Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можешь ли быть руководителем?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — гласит народная пословица. Однако есть множество людей, которые никогда не должны быть руководителями. Есть ли у вас черты характера, которые говорили о вашей склонности к руководящей работе? 1. Можете ли вы командовать людьми? да — 5; нет — 0. 2. Любите ли вы работать на приусадебном участке? да — 5; нет — 0. 3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? да — 5; нет — 0. 4. Какое из двух достоинств цените больше всего? авторитет — 5; нежность — 0. 5. Любите ли вы произносить речи? да — 5; нет — 0. 6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации? степенью эмансипации женщин — 0; уровнем развития техники — 5. 7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? да — 5; нет — 0. 8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? да — 5; нет — 0. 9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? да — 5; нет — 0. 10. Во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание на: внешний вид — 0; прежде всего на то, что и как говорит собеседник — 5. 11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем? да — 5; нет — 0. 12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным? известного актера Гарри Купера — 0; Джимми Кларка, чемпиона автогонок — 5. 13. Часто ли вас выдвигают на выборную работу? да — 5; нет — 0. 14. Бываете ли вы организатором смелых начинаний? да — 5; нет — 0. 15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? да — 0; нет — 5. 16. Раздражает ли вас то, что живете, к примеру, в комнате без штор на окнах? да — 0; нет — 5. 17. Какой цвет больше нравится? голубой — 0; красный — 5. 18. Легко ли принимаете решения? да — 5; нет — 0. 19. Какие вида спорта вам по душе? те, которые развивают ловкость — 0; или те, которые развивают силу — 5. 20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен? да — 5; нет — 0. Если вы набрали: 100-80 баллов: Вы тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, ваше стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованным, слишком легко можете обидеть другого человека, часто хвастаетесь, зазнаетесь, бываете агрессивны. Но если вам удастся изменить свое отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасные результаты. 70-40 баллов: У вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркивать собственное «Я». Управляемость эмоциями и склонность к анализированию своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить непроторенными дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим, с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят, в то же время имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово всегда было последним. 35-0 баллов: Вы человек, который имеет больше склонностей быть подчиненным, нежели руководить другими. В роли «шефа» вы бы чувствовали себя очень плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, неуверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой. С удовольствием подчиняетесь руководству других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь в тени других людей. Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1.—Томск, 1980.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 1968.
5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М., 1998.
6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы ак-меологических исследований. — М., 1999.
7. Залевский Г.В. Психологическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
9. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
10. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего времени. — Барнаул, 1998.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма.— М., 1996.
12. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1998. № 2.
13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.
14. Краснорядцева О.М. Психодиагностический практикум //Ред.-сост. О.М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.
15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000.
17. Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995.
18. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.,1990.
19. Шалаев Мотивационное программно-целевое управление:теория,технология, практика: Учеб. пособие по психологии управления. — 2 изд. пере-раб. — Барнаул, 2001.
20. Шихи Г. И.К. Возрастные кризисы. — СПб., 1999.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. —М., 1996.
22. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.
Глава X ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (СТАРОСТЬ) В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет). Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что составляет центральный момент ситуации развития в этот период. В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости. Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п. В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.» [8. С. 380]. Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения». В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психология развития человека» (2000) приводят качественные изменения памяти в старости у лиц старше 70 лет, установленные Б.А. Грековым. 1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей. 2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. 3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания [С. 380]. По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе. Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: · неудержимое стремление к риску; · высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; · высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования — результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость. A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину. Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни. Незанятость, по мнению американского психолога Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старого человека из социальной жизни. B. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы. Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми. Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой. В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не является признаком старости как таковой. Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мысли о старости. Правильное ощущение собственного возраста — это верная манера поведения и общения. Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: 1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих. 2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов. 3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих «психологическойброней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью. 4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее. 5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий. Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главенствующими для них. 1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благополучие. 2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем). 3. Творческий тип — он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке. 4. Социальный тип — типичный пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями. 5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни. 6. Религиозный тип. 7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника). 8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни (речь идет только о здоровых людях) [4]. В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых). Вопросы для обсуждения 1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости. 2. Характеристика личности старого человека. 3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости. Задания 1. Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики (см. Диагностические методики). ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Шкала одиночества Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном. Цель Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем. Инструкция Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком«+». Обработка результатов и интерпретация Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества. Текст опросника
Шкала депрессии Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой. Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = ∑пр. + ∑обр где ∑пр — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9, 10, 13, 15, 19; ∑обр — сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям № 2,5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 — ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т.д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов — субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов. Бланк для ответов Шкала депрессии Фамилия__________ Дата _________ Инструкция Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. А — никогда или изредка В — иногда С — часто D — почти всегда или постоянно Литература 1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. №3.
2. Анциферова Л.И.. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. — 1996. №6.
3. Ливерхуд Б.. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
4. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего времени. — Барнаул, 1998.
5. Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте //Психология личности. Тексты. — М, 1980.
6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.
7. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов.—М., 2000.
9. Толстых А.В. Возраст жизни. — М., 1998.
10. Франкл Б. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
11. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М., 1996.
12. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.
Учебное издание Дарвиш Олеся Борисовна
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Редактор И.Н. Голубева Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой Корректор Т Л. Кокорева Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002. Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5. Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ № Я-520 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru Государственное унитарное предприятие Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.011 с.) |