ТОП 10:

Социология на службе управления



Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления, потому что она вооружает научным знанием об обществе. Эффективность управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности и т. п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа процесс сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений маловероятна.

Социология выполняет многообразные функции. Прежде всего она способна диагностировать состояние объекта управления. Любую социальную систему можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы ее функционирования. Например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т. д. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны для управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, нормативная модель по жилью означает, что каждая семья имеет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем в обществе, социологи сравнивают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений и дает информацию для принятия решений.

Социология нужна органам государственного управления для выполнения прогностической функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев оптимума. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования.

Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность государственных служащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т. е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет в материальном, профессиональном, должностном положении. Причем это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника.

Таким образом, если известны основные факторы. определяющие систему человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения социального объекта. Что это дает? Возможность принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия.

Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Удивительно, что, создавая сложные проекты реформирования предприятий (организаций), в России практически никто не занимается людьми. Разумеется, можно без социального проекта отрегулировать отношения на уровне фермерского хозяйства, но сформировать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи социального эксперимента.

Социальное планирование выступает в качестве не только метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп.

Последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его, в частности, воспримут люди.

Особое значение имеет организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления.

Социология выполняет консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.

Социология выполняет и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.

Приведенные выше управленческие функции социологии изменяют природу деятельности государственной службы. Уже сам факт включения социологии в механизм управления является своеобразным индикатором состояния демократии, свидетельствует, что административно-политическая элита ориентирована на гражданское общество, на обеспечение ожиданий и интересов людей.

К сожалению, в нашей стране органы государственного управления далеко не в полной мере используют возможности социологии, прибегают к ее методам от случая к случаю, в основном в период избирательных кампаний. В чем причины невостребованности потенциала социологической науки?

Во-первых, государственная служба у нас деформирована, управленческая пирамида перевернута и не нацелена на нужды населения. В результате монополизации административных учреждений власть назначает туда чиновников, которые сами определяют свои функции, навязывая обществу задачи, нередко противоречащие его интересам. Изменить ситуацию можно только одним способом, а именно: поставить власть под контроль общества, сделать государственную службу социально отзывчивой, создать альтернативные структуры управления, например, в виде агентств по оказанию административных услуг населению. В условиях конкуренции государственные учреждения будут вынуждены бороться за клиента, изучать рынок общественных интересов, в том числе методами социологии.

Во-вторых, государственным служащим недостает социологической культуры. Подавляющее их большинство имеет смутное представление о социологии, плохо понимает общество, в котором живет, слабо ориентируется в социальном пространстве, теряется в системе отношений, связывающих их с различными группами населения. Поэтому знание социологии специалистом-управленцем поможет ему грамотно анализировать общественную жизнь, вырабатывать соответствующие стратегии и технологии, т. е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим социальную среду, учитывающимее реакцию на управленческие решения. К сожалению, это пока еще не осознано. Свидетельство тому — образовательный стандарт по специальности 061000 — «Государственное и муниципальное управление», в кото­ром объем и содержание социологических дисциплин не соответствуют уровню подготовки кадров (см. табл.).

Таблица

Функции социологии социологии Дисциплины Наличие в стандарте стандарте стандарте стандартестандартестандарте
     
Информационная   Социология   Есть  
Диагностическая   Социальная диагностика   Нет  
Прогностическая Контрольно-аналитическая   Социальное прогнозирование Социология общественного мнения   Есть     Нет    
Организационно-технологическая Социальные технологии Нет
Консультацион ная   Социология организаций Социология управления Социология государственной службы   Нет   Есть   Нет    
     
     
Имидж-функция   Управление общественными отношениями Есть  

В-третьих, сама социология развивается в России преимущественно по канонам «чистой» науки, движимой любознательностью ученых, а социологические исследования нередко страдают практической беспомощностью, ограничиваясь изучением состояния общественного мнения по поводу тех или иных проблем.

Очевидно, что основной детерминантой, определяющей характер функционирования социологии, должна стать повседневная практика управления социальными процессами. Ведь изучение общественных проблем необходимо не только для получения чистого знания, но и для того, чтобы увязать его с интересами человеческой жизни. Только в этом случае социология может быть востребована.

Решение проблемы включения профессионального знания в организационные структуры и методы работы государственной службы во многом зависит от самих социологов, их активной позиции и ответственности. Речь идет прежде всего о социологах, работающих в одной команде с чиновниками в качестве экспертов, советников, помощников и т. п. Часто роль этих специалистов ограничивается вынесением заключения по поводу государственных программ и политики их реализации. В результате социологическое знание имеет лишь совещательный, но не решающий голос. Надо преодолеть стереотип второстепенной роли социологов при принятии решений. Для этого они должны освободиться из плена устаревшeй академической парадигмы дистанцирования от практических распоряжений. Социологам следует смелее выступать в роли независимых консультантов по управлению, что позволит использовать специфическую методику вовлечения чиновников в процесс осознания проблем и задач своих учреждений и поиска путей их решения. В этой связи важно разрабатывать и совершенствовать методы социологии «малых форм», процедуры «экспресс-оценки» и др.

Социологи призваны заниматься обучением государственных служащих. Здесь необходимо также рационализировать некоторые традиционные формы работы, предложить, новые виды своей «продукции». Таковыми вполне могут стать организационно-деятельностные игры и тренинги на рабочем месте. Они способны не только обеспечить определенный объем знаний служащих, но и максимум их мастерства. Поэтому вряд ли следует обсуждать с чиновниками, что нужно знать и что надо делать, а полезнее решать главное - что они должны делать в нестандартных ситуациях. Все это позволит активизировать деятельность по социологическому обеспечению государственной службы.[1]

 

 

Вопросы для размышления:

 


П Р А К Т И К У М

 

Первый практикум предложен в форме тестирования. Ведь вы только приступили к изучению социологии. Поэтому важно проверить уровень собственных знаний и представлений о новой учебной дисциплине. Тест – это объективный измерительный инструмент. Он способствует не только самоконтроль, но и саморазвитию личности. Благодаря тестированию вы наверняка совершите переход от «зазубривания» социологии к глубокому пониманию её сущности и специфики, полезности для практической работы.

 

Желаем удачи!

 

Прочитайте список утверждений каждого теста и выберите одно, которое больше всего соответствует вашему мнению. Обведите шифр этого утверждения кружочком. По завершению работы с тестами занесите полученные результаты в итоговую таблицу 3. Подсчитайте сумму баллов своих вариантов ответов с помощью ключа, указанного после таблицы.

 

Тест 1. «Что есть социология?»

 

1.1. Социология – наука о наиболее общих законах развития человеческого общества, тесно связанных с закономерностями жизни конкретных людей.

1.2. Социология – это статистический учёт общественного мнения, основанного чаще всего на кратком интервью с прохожими на улице.

1.3. Социология – это наука, раскрывающая аналитический, диагностический, прогностический взгляды на общество.

1.4. Социология – это теоретическая и эмпирическая наука о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системы, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей.

 

Тест 2. «Отношение людей к социологии».

 

2.1. К социологии обращаются систематически для решения практических задач.

2.2. К социологии обращаются от случая к случаю, при обострении противоречий в социальной жизни.

2.3. Социологическое знание применяется в редких случаях и удовлетворяет лишь любопытных.

2.4.Социология используется для манипуляции, т.е. создания видимости решения социальных проблем, к её услугам не обращаются вовсе.

 

Тест 3. «Факторы формирования репутации социологии».

 

3.1. Репутация социологии будет тем выше, чем меньше она критикует современное общество.

3.2. Регуляция социологии зависит от позитивного сотрудничества социологов и управленцев.

3.3. Репутация социологии связана с потребностью социальных групп в получении объективной информации о социальной жизни общества.

3.4. В основе формирования репутации социологии лежит степень проявления социологической культуры населения страны и социально-профессиональных групп, её совпадения.

 

Тест 4. «Достоинства социологии».

 

4.1. Социология позволяет находить «болевые точки» в обществе и определить способы их «лечения», а также стимулировать позитивные тенденции в развитии человеческих отношений.

4.2. Социология обладает широкими возможностями управления обществом.

4.3. Социология является одновременно теоретически и практически ориентированной наукой, отражающей действительные, а не иллюзорные характеристики современного общества, она позволяет увидеть взаимодействие различных социальных групп, их связи и отношения.

4.4. Социология заостряет внимание на познании типичного в социальных явлениях, фактах, объектах, процессах.

 

Тест 5. «Слабая сторона социологии».

 

5.1. Социология пытается дать ответ на все случаи жизни.

5.2. Положения и выводы социологии носят в основном рекомендательный характер.

5.3. Многофункциональность социологии приводит иногда к отождествлению её разновидностей и сферы практического применения.

5.4. Результаты социологических исследований не застрахованы от использования их как в позитивном, так и негативном ракурсе.

 

Тест 6. «Какую социологию я изучаю

на занятиях в ВУЗе».

 

6.1. Популярную, социальную, описывающую факты социальной жизни, помогающую выработать варианты морального выбора в конкретных ситуациях.

6.2 Научную социологию, нацеленную на познавательные установки в отношении общественной жизни.

6.3. Прикладную социологию, направленную на научное «обслуживание» практики.

6.4. Вульгарную социологию, ориентированную на коньюнктуру.

 

Тест 7. «Социология в системе обществознания»

Таблица 1.

  7.1 7.2 7.3 7.4
Социология Научное знание, ориентированное на истину и изучение общества в целом, единстве всех его сторон Осмысление совместной жизне деятельности соци альных групп в их взаимодействии и опорой на социаль ные механизмы её регулирования на настоящий момент Совершенствование поведения человека через доказательства и рекомендации Ориентация на абстракции
  7.5 7.6 7.7. 7.8
Филосо фия Мировоззренческое знание, ориентированное на отношение человека к миру Осмысление объек тивной реальности через призму сущ ности и всеобщ ности вне временных рамок   Определение места человека в мире Ориентация на фактуальную основу
  7.9 7.10 7.11 7.12
Идеоло гия Совокупность идей, созданных какой-либо личностью «вдалбывание» их в головы других людей для достижения какого-то интереса. Непосредствен ное воздействие на массы и вовлечение их в нуж ном направлении в сов ременную политиче скую практику   Марксизм – идеология пролетариата Наука об идеях и правильном мышлении
  7.13 7.14 7.15 7.16
Социальные науки (этнография, психология, антропология) и др. Изучение различных пластов, срезов общества, т.е. специально выделенных общественных сфер и сторон Изучение этноса, его черт; психоло гического уровня личности; проис хождения и эволюции людей своей природе, ко торая носит колебательный характер (доброта – агрессивность; активность – лень, правда – нигилизм и др.) Ориентируют на количествен-ные изменения в различных сферах жизнедеятельности людей

Тест 8. «Структура социологического знания»

 

Распределите ниже перечисленные высказывания в соответствующие

уровни с нумерацией по своему усмотрению

 

 


· Микросоциология – это структурный элемент макросоциологии.

· Эмпирическая социология базовый уровень в структуре социологического знания.

 

· Социология имеет свои разновидности: макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология.

 

· Макросоциология – это социологическое исследование на уровне всего общества или больших социальных групп, общностей и их взаимодействия

 

 

Тест 9. «Фактуальная основа социологии»

 

Таблица 1.

 

9.1 В современной России5% богатых людей. Наблюдается наркомания среди подростков.
9.2 Характер поселения «Пути сообщения»
9.3. Плотность населения. Коллективные ценности. Коррупция власти. Пожилой возраст у людей наступает в 50-70 лет, старческий – свыше 70 лет.
9.4. Внешний вид отдельного человека. Мнение соседа «Конфликтный товарищ»

 

Тест 10. «Функции социологии»

 

10.1. В рамках социологии выясняется состояние фрагментов социальной реальности.

10.2. Социология выполняет функции моделирования, проектирования, конструирования, планирования, аналитическую, консультативную и контрольную.

10.3. Административная функция – ядро социологии.

10.4. Социология в системе управления многофункциональна. Например, следует говорить о диагностической, прогностической, контрольно-аналитической, организационно-технологической, консультативной и имидж-функции.

 

Результаты:

Таблица 2.

Номера вопро сов Варианты ответов
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1.4 1.3 1.1 1.2
2. 2.1 2.2 2.3 2.4
3. 3.3. 3.4 3.2 3.1
4. 4.3 4.1 4.4 4.2
5. 5.4 5.2 5.3 5.1
6. 6.2 6.3 6.1 6.4
7. 7.1;7.5;7.9; 7.13 7.2;7.6;7.0; 7.14 7.3;7.7;7.1; 7.15 7.4;7.8;7.12; 7.16
8. 8.3 8.4 8.2 8.1
9. 9.3 9.1 9.2 9.4
10. 10.4 10.2 10.1 10.3

 

Ключ: Совпадение ответов в вариантах:

 

Вариант 1 = 5 баллов

Вариант 2 = 4 балла

Вариант 3 = 3 балла

Вариант 4 = 1 балл

Общее количество баллов:

· 50 баллов – хороший результат (средняя величина)

· от 50 до 60 баллов - очень хороший результат

· свыше 60 баллов – отличный результат

· ниже 50 баллов – удовлетворительный результат

· 10 баллов – неудовлетворительный результат

 

 

Модуль 2. Личность и общество

Цели модуля:

· Дать обзор представлений о человеке и личности.

· Показать особенности конкурентно-способного типа личности.

· Объяснить статусно-ролевую концепцию личности.

· Представить статусный портрет менеджера.

· Рассмотреть механизмы действия личности.

· Подчеркнуть специфику девиантного поведения.

· Осветить значение социализации в жизни человека и общества.

· Описать признаки общества.

· Объяснить междисциплинарный подход к изучению общества.

· Рассмотреть типологию обществ.

 

План семинарского занятия на тему:

«Личность как носитель социальной жизни»

 

1. Проблема человека в социологии:

а) основные подходы к пониманию «природы» человека;

2. Статусно-ролевая теория личности.

а) статус и статусный набор

б) личность как объект и субъект общественных отношений.

в) роль и статусно-ролевые конфликты.

3. Социализация:

а) проблема «Я» (десоциализация и ресоциализация);

б) диспозиционная теория саморегуляции поведения личности.

4. Формирование конкурентоспособного типа личности:

а) социальная типология личности;

б) рыночная ориентация характера человека

 

Доклад: «Личность и карьера»

Л и т е р а т у р а:

 

Артемьева А.И. Социология личности. – М., 2001.

Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

Лащева Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения //Социально-политический журнал. 1993. № 4.

Мид Дж. Интернализованные другие и самость //Американская социология: Тексты. М., 1994.

Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

 

 

Работа со словарем

Человек - биопсихосоциальное существо: субъект культурно-социально-исторической деятельности.
Индивид - единичный представитель социальной общности, продукт социальных отношений.
Личность - целостность социальных свойств человека, субъект общественной жизни.
Тип личности социальный - обобщенное отражение совокупности социальных качеств личности, входящего в какую-либо общность.  
Статус социальный - позиция индивида в группе или обществе.

 


 

Престиж социальный - отражение в сознании людей реального положения в обществе человека, характеризующее то уважение, которым он пользуется в системе социальных связей.

 

Ранг социальный - позиция индивида в социальной иерархии статусов.
Роль социальная - модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей.
Карьера - продвижение человека по ступеням социальной, административной или иной иерархии.
Мотивационный механизм - внутренняя форма деятельности человек, складывающаяся из взаимодействия потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые преобразуются в цель деятельности.
Диспозицион-ный механизм - внутренняя форма деятельности человека, складывающаяся из мотивов и стимулов, в результате чего формируются диспозиции (предрасположенности) личности, фиксируемые в её установках.
Потребности - основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни; движущая сила человеческой активности, причина его действий.
Интересы - направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребности.
Ценности - разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть.
Цель действия - намерение или устремление, которые служат стимулом для удовлетворения соответствующей потребности.
Мотив - внутренний побудитель поведения, предметное содержание потребности.
Стимул - внешний побудитель к действию.  
Установка - состояние предрасположенности субъекта к проявлению активности в определенной ситуации.  
Аномия - состояние общества, утратившего эффективность нормативных рамок, регулирующих социальную жизнь.  
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.  
Делинквентное поведение - поведение, преступающее правовые нормы.
Социализация - процесс подключения личности к нормам социальной жизни посредством усвоения ею ценностей, установок и образцов поведения.
Адаптация - приспособление к внешним социальным условиям, к ролевым функциям, правилам взаимодействия с людьми.
Интериоризация - принятие индивидом общепринятых стандартов поведения.

Стимульный материал

М.Вебер

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.027 с.)