Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности прорисовки ушей, носа, ртаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хорошо прорисованные уши животного — признак того, что человек хочет быть хорошо информированным относительно того, как к нему относятся окружающие. Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно имеет в виду, что они скажут или подумают. Хорошо прорисованные губы свидетельствуют о чувственности либо о склонности к разговорчивости, особенно при нарисованном открытом рте с зубками. Это означает, что испытуемый любит не просто много поговорить, но и посплетничать. Если рот нарисован в виде сплошной линии, когда нет ни зубов, ни губ, то это признак человека молчаливого, затрудненно реагирующего на ситуации, требующие его участия в контактах с людьми. Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем более выражена у данного испытуемого инфантильность. Бывают рисунки с вмонтированными в изображение животного механическими частями (лампочки, рукоятки, проволоки, движущие механизмы и т.п.), это признак склонности испытуемого к шизоидности. ХАРАКТЕР ЛИНИИ В норме — линия рисунка сплошная, без прерывистости, без повторяющихся частей. Прерывистая линия рисунка свидетельствует о наличии невротичности у испытуемого. Если линия вдобавок еще и как бы мохнатая, то это свидетельствует о выраженной невротичности испытуемого, беспокойстве, готовности к страху. Если линии нахлестываются друг на друга, образуя нечто вроде уголков, то это признак легкого возникновения напряженности испытуемого. Если в местах соединения, например головы с туловищем или хвоста с туловищем, линии разорваны и как бы висят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта подвержена дезорганизации со стороны эмоций — при волнении эффективность его деятельности резко снижается. НАЖИМ ЛИНИИ Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность испытуемого. Иногда настолько сильный нажим, что карандаш продавливает бумагу, рвет ее, это свидетельство очень высокого тонуса мышц руки испытуемого. Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка. В таком случае надо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части — значит, именно здесь и кроется источник тревожности. Легкие паутинообразные линии — признак астении, утомления, депрессии испытуемого. Если линии как бы падают вниз, например во время рисования ног животного, то это признак депрессии. Об этом же свидетельствует опущенный вниз хвост животного. Но чтобы это увидеть, надо наблюдать за процессом рисования испытуемого. Если ноги или хвост животного рисуется линиями, направленными вверх, это является показателем высокой энергии испытуемого. Линии вниз и сильным нажимом — показатель наличия у испытуемого депрессии напряжения. Подчеркивание на рисунке гениталий животного — свидетельство неразрешенной сексуальной проблемы испытуемого. Некоторые испытуемые много внимания уделяют изображению фона — рисуют траву, речку, пейзаж, что истолковывается двояко: с одной стороны, повышенное любопытство, выраженный интерес, страсть к новизне; с другой стороны, это может свидетельствовать о гиперкомпенсации, когда выход в мир затруднен неумением контактировать или другими проблемами и выходить в этот мир не хочется, тогда испытуемый изображает этот самый мир в виде рисунка. Если нарисован хвост, надо обратить внимание на то, куда он направлен: вверх, вниз, направо, налево. Если хвост трубой и вправо вверх, значит человек доволен собой и своей деятельностью. Если хвост вниз и направо, то это признак сожаления испытуемого о том, что что-то сделал не так, как надо. Если хвост (или хвосты) направлен влево, это признак оценки испытуемым собственных возможностей и способностей: вверх и влево — высокая самооценка, вниз и влево — низкая. НАЗВАНИЕ РИСУНКА У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены общим названием «свинорыба», «слонобегемот», «летающий заяц» и т.п. Есть названия типа «оть-оть-оть», «та-то-тя», «му-зю-ля» и т.п. Эти повторяющиеся слоги или похожие на имена названия живот- ных говорят об инфантильности и отсутствии самоконтроля у испытуемого. Очень длинные названия, иногда в целую строку, например «эпоминосандроверихбог», свидетельствуют об усложненности мышления, педантизме испытуемого. Иногда придумывают наукообразные названия с латинскими окончаниями: «запятрус», «кринкулюс» и т.п. — это показатель демонстративных личностей, которые показывают своим названием свои внутренние возможности, свою образованность. Есть названия, в которых прослеживается тенденция к эстетической оценке составляющих его звуков; например «золиана», что свидетельствует о выраженной эстетической мерке испытуемого, с которой он подходит ко всему. Б.С. Волков в учебном пособии «Психология подростка» (М., 2001) дает характеристику подростков с разными типами акцентуации характера и рекомендации по взаимодействию с ними: Причины отклонения в развитии 1. Акселерация физического развития подростка, которая привела к большому разрыву между ранним физическим созреванием и социальной незрелостью. 2. Развитие общества, связанное с научно-технической революцией: · «информационный взрыв»; · широкое использование технических средств, компьютеризация; · модернизация обучающих программ; · рост коммуникаций и др. 3. Неправильное воспитание: · отклонение в поведении — в основном — в ответ на лишение ребенка возможностей удовлетворения каких-то его потребностей. Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста существенно отличается от кризиса младших возрастов. Кризис подросткового возраста является самым острым и самым длительным. Остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностью их удовлетворения. Типичные личностные реакции» активный протест («оппозиция»); · стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»); · добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»); · стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»); · группирование со сверстниками («группирование»); · реакция, связанная с половым влечением, и т.д. Эти особенности подростка являются нормальными, но при неблагоприятных условиях могут перерастать в патологические и вести к разным формам отклоняющегося поведения: · различные проступки (брань, хулиганства, кражи и т.д.); · побеги из дома, бродяжничество; · пьянство, наркомания, ранняя сексуальная жизнь; · суицидные поступки и другие аномалии, личные расстройства. Понятие «акцентуация характера» введено К. Леонгардом, как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутствием проявления свойственной психопатии триады признаков: стабильности характера во времени, тональности его проявлений во всех ситуациях, социогенной безадаптации. «Заострение» может проявляться в поведении, мышлении, речи, общении и т.д. Учение об акцентуации характера подростка разрабатывается школой А.Е. Личко, который под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, а другие — ослаблены и являются наиболее уязвимыми к воздействию психогенных факторов. Акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Типы акцентуаций I. Гипертимный тип. Подростков гипертимного типа отличает большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность. Главная черта - приподнятое хорошее настроение сочетается с хорошим самочувствием и высоким жизненным тонусом. Гипертимные подростки не любят одиночества, тянутся в компанию сверстников: · стремятся к лидерству (вожак, заводила); · незлопамятны, отходчивы (быстро мирятся); · неразборчивы в выборе знакомств (могут попасть в сомнительную компанию); · в общении не испытывают робости; · тянутся к приключениям, риску. При хороших способностях успеваемость может быть неровной: · из-за неусидчивости, невнимания, отвлекаемости; · из-за неаккуратности, недисциплинированности. Подростки гипертимного типа не могут выполнять работу тщательно, кропотливо; не любят монотонной деятельности. Их тяготит однообразная обстановка, вынужденное безделье. Их увлечения очень разнообразны и непостоянны. В ситуациях, где требуются быстрота, смелость, находчивость, и в обстановке трудового подъема подростки бывают на высоте. Гипертимные подростки негодуют при: · противодействии со стороны окружающих; · крутом подавлении желаний и намерений; · строго регламентированном дисциплинарном режиме; · лишении общения, широких контактов со сверстниками; · отсутствии возможностей, применении их с большей энергией. К конфликту ведут: · мелочный контроль; · многочисленные наставления, нравоучения;» «проработка» на собраниях. В результате: · усиление борьбы за самостоятельность,» непослушание; · нарушение правил поведения. Слабые места: · непереносимость однообразной обстановки; · монотонность труда; · изоляция от сверстников; · ситуации безделья. Психологическая защита: · жажда новой деятельности на новом месте, среди новых людей. II. Циклоидный тип. Два варианта: типичные и лабильные. Для типичных циклоидов характерно чередование повышенного и пониженного настроения (1—2 недели). Периоды подъема бывают реже и не так ярки, как периоды субдепрессии. При повышении настроения — приближаются к гипертимному типу (стремятся в коллектив, претендуют на роль лидера). При понижении настроения (субдепрессивная фаза) — ко всему утрачивается интерес, появляется вялость. Подростки избегают компании, становятся вялыми домоседами. Неудачи и неприятности тяжело переживаются (замечания и упреки, обвинения усугубляют депрессивное состояние). Возникает мысль о собственной неполноценности и ненужности (может быть мысль о самоубийстве). Плохо переносится крутая ломка стереотипов жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.). У лабильных циклоидов фазы короче, 2-3 хороших дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие дни» больше отмечены дурным настроением, вялостью. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями и известиями. У типичных и лабильных циклоидов реакция группирования со сверстниками усиливается в периоды подъема. Увлечения таких подростков отличаются жестокостью. В периоды подъема подростки могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях. Лабильную форму акцентуации характера не следует путать с лабильным типом акцентуации. III. Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения. С одной стороны — слишком резкая смена от незначительных поводов: кем-то нелестно сказано слово, неприветливый взгляд случайного собеседника. С другой стороны — мимолетный комплимент поднимает настроение, отвлекает от неприятностей. Например, при откровенной беседе учителя с подростком, когда речь идет о различных сторонах его жизни, можно наблюдать и моменты радостной улыбки, и состояние накатывающихся слез. От настроения данного момента (от радостного до унылого) зависят самочувствие, сон, аппетит, работоспособность. Взрослому необходимо учитывать: подростки лабильного типа имеют очень большие потребности в сопереживании. Хорошо себя чувствуют подростки, когда взрослый к ним расположен, и незамедлительно отвечают ему тем же. Поощрения доставляют им большую радость. Похвала повышает активность, работоспособность. Свойственна преданность дружбе. На роль лидера не претендуют. Довольствуются положением любимца, которого опекают товарищи. Тяжело переживают эмоциональные отвержения значимых лиц. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должно сказываться плохое настроение учителя, его раздражительность. IV. Астено-невротический тип. С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В подростковом возрасте разворачивается астено-невротическая акцентуация. Главные черты: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье). Повышенная утомляемость: · особенно при умственных занятиях и в условиях соревнований; · аффективные вспышки по ничтожному поводу. Большая раздражительность: · легко перекладывает свои трудности на окружающих, порой случайно попавшихся под «горячую» руку. Поводом для вспышек является нарастание утомления, а не переживаемое настроение (у лабильного типа) и не встречаемое противодействие (у гипертимного типа). Фиксация на своем здоровье (ипохондрия): · внимательно прислушивается к своим телесным ощущениям, охотно лечится; · алкоголизации, побегов из дома не наблюдается. Взрослым (учителям) надо учитывать: при не очень высокой успеваемости подростка не рекомендуется вызывать к доске решать сложные задачи, можно предложить воспроизвести ход решения задач, который только что был показан учителем. Если задачи не решаются, не нужно настаивать на их решении. Лучше еще раз объяснить. V. Сензитивный тип. В детстве производят впечатление замкнутых, отгороженных от окружающих. Они пугливы и боязливы. Боятся темноты, сторонятся животных, страшатся оставаться одни. Чуждаются шумных сверстников, не любят подвижные игры. Предпочитают игры с малышами, чувствуют себя среди них спокойнее и увереннее. Чтению предпочитают рисование, лепку. Отличаются послушанием. Слывут «домашним ребенком». В младших классах медленно привыкают к детскому коллективу. В другой переходят неохотно. Учатся обычно старательно. Но пугаются всякого рода контрольных работ. У доски отвечать стесняются, боясь сбиться, вызвать смех. Отвечают меньше, чем знают. Боятся прослыть выскочкой. Трудность адаптации обычно начинается с 16 лет. В этот период обостряются две главные черты сензитивного типа: · чрезвычайная впечатлительность; · чувство собственной неполноценности. У таких подростков рано формируется чувство долга, ответственности. Ужасаются грубости и жестокости других. Видят у себя много недостатков, особенно в области волевых и морально-эстетических. Чувство собственной неполноценности активизирует реакцию самоутверждения. Но самоутверждаются не в тех областях, где могут раскрыться, а там, где чувствуют свою неполноценность. Например: застенчивые девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие мальчики проявляют заносчивость, «демонстрируют» энергию и волю. Но в ситуации, требующей смелости, — пасуют. К родителям привязаны, послушны. В основном необщительны. Но к кому привыкли, с теми бывают достаточно общительны и откровенны. Например: когда подросток почувствует симпатию и поддержку, тогда можно с ним установить доверительный контакт и увидеть его жизнь, полную укоров и самобичевания; тонкую чувствительность и очень высокие требования к себе. Под влиянием сочувствия взрослого у подростка могут нахлынуть слезы. Если учитель выдвигает подростка сензитивного типа на пост старосты из-за его старательности и послушания, то лидерство в таких коллективах достается другим. Они очень ценят дружбу. Друга предпочитают целой компании. Непереносимые ситуации Отношения окружающих, учителя Насмешки, грубость, подозрение в неблаговидных поступках, несправедливое обвинение очень чувствительны к социальным оценкам Возможная реакция подростка: · прогулы занятий и даже полный отказ ходить в школу; · побеги из дома. В.И. Личко приводит пример, когда 15-летняя девушка дежурила в гардеробе. Пропала куртка. Ее стала мучить мысль, что «воровкой посчитают ее». И она бросила школу. В благоприятной обстановке: · привязанность к родителям; «послушание; · покой; · уверенность. VI. Психастенический тип. Близок к сензитивному типу. В детстве психастенические черты проявлялись в виде робости, моторной неловкости, склонности к рассуждениям и ранним «интеллектуальным» интересам. Главные черты психастенического типа характера в подростковом возрасте: · нерешительность в действиях и рассуждениях; · попытки все предусмотреть и действовать строго по намеченному плану; · склонность к самоанализу по поводу мотивов своих действий. Проявляется в самокопании, в своих переживаниях и ощущениях: · тревожная мнительность;» тревога за свое будущее; · придумывание примет, ритуалов для придания самоуверенности. (Например: шагая в школу, обходить все ямы — не провалишься на экзамене.) Не любят: · перемен обстановки, · новых предметов, незнакомых людей. Взрослому надо учитывать, что навязчивость мышления по, поводу своих действий и большая нерешительность нарушают: · трудоспособность подростка, · его общение. Психастенические установки развиваются при неправильном воспитании: · в условиях повышенной моральной ответственности; · при доминирующей гиперопеке. Большие надежды родителей для них — непосильный груз. VII. Шизоидный тип. В детстве ребенок любит играть один, не испытывая тяги к сверстникам. Избегает шумных забав. Предпочитает быть среди взрослых, слушая их беседы. Отмечается недетская сдержанность в проявлении чувств. В подростковый период ярко проявляется замкнутость, отгороженность от сверстников. Попытки завязать приятельские отношения часто неудачны: · из-за большой чувствительности; · из-за быстрой истощаемости в контакте. Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров; учителю не рекомендуется настаивать на том, чтобы: · подросток раскрылся перед ним; · подросток был более общительным со сверстниками; · подросток устанавливал эмоциональные контакты. Деловые контакты могут быть удовлетворительными. При индивидуальной работе достигает больших результатов (музыка, шахматы, научная работа и др.). Увлечения отличаются силой, постоянством, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Внутренний мир заполнен различными увлечениями и фантазиями, которые предназначены для услаждения самого себя. Непонятность внутреннего мира шизоида делает его поступки для окружающих неожиданными и непонятными. Такие подростки не склонны сопереживать, эмоционально холодны. Им недостает интуиции. Не умеют угадывать желания других. Не умеют проникать в чужие переживания. Не умеют разделить радость или печаль другого. Не могут понять обиду, волнения другого. Не могут убедить другого словесно. Попав в подростковую группу, остаются в ней на особом положении. Подвергаются насмешкам. Но иногда могут постоять за себя. Остаются независимыми. Шизоидная акцентуация обычно не ведет за собой тяжелых нарушений поведения (алкоголизация, самоубийство). VIII. Эпилептоидный тип. Главная черта — склонность к состоянию злобнотоскливого настроения. Поиск объекта, на которого можно сорвать злобу. Повод может быть незначительным. Аффектная взрывчатость. Сильная и продолжительная. Безудержная ярость, брань. Обид не прощают. Изощренно мстительны. Любовь часто окрашена ревностью. Сексуальное влечение большой силы. Алкогольное опьянение с гневом и драками (пьют до отключения). Для них характерны: · мелочная аккуратность; · выполнение всех правил, даже в ущерб делу; · педантизм, поражающий окружающих; · исполнительность, часто показная; · стремление к новшеству подозрительно. В группе стремятся не к лидерству, а к властвованию над сверстниками. Хорошо адаптируются в условиях дисциплинарного режима. Обладают показной исполнительностью. Завладев правом власти над другими (например, староста), теряют контроль над собой: применяют силу к «непокорным». Реакция эмансипации протекает тяжело. Подросток требует свободы, самостоятельности, прав. Воспитателю рекомендуется жесткое, категорическое поведение по отношению к подростку. «Слабое место» эпилептоидной акцентуации: непереносимость неподчинения себе;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.017 с.) |