Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики межличностных отношений

Поиск

Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто вы­деляются два фактора: доминирование—подчинение и дружелю­бие—агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впе­чатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического диф­ференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследова­нии, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование—подчинение, друже­любие—агрессивность, эмоциональность—аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелю­бие—агрессивность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь— соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще ис­пользуются октанты, определенным образом ориентированные от­носительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе ока­зываются результаты испытуемого к центру окружности, тем силь­нее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование—подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-агрессивность) оси. Расстояние полученных показателей от цен­тра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядо­ченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа от­ношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп­пируются по 4 и повторяются через равное количество определе­ний. При обработке подсчитывается количество отношений каж­дого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла — низкая 5-8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9-12 баллов — высокая 13-16 баллов — экстремальная экстремальное до патологии поведение

 

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от О до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI).

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между пред­ставлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы

точности рефлексии, дифференцированности восприятия, сте­пени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для лич­ности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологи­ческой совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологи­ческого тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13—16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится пола­гаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окру­жающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитет­ный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

 

0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в сто­роне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, се­бялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам отно­сится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12—эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злоб­ному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 — критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подо­зрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептич­ный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм прояв­ляет в вербальной агрессии.

0-8 — критичный по отношению ко всем социальным явлени­ям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 — покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на после­днее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен под­чиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержан­ный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, по­слушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 —послушный, боязливый, беспомощный, не умеет про­явить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, до­верчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить тре­бования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стре­мится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытесне­ния и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и ком­промиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хо­рошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общи­тельный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружа­ющим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противо­положного типа).

0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и ус­покоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Текст опросника

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответ­ствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверен­ности, знак «+» не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

II. 7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III. 11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV. 15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V. 19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI. 23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

I. 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II. 39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

III. 43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

IV. 47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V. 51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI. 55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой

Тест супружеских отношений

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:

а) да — 1 очко;

б) нет, такой необходимости нет — 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно — 2.

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, може­те ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да — 0 очков;

б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обста­новка — 1;

в) об этом не может идти речи — 2.

3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да — 1 очко;

б) не имею представления — 2;

в) я в курсе всех его проблем — 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьез­ных вещах в любое время?

а) да— 1 очко;

б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что у него нет време­ни — 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова — 1;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем — 2;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужо­му - 0.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает — 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы — 1;

в) он всегда проявляет участие — 0.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое каса­ется его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так — 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете — чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается — 1 очко;

б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0;

в) друзья меня лучше понимают — 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

а) бывает и так — 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно — 0;

в) если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредо­точить свое внимание — 1.

10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?

а) непременно — 2 очка;

б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует — 0;

в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблема­ми — 1.

А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе очки, которые у них набраны.

Итак...

От 0 до 10 очков: в вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.

От 11 до 29: нельзя сказать, что в вашей семье совершенно делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что

каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997.

 

2. Афанасьев Б. Г.. К проблеме возраста в современной психологии// Избр. психол. тр. Т.1. — М., 1980.

 

3. Афанасьева Т.М. Семья. — М., 1985.

 

4. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психо­логический журнал. — 1994. — № 3.

5. Залевский Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993.

 

6. Климов Е.А. Психология профессионального са­моопределения. — Ростов н/Д, 1996.

 

7. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

 

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001.

 

9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.

 

10. Психологическое сопровождение подготовки специалиста в вузе.—

Новосибирск, 1988.

 

11.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 1991.

 

12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.

 

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов. — М., 2000.

 

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. — 1996. — № 4.

 

15. Чередниченко ГА., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. — М., 1985.

 

16. Шихи Г. Возрастные кризисы. — СПб., 1999.

 

Глава IX

ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает воп­рос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:

Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юри­дически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные ста­тусные позиции, демонстрировать уровень своих соци­альных достижений (образование, профессия, укоренен­ность в социальных сообществах и т.д.), нести ответствен­ность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие се­мьи и опыт родительства (социально-демографические иссле­дования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395].

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

· умение брать на себя ответственность;

· стремление к власти и организаторские способности;

· способность к эмоциональной и интеллектуальной под­держке других;

· уверенность в себе и целеустремленность;

· склонность к философским обобщениям;

· защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;

· способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

· формирование индивидуального жизненного стиля;

· стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» ин­дивидуальный опыт молодому поколению;

· реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

· стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Са­погова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспи­тание и утверждение в жизни следующего поколений, свя­зано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психо­логии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Че­ловек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности вре­мени любого человека; тенденция чувствовать свое положе­ние приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничить­ся в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности. Под идентичностью пони­мается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответ­ствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в но­вых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности» [16. С. 374].

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про­тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа­ющей действительностью личность, как семьянин... Физи­ческая и психическая зрелость человека, находящая выра­жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживает­ся прежде всего в способностях, самым тесным образом свя­занных друг с другом, проявляется в его самобытной инди­видуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения сту­пени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пуль­сирование развития чаще всего разновременно в этих каче­ствах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важней­шей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуаль­ную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожидан­но и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изме­нения в организме взрослого человека, в его сознании при кон­такте с окружающей действительностью, в опыте общения и

при выполнении деятельности являются следствием больше­го или меньшего подъема в показателях его физического со­стояния, в социальной значимости его поступков, в продук­тивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уро­вень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его разви­тии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его де­яний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от соци­альной, экономической, политической, правовой, социаль­но-психологической ситуаций, в которые он попадал, под­нявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, на­сколько развились способности творца» [6. С. 52—54].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития в зрелости.

2. Психологическая характеристика взрослости.

3. Кризисы возрастного развития.

4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

Задания

1. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослос­ти, называют_______. Что вкладывается акмеологией в это по­нятие?

2. Охарактеризуйте кризисы развития в данном возрастном периоде. В чем их особенности?

3. Проведите тест на выявление ригидности, используя ТОР Г.В. Залевского (см. Диагностические методики). Проанализируй­те полученные данные.

4. Проведите тест-опросник по измерению локуса-контроля личности в различных сферах деятельности. Проанализируйте полученные данные.

5. Проведите методику «Томский опросник ригидности». Про­анализируйте полученные данные.

6. Постройте «дерево» целей личностно-профессиоанльного развития (на основе мотивационного программно-целевого уп­равления, И.К. Шалаев).

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.015 с.)