Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можешь ли быть руководителем?

Поиск

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — гла­сит народная пословица. Однако есть множество людей, которые никогда не должны быть руководителями. Есть ли у вас черты ха­рактера, которые говорили о вашей склонности к руководящей работе?

1. Можете ли вы командовать людьми? да — 5; нет — 0.

2. Любите ли вы работать на приусадебном участке? да — 5; нет — 0.

3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? да — 5; нет — 0.

4. Какое из двух достоинств цените больше всего? авторитет — 5; нежность — 0.

5. Любите ли вы произносить речи? да — 5; нет — 0.

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень ци­вилизации?

степенью эмансипации женщин — 0; уровнем развития техники — 5.

7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? да — 5; нет — 0.

8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? да — 5; нет — 0.

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

да — 5; нет — 0.

10. Во время знакомства вы в первую очередь обращаете вни­мание на:

внешний вид — 0;

прежде всего на то, что и как говорит собеседник — 5.

11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на сво­ем?

да — 5; нет — 0.

12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекатель­ным?

известного актера Гарри Купера — 0; Джимми Кларка, чемпиона автогонок — 5.

13. Часто ли вас выдвигают на выборную работу? да — 5; нет — 0.

14. Бываете ли вы организатором смелых начинаний? да — 5; нет — 0.

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? да — 0; нет — 5.

16. Раздражает ли вас то, что живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

да — 0; нет — 5.

17. Какой цвет больше нравится? голубой — 0; красный — 5.

18. Легко ли принимаете решения? да — 5; нет — 0.

19. Какие вида спорта вам по душе?

те, которые развивают ловкость — 0; или те, которые развивают силу — 5.

20. Признаете ли вы руководителя, представляющего проти­воположный пол, если он достаточно компетентен?

да — 5; нет — 0.

Если вы набрали:

100-80 баллов:

Вы тот человек, который имеет большую потребность доми­нировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете иници­ативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, ваше стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение рас­слабляться приводят к тому, что, будучи взволнованным, слишком легко можете обидеть другого человека, часто хвастаетесь, заз­наетесь, бываете агрессивны. Но если вам удастся изменить свое отношение к людям, то предрасположенность к руководящей ра­боте может принести прекрасные результаты.

70-40 баллов:

У вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркивать собственное «Я». Управляемость эмоциями и склон­ность к анализированию своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить непроторенными дорогами, имеете соб­ственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим, с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят, в то же время имеете склон­ность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово всегда было последним.

35-0 баллов:

Вы человек, который имеет больше склонностей быть подчи­ненным, нежели руководить другими. В роли «шефа» вы бы чув­ствовали себя очень плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, неуверенный в себе. Вы редко выступаете с инициати­вой. С удовольствием подчиняетесь руководству других. Чаще

всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь в тени других людей.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997.

 

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

 

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1.—Томск, 1980.

 

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 1968.

 

5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого чело­века, характеристики и условия дос­тижения. — М., 1998.

 

6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы ак-меологических исследований. — М., 1999.

 

7. Залевский Г.В. Психологическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993.

 

8. Климов Е.А. Психология профессионального са­моопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.

 

9. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.

 

10. Максимова С. Г. Социально-психологические особен­ности личности позднего времени. — Барнаул, 1998.

 

11. Маркова А. К. Психология профессионализма.— М., 1996.

 

12. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Во­просы психологии. — 1998. № 2.

 

13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.

 

14. Краснорядцева О.М. Психодиагностический практикум //Ред.-сост. О.М. Краснорядцева. Бар­наул: Изд-во БГПУ, 1999.

 

15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.

пособие. — М., 2001.

 

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов. — М., 2000.

 

17. Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995.

 

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.,1990.

 

19. Шалаев Мотивационное программно-целе­вое управление:теория,технология, практика: Учеб. пособие по психо­логии управления. — 2 изд. пере-раб. — Барнаул, 2001.

 

20. Шихи Г. И.К. Возрастные кризисы. — СПб., 1999.

 

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. —М., 1996.

 

22. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.

 

Глава X

ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (СТАРОСТЬ)

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что со­ставляет центральный момент ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к про­шлому опыту. Происходит психологическое старение, появ­ление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оце­нить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвра­тимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляе­мость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и по­этому, проявление «...отдельных странностей, скупость, не­доверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.» [8. С. 380].

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллек­та, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализи­руют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «на­ходят несколько возможных вариантов решения».

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психоло­гия развития человека» (2000) приводят качественные из­менения памяти в старости у лиц старше 70 лет, установ­ленные Б.А. Грековым.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь вели­ких людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по сту­пеням вверх, от физиологических потребностей к потребно­стям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребнос­тям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в са­моактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.

Старость при разумно организованном режиме, внима­тельном отношении к собственному здоровью, психологичес­кой уравновешенности и заботе близких может быть не ме­нее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Ген­ри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассмат­ривается как совокупный процесс, психосоциальное яв­ление, которое объясняется как психологией данного ин­дивидуума, так и воздействием на него общества, вклю­чающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими; он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодоста­точных, обладающих «психологическойброней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разде­ляют общепринятые взгляды и установки, избегают обна­руживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них боль­ше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фак­том усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща «разгневанным ста­рикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам,

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

Задания

1. Проведите диагностику, используя приведенные ниже ме­тодики (см. Диагностические методики).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Шкала одиночества

Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Цель

Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депресси­ей, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потреб­ность в нем.

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последова­тельно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вари­ант отметьте знаком«+».

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиноче­ства — 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утвеождения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку  
2. Мне не с кем поговорить  
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким  
4. Мне не хватает общения  
5. Я чувствую, будто никто дей­ствительно не понимает себя  
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне  
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться  
8. Я сейчас больше ни с кем не близок  
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи  
10. Я чувствую себя покинутым  
11. Я не способен раскрепо­щаться и общаться с теми, кто меня окружает  
12. Я чувствую себя совершенно одиноким  
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны  
14. Я умираю по компании  
15. В действительности никто как следует не знает меня  
16. Я чувствую себя изолирован­ным от других  
17. Я несчастен, будучи таким отверженным  
18. Мне трудно заводить друзей  
19. Я чувствую себя исключен­ным и изолированным другими  
20. Люди вокруг меня, но не со мной  

Шкала депрессии

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Ис­пытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ∑пр. + ∑обр

где ∑пр — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9, 10, 13, 15, 19;

обр — сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям № 2,5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ста­вим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 — ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вы­вод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов — субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состоя­ние диагностируется при УД более 70 баллов.

Бланк для ответов

Шкала депрессии

Фамилия__________ Дата _________

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависи­мости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

А — никогда или изредка

В — иногда

С — часто

D — почти всегда или постоянно

Литература

1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. №3.

 

2. Анциферова Л.И.. Поздний период жизни человека: ти­пы старения и возможности посту­пательного развития личности // Психологический журнал. — 1996. №6.

 

3. Ливерхуд Б.. Кризисы жизни — шансы жизни. Раз­витие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.

 

4. Максимова С. Г. Социально-психологические особен­ности личности позднего времени. — Барнаул, 1998.

 

5. Массен и др. Развитие личности в среднем возра­сте //Психология личности. Тексты. — М, 1980.

 

6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.

 

7. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.

 

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов.—М., 2000.

 

9. Толстых А.В. Возраст жизни. — М., 1998.

 

10. Франкл Б. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

 

11. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М., 1996.

 

12. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.

 

 

Учебное издание Дарвиш Олеся Борисовна

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Редактор И.Н. Голубева

Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой

Корректор Т Л. Кокорева

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

Заказ № Я-520

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.011 с.)