IV.1. Формы занятий оздоровительной гимнастикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV.1. Формы занятий оздоровительной гимнастикой



Занятия оздоровительной гимнастикой («О.Г.») подраз­деляются на две большие группы: педагогически органи­зованные и самодеятельные.

Педагогически организованные занятия могут быть де­терминированы государственно-социальными интересами (подготовка члена общества к труду, защите отечества, репродуцированию генофонда) или личностными потреб­ностями.

Различают и используют три основные формы таких занятий: групповую, индивидуальную и смешанную. В свою очередь, они могут быть обязательными (академи­ческие) и необязательными (факультативные, кружковые, секционные).

Характерными признаками педагогически организован­ных занятий, во многом определяющими их содержание, являются четко поставленная цель и методология ее дос­тижения: программа, средства и методы их использования в решении частных задач, нормативные уровни результа­тов и критерии оценки.

Педагогически организованные занятия проводятся в детских яслях и садах, в учебных заведениях, различных оздоровительных клубах, центрах и кружках — специали­стами в области физического воспитания или под их ру­ководством (с соответствующей юридической ответствен­ностью).

Самодеятельные — самоорганизуемые индивидуальные или групповые (обычно малочисленные) занятия. Они про­водятся самими занимающимися сугубо по их желанию,


в соответствии с их индивидуальными интересами, потреб­ностями и возможностями (психофизическими и матери­альными).

В некоторых случаях, в организационно-управленче­ском аспекте, происходит сочетание перечисленных при­знаков педагогически организованных и самодеятельных занятий, однако преимущественное характерное их про­явление сохраняется. Это происходит в первую очередь потому, что при любой организационной форме и степени индивидуальных проявлений занимающихся (интереса, желания, активности, подготовленности к занятиям кон­кретными упражнениями, удовлетворенности этими за­нятиями и т.п.) в оздоровительных упражнениях исполь­зуются одинаковые для них методологические основы, определяющие способы организации и построения заня­тий, подбор адекватных средств и методов развития физи­ческих качеств, обучения двигательным действиям и со­вершенствования сформированных умений и навыков, способов управления психофизическими нагрузками, конт­роля и коррекции, оценки результативности занятий. В то же время формы оздоровительных занятий имеют свои особенности.

Занятия по государственным программам

Гимнастика включена в государственные программы по физическому воспитанию всех учебных заведений как предмет обязательный.

Эти программы предполагают последовательное исполь­зование средств гимнастики — от самых простых развива­ющих движений до самых сложных упражнении на сна­рядах — с одновременным (или параллельным) развитием физических качеств, формированием определенных про­грессивных взглядов и отношения к физической культу­ре и спорту как неотъемлемой составной части бытия совре­менного человека.

Главная программно-методическая особенность занятий гимнастикой в этой группе — обязательность их для все­го контингента (за исключением тех, кто имеет медицин­ские противопоказания) и определенные теоретические и практические зачетные требования, успешное овладение которыми учитывается при промежуточной и итоговой государственной аттестации.


 




Особо следует подчеркнуть, что медицинское освобож­дение от практических занятий школьника, учащегося среднего специального заведения или студента не осво­бождает их от посещения занятий, приобретения инст­рукторских знаний и умений и сдачи зачетов по теории физической культуры. А это значит, что в основе работы с такими «освобожденными» лицами должно быть фор­мирование положительных представлений о занятиях физическими упражнениями, соответствующей системы знаний, умений и навыков, требующихся как самому че­ловеку для обеспечения, если и не полноценной (в силу серьезного заболевания), то хотя бы малоущербной жиз­ни, так и инструктору и организатору по физической куль­туре (которым может стать и тот, кого «от физкультуры» освободил врач).

Как показывает практика, многие из таких «освобож­денных от физкультуры» вскоре становятся самыми ак­тивными участниками практических занятий, ибо преодо­левают страх перед ними, не считают уже фатальной свою неловкость и неумелость, начинают сознавать необходи­мость и пользу занятий физическими упражнениями на основе не только наблюдений за окружающими со сторо­ны, но и приобретенных некоторых специальных знаний и собственного опыта.

Как сказано выше, существуют две основные формы занятий по государственным программам: академическая урочная и факультативная.

Урочная - самая распространенная и эффективная форма занятий. (Поэтому уделим ей несколько больше внимания, чем другим).

Эффективность урочной формы определяется прежде всего тем, что в ней в едином видении и решении задач занятие ведет специалист, организующий весь процесс совершенствования и управляющий им на основе знания общетеоретических закономерностей физического воспи­тания и специфических особенностей вида оздоровления, а также индивидуальных характеристик каждого зани­мающегося, могущий подобрать адекватные средства и методы их применения, оценить эффективность, внести соответствующие коррективы, оказать консультативную и физическую помощь.

Хотя в разных видах оздоровления урок имеет доста­точно много специфических особенностей, независимо от


них, он несет в себе и общие признаки. Некоторые из них отражены в специальной литературе по теории и методи­ке физического воспитания, спортивной тренировки и оз­доровительной физической культуры. Обратимся к дру­гим — менее освещенным.

Урок является частью распределенного на большой промежуток времени процесса психофизического совер­шенствования и, значит, в методологическом аспекте с его помощью решаются поставленные в научно-методи­чески обоснованную очередность не только частные зада­чи, но и главная.

Наибольшая эффективность процесса оздоровления (во­обще совершенствования) достигается именно тогда, ког­да решаемые задачи и применяемые для этого средства и методы оказываются взаимосвязанными. Можно, но не нужно, сначала развивать гибкость, потом — силу, потом -выносливость по частям различных групп мышц. Целесо­образно это делать так, чтобы, например, увеличивая под­вижность в суставах, одновременно использовать и сило­вые упражнения для тех же мышечных групп (а наоборот — еще нужнее!) и выполнять работу в таких условиях, кото­рые стимулировали бы еще и совершенствование сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем как физиологичес­кой основы выносливости. Можно, но не нужно, две неде­ли заниматься на перекладине, потом две — прыжками, потом две - на брусьях. Можно, но не нужно заниматься месяц играми с мячом, потом месяц — плаванием, потом -атлетизмом. Не нужно потому, что в плане оздоровления важно над чем работает занимающийся и как он развива­ет какие-либо качества и как потом их можно сохранить.

При довольно распространенной «привычке» периоди­чески использовать упражнения на выносливость (бего­вые и т.п.), потом — «на координацию» (гимнастику) и т.д. - сохранить приобретенные качества (не говоря уже о достигнутых уровнях) попросту нельзя. Поэтому на каж­дом новом этапе вместо движения к вершине приходится возвращаться к исходному уровню и все начинать практи­чески сначала. Это не оправданно с любой точки зрения.

Упражнение, как вид воздействия, это только средство совершенствования функций и построения систем коор­динационных связей. Поэтому и задачи в уроке, периоде или этапе занятий должны определять объект воздействия (в широком понимании — человека как совокупность мор-


 




фо-функциональных и психических свойств) и во вторую очередь — вид воздействия на него, средство и метод («ак­робатика, балансовые упражнения, 10 подходов на ана­литические воздействия с 5 повторениями, сокращением интервалов для отдыха и включением сбивающих факто­ров... с целью этапного совершенствования и обеспечения надежности функции равновесия»).

Речь идет о том, что на каждом новом этапе совершен­ствования достигнутые уровни развития, сформированные умения и навыки должны использоваться для достиже­ния более высоких результатов или таких же результа­тов, но в более трудных условиях, и поэтому задачи со­вершенствования должны быть связаны неразрывно имен­но в стремлении к более высоким рубежам, а не в перебо­ре всевозможных средств физического воспитания.

Урок условно разделяют на три части: подготовитель­ную, основную и заключительную — что в методическом плане вполне оправданно, ибо каждая из них имеет (долж­на иметь) четко выраженное назначение и решать опреде­ленные специфические задачи. Но это должно происхо­дить опять-таки во взаимосвязи между ними.

Подготовительная часть урока готовит занимающе­гося психологически, физически и двигательно к реше­нию основных задач, стоящих перед уроком. Как прави­ло, это - психологическое настраивание на работу опре­деленного содержания, характера, вида и уровня нагруз­ки, возможную мобилизацию психофизических резервов и осознанности деятельности (по частям и в целом), пред­стоящей в основной части урока.

Последнее весьма важно и часто требует особой акти­визации внимания, разъяснения и определения правиль­ности понимания делаемых преподавателем установок, а также идеомоторнои подготовленности к определенному виду работы.

Поэтому вполне оправданно выделение внутри подго­товительной части занятия еще и так называемой «ввод­ной». Раньше в структуре урока она выделялась как са­мостоятельная. Но часто оказывалась формальной, по­скольку заключалась в сообщении задач урока и выпол­нении нескольких строевых команд или упражнения на внимание, но отнюдь не обеспечивала двигательного на­страивания и осознанной психологической готовности к предстоящей работе.


Совместно с психологическим и идеомоторным настра­иванием на предстоящую деятельность подготовительная часть обеспечивает физическую и общефункциональную подготовленность занимающегося. В практике допускается одна из грубейших ошибок, когда подготовительные упражнения «слегка» разминают мышцы, а затем в ос­новной части на занимающегося обрушивается лавина нагрузочных упражнений, к которым он оказывается не подготовлен даже локально. Например, после выполне­ния в подготовительной части «разминающих» медлен­ных напряжений и растягиваний переходят (в основной части) к упражнениям взрывного характера - отталкива­ниям и резким махам в условиях отягощенности звеньев тела и т.п. В результате действия оказываются не только не эффективными, но и приводят к травмам. Или: в «раз­минающих» упражнениях не используются вращательно-равновесные воздействия, но без них в основной части урока качество работы по усовершенствованию функции равновесия оказывается низким, и также (в зависимости от сложности упражнений) возможны падения и травмы.

Здесь речь не о так называемой специальной разминке для каждого вида основных упражнений, выполняемой перед ними, а об упражнениях подготовительной части адекватных работе, предстоящей в основной части и пред­варяющих специальную разминку.

До какой степени разминаться? Ответить однозначно можно лишь частично: до разогрева мышц, приобретения ими мягкости и относительно равного соотношения эла­стичности и упругости — как показателя готовности к уси­лиям разного характера; до появления четких самооце­нок пространственно-временных ориентировок в «специа­лизированных позах». В то же время нельзя однозначно сказать, до какой степени должна быть подготовлена к основной нагрузке сердечно-сосудистая система. Можно «разогнать» сердце до пульса 160-180 уд/мин, а потом основную работу проводить на пульсе 140-150 уд/мин. Зачем? Считается, что в таком случае работа будет проте­кать легче. Но ведь многое зависит и от уровня нагрузоч-ности (определяемой хотя бы по пульсу) и от продолжи­тельности основной работы и непрерывности ее (как в комплексах Р.Г.). Если она протекает при средней нагруз­ке, вполне оправданно и разминать сердце до такого же или даже несколько меньшего уровня, поскольку враба-


 




тывание (без резких скачков нагрузки) произойдет в процессе самой работы. Не нужно забывать о том, что ус­тойчивый уровень пульса, достигаемый в процессе размин­ки — один из показателей ее правильности, но высокий уровень — нежелателен.

В недалеком прошлом (80-е годы XX в.) Н. Н. Озолин показал, что разминка легкоатлета на высоком уровне пульса — это ни что иное, как затрата энергетических ре­сурсов, которые требуются для обеспечения соревно­вательного бега, а потому и не может считаться целесооб­разной.

В связи с этим, проводя параллель, логично допустить, что и перед ритмическими комплексами большое увели­чение пульса нецелесообразно, поскольку фактически это увеличивает продолжительность нагрузки, —что не пре­дусмотрено программой и методикой занятия. И если иметь в виду, что в Р.Г. ЧСС достигает 160—180 уд/мин лишь к 10—12 минутам занятия (В. В. Михайлов, 1987 г.), то можно полагать, что достаточным послеразминочным бу­дет уровень 80-90 уд/мин.

Вероятно, эти же цифры можно признать ориентиро­вочными для занятий атлетической, водной и художествен­ной гимнастикой, спортивной аэробики и фитнесса, груп­повой гимнастики «Евротим». Для акробатического рок-н-ролла они, надо полагать, должны быть выше, но ниже — для снарядовой гимнастики и акробатики, восточных и дру­гих видов оздоровительно-кондиционной направленности.

В связи с высказанными положениями нельзя одно­значно определять и продолжительность подготовитель­ной части урока — она должна быть достаточна для обес­печения готовности к решению задач, поставленных пе­ред основной частью. А они, в свою очередь, полностью определяются спецификой оздоровительного вида гимна­стики. На основании анализа практического опыта мож­но полагать, что в видах оздоровительно-кондиционной направленности продолжительность подготовительной ча­сти урока — меньше, чем в занятиях оздоровительно-спортивной направленности. В любом случае, «не следует тратить время и силы на то, без чего можно обойтись без ущерба для дела» (Л. П. Матвеев, 1991).

Основная часть урока решает главные задачи. Количе­ство их должно определяться возможностью действенно­го их решения, а не стремлением к всеохватности. Воз-


можность же эта зависит от необходимой срочности реше­ния, подготовленности занимающегося к решению несколь­ких задач практически одновременно, целесообразности таких попыток, условий и продолжительности занятия.

Зачем, например, одновременно ставить задачи разви-. тия прыгучести и пространственной точности в главном упражнении, если пока занимающийся не обладает ни тем ни другим в упражнениях неглавных, как правило более легких? (А ведь это сплошь и рядом делается в работе со школьниками). Ведь для воспитания того и другого каче­ства требуется выводить организм на предел функциони­рования по, соответственно, мощности работы и коорди­национной сложности ее. Почему это надо стремиться де­лать срочно, если при любой, самой современной методи­ке решение потребует значительных затрат времени? Глав­ное: происходит самообман, потому что (и это — из широ­кой практики) в качестве основных задач «записывают­ся» «совершенствование скоростно-силовых качеств» и «воспитание точности движений». Невозможность прак­тически одновременно (за 20-25 минут основной части урока) обучить сложному двигательному действию, раз­вить физическое качество и усовершенствовать что-либо еще из психофизической сферы, предопределенной не толь­ко неподготовленностью занимающегося, небольшой про­должительностью занятия, но также и физиологически­ми закономерностями работы организма (в частности, по принципам доминанты и усвоения ритма — А. А. Ухтом­ский, Н. А. Введенский, Я. И. Виноградов, Е. Б. Сологуб и др.), условиями многочисленной наполненности групп при групповой организации, которая, как правило, ши­роко применяется в физическом воспитании по государ­ственным программам. Практически все факторы - про­тив постановки и попыток решения разных задач совер­шенствования одновременно; даже один из самых прогрес­сивных методов — «сопряженного воздействия» (В. М. Дьячков, 1961) не дает должных результатов и при не­умелом использовании только дискредитируется совсем незаслуженно.

Значит, этого и не надо делать. Напротив, одним из важнейших условий успешности совершенствования яв­ляется разведенность задач и четкая их методическая обес­печенность.

Высокую степень работоспособности (необходимую для этого) нельзя сохранять в течение всего занятия, если толь-


 




 

 

ко оно не имеет характер разминочного. Не случайно по­этому обучение новому (а оно заключается не только в выполнении «безнагрузочных» точностных движений, но и мощностных скоростно-силовых) проводится тогда, когда центральная нервная система еще не утомлена, а разви­тие быстроты и мощности движений — пока проявление этих качеств не ухудшилось. Даже при развитии любого вида выносливости необходимо учитывать качество дея­тельности, ибо продолжительная деятельность с плохим качеством нужна разве что при выживании в экстремаль­ных ситуациях, а в физическом воспитании характеризует плохую выносливость и работоспособность.

Повторим сказанное ранее: повышение уровня разви­тия любого качества, относящегося к психофизической сфере, возможно и эффективно лишь при условии функ­ционирования организма на запредельном уровне за счет включения в работу функциональных резервов. Поэтому и неверно представление о том, что «достижение занима­ющимися максимальных результатов с минимальными затратами энергии и времени наилучшим образом харак­теризует урок». Если это так, то значит неверно определен «максимум» или это выражение подменяется произволь­но установленным стандартом, не являющимся предель­ным для достижения его индивидуумом. Попасть в цель 10 раз из 10 попыток при максимальных возможностях 100 из 100 или с расстояния 5 м, а не «привычных» 10 — это не та задача, решение которой обеспечит совершенство­вание, хотя на нее тратится меньше времени и энергии.

В то же время для высокой эффективности упражне­ний в основной части урока требуется наилучшая мето­дическая обеспеченность. Она предполагает:

—четкую предназначенность каждого упражнения;

—индивидуальную адресацию;

—применение средств информации, обеспечивающих четкую осознанность занимающимся каждой поставлен­ной задачи;

—определенное (а не любое) место среди других конк­ретного упражнения;

—оптимальное для выполнения данного упражнения состояние занимающегося;

—исходную обусловленность количественных характе­ристик упражнения (дозировки по разным параметрам);


 

—рациональное соотношение доступности и трудности заданий;

—внимательный и четкий контроль за воздействием упражнения на занимающегося;

—внесение корректив в содержание упражнения (по отдельным составляющим или в целом) и его дозирова­ние путем сопоставления результата работы и поставлен­ной цели применения, а также оправданности психо­физических затрат;

—формирование и сохранение мотивации, обеспечива­ющей высокую активность занимающегося.

Заключительная часть урока главной задачей ставит относительно полное иди неполное (в зависимости от так­тики и стратегии совершенствования) восстановление.

В оздоровительной гимнастике средствами решения этой задачи служат малонагрузочные и безнагрузочные упраж­нения (двигательные задания). К первым относятся: спо­койная дозированная ходьба, медленные танцевальные движения, успокаивающие экзерсисы у станка, ненапря­женные растягивающие упражнения, непродолжительные (по 5—10 секунд) расслабленные висы (полные или при смешанной опоре), «вялые» суставные движения разми­нающего характера, успокаивающие дыхательные дей­ствия (сочетания размеренных дыхательных движений и пауз), локальный массаж. При общей небольшой урочной нагрузке могут использоваться физически ненапряжен­ные игровые задания (даже с элементами состязательно­сти), например, броски мяча в цель, игра в дартс или сер­со, проверка устойчивости в разных равновесных положе­ниях. Весьма эффективны плавательные и поплавковые упражнения (даже если занятие проводилось на суше — в зале или на открытой площадке).

Вторую группу составляют расслабленные позы в по­ложениях лежа и сидя, а также неполная медитация в удобной или рекомендованной йогой позах.

В оздоровительной гимнастике даже развивающей или спортивной направленности практически не применяется тактика использования недовосстановленности функций организма как мощный стимулятор их совершенствования. Однако разгрузка «тела и духа» - не единственная зада­ча, решаемая в заключительной части урока. Весьма важна оценка тренером и самооценка занимающимся прошед­шего занятия и выполнения стоявших задач. Этим обес-


 




печивается не только сознательное аналитическое отно­шение к процессу оздоровления, но и его коррекция, а также поддержание соответствующей мотивации.

В уроке весьма важно и необходимо целенаправленное построение психофизической нагрузки. В разных видах оздоровления оно весьма специфично по распределению во времени (и частях занятия) амплитудных, частотных и уровневых параметров нагрузки.

К тому же критерии нагрузочности упражнений тоже специфичны. Считается универсальным показатель ЧСС, который довольно точно, но косвенно, отражает энергети­ческие затраты организма на производство двигательной деятельности. В большинстве случаев вероятно это соответ­ствует действительности. Но, например, для атлетичес­кой, водной, снарядовой гимнастики, акробатики, восточ­ных видов оздоровления — этот критерий недостаточно валиден, поскольку в целом он все-таки отражает степень воздействия упражнений на сердечно-сосудистую систе­му, а в перечисленных видах объектом воздействия явля­ются мышечная и дыхательная системы, без особого на-гружения сердечно-сосудистой. Поэтому в качеств'е кри­териев нагрузочности упражнений в них используются показатели объема и интенсивности (в подходе, серии, виде упражнения и в делом занятии), а также продолжитель­ности активного состояния. Важным показателем нагруз­ки считается и продолжительность восстановления после работы.

В тех видах, где упражнения выполняются поточно и по характеру приближаются к циклическим, использова­ние показателя ЧСС вполне адекватно. Хотя и в этом слу­чае (по крайней мере, для научного анализа) требуется определение количества выполненной работы и ее харак­терного содержания.

В зависимости от конкретных задач построение и уров­ни нагрузки в уроке могут приобретать разные картины. Наиболее типично для «спокойных» оздоровительно-кон­диционных видов построение с относительно плавным возрастанием нагрузки к первой трети основной части, некоторым удержанием ее на достигнутом уровне примерно до 1/3—1/4 времени, остающегося до окончания основной части, и затем постепенное снижение до уровня ЧСС пос-леразминочного или несколько ниже — к концу заклю­чительной части (см. рис. 2).


Для водной аэробики характерно несколько иное пост­роение нагрузки, хотя типаж ее по сравнению с первым случаем сохраняется, нарушается лишь ровность сохра­нения показателей (рис. 51).

По-другому строится нагрузка в занятиях ритмичес­кой гимнастикой. Здесь может встречаться большее ко­личество вариантов, достигаются более высокие уровни максимума и средних нагрузок, а также их чередование. Причем, разные варианты не имеют принципиальных раз­личий, типичные занятия имеют и типичную картину на­грузки (рис. 52).

Своя динамика в атлетической и особенно снарядовой гимнастике, а также в снарядовых упражнениях, исполь­зуемых для круговой тренировки в плане общей и специ­альной физической подготовки (рис. 53).

Конечно, все варианты определяются характером уп­ражнений, содержанием в них степени воздействия, вы­зывающего индивидуальные реакции занимающегося, частотой смены разнохарактерных и разнонагрузочных упражнений и относительной восстановленностью между подходами, а также уровнем задействования функциональ­ного потенциала.

Факультативные занятия по гимнастике

Факультативные занятия не обязательны для учащих-я и организуются для тех, кого гимнастика привлекает ак способ совершенствования. Факультативные занятия бычно предусматриваются учебным планом (иногда объе-иняются с самостоятельной работой учащегося), но про-одятся вне рамок учебного расписания. Для таких занятий группы могут формироваться в со­ответствии с подготовленностью или желанием учащихся заниматься определенным видом оздоровительно-развива­ющих упражнений.

Это могут быть любые виды гимнастических упражне­ний, для занятий которыми есть соответствующие усло­вия и тренер-преподаватель, умеющий организовать и провести специализированные занятия по ритмической гимнастике или снарядовой, акробатике, общей физичес­кой подготовке и т.п. Эти требования — одинаковы для любых видов оздоровления.

Для занятий спортивными видами гимнастики форми-


 




Обозначения:

________ первый зрелый возраст занимающихся

________ второй зрелый возраст занимающихся

I, II, III — части занятия

Упражнения: 1, 3, 5, 7, 9 и 12 - плавание

2 — без опоры — для мышц рук и плечевого пояса 4 — у неподвижной опоры (борта бассейна) для ног 6 — без опоры — прыжки и подскоки 8 — с подвижной опорой для мышц ног и туловища

10 — с неподвижной опорой — растягивание

11 — без опоры — расслабление


руются группы спортивного совершенствования. В зави­симости от квалификации занимающихся в них установ­лена разная наполняемость таких групп и для занятий выделяется не одинаковое количество часов:

—для новичков и гимнастов 3 и 2 разрядов: 10-12 чел., 6 час в неделю;

—для перворазрядников: 6-8 чел., 8 часов в неделю;

—для кандидатов в мастера: 6-8 чел., 6-10 час в неделю;

—для мастеров спорта: 4—6 чел., 12 час в неделю.

Примечание: за счет фонда часов, имеющихся на ка­федре физического воспитания или отводимых на заня­тия спортивным клубом, количество часов для кандида­тов, тренирующихся по программе мастеров спорта, мо­жет быть увеличено до 20 в неделю; так же и мастерам.

Наполняемость групп в других видах оздоровительной гимнастики, как правило, строго не лимитируется, но не превышает 20 на преподавателя.

Весьма существенна разница целевых установок, нор­мативов и способов контроля за ходом и результатами занятий разными видами гимнастических упражнений. В видах оздоровительно-развивающей направленности в со­ответствии с основной целью могут проводиться текущие и этапные оценки результативности занятий по показате-


 





 


лям врачебно-педагогических наблюдений и тестирования состояния функциональных систем и двигательной под­готовленности занимающихся. В видах спортивной направ­ленности, плюс к перечисленным выше, обязательным способом оценки становится соревнование, поскольку гим­насты должны овладеть спортивным мастерством на дос­тупном для них уровне. В связи с этим требуется и выпол­нение разрядных нормативов.

Для обязательных и факультативных занятий любой направленности наличие соответствующих программ, пла-




Опыт передовых предприятий и учебных заведений показывает, что систематическое применение таких форм активного отдыха в течение рабочего дня снижает заболе­ваемость и риск снижения работоспособности на продол­жительное время от постоянной усталости, приобщает к регулярным занятиям физическими упражнениями и не только повышает качество профессиональной деятельнос­ти (что, конечно, очень важно), но и существенно меняет в положительную сторону психологическую оценку свое­го труда и окружающей действительности, повышает жизненную активность и сознание своей значимости в ней. Час здоровья — условное название времени, специаль­но выделяемого (административным путем или самодея­тельно - например, во время обеденного перерыва) для выполнения различных видов упражнений, выбранных самостоятельно или по рекомендации инструктора, учи­теля, тренера-преподавателя. Это могут быть подвижные и спортивные игры, ритмическая гимнастика, комплек­сы на тренажерах, с гирями или гантелями, дыхательная гимнастика — используемые в сочетании с другими вида­ми упражнений, регламентированной ходьбой, водными и воздушными процедурами.

Такая форма раньше существовала преимущественно в самодеятельном, стихийном виде (вроде футбольных или волейбольных «схваток» молодежи). Постепенно, с помо­щью разъяснительной работы ученых и специалистов в области физической культуры «час здоровья» начал внед­ряться на производствах, в том числе и крупных. Однако должного развития пока, к сожалению, не получил, хотя во многих случаях получены свидетельства его очевидной оздоровительной эффективности. Противники таких заня­тий в качестве аргумента приводят свидетельства того, что после «оздоровительных перерывов» работники «ни­как не могут настроиться на свою производственную дея­тельность». Но это говорит лишь о том, что оздоровитель­ными мероприятиями нужно руководить на основе зна­ний о деятельности организма и способов управления его состоянием и при наличии соответствующих умений это

делать.

В этом отношении прекрасный пример дает общеобра­зовательная школа, давно уже внедрившая час здоровья в режим учебной деятельности детей младшего школьно­го возраста (а кое-где и всех возрастов).


Самодеятельные занятия

Самодеятельные занятия проводятся самими занима­ющимися сугубо по их желанию, в соответствии с инди­видуальными интересами, возможностями.

Практически, независимо от избранного гимнастичес­кого вида оздоровления, такие занятия могут проходить индивидуально или в группе, самостоятельно (со знанием дела или без должных представлений о предмете) или с использованием чьей-то помощи.

Это не значит, что самодеятельные занятия не имеют никакой организованности; они проводятся в установлен­ное время, при должной готовности занимающегося (на­строю, экипированности и т.п.), взаимной договоренности людей при групповой форме занятий, соблюдении правил поведения и межличностных отношений и др. Все это — элементы организованности. Больше того, нормальные самодеятельные занятия имеют свою программность — и это тоже элемент организованности.

Однако по отношению к педагогически организован­ным самодеятельные занятия отличаются большей свобод-ностъю. Она отнюдь не сводится к выбору вида упражне­ния (хотя и в этом тоже есть отличие); свободность выра­жается в определении для занятия места в общем режиме жизнедеятельности, базы для занятий — по вкусу, выборе конкретных упражнений («хочу прыгать на батуте»), на­грузки и продолжительности их выполнения в одном за­нятии и на протяжении каких-то календарных периодов; постоянстве, регулярности, наконец — попросту в возмож­ности прекратить их или перейти на другие упражнения, сменить место занятия и т.п.

В самодеятельных занятиях оздоровительной гимнас­тикой, как правило, не придерживаются четкой разде­ленное™ их на части и строгого варьирования нагрузки — здесь больше полагаются на самочувствие и удовлетво­ренность.

Хотя при разумном отношении к оздоровлению все ос­новные методические принципы и правила должны со­блюдаться вне зависимости от используемых форм заня­тий и от того, сам ли человек стремится к совершенству или его к этому ведут и направляют.

Главное — осознанность полезности оздоровления и стремления к нему с помощью доступных средств и форм организации.


 




 


Гимнастика в городках здоровья. Городки здоровья чаще всего оборудуются в парках отдыха. Они имеют, как правило, простейшие гимнастические снаряды: перекла­дину, брусья, подвижные (на оси) и неподвижные бревна, канаты или шесты, прыжковые опилочные дорожки, различного типа лестницы и стенки для лазания и пере-лезаний, качели, приспособления для развития различ­ных качеств и умений (например, система бревен различ­ной высоты, длины, ширины и конфигураций — для раз­вития чувства равновесия и формирования умений пре­одолевать сложные препятствия) и т.п.

«Городок здоровья» — название условное. Его можно построить на любой свободной площадке или в помеще­нии, приспосабливая к имеющимся условиям самые раз­ные конструкции, в большом ассортименте имеющиеся сейчас в продаже, или собственного изготовления. Напри­мер, те, что показаны на рис. 54 и 55 (М. В. Мацкевич, И. А. Гуревич, 1979).

1 — наклонная лестница

2 — перила

3 — высокая гимнастическая стенка

4 — параллельные одноуровневые брусья

5 — низкая гимнастическая стенка

6 — неподвижные вертикальные шесты

7 — вертикальная лестница

8 — высокая перекладина

9 — низкая перекладина

10 — подвижные шесты или канаты


1 — наклонная лестница

2 — перекладина

3 — качающаяся доска

4 — ворот с гирей

5 — горизонтальная лестница

6 — наклонная доска для лазания и опоры в силовых

упражнениях

7 — наклонная доска для силовых упражнений

Занятия в городках здоровья обычно проводят инст­руктора-общественники или (реже) штатные инструкто­ра. Хотя, поскольку городки открыты для всех, их ис­пользуют для самодеятельных и групповых занятий и для индивидуальных; часто приходят заниматься семьями. В разных городках здоровья по-разному — бесплатно или за умеренную плату — на время занятий можно получить простейший инвентарь: скакалки, мячи, гири и гантели; столы, ракетки, воланы и шарики и т.п. Иногда (по празд­никам) в городках здоровья проводятся физкультурно-спортивные соревнования и конкурсы.

Что касается содержания занятий, то оно, как прави­ло, включает комплексы общеразвивающих упражнений силового и растягивающего характеров, сочетания игр в мяч (броски в кольцо или двусторонняя игра, настольный теннис, бадминтон), легкие пробежки и (если есть возмож­ность) плавание или купание.

Гимнастика по месту жительства. Эта форма орга­низации занятий получила распространение благодаря эн­тузиазму ветеранов гимнастики. В тесном контакте с мест­ными общественными организациями и дирекцией по экс­плуатации зданий в микрорайонах оборудуются не толь-


 




 

 

ко гимнастические площадки, городки здоровья в мини­атюре, но и выделяются для массовых занятий специаль­ные помещения, которые оснащаются необходимыми сна­рядами, инвентарем и приспособлениями, радиофициру­ются для использования в занятиях музыкальных фоног­рамм.

Кроме того, для таких занятий свои залы предоставля­ют общеобразовательные школы, профессионально-техни­ческие училища и вузы. В летний период занятия прово­дятся на расположенных в районе стадионах. По мере возможности, такие занятия следует проводить и в дру­гие сезоны года, не подменяя гимнастику, а приспосабли­вая ее содержание к имеющимся условиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.113 с.)