III.1, Снарядовая гимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.1, Снарядовая гимнастика



Среди разных видов гимнастики огромной популярно­стью у самых широких кругов населения нашей страны пользуется гимнастика спортивная - с исторически опре­делившимися видами гимнастического многоборья.

Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъек­тивистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга за­дач, решаемых гимнастикой, именно задачу оздоровле­ния занимающихся.

Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений и всего механизма организации совершенство-


вания спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гим­настов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако наряду с огромным зрительским ин­тересом к гимнастике само высшее мастерство оказывает­ся доступным лишь относительно ограниченному кругу молодых людей и, к тому же, требует полной самоотдачи тренировочному процессу даже одаренного гимнаста, по­чти аскетического образа жизни — что не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих за­ниматься ею, кроме профессионально четко ориентирован­ных и способных на достижение высшего мастерства.

Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределя­ющую главные задачи и способы их решения на взаимо­связанные этапы. Поэтому даже самый начальный специа­лизированный этап подготовки по всем параметрам свя­зан непосредственной зависимостью с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все норматив­ные документы по спортивной гимнастике: классифика­ционные программы, правила соревнований, системы оцен­ки работы отдельных тренеров и гимнастов и целых гим­настических коллективов — долгие годы строились и про­должают строиться, исходя из одного критерия: достиже­ния высшего мастерства и победы на крупнейших сорев­нованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнасти­ка перестала быть общедоступной.

Между тем, именно спортивная гимнастика имеет ог­ромный арсенал разнообразных упражнений, форм и спо­собов организации занятий; она с успехом может исполь­зоваться как средство физического воспитания и образо­вания, оздоровления и реабилитации, приобретения жиз­ненно необходимых навыков бытового, профессионально­го и прикладного значения; применяться с целью агита­ции и пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и про­фессий, и - главное — удовлетворения физических, пси­хологических и эстетических потребностей.

Таким образом, возникло противоречие между тенден­циями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в составе государственной системы физического воспитания — вовлечения в система­тические занятия физическими упражнениями и обеспе­чение здоровья широких слоев населения страны.


Для устранения этого противоречия еще в 1984 г. Го­сударственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу (категории «Б») по спортивной гимнастике — для низовых кол­лективов физической культуры: школ, средних и высших специальных учебных заведений, производственных пред­приятий, армии и флота.*

По цели и принципам построения программы такая — массовая — гимнастика значительно отличается от той, которая нацелена на достижение высшего мастерства. Это отчетливо видно из приводимых ниже принципов со­ставления и разрядных требований классификационной программы категории «Б».

1. Классификационная программа категории «Б» вве­дена с целью обеспечения доступности занятий спортив­ной гимнастикой для широких масс молодежи, достиже­ния ими высокого уровня спортивно-технической подго­товленности, развития физических качеств и приобрете­ния жизненно важных и прикладных двигательных на­выков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании,'реше­ния воспитательных задач.

2. Классификационная программа категории «Б» со­держит следующие спортивные разряды: юношеский, тре­тий, второй, первый.

3. Программу всех разрядов составляет многоборье:

в мужской программе 6 видов: акробатика, конь, коль­ца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношес­ком разряде 4 вида: акробатика, опорный прыжок, бру­сья и перекладина);

в женской программе 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.

4. Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в
соревнованиях по полному многоборью или по любым из
перечисленных выше трем (мужчины) или двум (женщи­
ны) видам многоборья. Оба варианта дают право на полу­
чение спортивного разряда; в первом случае при резуль-

* Ныне действующий вариант классификационной программы ка­тегории «Б» утвержден ГКС СССР приказом № 411 от 16 июля 1987 г. Автором данной программы является Ю.В. МЕНХИН в соавторстве с Ю. А. САБИРОВЫМ (в части разработки упражнений для мужчин).


тате не менее 80 % от возможной суммы баллов, во вто­ром случае — не менее 85 %.

5. Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону без снижения оценки за допол­нительные движения, необходимые для принятия требуе­мого положения (дополнительные шаги, повороты, махи).

6. Оценка выполнения упражнений производится в со­ответствии с правилами соревнований из 10 баллов.

7. Программы юношеского и третьего разрядов на каж­дом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых по выбору гимнаста выполняется на соревновани­ях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего раздела.

 

8. Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня обязательных для каждого вида многоборья групп элементов (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упраж­нения, одно из которых по выбору гимнасты могут вы­полнять на соревнованиях.

9. За невыполнение обязательных элементов или со­единений каждый раз производится сбавка один балл. Но разрешается замена обязательного элемента другим — бо­лее сложным элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу несколько требований, напри­мер, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечают всем трем требо­ваниям, предъявляемым к акробатическому упражнению.

10. Для выполнения нормативов и присвоения разря­
дов устанавливаются следующие требования и уровни со­
ревнований:

—юношеский и третий разряд: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры;

—второй и первый разряды:

а) два раза в течение года на первенстве коллектива
физкультуры, в официальных матчевых встречах или
мемориалах, или

б) один раз на первенстве города или городского совета
ДСО.

11. Рекомендуется проведение массовых соревнований
по программе категории «Б» с неограниченным допуском
участников по любому разряду и комплексным зачетом
всех участников в соответствии с разрядными коэф-


фициентами, установленными действующими правилами соревнований.*

Показанный выше подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гим­настикой, значительно снижает зависимость ее использо­вания как средства физического воспитания от наличия и степени материально-технической оборудованности, спе-циализированности гимнастической базы, исключает не­обходимую в «большой» гимнастике многоборность под­готовки, предоставляя возможность заниматься тем ви­дом многоборья, который нравится или по ряду призна­ков подходит конкретному человеку, исключает необхо­димость частых и продолжительных занятий, больших нагрузок и особого режима жизни, — в целом делает заня­тия гимнастикой широко доступными.

В то же время требования, предъявляемые такой клас­сификационной программой, позволяют получить офици­альное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и знач­ка — что для массового спорта является весьма значимым фактором.

Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематич­ности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функ­циональные и двигательные способности человека, позво­ляют увидеть реальные результаты своего труда и полу­чить от этого удовлетворение.

В целом цепочка «доступность — возможность — инте-ресность — результативность — удовлетворенность» — и дают ту мотивацию, которая приводит человека на заня­тия, формирует и сохраняет его как активного при­верженца физической культуры.

Это показал и опыт внедрения гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, возникли гим­настические кружки для лиц среднего и даже старшего возрастов, на занятия стали ходить семьями. В организа­ции занятий стали принимать участие ветераны гимнас­тики, делясь своим огромным опытом и продлевая соб­ственную активность. Пробудился интерес и у специалис­тов, которые включились в разработку новых форм орга-

* Варианты положений для таких соревнований приведены в Ч.Ш.


низации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования.

Таким образом, внешне преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности, укреп­ляет здоровье и обеспечивает психофизическую пригод­ность как основу полноценного и социально активного члена общества.*

Предъявление конкретной информации о содержании классификационной программы категории «Б» по спортив­ной гимнастике не входит в круг основных задач учебни­ка. Вместе с тем, программа стала раритетом и сведения о ней не доходят до широкого круга специалистов или до­ходят в искаженном виде, несмотря на то, что для массы занимающихся в школах, профессиональных училищах и вузах она составляет главное содержание снарядовой гимнастики и обязательный вид программ по физической культуре.

Здесь же зададимся вопросом: почему снарядовую гим­настику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды —это искусственные аппа­раты и упражнения, выполняемые на них также искусст­венны и далеки от естественно-бытовых действий, совер­шаемых ежедневно, да и в обозримых профессиональных видах деятельности они практически не встречаются. Та­ким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастичес­кие упражнения не несут в себе прикладности, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая.

В действительности все обстоит по-другому. Упражне­ния на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить в деятельность функциональные резервы (при­рода дала их ему). Двигательные задания, в качестве кото­рых выступают упражнения на снарядах, требуют развер­тывания функционального потенциала и проявления зна­чительно больших энергетических затрат, чем это требу­ют «бытовые» двигательные проявления. Одновременно с этим необходимо осуществлять функциональные затраты

* Естественно, одним введением особой программы нельзя решить перечисленные задачи, нужна соответствующая организация и методи­ка; они освещены в Ч. III.


в таких сложных координационных формах, которыми организм в «готовом виде» не располагает и поэтому их надо строить (одинаковая по величине частота сердечных сокращений во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Строительство же двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно очень важных способностей к дифференцировкам (различению и в соответствии с этим управлению действиями) простран­ственных, временных и силовых характеристик своей де­ятельности, окружающей среды и их взаимосвязей — как естественной основы целесообразности, точности и эконо­мичности деятельности, в целом ее результативности и надежности.

Этому же способствует повышенный уровень психичес­кой деятельности, требующийся не только для «концент­рированного» расхода энергии, но и для осознанности цели его, смыслового содержания, выбора путей реализации, контроля, коррекции и оценки частных и конечных ре­зультатов.

И совершенно неверно представление о том, что «неес­тественные упражнения» не могут сформировать способ­ности и умения, которые окажутся востребованными в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навы­ки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированных в упражнениях на перекладине, брусь­ях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков, выработанных в опорных прыжках (хотя в обыденной жизни их не надо «демонстрировать с оттяну­тыми носками»).

Различные вращательные упражнения во всех видах многоборья снарядовой гимнастики совершенствуют всё многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без чего человек попросту не может нормально существо­вать в условиях все большей «закрученности» современ­ной жизни (водоворот движения в толпах; качка, рывки, резкие повороты транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п., все быстрее и быстрее...).

Сочетание разнохарактерных, разных по сложности, физической трудности и психической напряженности уп­ражнений на всех гимнастических снарядах — формирует


такой двигательный потенциал (и по составу и по уровню развития), из которого без всякого ущерба для здоровья может быть заимствована не только малая толика для осуществления бытовой и профессиональной деятельнос­ти, но и большая его часть для реализации (и выжива­ния!) в экстремальных ситуациях. — Этого не дает ни один вид спорта, в снарядовой гимнастике ловкость насыщен­на трудностью.

Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядо­вой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совер­шенствования. Такое требование и нельзя и не надо ста­вить перед отдельными видами упражнений; эту задачу в целом решает вся система — физическое воспитание. По­этому их и дополняют специальными комплексами, кру­говой тренировкой, сочетанием с другими видами физи­ческих упражнений.

Как это делать — весьма важный вопрос. От владения методикой его решения в конце концов и зависит уровень квалификации специалиста и успешность жизнедеятель­ности его учеников.

III.2. Акробатика

Спортивная акробатика — один из популярных и зре­лищных видов гимнастики. Ею занимаются, в основном, дети и молодежь, хотя существуют и формы и содержа­ние — доступные различным возрастам.

Акробатика относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, и если иметь в виду выс­шие уровни квалификации, то они, конечно, предъявля­ют к занимающимся очень высокие специфические требо­вания. Вместе с тем, они адресуются людям, многие из которых на данный момент не имеют должной подготов­ленности и поэтому мастерство могут рассматривать лишь как желаемую, но очень отдаленную цель, а занятия ак­робатикой на данном этапе — как средство удовлетворе­ния своих желаний и постепенной подготовке к высшим достижениям. Но и просто, не имея в виду высшее мас­терство и достаточно правильно оценивая свои возможно­сти, — как форму психофизического совершенствования, которая может принести удовольствие. Богатый арсенал средств акробатики позволяет широкий выбор.

Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков. Как и описанные выше упражнения на гимна-


стических снарядах, в акробатике они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с боль­шим риском (а значит, необходимы уже на более низких квалификационных уровнях определенный волевой на­строй, смелость, настойчивость), исходный уровень под­готовленности к прыжковым упражнениям более высок и конкретнее выражен, а значит, и та же вестибулярная устойчивость уже должна быть развита хотя бы так, что­бы выполнять вращательные упражнения базового цикла.

Однако сами акробатические упражнения стимулиру­ют развитие всех этих качеств и способностей. Поэтому важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсе­налом средств.

В массовой акробатике и начальном этапе занятий ис­пользуются так называемые базовые акробатические эле­менты, подразделяемые на три основные группы: одиноч­ные, парные и пирамидковые.

В группу одиночных упражнений входят прыжковые и статические элементы. Они связаны с выполнением пол­ных и частичных вращений вокруг фронтальной, пере­дне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделя­ются подгруппы упражнений статического и динамичес­кого характера.

К подгруппе статических упражнений относятся:

мосты и шпагаты — наиболее простые с точки зре­ния биомеханических условий сохранения равновесия, т.к. в них используется большая площадь опоры и относитель­но низкое расположение общего центра масс тела. В то же время, для исполнения их требуется высокий уровень подвижности в суставах;

стойки — упражнения, связанные с сохранением вер­тикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры: кистями, предплечьями, головой, гру­дью и др. За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов удержания, сходов с нее и соеди­нения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и коорди­национной сложности и, соответственно, меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;

равновесия — относительно небольшой круг упраж­нений, для которых основой является сохранение опреде­ленной позы на одной ноге при разных положениях ноги


свободной. При этом требуется очень хорошая подвижность в тазобедренных и суставах позвоночника и вестибуляр­ная устойчивость;

упоры - определенные фиксированные позы при низ­
ком расположении общего центра масс, но высоком, над
опорой, расположением плеч. Трудность их различна: наи­
более легки смешанные упоры (например, упор лежа или
упор стоя на коленях), значительно труднее такие, в ко­
торых требуется проявление силы и гибкости при одно­
временном силовом напряжении (например, упор углом,
упор высоким углом).

Для упражнений динамического характера, которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным коли­чественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением задан­ной позы или изменением ее. К ним относятся:

перекаты и кувырки — вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполнять­ся в группировке и согнувшись или прогнувшись в полет­ной фазе, когда выполняются прыжком или с разбега;

полуперевороты — движения с частичным вращени­ем тела и переходом из одного положения в другое, как правило, сменой стоек; например, из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх, или: из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, по­лупереворот вперед), из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый курбет);

перевороты ~ наиболее представительный и разно­образный вид упражнений, включающий полное враще­ние через голову, но разделенный промежуточной опорой руками или руками и головой, одной рукой; различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-под­скока, называемого «вальсет»), а также по заданному ко­нечному положению (на одну или две ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);

сальто — базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении через голову;


 




разновидности сальто определяются направлением враще­ния (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полу­группировке), а также объединением с поворотами и ко­личеством вращений.

Вторая группа элементов — парные упражнения — предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные уп­ражнения могут быть женскими, мужскими и смешанны­ми. По содержанию и характеру это — балансирования и вольтижные упражнения.

Среди упражнений в балансировании различаются:

входы и наскоки — важные, хотя и вспомогательные,
движения, позволяющие верхнему партнеру принять ис­
ходное положение на какой-либо части тела нижнего для
начала основного упражнения; в зависимости от способа
принятия исходного положения и фиксируемой позы дей­
ствия обоих партнеров в разные моменты приобретают
главенствующую роль или выполняют сопутствующую
функцию, но всегда в четкой согласованности друг с дру­
гом. Сами же входы и наскоки осуществляются силой,
прыжком, броском — с разных направлений (спереди, сбо­
ку, сзади) и с разной ориентированностью конечных по­
ложений нижнего и верхнего — совпадающей и не совпа­
дающей;

поддержки — выполняются верхним при опоре на нижнего (на руках, на ногах, на спине, на груди) — с ус­тойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зави­сит от построенной фигуры, определяющей взаимное рас­положение звеньев тела и проекцию центра масс по отно­шению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего — в отдельности и во взаимосвязи), а также вы­сотой расположения верхнего по отношению к нижнему;

упоры, стойки, равновесия — общие характеристики которых даны при описании первой группы упражнений, кроме того, имеют сходство с поддержками; но они, как правило, более сложны и более разнообразны как по фор­ме фиксируемых поз, так и по способам прихода в требу­емую позу и фиксации ее. Они выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руках или одной руке, на ноге, плече, голове; с разным положением ниж­него: стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т. п.;


взаимные перемещения партнеров необходимы для смены элементов в композиции. Они могут быть последо­вательными или одновременными; при смене позы верх­него нижний может свою позу не менять или действия их могут быть противоположны; темп взаимных перемеще­ний может совпадать или специально варьироваться «не­зависимо»; характер работы также бывает весьма разно­образным: преодолевающий силовой или рывковый, усту­пающий и статический — причем в самых разных сочета­ниях. Естественно, для выполнения перемещений и вза­имных их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координацион­ных способностей, реализованных в специальной технике выполнения,

Вольтижные упражнения представляют собой дей­ствия, связанные с бросками и ловлей партнера. Требова­ния к физической и двигательной подготовленности за­нимающихся здесь наиболее высокие по сравнению с дру­гими видами упражнений. Возрастают значительно и тре­бования к согласованности действий при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов; от каж­дого из партнеров требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом если верхний обеспечивает безопас­ность четкостью своих действий, то нижний, кроме этого, еще и страхует верхнего и, в определенной мере, себя во время ловли партнера, обладающего немалым количеством движения.

Основными видами вольтижных упражнений являют­ся подкидные прыжки и соскоки, входы прыжком и брос­ком, смены поддержек с фазой полета без вращений и с вращениями, повороты и обороты, полуперевороты и саль­то. Все они выполняются с применением разных способов отталкиваний (и нижним и верхним), приходов в требуе­мую позу, согласованную между партнерами; с разной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности.

Третья группа базовых упражнений — упражнения пи-рамидковые. Они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера.

Представления о них дают приводимые здесь рисунки (6—21). Пирамидковые упражнения, как правило, состо-


 






 


ят из различного рода акробатических стоек и поддер­жек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» — создает впечатление ди­намичности действа, позволяет строить фигуры различ­ной сложности и выразительности.

С точки зрения необходимости внедрения таких упраж­нений в широкие массы занимающихся весьма важными оказываются следующие особенности:

1) возможность участия различных по подготовленно­сти, возрасту и полу акробатов с соответствующим разде­лением двигательных ролей;

2) построение пирамиды как управляемый процесс, облегчающийся оговоренными сигналами и командами руководителя, а также музыкальным сопровождением;

3) широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность различного по количеству участия в них занимающихся и доступность их детям дош­кольного и школьного возрастов, молодежи и квалифи­цированным спортсменам;

4) отсутствие необходимости в специальном оборудова­нии и возможность построения на естественных травяных лужайках и площадках;

5) достаточно высокая эффективность как средства об­щефизической подготовки и формирования должной мо­тивации к регулярным занятиям;

6) возможность художественного оформления, вырази­тельности и зрелищности как средства воспитания эсте­тических вкусов и творчества.

Классификационная программа категории «Б»*

Для занятий и соревнований по спортивной акробати­ке, как и в спортивной гимнастике, разработана класси­фикационная программа, адресованная широким массам — школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, что­бы создать максимум возможностей для занятий, исклю­чить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника.

* Разработана Федерацией акробатики СССР и введена с 1.01.1985 г.


Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения, групповые упражнения для трех человек и групповые упражнения для четырех человек.

Все упражнения представлены третьим, вторым и пер­вым разрядами, для получения которых нужно набрать соответственно 30 баллов, 32 и 34.

Во всех видах спортсмены выполняют четыре обяза­тельных упражнения. Одно из них состоит из отдельных акробатических элементов и три — парно-групповые. Уча­стники, выступающие в парах, тройках и четверках, ин­дивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оцениваются одной оценкой из 10 баллов.

Очень важно, что к соревнованиям допускаются участ­ники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача).

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика («Х.Г.»), как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивно­го результата, но широкий круг ее средств позволяет ре­шать и другие задачи физического воспитания различ­ных контингентов.

Начальный этап подготовки спортсменок, затрагиваю­щий массовые разряды, в целом ориентирует занимаю­щихся на оздоровительно-развивающие занятия.

Благодаря значительному диапазону сложности упраж­нений Х.Г., вариативности подходов и приемов, применя­емых при освоении технических действий, в занятиях Х.Г. удается расширять двигательные возможности, добивать­ся гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически.

В то же время к занимающимся предъявляются и осо­бые требования, отражающие специфику именно художе­ственной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночны­ми и композиционными действиями свободного характе­ра и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохране­нию различных равновесий статического и динамическо­го характера. Они должны быть пластичны и обладать


 



7*



чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исход­ная подготовленность и позволит в ходе занятий улуч­шить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.

На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе тренировочных занятий решаются и немаловажные част­ные задачи оздоровления:

—обеспечивается и поддерживается статус здорового человека;

—расширяется общий двигательный опыт, обеспечи­вающий учебную, профессионально-трудовую и бытовую деятельность;

—достигается и сохраняется высокий уровень функци­онального состояния основных систем организма;

—развиваются ординарно и в комплексе физические качества;

—формируются основные навыки поведения: осанка, походка, стиль поведения и общения;

—воспитываются культурологические качества: востфи-ятие красоты двигательных действий, управление эмоци­ональным состоянием, музыкальный вкус, в целом — имидж.

Как и в других видах спортивной деятельности, для решения основных задач технической подготовки применя­ются и вспомогательные упражнения, которые обеспечи­вают учебно-тренировочный процесс и как бы сопро­вождают основную работу. Это, прежде всего, средства основной гимнастики: упражнения общеразвивающие, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах мас­сового типа, прыжковые, вращательные и др.

Основным содержанием начального этапа спортивной подготовки в Х.Г., являются базовые технические дей­ствия, которые можно представить относительно простой классификацией (табл. 6).

Первая группа упражнений«основные». Они пред­ставляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

Пружинные движения представляют собой чередова­ния исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые серийно с заданными


амплитудами и степенью напряжения. Например, после­довательные наклоны туловища вперед, в положении про­гнувшись, или серия взмахов ногой в сторону.

Движения такого рода имеют аэробный характер; воз­действуя на звенья тела и мышечные группы, они способ­ствуют развитию эластичности опорно-двигательного ап­парата, стимулируют развитие физических качеств, фор­мируют способности выполнять движения мягко, плас­тично.

Разновидности передвижений в Х.Г. (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) отличаются, как прави­ло, большой величиной длины, высоты, амплитуд, быст­роты, темпа и напряженности, хотя и содержат действия разной размерности. Все они различны по трудности и именно в своем большом разнообразии создают стилевую основу технической подготовленности.

К базовым передвижениям относят:

— «мягкий шаг» — чередование шагов без видимого
отталкивания с постановкой ноги «с носка» и последова­
тельным перекатом на всю ступню;

— «высокий шаг» — выполняется маховым энергичным
подниманием бедра до горизонтального положения при
сохранении вертикальности голени; аналогично выполня­
ется «высокий бег» с фиксированным положением рук;


 




— «острый шаг» — характеризуется коротким движе­нием ноги вперед с резкой акцентированной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы;

— «широкий шаг» — напоминает выпады, когда значи­тельное по длине перемещение согнутой ноги вперед со­провождается выпрямлением «задней» ноги при некото­ром наклоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного отталкивания и выглядит стремительным;

— «скрестный шаг» — поочередная смена окрестного положения ног, когда одна нога ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «пе­редней» или «задней» ног — что позволяет менять направ­ление движения (влево, вправо, вперед, назад);

— «переменный шаг» — является соединением двух
шагов одной ногой с последующим приставлением другой
(«приставной шаг») и двух шагов с другой ноги, данный
шаг может выполняться в различных ритмических режи­
мах и служит основой танцевальных шагов.

Волны. Эта разновидность основных упражнений име­ет сложнокоординационный характер и представляет со­бой сочетание последовательных сгибательно-разгибатель-ных действий, объединенных в целостное динамичное дви­жение в смежных суставах; для выполнения волны ха­рактерны непрерывность, равномерность, плавность и мяг­кость. В основе таких действий лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий.

Повороты представляют собой действия вращательно­го характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полу­пальцах одной или двух ног. При этом основное требова­ние предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

Прыжки. Прыжки, как технический элемент, в Х.Г. характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом — обеспечивающими усло­вия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не


обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствущей коррекции главных ошибок): 1) подготови­тельные действия (подседания, разбег), 2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками), 3) формооб­разующие действия, обусловленные двигательным зада­нием, 4) фиксация заданной позы, 5) подготовка к при­землению, 6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные). Наиболее ха­рактерна и значима - полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности дви­жения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, взмахи и вращения руками, повороты, сочета­ния их, а также манипуляции предметами и т.п. — в са­мых разных вариациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.099 с.)