ТОП 10:

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРОИЗВОДСТВА



И КОНСЕРВАТИЗМ[6]

 

Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, — это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления индивидов к окружению, постепенно изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь. Социальные институты не только сами есть результат процесса отбора и приспособления, формирующего преобладающие или господствующие типы отношений и духовную позицию; они в то же время являются особыми способами существования общества, которые образуют особую систему общественных отношений и, следовательно, в свою очередь выступают действенным фактором отбора. Так что изменение институтов ведет в свою очередь к дальнейшему отбору индивидов с наиболее приспособленным складом характера и к приспособлению привычек и темперамента отдельных людей к изменяющемуся вследствие образования новых институтов окружению.

Силы, под действием которых происходит формирование социального устройства, и развитие человеческого общества в конечном счете, безусловно, сводятся к взаимодействию живого организма с окружающей средой, но непосредственно для данного рассмотрения эти силы наилучшим образом могут быть объяснены условиями окружающей среды, частично общественной, частично природной, и самим человеком с его более или менее определенным физическим и духовным складом. Как правило, в совокупности своих черт такой человек не остается постоянным, в основном, конечно, под действием принципа сохранения при отборе отдельных благоприятных изменений. Отбором благоприятных изменений является, быть может, в значительной мере сохранение отдельных этнических типов. В истории развития любого общества, где население представляет собой смесь разных этнических элементов, в любой данный момент времени тот или иной из нескольких распространенных и относительно стабильных типов конституции и темперамента становится господствующим. Такая ситуация, включающая в себя действующие в данное время социальные институты, будет благоприятствовать выживанию и господству того, а не иного типа характера; и тип человека, прошедшего такой отбор, для того чтобы далее развивать и продолжать унаследованные от прошлого институты, будет в какой-то существенной мере формировать эти институты по своему собственному образу и подобию. Однако, кроме такого отбора, который имеет место среди достаточно устойчивых черт характера и образа мысли, одновременно с ним, конечно, продолжается процесс отбора и приспособления образа мысли в пределах общей сферы склонности, характерных для господствующего этнического типа или типов. Отбор среди относительно устойчивых типов может вносить изменения в основные свойства характера любого населения, но существует также изменчивость из-за приспособления внутри этнического типа и благодаря отбору, происходящему среди конкретных, привычных взглядов относительно любого социального отношения или группы отношений.

Для нас, однако, вопрос о природе адаптивного процесса — является ли он прежде всего отбором среди устойчивых типов характера и темперамента или главным образом приспособлением образа мышления людей к изменяющимся обстоятельствам — оказывается менее важным, нежели тот факт, что так или иначе происходит изменение и развитие институтов. Институты должны меняться при изменении обстоятельств, так как по своей природе они представляют собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются этими изменяющимися обстоятельствами. Развитие институтов есть развитие общества. Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функции; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. Что касается ее общего для людей свойства, эта духовная позиция, или теория образа жизни, сводится в конечном счетек широко распространенному типу характера.

Сегодняшняя обстановка формирует институты завтрашнего дня вследствие процесса принудительного отбора, действуя на привычные взгляды людей на вещи и таким образом изменяя или укрепляя точку зрения или духовную позицию, унаследованную от прошлого. Институты— другими словами, привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди, — наследуются, таким образом, от прежнего времени, времени более или менее далекого, но как бы то ни было они выработались в прошлом и унаследованы от него. Институты — это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. Такой процесс отбора и приспособления в силу его природы никогда не настигнет поступательно меняющуюся обстановку, в которой в какое-либо данное время находится общество, ибо окружение, обстановка, потребности общественной жизни, под действием которых происходит приспособление и проводится отбор, изменяются изо дня в день, и каждое последующее состояние общества, едва успев установиться, уже обнаруживает тенденцию к устареванию. Когда общество делает шаг вперед в своем развитии, сам этот шаг представляет собой изменение ситуации, требующее нового приспособления, он становится отправным моментом для нового шага в приспособлении, и так далее до бесконечности.

Следует отметить также, хотя, возможно, это будет скучной банальностью, что существующие в наши дни институты — принятая в настоящее время система общественной жизни — не совсем подходят к сегодняшней ситуации. В то же время привычный образ мышления людей имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго, кроме тех случаев, когда к его перемене принуждают обстоятельства. Эти таким образом унаследованные институты, этот образ мысли, точки зрения, настрой и способности ума, да и многое другое являются, -следовательно, сами консервативным фактором. Это фактор социальной инерции, психологической инерции, консервативности.

Структура общества изменяется, развивается, приспосабливается к изменяющейся обстановке лишь вследствие перемены в образе мысли некоторых социальных групп, или в конечном счете по причине изменения, происходящего в привычном образе мысли составляющих общность личностей. Эволюция общества является по существу процессом адаптации, происходящим под давлением обстоятельств в умах отдельных людей, уже больше не терпящих привычного образа мысли, сложившегося в прошлом при другом стечении обстоятельств и с ними сообразующегося. В данный момент нам не нужно придавать большого значения вопросу о том, является ли этот адаптивный процесс процессом отбора и выживания стабильных этнических типов или же процессом приспособления индивидов и передачей приобретенных черт по наследству.

Движение общества вперед состоит, главным образом с точки зрения экономической теории, в продолжающемся поступательном приближении к почти что точному «установлению внутренних отношений в соответствии с отношениями внешними»; однако такое соответствие никогда точно не устанавливается, так как «внешние отношения» подвержены постоянному изменению вследствие все продолжающихся изменений во «внутренних отношениях». Тем не менее степень приближения может быть большей или меньшей в зависимости от того, насколько гибко меняются «внутренние отношения». Перестройка образа мысли, подчиняясь острой необходимости, диктуемой измененной ситуацией, всякий раз производится людьми с опозданием и неохотно и лишь тогда, когда к тому принуждает ситуация, сделавшая принятые взгляды непригодными. Реорганизация институтов и привычных взглядов согласно изменившемуся окружению производится в ответ на давление извне, она по своему характеру является реакцией на побуждение к переменам. Гибкая и свободная реорганизация, т. е. способность социальной структуры развиваться, зависит, следовательно, в значительной мере от степени свободы, которую дает отдельному члену общества обстановка в какой-либо данный момент времени, — от степени подверженности отдельных членов общества действию принудительных сил со стороны окружения. Если какая-то часть общества или какая-нибудь социальная группа в каком-либо существенном отношении не подвержена действию окружения, то взгляды и образ жизни этой части общества или этой социальной группы будут с большим опозданием приспосабливаться к изменению общей ситуации; до какого-то времени эта часть общества будет задерживать процесс его преобразования. В таком привилегированном положении в отношении экономических сил, направленных на изменение и реорганизацию, находится богатый праздный класс. И можно сказать, что силы, воздействующие на реорганизацию социальных институтов, особенно в современном промышленном обществе, являются в конечном счете почти всецело экономическими по своей природе.

Всякую социальную общность можно рассматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами. Такими институтами являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество. Когда в данной окружающей среде разработаны определенные способы развития человеческой деятельности, жизнь общества будет довольно легко находить свое выражение в этих привычных направлениях. Общество извлечет выгоду и использует в своих интересах силы окружающей среды согласно способам, которым оно научилось в прошлом и которые воплощены в его институтах.

Вопросы для размышления:

 
 

 

 


П Р А К Т И К У М

 

1. В современном обществе нет человека не включенного в сеть социальных институтов. Существует ряд значений термина «институт»:

- его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции;

- - он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности;

- - им называют некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

Какие существуют различия между понятиями «институт», «группа», «организация», «роль»?

 

2. Используя логический квадрат функционирования социального института, попытайтесь на примере своего учебного заведения проанализировать состояние института образования (см. таблицу).

 

Явные Латентные

 
 

 


Функции

 

 
 

 


Дисфункции

 

3. На наших глазах из недр государства выделяется госслужба как самостоятельный институт. Каковы предпосылки возникновения этого института? Используя таблицу 8.1 в учебнике Зинченко Г.П. «Социология для менеджеров» (Ростов н/Д.: «Феникс», 2001), попытайтесь определить признаки института государственной службы.

 

4. Исходя из характерных черт социальной организации, определите типологию указанного перечня организаций.

 

Перечень организаций Тип организации
Администрация города  
Академия госслужбы  
Ассоциация предпринимателей  
Дагестанское землячество  
Забастовочный комитет  
Клуб путешественников  
Комиссия по вопросам помилования  
Коммерческий банк  
Конгресс деловых кругов  
Министерство образования  
Организация Объединенных Наций  
Открытое акционерное общество  
Профессиональный союз  
Союз кинематографии  
Торгово-промышленная палата  
Федерация футбола  

 

5. Какие черты характерны для современной российской бюрократии? Составьте таблицу функционирования бюрократии.

 

Функции Дисфункции
   

 

6. Анализ фольклора многих народов выявляет магическое число – «семь» (ср.: «семи пядей во лбу», «семь раз отмерь, а один отрежь», «семь бед – один ответ», «у семи нянек дитя без глаза», «семеро одного не ждут» и т.д.). Как вы думаете, число «семь» имеет ли какое-то пороговое значение для мышления менеджера, например, для определения нормы управляемости организации?

 

Существует формула расчета диапазона управления, характеризующая количество связей между руководителем и подчиненным n [2 n - 1 + ( n-1)], где n - число подчиненных. Вычислите количество связей, требующих внимания менеджера:

 

 

Количество подчиненных Количество взаимосвязей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

На основе полученных результатов дайте оценку степени управляемости семи подчиненных.

 

7. Всю неделю после назначения начальником службы социальной защиты Анна наблюдала за своими сотрудниками. С каждым днём её всё больше беспокоило отношение подчинённых к делу. В конец расстроившись, Анна пошла на встречу с главой администрации. «Если честно, шеф, то я теряю терпение. Похоже, что эти люди неуправляемы».

Руководитель заметил, что знает многих специалистов лично и такое поведение им несвойственно. Он посоветовал Анне провести откровенный разговор с каждым, а затем – общее собрание.

В глубине души она сомневалась в успехе собрания. Однако в ходе предварительных собеседований сотрудники стали постепенно раскрываться и высказывать свои соображения. Некоторые вопросы были для Анны неожиданны. Она записала их в свой блокнот под заголовком «Проблемы управляемости»:

● Слишком много контроля. Никакой самостоятельности. Прав нет, а спрос по всем показателям.

● Постоянные упрёки в адрес исполнителей. Виновников срывов решений видят только в людях, а не в системе работы.

● Руководство организацией сведено к «команде и контролю». Мало внимания уделяется «процессу и результату».

На собрании свободно обсуждались эти вопросы. Больше того, ведущий специалист Н.Жукова подняла «запретную» тему: новички, поступившие к нам после студенческой скамьи, получили те же оклады, что и старослужащие. Опыт и качество работы не ценятся.

Анна сделала вывод о необходимости внесения существенных корректив в управление организацией. Она обратилась к персоналу за помощью в решении неотложных проблем.

Подумайте, какие противоречия выражают проблемы управляемости? Предложите способы решения четырёх вопросов, обсуждавшихся на собрании.

 

 

Модуль 5. Модернизация общества.

Цели модуля:

●Обсудить особенности модернизации российского общества.

●Рассмотреть место России в мировом сообществе.

●Определить перспективу будущего общества, для того чтобы встретить его более уверенно.

●Изучить процедуры разработки программы социологического исследования.

●Описать алгоритмы действий социолога.

●Объяснить методы сбора, обработки и анализа социологической информации.

План семинарского занятия на тему:

«Социологическая характеристика







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.011 с.)