Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика диагностики межличностных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Т. Лири Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование—подчинение и дружелюбие—агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность, эмоциональность—аналитичность. Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь— соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование—подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-агрессивность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д. Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от О до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI). Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI). Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы
точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга. Типы отношения к окружающим I. Авторитарный 13—16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. II. Эгоистичный 13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12—эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9-12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера). 9-12 — критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13-16 — покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9-12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 —послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9-16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера). 0-8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. VIII. Альтруистический 9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа). 0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Текст опросника Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем 5. Обладает чувством собственного достоинства 6. Независимый II. 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый III. 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим 13. Любит поплакаться 14. Часто печален IV. 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается 17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту V. 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый 21. Благородный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию VI. 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения 25. Способен к сотрудничеству 26. Стремится ужиться с другими VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый 29. Деликатный 30. Одобряющий VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный 33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется уважением у других I. 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность 37. Уверен в себе 38. Самоуверен и напорист II. 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться 41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный III. 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен IV. 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный 49. Легко смущается 50. Не уверен в себе V. 51. Уступчивый 52. Скромный 53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты VI. 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других 57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих VII. 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный VIII. 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый 65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости I. 67. Начальственно-повелительный 68. Властный 69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный II. 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый 73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный III. 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен 77. Озлобленный 78. Жалобщик IV. 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды 81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый V. 83. Безынициативный 84. Кроткий 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться VI. 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак 89. Легко попадает под влияние друзей 90. Готов довериться любому VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует 93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать 97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого I. 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный 101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам) 102. Тщеславный II. 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый 105. Язвительный, насмешливый 106. Злобный, жестокий III. 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия IV. 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный 113. Робкий 114. Стыдливый V. 115. Отличается чрезмерной готовностью 116. Мягкотелый 117. Почти никогда и никому не возражает 118. Ненавязчивый VI. 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив 121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается VII. 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит 125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой Тест супружеских отношений 1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений: а) да — 1 очко; б) нет, такой необходимости нет — 0; в) такое выяснение отношений бесполезно — 2. 2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков? а) да — 0 очков; б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка — 1; в) об этом не может идти речи — 2. 3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит? а) да — 1 очко; б) не имею представления — 2; в) я в курсе всех его проблем — 0. 4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время? а) да— 1 очко; б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1; в) в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени — 2. 5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными? а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова — 1; б) нет, мы говорим прямо то, что думаем — 2; в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому - 0. 6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его? а) да, так часто бывает — 2 очка; б) он просто не вникает в мои проблемы — 1; в) он всегда проявляет участие — 0. 7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим? а) случается и так — 2 очка; б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1; в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0. 8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете — чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни? а) иногда это случается — 1 очко; б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0; в) друзья меня лучше понимают — 2. 9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом? а) бывает и так — 2 очка; б) нет, я слушаю внимательно — 0; в) если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1. 10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами? а) непременно — 2 очка; б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует — 0; в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами — 1. А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе очки, которые у них набраны. Итак... От 0 до 10 очков: в вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше. От 11 до 29: нельзя сказать, что в вашей семье совершенно делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут... Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997.
2. Афанасьев Б. Г.. К проблеме возраста в современной психологии// Избр. психол. тр. Т.1. — М., 1980.
3. Афанасьева Т.М. Семья. — М., 1985.
4. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. — 1994. — № 3. 5. Залевский Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
7. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001.
9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.
10. Психологическое сопровождение подготовки специалиста в вузе.— Новосибирск, 1988.
11.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 1991.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. — 1996. — № 4.
15. Чередниченко ГА., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. — М., 1985.
16. Шихи Г. Возрастные кризисы. — СПб., 1999.
Глава IX ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ) Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте: а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик; б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности; в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев). Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути. Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает: Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет. Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки. В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395]. Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики: · умение брать на себя ответственность; · стремление к власти и организаторские способности; · способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; · уверенность в себе и целеустремленность; · склонность к философским обобщениям; · защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; · способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; · формирование индивидуального жизненного стиля; · стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; · реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; · стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова). Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами. Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления. Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции. Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности. Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности» [16. С. 374]. Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях. Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении. Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма. Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца» [6. С. 52—54]. Вопросы для обсуждения 1. Социальная ситуация развития в зрелости. 2. Психологическая характеристика взрослости. 3. Кризисы возрастного развития. 4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»). Задания 1. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют_______. Что вкладывается акмеологией в это понятие? 2. Охарактеризуйте кризисы развития в данном возрастном периоде. В чем их особенности? 3. Проведите тест на выявление ригидности, используя ТОР Г.В. Залевского (см. Диагностические методики). Проанализируйте полученные данные. 4. Проведите тест-опросник по измерению локуса-контроля личности в различных сферах деятельности. Проанализируйте полученные данные. 5. Проведите методику «Томский опросник ригидности». Проанализируйте полученные данные. 6. Постройте «дерево» целей личностно-профессиоанльного развития (на основе мотивационного программно-целевого управления, И.К. Шалаев).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.015 с.) |