III.5. Акробатический рок-н-ролл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.5. Акробатический рок-н-ролл



Акробатический рок-н-ролл относится к группе слож­но-координационных видов спорта, поскольку его основ­ным содержанием является взаимодействия партнеров, оформленное в двигательные композиции с музыкальным сопровождением, — в соответствии с правилами соревно­ваний.

Акробатический рок-н-ролл («АРР») представляет со­бой определенный синтез танца и парных акробатических упражнений. Это предоставляет спортсменам широкие возможности для проявления двигательных способностей в специфических танцевально-акробатических компози­циях. Собственно танцевальные движения в сочетании с технически сложными акробатическими элементами ис­полняются в высоком темпе, без пауз и статических поз, с особой характерной окраской, определяемой особенностя­ми музыки «рок-н-ролл». При этом наличие однотипного аккомпанемента вовсе не обедняет этот вид соревнований — так разнообразны выполняемые спортсменами композиции.

Несмотря на высокую сложность двигательных действий в АРР, его можно отнести к массовым видам, поскольку в нем выделяют восемь классов, делящих участников сорев­нований по возрасту и уровню подготовленности.

Специальные требования позволяют выбирать соответ­ствующие этим классам доступные программы.

Специфику АРР определяют следующие характеристики:

— высокотемповые действия каждого партнера, выпол-


няемые в различных соединениях в темпе 45-52 тактов в минуту;

—заданный темп движений связан со стилем «рок-н-ролл»;

—достаточно продолжительные композиции, выполня­емые две минуты, требуют длительной и трудоемкой тре­нировочной работы над связками и целыми упражнения­ми, предъявляя высокие требования к функциональным системам организма и достаточно хорошо стимулируя их развитие;

—сложные акробатические элементы в упражнениях АРР выполняются на жестком покрытии, что не исклю­чает получение травм и определяет риск (и невыполнения элементов и травмирования), а в связи с этим затрудняет подготовку, требуя соответствующих этим особенностям средств;

—строгие требования к возрасту и квалификации за­нимающихся обеспечивают широкую доступность данно­го вида гимнастики;

—соревнования по АРР проводятся в двух основных видах: среди пар и групповые (когда упражнения одно­временно выполняют от 4 до 8 пар) — что значительно расширяет художественно-творческие возможности зани­мающихся и их тренеров.

Содержание двигательной деятельности спортсменов в АРР требует разносторонней подготовленности их, широ­кого спектра специальных качеств:

—базовой подготовленности, которая заключается во владении основами танцевальной техники и парной акро­батики вольтижного характера;

—музыкально-ритмическими способностями, включа­ющими дифференцировку тональностей, темпов и ритмов, выполнение в соответствии с этими дифференцировками соответствующих двигательных действий и их сочетаний различной структурной сложности;

—хореографической подготовленностью, обеспечиваю­щей пластичность и выразительность движений;

—способностями к взаимодействию с партнером, синх­ронному или сочетанному выполнению двигательных дей­ствий базового характера и конкретно-композиционных соревновательных;

—достаточной физической подготовленностью, основу которой составляют высокоразвитые скоростно-силовые


 


качества, специальная выносливость, гибкость и вестибу­лярная тренированность;

— точность типичных двигательных действий и способ­ность корректировать их по ходу выполнения целой ком­позиции.

Основное содержание АРР составляют специальные программы. Количество таких программ и специальные требования к их исполнению установлены для каждого класса и возрастной категории выступающих.

Первая программа — «танцевальная техника» — пар­ная композиция танцевальных движений определенного стиля и характера, без акробатических элементов (за ис­ключением финальной позы), для оценки уровня танце­вальной подготовленности внимание акцентируется на технические действия ногами, условно определяемые как «техника ног». Это понятие включает опорные действия или постановку ног, бросковые действия, последовательные сгибания и разгибания малой амплитуды и их соедине­ния, или «пружинки». Обязательным является демонст­рация техники «основного хода» и его модификаций в конкретных дорожках танцевальных шагов.

Оцениваются и «танцевальные фигуры», подразумева­ющие танцевальные движения партнеров, выполняемые и в паре и самостоятельно. Танцевальные фигуры, насы­щенные большим количеством поворотов и вращений, не должны нарушать основной линии танца.

В зависимости от категории спортсменов данная про­грамма регламентируется продолжительностью: от 55 до 65 секунд. Предлагаемый темп составляет 50—52 тактов в минуту с выделением ударных долей. Например, броски ног — на 1-й и 3-й счеты такта, постановка ног — на сла­бые доли 2-го и 4-го тактов.

Критерием оценки «техники ног» является динамич­ность и легкость исполнения, точность действий по амп­литуде, времени и активности, соответствии действий раз­меру и стилю музыкального сопровождения. Учитывается также четкость линий, синхронность исполнения, хореог-рафичность партнеров и законченность «демонстрируемых рисунков».

Вторая программа — «обязательная композиция» — выполняется только спортсменами высшей категории. Она также представляет собой танцевальную композицию, но включает оцениваемые четыре акробатических элемента.


Какие именно элементы должны быть выполнены, опре­деляет за один час до начала соревнований судейская кол­легия с помощью жребия. Исходной базой для такого выбора является перечень всех элементов, условно разби­тых на три категории трудности.

Первая, низшая, включает элементы «малой акроба­тики», относительно простые, например, проходы под ногами, седы на бедре, прыжки через руку.

Вторая, средняя, содержит базовые акробатические эле­менты, например, переворот через плечо, «детское саль­то» (когда один партнер переворачивает второго, в исход­ном положении стоявшего в положении наклона вперед ноги врозь, руки вниз-назад между ног, вращением за руки), сальто в руках партнера, сальто назад через парт­нера, переворот в сторону через спину партнера и др.

Третья, высшая, состоит из наиболее сложных и рис­кованных элементов, например, сальто с опорой на руку партнера, сальто вперед с поворотом, пируэт, двойное саль­то назад и др.

Поскольку в названные категории трудности входит большое количество разнообразных элементов, каждая из них может иметь подгруппы, также разделяющие упраж­нения по сложности. Здесь часто используются условные, образные названия элементов, которые понятны только специалистам: «лассо», «свечка», «горка», «стульчик» и др. Основной список элементов периодически дополняет­ся новыми оригинальными упражнениями.

Как и в первой программе, продолжительность выпол­нения обязательных упражнений составляет 55—65 секунд, но, учитывая большую сложность их, темп движений за­дается меньший — 48—50 тактов в минуту. В отличие от первой программы, здесь оценивается также и качество выполнения обязательных акробатических упражнений.

Третья программа — «акробатика» — представляет со­бой композицию, объединяющую танцевальные движения и акробатические элементы (но не более шести). Степень сложности исполняемых элементов зависит от категории мастерства, к которой относится спортивная пара. Несмот­ря на это, каждый элемент имеет свою исходную, базо­вую для оценки стоимость, влияющую на окончательную оценку всей композиции. Границы трудности находятся в пределах 0,2—1,5 балла.

Основу акробатических элементов составляют действия балансового и вольтижного характера, присущие парной


 




акробатике: броски, полеты и ловля партнера, взаимные перемещения, позы с удержанием равновесия в статике и динамике.

Продолжительность выполнения данной программы — наибольшая и в зависимости от класса соревнований и квалификационной категории участников варьирует в пределах 85—120 секунд при темповых границах 48-50 тактов в минуту. Во всех соревновательных турах, кроме финала, дается общая оценка шести акробатических эле­ментов с учетом качества их исполнения, высоты и амп­литуды, рискованности и оригинальности.

Таким образом, при общей оценке выступления танце­вальных пар в АРР учитываются пять основных показа­телей:

- акробатика (количество элементов, качество и тех­ника их исполнения, степень сложности, структурные особенности);

- «техника ног» (динамичность, точность, основной ход и шаговые вариации, легкость и соответствие музыкаль­ному размеру);

- танцевальные фигуры (танцевание по «кресту», со­блюдение четкости линий, синхронность исполнения, хо­реограф ичность исполнителей);

- композиция (гармоническая связь танцевальных фи­гур, общий рисунок и динамичность перемещения по пло­щадке, оригинальность движений и их соответствие му­зыкальному сопровождению);

- общее впечатление (зрелищность программы, артис­тичность исполнителей, выразительность действий и вне­шний вид партнеров).

В АРР термин «программа» может отражать не только содержательную сторону, но и относиться к категорийно-сти соревнований или возрастному цензу, например: про­грамма для класса «дебютантов» — где старшему из парт­неров должно быть не более 17 лет и в программе не должно быть акробатических элементов, или «международная программа» — где устанавливаются специальные требова­ния к выполнению танцевальных фигур или/и акробати­ческих упражнений, регламентируется темп и продол­жительность выполнения композиции.

Определенная субъективность оценки композиций в АРР, как и во многих других сложно-координационных видах спорта, требует разностороннего, многофакторного


анализа действий спортсменов, их программ и, в связи с этим — большого набора соответствующих критериев. В определенной степени для облегчения судейства итоговые результаты в АРР определяются по «скейтинг-системе» (ранжированию по местам), подобно оцениванию в баль­ных танцах или фигурном катании.

Характерные особенности двигательной деятельности спортсменов, правила выполнения танцевальных компо­зиций, особые ситуации двигательного взаимодействия партнеров, здоровая спортивная конкуренция в АРР спо­собствуют заинтересованности занимающихся, их гармо­ничному физическому, двигательному и культурному со­вершенствованию и, что немаловажно, дальнейшему раз­витию одного из доступных для масс видов спорта.

III.6. Спортивный фитнесс

Общая характеристика системы «Фитнесс» дана в час­ти II.9 как системы оздоровительной. Однако некоторые элементы ее несут в себе состязательную направленность и поэтому могут быть представлены как одна из форм спортивной деятельности.

В последнее время распространилась одна из спортив­но-конкурсных форм фитнесса. Данная спортивная фор­ма привлекает прежде всего юниорок — девушек 14—18 лет и взрослых — 19—35 лет. Она включает элементы культу­ризма (телесного позирования), двигательную композицию, сходную с гимнастическими вольными упражнениями, а также определенное двигательное задание для оценки фи­зической подготовленности участниц. Такой набор зада­ний и условий проявления (демонстрации) качеств конкур-сантками определяют специфику соревновательной деятель­ности и характер построения тренировочного процесса.

Соревнования по фитнессу — довольно зрелищная фор­ма, не требующая установления каких-либо рекордов и задействования функциональных резервов организма.

В основе «спортивного фитнесса» лежит система сило­вой тренировки, которая включает: работу на тренаже­рах, упражнения атлетической гимнастики с отягощени­ями, предметами, на снарядах; в большом объеме приме­няются упражнения локального характера для коррекции фигуры и совершенствования специальной выносливости и ловкости.


 




Особое место занимает специальная подготовка к вы­полнению композиции вольных упражнений; она требует двигательной танцевально-хореографической базы, владе­ния доступными акробатическими прыжками и гим­настическими элементами, характерными для вольных упражнений (равновесий, стоек, махов, поворотов и т.п.).

В спортивном фитнессе важен и аспект телесного пози­рования в форме боди-билдинга. Он требует наращивания мышечной массы отдельных групп мышц и «конструиро­вания» фигуры и поэтому связан с особым режимом и рационами питания.

Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — выхода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше).

Первый раунд — «бикини» — позволяет субъективно оценить общее гармоническое развитие участницы и от­дельные пропорции тела, сравнивая их фигуры в процес­се выполнения четырех поз: лицом к жюри, правым бо­ком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение зак­рытым способом, расставляя участниц по местам (рангам).

Второй раунд заключается в выполнении произволь­ной композиции вольных упражнений с музыкальным сопровождением, продолжительностью от 1,5 до 2 минут. Композиция может выполняться как с предметом, так и без предмета. При этом гимнастические элементы (накло­ны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) участницы чере­дуют с акробатическими прыжками, поворотами и вра­щениями, а также с разновидностями передвижений (ша­гом, бегом, подскоками, танцевальными дорожками).

В отличие от гимнастических вольных упражнений, в данной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры участницы и ее силовых возможностей, хотя оригинальность и выра­зительность упражнений имеют свое значение при оценке результатов раунда.

В связи с этим участницы, имеющие более высокий уровень гимнастической подготовленности в данном виде упражнений, имеют больше шансов на успех. Этот вид упражнений вносит определенную динамику в программу соревнований и повышает ее зрелищность.

Третий раунд посвящен проявлению физических воз­можностей участниц в виде конкретного двигательного


задания (например, «тяга руками и туловищем» на ipe6-ном станке с оценкой метража перемещения рычагов тре­нажера за определенное время или «до отказа»).

Такой способ оценки физических возможностей участ­ниц вносит определенное разнообразие в программу со­ревнований, создает положительный эмоциональный фон, подобно игровой форме состязаний.

Четвертый раунд - заключительный, с оценкой всех участниц в повторном позировании, демонстрация отдель­ных поз позволяет сравнить конкурсанток, как и в пер­вом раунде, по объему и рельефности мышечных групп, общей гармоничности и умению демонстрировать свой имидж.

Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет конкурсное место каждой участницы.

Такой вид соревнований-конкурсов по доступности мож­но отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастической подготовленности, а это связано с целе­направленным тренировочным процессом и применением специальных средств гимнастики спортивной направлен­ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.02 с.)