Часть Первая научно-методические основы оздоровительной гимнастики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть Первая научно-методические основы оздоровительной гимнастики



Глава I.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.1. Гимнастика как базовая учебная дисциплина

Как известно, гимнастика — одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гим­настикой подразумевали любую форму занятий физиче­скими упражнениями с целью телесного совершенствования: единоборства, метание, фехтование, плавание и т. д.

В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнасти­ки все более сужалось и свелось в основном к упражнени­ям снарядовой спортивной гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей мере стиму­лирует физическое совершенствование; в процессе исто­рического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств и мето­дов их использования. Поэтому все большее превалирова­ние снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, в иде­альном варианте согласующимся с целью достижения пси­хофизического совершенства человека.

Однако снарядовая гимнастика сама стремится к со­вершенству, поэтому значительно усложняется координа­ционно и затрудняются физически упражнения, выпол­нение которых свидетельствует о высоком уровне со­вершенства исполнителя. Овладению ими он должен по­свящать много времени и сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т. д. — что в целом приводит занимаю­щегося к необходимости профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные


организующие и направляющие спортивно-массовую рабо­ту документы стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматрива­ется только как некий плацдарм или среда, в которой долж­ны отыскиваться и отбираться будущие чемпионы.

Такой, рекордсменский, уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения такого положения имеются объективные при­чины, которым и не надо пытаться противостоять.

Одновременно следует понимать, что подавляющему большинству занимающихся гимнастикой нужно ориен­тироваться на другие цели в своем совершенствовании и стремиться их достигать с помощью особых средств и ме­тодов. Так же как и организациям, культивирующим гим­настику среди масс населения, следует ориентироваться на соответствующие цели, решать особые задачи, приме­нять адекватные им организационные формы и использо­вать такие критерии оценки работы и занимающихся и специалистов, которые стимулируют их деятельность. К сожалению, в целом состояние гимнастики оздоровитель­ной направленности на сегодня можно определить лишь как негативное.

За последние 10—15 лет гимнастика перестала быть массовой: в общеобразовательных школах и вузах сокра­тилась до минимума и до примитива, а в средних специ­альных учебных заведениях практически перестала суще­ствовать,

Это нельзя допускать в принципе, поскольку вся исто­рия физической культуры свидетельствует о том, что гим­настика является одним их самых доступных и эффек­тивных средств психофизического совершенствования и укрепления здоровья. Но она может быть таковой только в том случае, если ее проводниками будут профессионально подготовленные высококвалифицированные специалисты.

На конец прошлого века — 2000 год — потребность в специалистах в области физической культуры и спорта составляла 625 тысяч; имеющийся «учебный» потенциал составлял 165 тысяч, а ежегодно все физкультурные вузы готовят лишь 4,5 тысячи специалистов. Это значит, что при существующей системе и темпах подготовка физкуль­турных кадров продлится 102 года (625 — 165 = 460: 4,5 = 102). При этом половина кадров будет ориентирована на работу тренерскую — в явном диссонансе с потребнос­тями практики жизни.


С каждым годом все острее, особенно в условиях не­благоприятной экологической обстановки, становится проблема оздоровления населения, а не его спортивного совершенствования. Поэтому значительно возрастает не­обходимость подготовки специалистов широкого профи­ля, в большей мере оздоровительной ориентации.

В решении данной задачи одну из ведущих ролей мог­ла бы сыграть именно гимнастика, имеющая богатейший опыт в аспектах развития и сохранения физических кон­диций человека.

Однако при этом необходима трансформация наших представлений о гимнастике, в известной мере возврат (с поправками на современность) к воззрениям на нее, как на многофункциональную систему физических упражнений, применяемых с целью всестороннего физического разви­тия и совершенствования.

Следует заметить, что такая трансформация взглядов сейчас уже происходит, хотя в известной мере и стихий­но. Не случаен поэтому наблюдаемый повсеместно интерес не к спортивным видам и формам гимнастики, а к различ­ным восточным и западным системам оздоровления.

В то же время в высших физкультурных учебных заве­дениях в подготовке специалистов используются ориен­тиры и средства гимнастики спортивной, снарядовой или крайне мало количество изучаемых систем и методик оз­доровительной направленности.

Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникают весьма существенные противоречия между насущными потребностями практики и системой специального физ­культурного образования.

При этом призывы и попытки размежевания спортив­ной и оздоровительной гимнастики не только не решают проблему, но и усугубляют ее, ибо лишают возможности использовать весь арсенал эффективнейших средств дви­гательного совершенствования.

Следует, вероятно, помнить, что лучшие умы спортив­ной науки и практики — В. И. Алексеев, В. В. Кузнецов, А. Д. Новиков, М. Л. Укран и др. — неоднократно отмеча­ли, что при решении задач оздоровления использование именно спорта и его методики — с его стремлением к выс­шим достижениям — дает наилучшие результаты. Хотя при этом и требуются особые формы организации занятий, осо­бые программы, особые виды и величины нагрузок и спо­собы управления их динамикой, особая мотивация.


Поэтому по смысловому содержанию решение пробле­мы заключается не в размежевании спортивного и оздо­ровительного направлений гимнастики, а в их взаимном проникновении, взаимном дополнении — и в практике фи­зического воспитания и в процессе подготовки соответ­ствующих кадров.

Подготовка кадров, которые должны владеть знания­ми и методикой оздоровительной гимнастики, осуществ­ляется в физкультурных вузах в процессе работы с тремя достаточно специфическими контингентами.

Первый — студенты тренерского и педагогического фа­культетов, специализирующиеся в спортивных видах гим­настики. Они имеют профессиональную ориентацию на спорт, в связи с чем знаний и умений, требующихся для эффективной работы по физическому воспитанию широ­кого профиля, им явно недостает.

Второй — студенты всех специализаций, изучающие гимнастику по так называемому общему курсу, на кото­рый учебным планом отводится довольно малое количе­ство часов, позволяющее лишь изучить гимнастическую терминологию, 2—3 способа проведения «общеразвиваю-щих» упражнений и зачетные комбинации на снарядах. Естественно, что, не имея не только профессиональных гимнастических умений, но и четких представлений о гимнастике как многофункциональном полисистемном средстве физического воспитания, такие специалисты (по воле судьбы в массе своей оказывающиеся преподавате­лями в школе, среднем и высшем учебных заведениях, детских садах) не могут добиться сколько-нибудь замет­ных результатов профессиональной деятельности, стано­вятся плохими ремесленниками и уж никак не оздорови-телями.

Третий, пока редкий контингент, — студенты, специа­лизирующиеся в новом направлении — оздоровительной гимнастике. По своему исходному состоянию, это — быв­шие спортсмены-гимнасты, как правило, не достигшие высоких результатов. Это значит, что они имеют малый спортивный опыт и, опять-таки, не имеют никакого пред­ставления о гимнастике оздоровительной.

Таким образом, все три контингента оказываются в оздоровительной гимнастике новичками, из которых тре­буется подготовить профессионалов, социальная потреб­ность в которых очень велика.


 


Чтобы яснее представить необходимость владения спе­циальными знаниями, умениями и навыками в различных видах оздоровительной гимнастики, обратимся к схеме 1. В ней отражены направленность и состав оздоровительной гимнастики, а также социальный заказ на нее со стороны различных физкультурно-спортивных организаций.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте - для лучшего понимания проблемы -вполне оп­равданно.

Взаимное проникновение этих направлений обусловли­вает необходимость изучения соответствующих теорети­ко-методологических основ студентами как тренерской, так и оздоровительной специализаций.

При этом предполагается (и опыт это подтверждает), что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготов­ленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классифи­кационных программ, категории «В» по спортивной гим­настике и акробатике, а также подобных им базовых уп­ражнений спортивно-художественной гимнастики. (О них -в соответствующем разделе).

Материал этих программ в основе своей включен в учеб­ные программы по физическому воспитанию школьников, учащихся средних учебных заведений и студентов.

Последнее обстоятельство делает необходимым уделять должное внимание данному материалу не только студен­там, специализирующимся в гимнастике, но, может быть, даже в большей мере тем, кто изучает гимнастику по об­щему курсу и кто вынужден будет преподавать ее на за­нятиях физкультурой в низовых коллективах.

Следует оговориться, что в ряде физкультурных вузов гимнастика категории «Б» изучается студентами по об­щему курсу, однако, несомненно, его следует расширить и разнообразить за счет упражнений акробатики и худо­жественной гимнастики, комбинированных и комплекс­ных упражнений, а самое главное — сместить акцент с практического овладения конкретными упражнениями на снарядах на методику преподавания — с четким оп­ределением системы подготовки, обучения и совершенство-


вания и последовательным усложнением формируемых умений.

Второе направление гимнастики решает задачи разви­тия и сохранения психофизических способностей челове­ка в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мо­тивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

В приведенной схеме отмечен 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. 19 из них (всем не позволяет объем) дается подробная характе­ристика. О других сведения можно получить в специаль­ной литературе. Здесь подчеркнем два важнейших мето­дологических момента.

Первый. Все виды развивающих и сохраняющих оздо­ровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с решени­ем тех же задач, которые решаются упражнениямц гим­настики спортивной направленности, в то время как об­ратная взаимосвязь обнаруживается далеко не всегда. Например, спортивные упражнения не связаны с задача­ми, решаемыми корригирующими упражнениями или йогой.

Второй, весьма важный момент и в социальном и в организационно-управленческом аспектах. Все виды гим­настических упражнений, вне зависимости от специфи­ческой направленности и решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной организацион­ной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоро­вья до сборных команд. Это в конечном счете определяет социальный заказ подготовки специалистов, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики. В этом отношении весьма показательны цифры, расположенные в прямоугольниках правой колонки.

Они отражают использование в данной организацион­ной структуре соответствующего вида гимнастики, отме­ченного определенной цифрой. Стрелками же показано: какая учебная структура в физкультурном вузе обеспечи­вает подготовку специалиста, которому надлежит эти виды гимнастики применять. Оказывается, что больше всего таких специалистов необходимо готовить по общему кур-


су (а это практически все студенты) и по специализации «оздоровительные виды гимнастики» (ОВГ).

Поэтому и правомерна постановка вопроса об изучении студентами такой по смыслу и содержанию гимнастики, которая оказывалась бы подлинно базовой учебной дис­циплиной в подготовке профессионалов в области физи­ческой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.031 с.)