Социально-педагогические аспекты оздоровительной гимнастики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогические аспекты оздоровительной гимнастики



Здоровье исторически всегда признавалось одной из важнейших жизненных ценностей. И всегда стояла про­блема обеспечения его высокого уровня. Причем, посто­янно активно проявлялись и проявляются сейчас четыре аспекта этой проблемы:

1) личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью;

2) общественная значимость состояния здоровья каж­дого индивида и населения в целом;

3) формирование действенных систем обеспечения здо­ровья (укрепления, сохранения, восстановления);


 




4) самоподготовка и государственная подготовка «стро­ителей» здоровья.

Личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью связано с потребностью человека к самоутверж­дению и самовыражению. Вряд ли есть хоть один чело­век, который хотел бы быть слабее другого. Но превос­ходство может иметь и положительную и отрицательную окраску. Поэтому сила тела и духа всегда оценивалась и оценивается с социальной точки зрения, с позиции мора­ли общества. Поэтому телесное, психическое и интеллек­туальное совершенство в единстве составляют здоровое благополучие человека как личности и как части общества. Поэтому личные и общественные интересы в решении про­блем обеспечения здоровья изначально смыкаются.

В решении задач оздоровления «все средства хороши». Но благодаря огромному арсеналу этих средств и форм их использования исторически главенствующая роль принад­лежит гимнастике. Той гимнастике, которая несет в себе широкий смысл как система физического упражнения.

К этому необходимо добавить, что всегда гимнастика занимала и занимает ведущие позиции в разработке об­щетеоретических концепций и частных методик разных видов упражнений и их методологических обобщений.

Весьма важно, что, имея огромные возрастные и ква­лификационные полигоны для исследований, гимнасти­ка постоянно обосновывает принципиально новые воззре­ния на проблему психофизического совершенствования в соответствии с особенностями состояния физической куль­туры, спорта, науки, культуры в целом — на данном этапе и в связи с тенденциями их развития. А они, в свою оче­редь, оказывают существенное влияние на положения об­щей теории физического воспитания.

Так, например, обстояло дело с так называемой ранней спортивной специализацией, повсеместно осуждавшейся теоретиками и не очень понимавшими ее практиками ста­рого образца, но в конце концов благодаря научным раз­работкам и опыту гимнастики признанной основополага­ющей в достижении высшего спортивного мастерства.

Но ранняя специализация это — не просто более раннее по сравнению с прошлым опытом начало специализиро­ванных занятий, сдвиг их с 13—15 лет на 7—10. Это — особая теория и методология спорта. И не только. Она открыла новые методы обучения и физического совершен-


ствования, более эффективные режимы психофизических нагрузок и их согласования с опять же новыми и более совершенными методами восстановления; она изменила представления о возрастной динамике функционального развития организма, показала новые, несравненно более' высокие уровни психофизического развития, которые пред­определяют разработку соответствующих целевых уста­новок и моделей, по которым строится процесс совер­шенствования не только в спорте и оздоровительно-раз­вивающей физической культуре, но и в восстанавливаю­щей — реабилитационной. Вот и получается, что решение казалось узкоспециализированной спортивной проблемы имеет естественную связь с определенными областями и значительно большую социальную выраженность и зна­чимость.

Без особых оговорок должно быть ясно, что все выше­означенное достигается в согласии с совершенно конкрет­ными методами воспитания и образования, опять-таки окрашенными в тона общественной значимости, т. е. с помощью социальной оценки.

Вообще занятия физическими упражнениями пресле­дуют некую идеализированную цель — достижение психо­физического совершенства. Естественно, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, состояния здоровья, физического развития, двигательных задатков и способностей, подготовленности, мотивации, условий для занятий и т. д. — эта цель конкретизируется, однако при сохранении главного смысла занятий - стремления к улуч­шению своих психофизических кондиций и умений их реализовать.

В связи с этим возможны два, казалось бы, принципи­ально разных направления этого совершенствования:

первое: обеспечение такой психофизической дееспособ­ности, которая гарантировала бы человеку осуществле­ние бытовых и профессиональных видов деятельности;

второе: достижение высших уровней развития качеств, в совокупности образующих психофизическое совершен­ство, которое можно реализовать в специализированных (особо трудных и сложных) условиях. При этом достаточно велика вероятность, что могут произойти произвольные проявления специализированных способностей в услови­ях бытовой и профессиональной деятельности, т. е. про­изойдет некий положительный перенос результативности


 




 


из специфической деятельности, подвергавшейся совер­шенствующим воздействиям, в деятельность, которая та­кими воздействиями не охвачена.

Если иметь в виду рассматриваемый социальный ас­пект, то важность такого переноса эффективности педаго­гически направляемого совершенствования — очевидна и не требует комментариев.

В силу названных выше причин гимнастика — надеж­ный инструмент для решения задач, стоящих и перед оз­доровительным и перед спортивным направлениями фи­зического воспитания.

Подчеркнем, что размежевание этих двух направлений отнюдь не антагонистично и не фатально; оно лишь этап-но в силу необходимости, и напротив: если основываться на идеализированной цели и модели психофизического совершенствования, то оздоровительная и спортивная гимнастика должны дополнять друг друга. Это становит­ся просто и понятно, если иметь в виду истинные объекты воздействия физическими упражнениями, а не какие-то абстрактные категории.

Обратимся к схеме 2.

Объектом физического совершенствования являются люди. Психофизическое состояние части из них не соот­ветствует некоторому стандартизированному уровню, но отставание находится в пределах нормы («А»), другие имеют серьезные нарушения в деятельности функциональ­ных систем организма, патологии, инвалидность («Б»), третьи — «практически здоровы», имеют некоторую базо­вую подготовленность и могут выполнять без ущерба для здоровья продолжительную и интенсивную работу, свя­занную со специфическими упражнениями разновиднос­тей спортивной гимнастики («В»); наконец, четвертые отличаются высоким уровнем двигательных способностей, особой одаренностью к деятельности «гимнастического» характера, должной мотивацией («Г»).

В соответствии с этим первому контингенту адресуется такая система упражнений, которая практически без ог­раничения величин психофизической нагрузки (хотя и с учетом индивидуальных реакций) совершенствует физи­ческие качества и телесные формы, формирует жизненно необходимые двигательные умения и навыки, примене­ния которых требуют быт и профессиональная деятель­ность, и обеспечивает психофизическую готовность к проявлению их на уровне экстремальных потребностей.


Эту систему упражнений, в которую входят самые раз­нообразные виды оздоровительной гимнастики, условно можно назвать развивающе-формирующей.

Иная система физических упражнений требуется кон­тингенту «Б». Если, например, первой группе в рамках оздоровления требуется сочетание достаточно нагрузочных занятий и оптимального режима «покрывающего расходы» питания, то во втором случае чаще всего бывает необхо­димым применение медикаментозных средств, питание диетическое, а гимнастика — лечебная в соответствии с конкретным заболеванием и с учетом общего состояния здоровья и физического состояния, более строгого и детального врачебного контроля.

Второе основное направление в гимнастике — достиже­ние высших психофизических проявлений. Они форми­руются в гимнастике спортивной. Спорт — это особая со­циальная форма жизнедеятельности человека, более вос-требуемой которой попросту не существует. К сожалению, в силу и объективных и субъективных причин, большин­ство людей «живет» в спорте лишь зрелищными картин­ками, созерцанием действа. Но всегда при этом (исклю­чения редки) хотели бы быть спортивно активными.

Классные спортсмены становятся кумирами не только мальчишек и девчонок, но и взрослых; своим примером привлекают в спорт; им стараются подражать; их приме­ры способствуют возникновению и развитию «фамильных» школ гимнастики в России и в зарубежных странах: О. Корбут, Л. Турищевой, Н. Андрианова, Г. Шагиняна... В этих школах от занимающихся «нет отбою» — это ли не одна из величайших социальных заслуг гимнастики?!

Но в связи с вышесказанным возникает вопрос: нужно ли всем, кто выбрал себе кумиром гимнаста-чемпиона, во что бы то ни стало заниматься гимнастикой с целью взой­ти на Олимп?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь сама по себе названная цель — похвальна, ибо это — цель само­совершенствования и самоутверждения; и она оценивает­ся обществом как социально значимая. Однако оправдан­но ли утверждение такой цели для конкретного человека, есть ли у него для этого хотя бы какие-то способности, не говоря уж о таланте? Не станет ли неудача, изначально предопределенная переоценкой своих возможностей, при­чиной возникновения неизлечимой неудовлетворенности,


ломки психологии, отторжения поистине святого дела самоусовершенствования и перехода к «свободному» об­разу жизни и асоциальным поступкам (сколько примеров тому мы видим среди молодежи!)...

Именно поэтому педагогика гимнастики (которая из­начально и всегда должна скрупулезно точно определять возможности человека, пришедшего в гимнастику, про­гнозировать вероятные результаты и в связи с этим тер­пеливо, не унижая достоинства и не отлучая от гимнасти­ки вообще, формировать у него такую четкую осознан­ность и личной и социальной значимости совершенство­вания за счет доступных и адекватных видов гимнасти­ки, при которой занятия оказались бы и интересными, и результативными, и полезными для него самого и для по­томства) — важна, попросту неоценима.

При всем этом человека, даже с ошибочным мотива-ционным решением, трудно (а главное — не нужно) отлу­чать от занятий спортивной гимнастикой. Нужна лишь поправка на выбор того вида гимнастики и на таком уров­не, которые соответствуют изначальным способностям и прогнозируемым результатам.

Для того чтобы определить оправданность выбора вида гимнастики и действительную доступность его в гимнас­тике, и проводится специальный отбор. Но обязательно: он должен быть не отторгающим, а дифференцирующе уточняющим.

Но еще раз обратимся к схеме 2.

При частичном или полном восстановлении функций организма («А») обязательно возникает задача восстанов­ления и утраченных (или развития отсутствовавших) фи­зических кондиций. Под последними принято понимать опять-таки стандартизированные уровни развития физи­ческих качеств и способностей проявлять их хотя бы в условиях быта (т. е. с незначительным смещением пока­зателей в сторону минимально допустимых).

В рассматриваемом социально-педагогическом аспекте оздоровления весьма важно подчеркнуть, что одновременно с началом оздоровительных занятий (а еще лучше «из-за такта») у занимающихся нужно формировать определен­ную мотивацию, без которой процесс эффективного оздо­ровления попросту немыслим. А это связано с проявлени­ем совершенно определенных свойств личности. Таким образом, сначала происходит частичное, а затем и все бо-


 




лее полное восстановление осознанной психофизической дееспособности человека на уровне бытовых и профессио­нальных требований.

Примечательно, что еще на этапе частичной реабили­тации вполне вероятно и целесообразно использование с целью формирования физических кондиций тех же уп­ражнений (вообще средств), которые применяются кон­тингентом «А». Естественно, нужны соответствующие поправки на режим и дозировку нагрузки. Вышесказан­ное — первый пример взаимного проникновения разных систем гимнастики и взаимосвязи разных ее направлений и видов.

На схеме выделен блок «массовая гимнастика». Это — тоже область гимнастики спортивной. Но от «олимпийс­кой» массовая гимнастика отличается тем, что занятия ею не требуют особой одаренности и таланта, не лимити­руются какими-либо квалификационно-проходными уров­нями отбора, не связаны с большими затратами времени и энергии, не замыкаются аскетически на решении спе­циализированных задач в отрыве от многообразия жиз­ни. Но при этом они позволяют совершенствоваться в раз­ных видах гимнастических упражнений — с учетом инте­ресов и индивидуальных способностей.

Важно подчеркнуть, что при этом массовая гимнасти­ка использует, как наиболее совершенные и эффективные, методические основы гимнастики олимпийской, приспо­сабливая их к решению своих особых задач в обеспечении индивидуально возможных высоких уровней психофизи­ческого совершенства.

Особо нужно отметить, что массовая гимнастика ока­зывается доступной занимающимся уже после реабилита­ции психофизического статуса, и более того — даже инва­лидам, имеющим желание работать на снарядах.

Она оказывается полезной и гимнастам-мастерам, за­кончившим «олимпийскую гонку», но крайне нуждаю­щимся в сохранении двигательно активного режима, сход­ного с тем, в котором они жили в течение долгих лет.

Итак, социально-педагогические аспекты гимнастики в целом характеризуются обеспечением педагогически уп­равляемого процесса психофизического совершенствова­ния личности на основе выбора и эффективного использова­ния индивидуально адекватных средств гимнастики и положительной оценки его как значимого вклада в социум.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.015 с.)