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] сообщают, что согласно ре­зультатам анализа многочисленных эмпирических исследова­ний наилучшие результаты дает преобладание в воспитатель­ном процессе техник, основанных на индукции. Преобладание

в воспитательном процессе техник, основанных на утвержде­нии силы, приводит к невысоким результатам. Данные относи­тельно результативности частого применения наказаний, свя­занных с лишением ребенка знаков родительской любви, противоречивы и не могут быть истолкованы однозначно. От­сюда следует, что при диагностике способности к эффективно­му родительству мы должны особое внимание уделять способ­ности к индукции.

При разработках конкретного плана позитивного реагиро­вания родителей на те или иные элементы поведения ребенка следует особое внимание уделять обучению родителей приемам индукции.

Опросник АСВ

 

Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ се­мейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотноше­ний»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наи­более распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Кроме этого описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросни­ка, которые приводят к психогенным нарушениям у ребен­ка.

Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.

Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся вос­питания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о струк­турно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интегра­ции.

Рассмотрим эти шкалы

1. Гиперпротекция (Г+). Родители уделяют воспита­нию ребенка очень много сил, времени, внимания. Это цен­тральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие на­рушения супружеских взаимоотношений, одиночество родите­лей, некомпетентность в общении на равных.

2. Гипопротекция (Г-). Ребенок находится на перифе­рии внимания родителей, им «не до него». В основе опять же могут лежать нерешенные проблемы в супружеских отношени­ях (родители, может быть, и пытаются их решить своими сила­ми, но не обладают конструктивными стратегиями разреше­ния, в результате постоянно заходят в тупик). Личностная и моральная неразвитость родителей также могут лежать в ос­нове гипопротекции.

Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку.

3. Потворствование (У+). Родители стремятся к макси­мальному и некритичному удовлетворению любых потребно­стей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к раз­работке конкретного плана позитивного реагирования, а так­же к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наря­ду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии).

4. Игнорирование потребностей ребенка (У-). Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, обще­нии с родителями, духовные потребности.

3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребно­стей ребенка.

5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+). Требо­вания к ребенку не соответствуют его возможностям, не содей­ствуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребен­ка (Т-). Родители при этом говорят о том, как трудно при­влечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Сущест­вуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домаш­них обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанно­стей.

7. Чрезмерность требований-запретов (3+). Ребенку «все нельзя». В семье существует огромное количество требо­ваний, ограничивающих свободу и самостоятельность ребен­ка. У стеничных подростков такое воспитание приводит к реакции эмансипации. У менее стеничных развивается сен­ситивная или тревожно-мнительная (психастеническая) ак­центуации характера. При этом подавляется самостоятель­ность ребенка.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3—).

Ребенку «все можно». Родители не могут или не хотят устано­вить какие-либо рамки в поведении ребенка.

9. Чрезмерность санкций (С+). Строгие наказания за не­значительные нарушения поведения, жестокое обращение с ре­бенком. Работа здесь должна вестись в направлении смены до­минирующих аффектов в семье. Подчас приходится работать также с факторами хронической фрустрации родителей, когда они вымещают свой гнев на ребенке.

10. Минимальность санкций (С—). Родители предпочита­ют либо вовсе обходиться без наказаний, либо применять их крайне редко, а уповают на поощрения.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Родители час­то «шарахаются» от одного стиля воспитания к другому. Отсю­да у ребенка формируется упрямство, склонность противопос­тавлять себя любому авторитету.

Наблюдаются некоторые устойчивые сочетания перечис­ленных выше стилей воспитания (названия шкал), которые приводят к психогенным нарушениям.

v Потворствующая гиперпротекция (Г+,У+,Т—,3—,С—). Ре­бенок находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному и некритичному удовлетворению его потребностей. Это сочетание содействует развитию у ребенка демонстративных (истероидных) и гипертим-ных черт характера.

v Доминирующая гиперпротекция (Г+,У+,Т+,3+,С+). Ре­бенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и уделяют ему много времени, одна­ко в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

v Эмоциональное отвержение (Г+,У-,С+). В крайнем вари­анте это воспитание по типу «Золушки»: формирует и уси­ливает черты эпилептоидности. Эмоционально-лабиль­ные, сенситивные и астено-невротические подростки де­монстрируют декомпенсацию.

v Повышенная моральная ответственность (Г+, У—, Т+). Высокие требования сочетаются с пониженным внимани­ем к реальным потребностям ребенка. Стимулирует раз­витие тревожно-мнительной (психастенической) акцен­туации характера.

v Гипопротекция/гипоопека (Г-,У-,Т-,3-). Ребенок пре­доставлен себе, родители не интересуются им и не контро­лируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и кон­формного типов.

12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) обыч­но наблюдается при потворствующей или доминирующей про­текции. Родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то боль­шим, чем ребенок, заменил супруга. При этом удовлетворяется потребность во взаимной исключительной привязанности, час­тично эротические потребности. Стимулируется эротическое от­ношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок взрослеет, родители пытаются его удержать с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) за­частую обусловлено потворствующей гиперпротекцией. При этом снижается уровень требований к ребенку.

14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН) наблю­дается при потворствующей гиперпротекции либо понижен­ном уровне требований. Родитель идет на поводу у ребенка. Ре­бенок нашел у родителя слабое место и манипулирует им. Сла­бое место - психастенические черты у родителя или ребенок напоминает родителю его родителей.

15. Фобия утраты ребенка (ФУ), как правило, связана с перенесенными ребенком заболеваниями, обуславливающими страх потери. В основе лежит потворствующая или домини­рующая гиперпротекция.,.;....... -*ч.,,,,......

16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) связана с гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Воспитание возможно, когда родителями дви­жут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Причины неразвитости роди­тельских чувств - отвержение родителя в детстве его родите­лями, отклонения характера у ребенка, родительская шизо-идность, просто молодость родителей. Порой неразвитость ро­дительских чувств приводит к перекладыванию на ребенка значительной части родительских обязанностей («повышен­ная моральная ответственность»).

17. Проекция на ребенка собственных нежелатель­ных качеств (ПНК), которые родитель чувствует, но не при­знает в самом себе. Борьба с нежелательным качеством у другого помогает ему (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет. Имеются в виду такие качест­ва, как агрессивность, склонность к лени, алкоголю, несдер­жанность и т. д.

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК), как правило, является причиной противо­речивого типа воспитания, соединяющего в себе потворст­вующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в поле битвы родителей, где они могут более открыто выражать свое недовольство друг другом, руково­дствуясь «заботой о благе ребенка». Каждого интересует не столько воспитание, сколько одержание верха над другим супругом. Шкала отражает высказывания «строгой» сторо­ны, ибо именно эта сторона является инициатором обраще­ния к психологу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.008 с.)