ТОП 10:

Для составления учебных программ



Социологического исследования

1. Адаптация чиновников новой генерации.

2. Профессиональная подготовка чиновников: тенденции и перспективы.

3. Отношение населения к органам местного самоуправления.

4. Карьера государственного служащего.

5. Использование современных технологий управления на государственной службе

6. Отбор кадров на государственную службу.

7. Имидж государственного служащего.

8. Социальный портрет современного российского чиновничества.

9. Конфликт на государственной службе.

10. Неформальные отношения в административной организации.

11. Административная культура.

12. Гендерные диспропорции в системе государственной службы.

13. Оценка персонала государственной службы.

14. Современная государственная служба в публикациях СМИ.

15. Научная организация труда чиновников.

16. ЭВМ в деятельности чиновников.

17. Свободное время государственных служащих.

18. Ценности российской государственной службы.

19. Статус российского чиновника: мнение государственных служащих.

20. Льготы и привилегии государственных служащих.

21. Предпочтение региональных государственных служащих в сфере литературы и искусства.

22. Мнение студентов СКАГС о своей будущей профессии.

23. Символы и традиции российской государственной службы.

24. Этика государственного служащего.

25. Самообразование чиновников: проблемы и приоритеты.

 

ПРАКТИКУМ

 

1. Что представляет собой программа исследования? Почему она разрабатывается до сбора информации?

 

2. Программа исследования выполняет следующие основные функции: теоретико-методологическую, методическую и организационную.

Назовите структурные компоненты программы социологического исследования.

 

3. Прочитайте тематику учебных программ социологического исследования (см. стр. ) и выберите заинтересовавший вас вопрос.

Что вы можете сказать о проблеме, сформулированной в данном вопросе? Можно ли её изучить социологическими методами?

Например, вас заинтересовала проблема профессиональной подготовки государственного служащего. К какому типу проблем она относится: теоретическая, прикладная, смешанная?

При осмыслении выбранной вами проблемы попытайтесь выделить ряд аспектов: гносеологический, предметный, масштабный. Особое внимание уделите носителю данной проблемы, т.е. тому социальному субъекту, который порождает эту проблему (например, студенты и преподаватели вуза).

 

4. Попытайтесь определить объект своего исследования. Назовите основные характеристики, позволяющие установить объект социологического анализа.

Приведите пример возможного объекта исследования проблемы качественной подготовки государственных служащих.

 

5 Теперь вам необходимо уточнить предмет исследования. Это определенная сторона или свойство объекта, заданные для непосредственного изучения. Например, организация учебного процесса в вузе, как фактор повышения качества подготовки чиновников.

Постарайтесь как можно точнее очертить рамки собственного исследования. Это поможет вам сориентироваться в том наборе переменных и связей между ними, которые отчетливо выражают главный вопрос проблемы.

 

5. Важная часть методологического раздела программы – область целеполагания. Исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что ожидается получить в результате.

 

Ниже приведен перечень задач исследования проблемы качественной подготовки менеджеров:

● выявить тенденции воздействия новых дисциплин на успеваемость студентов, их заинтересованность в учебе;

● определить влияние «новаторских» идей администрации вуза на процесс организации учебы;

● выявить мотивы, по которым студенты выбрали данный вуз;

● выяснить как сами студенты определяют свою будущую профессию, и каким, на их взгляд, должен быть менеджер, каким набором качеств и навыков он должен обладать.

 

Укажите, какие из этих задач можно назвать основными и какие вспомогательными? К каким видам целевых установок следует отнести изложенные задачи: теоретическим, эмпирическим, описательным? Сформулируйте цель исследования, которую можно достигнуть посредством решения этих задач?

 

6. Сформулировав цели и задачи, можно приступать к разработке общей концепции исследования. Речь идет об уточнении основных понятий, предварительном анализе объекта и выдвижении гипотез исследования.

Работа с понятиями предусматривает две процедуры: их теоретическое уточнение и эмпирическую интерпретацию. Объясните назначение операционализации понятий. В чём её смысл? Как проводится эмпирическая интерпретация понятий?

 

Проанализируйте приведенный ниже вариант операционализации понятия «профессиональная подготовка».

 

 

Показатели Переменные Индикаторы  
1 Отношение к учебе     2. Отношение к преподаванию Развитие усилий, направленных на самореализацию и самообучение     Усилия, направленные на обучение студентов, на повышение собственной квалификации Мотивы, инициативность, дисциплинированность, выполнение требований.   Качество работы, учебный процесс, удовлетворенность обучением, установки, оценки

 

Как вы думаете, удалось ли здесь увязать понятие с показателями; правильно разложить показатели на переменные; обеспечить перевод переменных в индикаторы?

 

7. Заключительной операцией разработки методологического раздела программы исследования является выдвижение рабочих гипотез. Почему их наличие обязательно в программе исследования?

Ниже приводится пример гипотез, связанных с проблемой повышения профессиональной подготовки менеджеров:

а) в учебном плане вуза следует выделить набор тех дисциплин, которые составят ядро необходимых на практике знаний. Остальные предметы должны образовывать будущих менеджеров как развитых личностей;

б) формы и методы обучения должны повысить интерес студентов к учебе, к увеличению объема своих знаний.

Попытайтесь оценить формулировки изложенных гипотез и ответить на вопросы:

● какие типы гипотез здесь используются: описательные, объяснительные, другие?

● насколько приведенные предложения соответствуют известным вам процедурам выдвижения гипотез?

● дополните указанный перечень гипотезами, которые необходимы для более глубокого изучения проблемы.

 

8. Что представляет собой выборка исследования? Как соотносятся понятия «выборочная совокупность» и «генеральная совокупность»?

Например, объектом исследования являются студенты вашего вуза. Это генеральная или выборочная совокупность?

От чего зависит объем (размер) выборки? Подумайте, достаточно ли включить в выборочную совокупность 10% студентов от генеральной совокупности для того, чтобы изучить проблему качества профессиональной подготовки менеджеров?

Чем отличается квотная выборка от случайной? Каковы её преимущества и ограничения?

Составьте карту репрезентации квотной выборки студентов вашего вуза.

 

9. Приступая к конструированию анкеты, каких требований необходимо придерживаться?

Как выглядит композиция анкеты? Какие составные части содержит бланк анкеты?

В данном пособии в качестве примера приведена анкета «Профессиональная подготовка чиновников: тенденции и перспективы». Какие типы вопросов она содержит?

Укажите №№ вопросов, которые относятся к вводной части, основной части анкеты: в ней дать паспортичку? Какими ещё вопросами (контактными, контрольными, заключительными), вы дополнили бы эту анкету?

Составьте инструкцию анкетёру, который будет осуществлять сбор информаций по вопросам этой анкеты.

Как вы считаете, помогут ли прикладные социологические исследования в подготовке курсовых и дипломной работ? Пригодятся ли приобретенные навыки разработки программы исследования для предстоящей профессиональной деятельности?

 

Пример разработки

программы социологического исследования на тему:

«Профессиональная подготовка чиновников:

тенденции и перспективы»[8]

Северо-Кавказская академия государственной службы -учебное заведение особого типа. Своей целью оно ставит подготовку квалифицированных кадров для работы в органах, осуществляющих управление на муниципальном и на государственном уровнях. Ответственность за качественную подготовку кадров берут на себя преподаватели и студенты академии. Таким образом, именно качественная подготовка будущих чиновников, становится проблемой данного исследования. Однако, целесообразным является рассмотрение некоторых аспектов, которые помогут более тщательно и глубоко продумать проблему, выявить стороны, характеризующие ее актуальность.

Во-первых, возникает вопрос о сущности данной проблемы. И здесь следует отметить, что на самом деле, границы проблемы нельзя определить четко, т.к. при выявлении каких-либо новых аспектов, будут возникать и новые вопросы. Но, думаю, в самом общем виде именно формулировка « качественная профессиональная подготовка чиновников» включает в себя выявление положительных и отрицательных тенденций в организации учебного процесса академии. Это выводит на следующее умозаключение: проблема рассматривается на уровне академии, что не исключает, однако, ее вынесения на более высокий уровень, но это, скажем так, последствия ее неправильного рассмотрения и решения.

Вышесказанное достаточно подчеркивает актуальность проблемы. Россия прекрасно знает, что такое некомпетентность, низкая квалификация и недостаточный профессионализм управленцев. Я считаю, что источник этого, находится в специальном учебном заведении, где следует искать причины негативных явлений государственной службы.

 

Цель исследования

Данное социологическое исследование преследует своей целью получение информации, которая поможет выработать рекомендации, способствующие качественному изменению учебного процесса, что должно помочь также сделать выводы преподавателям и студентам академии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.006 с.)