III.7. Групповая гимнастика «Евротим» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.7. Групповая гимнастика «Евротим»



В настоящее время происходит расширение форм физ-культурно-спортивной активности, которые не требуют особых способностей и качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому и более доступных для широких масс населения. Такие формы нацелены на сочетание оз­доровления и физического совершенствования с примене­нием соревнований.

Одним из таких молодых видов массового спорта стала «Групповая европейская гимнастика» или «Евротим». Ее появление явилось результатом поиска вида гимнастики массового характера, отличающегося относительной дос­тупностью, разнообразием видов упражнения и команд­ным характером их выполнения. Сочетание таких при­знаков в «Евротиме» и определило ее быстрое распростра­нение и популярность, особенно в западноевропейских странах.


 



8. Зак. 148



Первый чемпионат по европейской гимнастике состо­ялся в мае 1996 г. в Финляндии, последующие проводят­ся раз в два года. Инициатором разработки и распростране­ния этого вида гимнастики является Европейский гимнас­тический союз, под патронажем которого и осуществляется организационное управление групповой гимнастикой.

Помимо приоритета Европейского гимнастического со­юза в определении названия данного вида гимнастики безусловно сыграло свою роль и содержание ее, предус­матривающее групповые совместные действия участников в каждом виде упражнений.

Суть данного вида гимнастики выражается в:

—способе выполнения упражнений — поточных дей­ствиях (один за другим), без пауз при выполнении прыж­ковых упражнений или одновременном согласованном выполнении упражнений на снарядах или вольных;

—возможности помощи и страховки, которые оказы­вают партнеры и тренеры выступающих участников;

—допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений, обеспечивающей активность запасных участников;

—суммировании вклада каждого участника команды в общем результате выступления в соревновании.

Это существенно отличает «групповую» гимнастику от традиционной снарядовой, акробатики и художественной гимнастики, где всегда (даже в массовых соревнованиях — и это очень плохо) в командный результат включаются только лучшие результаты.

Специфику «Евротима» характеризуют следующие при­знаки:

1) сложно-координационный характер упражнений, вы­полняемых на разных снарядах и широкий диапазон труд­ности индивидуальных и групповых действий;

2) разнообразие движений, включаемых в соревнова­тельные упражнения, и видов многоборья;

3) скоростно-силовой характер упражнений, особенно мощных отталкиваниях руками и ногами, а также пово­ротов и вращений;

4) определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными, по­летными фазами упражнений и вращениями в них, а так­же поточностью быстрых самих по себе упражнений (ког­да задержки каждого следующего участника запрещены),


которая добавляет трудности в определении момента на­чала упражнения, «незаконченностью» упражнения при­землением, а необходимостью выхода из зоны снаряда и освобождения ее следующему гимнасту, соблюдении дис­танции;

5) синхронизация деятельности, которая выражается в согласовании действий участников групповой компози­ции, точном взаимодействии участников прыжковых се­рий, сочетании действий с обязательным музыкальным сопровождением;

6) строгая регламентация программ соревнований (уп­ражнений), условий их и правил судейства.

Таким образом, исходя из специфики групповой гим­настики, можно определить основные требования к под­готовленности спортсменов и одновременно отметить те ее стороны, которые стимулируются в процессе занятий:

а) достаточные физические кондиции, позволяющие
выполнить скоростно-силовую работу, сочетая ее с боль­
шой амплитудой движений в суставах;

б) широкая двигательная база, выражаемая в специ­
альном двигательном опыте выполнения вращений, рав­
новесий, прыжков (разных видов отталкиваний руками и
ногами), а также четкости и артистичности исполнения;

в) танцевально-хореографическая подготовленность,
определяющая успех в групповых вольных упражнениях
с предметом и без него;

г) специальная техника выполнения различных упраж­
нений.

Особенности организации и судейства соревнований по групповой гимнастике заключаются в том, что команды, представляющие спортивные клубы, могут включать от б до 12 участников, причем, состоять либо из мужчин, либо из женщин, или быть смешанными — включать по 50 % тех и других, но оцениваются они по одним и тем же пра­вилам.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 14 лет. Судейство осуществляют: арбитр, че­тыре судьи и два помощника. Судейство проводится зак­рытым способом (представлением арбитру судейской за­писки с оценкой, выставляемой участнику, без показа ее зрителям) с последующим выведением средней окончатель­ной оценки и ее обнародованием.

Базовая оценка для судейства — 10 баллов, в которые входят: до 3,0 балла — за трудность упражнения, до 2,0


 



8*



балла — за композицию, до 4,8 балла — за исполнение и 0,2 балла надбавки — за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0,01 балла.

Программа включает три обязательных упражнения, которые выполняются под инструментальную музыку.

Вообще, в групповой гимнастике возможно использо­вание и предъявление на соревнованиях пяти видов уп­ражнений:

1-й вид — групповая композиция вольных упражнений без предмета под инструментальную музыку. Упражне­ние должно быть динамичным, соответствовать ритму музыкального сопровождения, включать перемещения и перестроения при максимальном использовании прямо­угольной площадки со сторонами 14 и 20 м. Основой ком­позиции являются простые телодвижения, но включают­ся и обязательные элементы: равновесия, волны, поворо­ты, вращения (не меньше, чем на 360°), акробатические прыжки. Эти элементы должны логично вписываться в целостную композицию. При этом трудность упражнений не ставится главной целью. Наибольшие требования предъявляются к согласованности работы всех участни­ков композиции, как к единому ансамблю исполнителей. Командные действия должны быть точными, технически правильными, элементы, соединения и в целом вся ком­позиция должны выполняться выразительно, артистич­но. Зрелищность данного вида упражнений усиливается красивой и оригинальной формой одежды участников и специальной атрибутикой.

Упражнения выполняются в пределах 2—4 минут.

2-й вид — прыжки на акробатической дорожке (тоже под музыкальное сопровождение). Последовательно вы­полняются три серии акробатических прыжков, каждая из которых состоит из трех или более элементов и отлича­ется характером вращений и поворотов и направлением их: вперед, назад, комбинированные. Все прыжки под­разделяются по трудности и занесены в таблицу, ориен­тирующую участников и судей соревнований.

Каждая серия прыжков выполняется, как сказано выше, — поточным способом, без пауз между прыжками участников. Стартом для начала разбега очередного участ­ника является момент окончания предыдущим спорт­сменом не упражнения, а разбега, и начало собственно акробатических действий. Таким образом, все участники


команды последовательно сменяют друг друга, а двое из них постоянно находятся в активном движении.

При выполнении акробатических прыжков обязатель­ная страховка, которую осуществляют либо два тренера, либо два участника команды из состава запасных.

При оценке данных упражнений в первую очередь вни­мание обращается не на трудность, а на исполнительское мастерство, ритмичность и согласованность действий чле­нов команды.

В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов, что дает возможность спортсменам заменять друг друга.

3-й вид — прыжки с мини-батута. Команда из 6 чело­век выполняет с разбега (до 15 м) три различных прыж­ка, отталкиваясь от сетки мини-батута. Один из прыжков должен быть одинаковым для всех участников команды, а два других — по выбору, но с последовательным увели­чением сложности. Один из прыжков также должен быть опорным — т.е. с отталкиванием руками о промежуточ­ную опору, в качестве которой используются гимнасти­ческие снаряды: конь, стол, плинт. При этом высота сна­ряда может варьировать в пределах 120—190 см.

От акробатических прыжков на дорожке прыжки с мини-батута отличаются большей продолжительностью фазы полета, большей амплитудой безопорной фазы, сво­еобразными условиями отталкивания и более сложными структурами двигательных действий.

В полете гимнасты выполняют различные по направ­лениям, плоскости и количеству вращения, которые долж­ны закончиться четким приземлением. После выполне­ния прыжка гимнаст должен освободить место призем­ления максимально быстро, чтобы не помешать закончить упражнение следующему участнику (начинающему разбег в момент отталкивания от батута партнера по команде).

Такие условия соревнований создают и зрелищность, но в то же время и определенную психологическую на­пряженность, требуя от участников особого внимания, способности оценивать ситуацию по временным, простран­ственным и ритмическим характеристикам.

4-й вид — групповая композиция вольных упражнений с предметами. Все основные требования к данной компо­зиции не отличаются от тех, что предъявляются к перво­му виду — упражнениям без предмета. Но есть и свои осо-


 




бенности, определяемые конструкцией используемого пред­мета и возможностями выполнения с ним определенных действий, которые могут быть весьма различны в упраж­нениях с мячами, обручами, скакалками, лентами, вым­пелами и т.п. При этом каких-либо требований, определя­ющих жесткие стандартные параметры используемых предметов, нет, и каждый волен конструировать новые предметы или видоизменять традиционные, менять их размеры и т.д.

Естественно, для выполнения таких упражнений с пред­метами нужно иметь соответствующие технические мани-пуляционные навыки: бросать и ловить их, вращать, пе­ребрасывать, перекатывать с одной части тела на другую, причем, сочетая эти действия с вращениями, поворотами, динамическими и статическими равновесиями — что тре­бует достаточно серьезной специальной подготовки.

На общую оценку данной композиции, помимо каче­ства выполнения движений, влияют согласованность дей­ствий участников команды, их соответствие характеру и ритму музыкального сопровождения, а также вырази­тельность выполнения каждого элемента и композиции в целом.

5-й вид — групповые упражнения на снарядах. Одно­временное выполнение гимнастами соединений элементов на 2—4 снарядах представляет собой особый вид группо­вой гимнастики. Например, на четырех мужских или женских брусьях выполняются под музыку три серии свя­зок, каждая из которых состоит не менее чем из трех эле­ментов. Обычно это различные висы и упоры, махи, подъе­мы, спады, стойки и соскоки — характерные для данного снаряда. Причем, особых требований к наличию трудных элементов не предъявляется. Основное внимание при оцен­ке обращается на динамичность, синхронность и ориги­нальность построения связок.

В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражне­ний. В спортивной практике традиционно выбираются: групповые упражнения, акробатические прыжки и прыж­ки с мини-батута. Это дает возможность учитывать при подготовке к соревнованиям индивидуальные наклоннос­ти занимающихся и в то же время оценку на соревно­ваниях проводить, имея возможность сравнивать подго-


товленность участников по некоторому общему (правда, не утвержденному, но имеющемуся у каждого судьи) стан­дарту, основанному на общности условий выполнения упражнений в одних и тех же для всех участников видах многоборья.

Для групповой европейской гимнастики свойственна фестивальная форма проведения соревнований, показатель­ных и конкурсных выступлений, обычно приуроченных к гимнастрадам и праздникам гимнастики. Это важно, по­скольку, помимо самого соревновательного действа здесь разворачивается мощная агитационная работа и популя­ризация гимнастики среди очень большого, как правило, количества зрителей, которые приходят на «Евротим» и становятся ее активными поклонниками.



Часть третья

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ

Глава IV.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.014 с.)