Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики оценки детско-родительских отношений

Поиск

Методики оценки детско-родительских отношений

Родительское сочинение

(автор — В. В. Столин,

адаптацияА. И. Тащевой)

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.

3. Все сочинение в целом связано с мотивом обращения за консультацией. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинении осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия }

— Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение

— Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному;

— уважение ребенка как врага, ощущение конкуренции со стороны ребенка.

Неуважение

— Отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость

— Ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

— Отстранение, итерирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; '

— постоянное неупотребление имени ребенка. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.

В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя.

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2-я шкала: мягкость — строгость родителя.

По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку.

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю.

Следует обратить особое внимание на то, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение — приятие ребенка родителем.

Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем.

Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используют две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взглядах ребенка и родителей, оценить воспитательную ситуацию в семье.

8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9-я шкала: авторитетность родителя.

Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, это чаще всего означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, оказавшиеся неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие — согласие» и «авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) авторы ввели две новых шкалы:

1-я шкала: «тревожность за ребенка»;

9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье».

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

 

Регистрационный бланк

Ф. И. О. ________________________________________

возраст _______ образование_____________________

Ф. И. ребенка________________его возраст__________

  Баллы   Баллы   Баллы   Баллы   Баллы  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Методика «День рождения»

Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители — методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция

(вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой.

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

— Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-сформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении — наличие маль чиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

Методика «Лесенка»

Как показывает ряд исследований, стремление родителей подчинить, поставить в зависимое положение своего ребенка, даже в случае преследования благородных целей, влечет за собой снижение самооценки ребенка. С целью выявления представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких), выявления его самооценки, а также характера и степени осознанности этого отношения необходимо использовать методику В. Г. Щур «Лесенка».

Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка, она может быть выполнена из бумаги.

Проведение теста

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объявляют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли ребенок понял объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Инструкция

Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, и чем выше, тем дети лучшее, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асо-циальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к ним, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, делающий вывод, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставила сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Еще одна методика, которая может помочь в выяснении отношений ребенка к членам своей семьи — методика Е. А. Бондаренко1. В ходе исследования предлагается выполнить рисунок на тему «Кого я больше всего люблю в нашей семье». На оборотной стороне рисунка фиксируется содержание и словесная интерпретация изображаемого. В зависимости от содержания, рисунки распределяют на 5 групп: портрет, совместная деятельность и общение ребенка с самым любимым человеком, бытовой труд родителей, отдых и развлечения. Данная методика дает представление не только о личностных предпочтениях ребенка, но и о характере взаимоотношений в семье. Задача психолога — грамотно выстроить вопросы и проанализировать возможные нюансы.

Данный комплекс далеко не исчерпывает широкий диапазон диагностических средств, предназначенных для выявления особенностей детско-родительских отношений. Достаточно широко в практике консультативной работы используются такие методики, как тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин), методика АСВ Э. Г. Эйдемиллера, методика «Портрет моего ребенка». Существует также целый ряд проективных рисуночных методик, предлагаемых детям: «Моя семья», «Семья, которую хочу», «Семья животных», «Барашек в бутылочке», методика «Тест-фильм» Р. Жиля и т. д. В ходе практической работы у психолога складываются свои предпочтения в выборе тех или иных методических средств. Главное, чтобы выбранный диагностический комплекс соответствовал поставленным целям и давал возможность достаточно быстро собрать и качественно проанализировать информацию, необходимую для оказания квалифицированной психологической помощи.

В зависимости от результатов диагностического обследования родителей и детей, а также особенностей детско-родительских отношений и будет складываться дальнейшее направление взаимодействия психолога и семьи проблемного ребенка. Следующим шагом может быть просвещение родителей относительно особенностей их ребенка. Но важно также обратить внимание родителей и на тот факт, что многие нарушения и деформации в личностной сфере ребенка являются следствием дисгармоничных семейных отношений как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Кроме того, родители должны знать, что на детей-дошкольников травмирующее воздействие могут оказывать некоторые ситуации:

1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи)..

2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).

Развитие детей, подвергшихся патологическому влиянию таких ситуаций, может быть деформировано. Это повлечет за собой (при отсутствии своевременной помощи) непоправимые последствия, затрагивающие глубинные механизмы личностного развития ребенка.

Таким образом, с помощью психологического просвещения родители должны понять, что наряду с биологическими (наследственность, травмы и т. д.), на ребенка негативное влияние могут оказывать социально-психологические факторы, не последнее место среди которых занимает нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений. В случае наличия таковых ситуацию может исправить обучение родителей взаимодействию с ребенком на основе его поддержки. А. Д. Андреева1 определяет поддержку как веру в ребенка, в его силы, в положительное начало в нем. Родители должны способствовать развитию такой веры в самом ребенке. Важно, чтобы они сосредоточились не на том, как помочь ему избежать трудностей, встречающихся в жизни, а на обучении детей вере в себя, умению находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности способы взаимодействия с окружающим миром. Такое обучение должно основываться на принятии мысли о несовершенстве человека, о том, что каждый имеет право на ошибку. Формирование такой позитивной установки оказывает общеоздоровительное воздействие на личность и поведение ребенка в целом. Можно порекомендовать действовать следующим образом:

1. На первых порах целенаправленно создавать ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.

2. В разговорах с ребенком делать акцент на его сильных сторонах, а не на прошлых ошибках.

3. Вербально и невербально давать ребенку понять, что вы цените его усилия, а в случае необходимости поможете ему.

4. Позволить ребенку быть самостоятельным.

5. При необходимости критически и с юмором оценивать и свои способности, не бояться говорить об этом ребенку.

 

Методики оценки детско-родительских отношений

Родительское сочинение

(авторВ. В. Столин,

адаптацияА. И. Тащевой)

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.

3. Все сочинение в целом связано с мотивом обращения за консультацией. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинении осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия }

— Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение

— Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному;

— уважение ребенка как врага, ощущение конкуренции со стороны ребенка.

Неуважение

— Отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость

— Ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

— Отстранение, итерирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; '

— постоянное неупотребление имени ребенка. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.

В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя.

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2-я шкала: мягкость — строгость родителя.

По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку.

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю.

Следует обратить особое внимание на то, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение — приятие ребенка родителем.

Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем.

Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используют две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взглядах ребенка и родителей, оценить воспитательную ситуацию в семье.

8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9-я шкала: авторитетность родителя.

Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, это чаще всего означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, оказавшиеся неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие — согласие» и «авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) авторы ввели две новых шкалы:

1-я шкала: «тревожность за ребенка»;

9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье».

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.021 с.)