VI.1. Гимнастические выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI.1. Гимнастические выступления



Краткая историческая справка

Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступ­лений для популяризации занятий гимнастикой до боль­ших спортивно-художественных представлений, настоя­щих спектаклей с элементами театрализации.

Зрелищные возможности синхронных действий спорт­сменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовались энтузиастами гимнас­тики в Европе конца прошлого столетия при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась тради­ция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехослова-


 




кии, организовывая знаменитые Спартакиады, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнас­тические выступления. Позднее в Праге было выстроено специальное спортивное сооружение с огромным полем для проведения финальной части этих Спартакиад, известное всему миру как Страговский стадион.

По сей день существуют и пользуются достаточной по­пулярностью Всемирные гимнастрады, регулярно пригла­шающие к участию в них гимнастов со всего земного шара. В их программу, помимо встреч специалистов, публич­ных демонстраций современных достижений и новейших методик для обучения этому виду физической деятельно­сти, в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества.

В истории развития физической культуры и спортив­ного движения в нашей стране весьма заметный след ос­тавили физкультурные парады. Проводились они в Моск­ве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы, когда количество участвую­щих спортсменов превышало сто тысяч человек (парады 1934-36 гг.).

В своем развитии физкультурные парады прошли не­сколько этапов, видоизменяясь и по организации прове­дения, и по содержанию выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, строгие переме­щения по площади с короткими остановками перед глав­ной трибуной, то в дальнейшем зрелище стало представ­лять собой калейдоскоп отдельных массовых выступле­ний делегаций различных спортивных обществ или союз­ных республик со своими собственными вариантами по­явления и ухода, композициями упражнений, оригиналь­ными предметами и конструкциями.

Совершенно естественным выглядел постепенный пе­реход физкультурных парадов с площади на стадион — на первых порах в виде повторов праздника для большего количества зрителей, а затем и окончательно. В 50-е годы меняется социальная востребованность спортивных зре­лищ — начинается эра Спартакиад народов СССР. И пол­тора десятка спортивно-художественных праздников, свя­занных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.

Лучшие силы этой школы работали при подготовке и проведении грандиозных праздников открытия и закры-


тия VI и ХП Всемирных фестивалей молодежи и студен­тов, XXII Олимпийских игр, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств.

Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных тор- • жеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализа­тором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения.

Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву мог­ли бы возглавить К. Я. Гойлезовский, И. А. Моисеев, И. М. Туманов, которые явно выделялись своими работа­ми на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балет­мейстеров. И спорт выдвинул из своей среды немало та­лантливых людей, понимающих толк в движениях, об­ладающих эстетическим вкусом и могучими орга­низаторскими способностями. Наиболее известные из них А. Т. Брыкин, А. А. Губанов, М. Т. Окунев, Л. П. Ор­лов, М. Д. Сегал, Н. П. Серый, Я. Б. Теверовский, В. А. Губа­нов, Д. К. Осипов, М. А. Закута, М. В. Левин, Б. Н. Пет­ров, Г. Б. Рабиль, В. А. Алексеев, Л. В. Немчик, Е. А. Мель­ников, В. М. Пашко.

Современная социальная потребность в специалистах

В настоящее время необходимость подготовки такого рода специалистов остается по-прежнему актуальной хотя бы из-за значительного снижения интереса зрителей к соревнованиям по различным видам спорта. Обрамление соревнований церемониями торжественного открытия и закрытия, запоминающаяся процедура награждения, сюр­призы для болельщиков в ходе соревнований и во время вынужденных или запланированных перерывов - все это работа спортивного режиссера, добротность которой мо­жет в какой-то мере помочь вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.

Кроме этого спорт располагает неограниченными воз­можностями для создания массовых зрелищ на стадио­нах и спортивных площадках, которые при удачном ис­пользовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжетные спектакли.


 




В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнастический метод» составления и разучивания дви­гательных композиций, а также особый стиль общения с большими группами участников, культивируемый обыч­но на академических занятиях основной гимнастикой — условная терминология, строевые команды и распоряже­ния, специальный методический алгоритм проведения учебно-тренировочного (репетиционного) процесса. Поэто­му очень часто в роли режиссеров спортивно-художествен­ных представлений оказываются преподаватели-тренеры по гимнастике.

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений — это различные виды физических упраж­нений, специально оранжированных для того, чтобы они могли с наибольшей степенью зрелищности реализовывать замыслы того или иного сценария.

В ряду этих средств находятся всевозможные построе­ния и перестроения, массовые вольные упражнения, уп­ражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упраж­нения, фоновые действия.

Построения и перестроения

Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), марш­руты перемещений участников в такие рисунки, появле­ние коллектива на основной площадке (выход), органи­зованная эвакуация спортсменов с места действия — (уход) — все это требует не только подробного планирования дей­ствий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага и всех используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ра­курса для обозрения. В этих случаях легко прочитывается и оценивается оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников и их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений).

Построения и перестроения так или иначе представлены в каждом выступлении любого коллектива, а для содержа-


ния программ знаменных и фонирующих (см. ниже) групп они являются основными выразительными средствами.

Массовые вольные упражнения

Это, пожалуй, самая популярная составная часть всех массовых представлений, главный компонент любых по­казательных выступлений, своеобразная «хореографиче­ская» основа спортивного зрелища.

Широкий диапазон трудности массовых вольных уп­ражнений — от простейших движений рукой, ногой, туло­вищем и головой, доступных каждому «практически здо­ровому» человеку, до мыслимых и немыслимых сочета­ний этих движений, доходящих иногда до уровня трюка — позволяет предлагать это средство любым категориям уча­стников.

Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с эле­ментами малой акробатики), и может быть набором обще-развивающих упражнений типа «зарядки». В этом слу­чае зрелищность композиции зависит в большей степени от скорости выполнения отдельных движений, от возмож­ности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции), от соотношения движений различными частями тела, от количества и сочетания «высоких» и «низких» поз, от на­личия или отсутствия «контрастных» действий, выполня­емых разными группами участников одновременно и т.д.

Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характе­ра. Перед автором композиции и участниками-исполни­телями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (вода, земля, цветы, деревья, снег, облака, сооружения, механизмы и т.п.).

Составляя такие композиции, режиссеры-постановщи­ки направляют свои мысли не только на поиски двига­тельного или костюмного решения этих задач, но и обра­щаются к использованию различных спортивных и деко­ративных предметов.

Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновре­менно оперируют несколько человек).

К предметам индивидуального пользования относятся палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлян-


 




ды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформиру­ющиеся предметы.

К групповым предметам следует отнести полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформи­рующиеся предметы.

Если же тот или иной вид спорта можно преподнести на празднике не имитацией, а участием в представлении истинных воспитанников конкретной спортивной специ­альности, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейболь­ными, баскетбольными и т.д.

Акробатические упражнения

Акробатика часто является составной частью массовых вольных упражнений и, тем не менее, к ней следует отне­стись, как к особому выразительному средству спортив­но-художественных представлений не только в силу ее общепризнанной высокой степени зрелищности, но и по­тому, что акробатика в состоянии быть представлена в трех самостоятельных ипостасях.

Во-первых, это упражнения пирамидкового характера. Для выстраивания, удержания и разрушения простейших пирамид от участников не требуется специальной акроба­тической подготовки, а «мозаичный» зрелищный эффект от исполнения этих упражнений с лихвой компенсирует заметную простоту всех двигательных действий. Доступ­ность этого средства для широких категорий участников и своеобразный внешний вид сделали пирамидковые упраж­нения весьма популярными у авторов спортивных пред­ставлений, (Примеры таких упражнений даны на рис. 56).

Во-вторых, это акробатические прыжки. Несмотря на то, что соревнования акробатов-прыгунов проводятся на специально изготовленной амортизирующей дорожке, ре­жиссеры-постановщики спортивно-гимнастических выс­туплений не оставляют надежду представить прыжковую акробатику на естественном стадионном покрытии в мас­совом исполнении. Трудность упражнений таких воздуш­ных фрагментов остается, конечно, далека от современ­ных достижений этого вида спорта, но сама демонстрация «полетных» возможностей человека без дополнительных приспособлений и синхронное исполнение акробатических комбинаций всегда вызывает глубокое уважение специа­листов и теплую реакцию зрителей.


В-третьих, это парно-групповая акробатика. Упраж­нения этого вида спортивной акробатики остаются на се­годняшний день единственным средством, которое по­зволяет без сооружения опорных конструкций осуществ­лять переходы от плоскостного изображения событий к «высотному». С применением парно-групповых упраж- ' нений становится позволительным рассуждать об архи­тектурном своеобразии спортивно-художественных пред­ставлений.

В роли участников таких фрагментов, так же, как и в предыдущем виде упражнений выступают спортсмены с профессиональной акробатической подготовкой — испол­нение прыжковых комбинаций, «балансовых» пирамид и элементов вольтижа базируется на многолетней учебно-тренировочной работе.

В композициях массовых выступлений среди других составных частей, как правило, включают пирамидковые упражнения. Пример их дается на рис. 56. В данном слу­чае исполнители — пять юношей. Они составляют рабо­чую «единицу», которую по фронту и в глубину построе­ния может быть несколько в зависимости от количества участников и отведенного для выступления пространства. Целесообразное расстояние между участниками — 60 см, между колоннами — 5 м, между шеренгами — 4. Вероят­но, смысл таких упражнений понятен и комментариев не требуется.

Упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах

Стремление авторов спортивных праздников «оторвать­ся от земли» — перейти от плоскостных рисунков к верти­кальным — привело их в разные годы к созданию ориги­нальных сооружений, которые с большим успехом исполь­зовались и продолжают использоваться при подготовке массовых выступлений.

От простого щита, поднятого несколькими участника­ми над головой и расположившимся на нем спортсменом, до многоярусной высотной конструкции, именуемой «Бе­лорусской вазой» — таков путь инженерной мысли худож­ников и режиссеров-постановщиков спортивных пред­ставлений. Некоторые из этих сооружений служат про-


 





7-8


7-8




 



стым каркасом для «появления» больших вертикальных букв или символов, другие, типа «вазы», могут предстать огромным цветком, хлопковой коробочкой, земным ша­ром, цветущим деревом, расписным кубком, изящной спи­ралью, мощным фонтаном и т.д. Сама конструкция во время действия полностью прикрывается телами распо­лагающихся на ней участников, которые выполняют по­точные упражнения, находясь при этом в самых разно­образных исходных положениях (сидя, лежа, в различ­ных висах, в том числе — завесом вниз головой).

Из спортивных снарядов в программах праздников чаще всего используются все виды гимнастического многобо­рья, а также батуты и мини-батуты.

Спортивная гимнастика может быть представлена как с помощью портативных приспособлений (например, гим­настическая палка превращается в низкую перекладину, а два шеста — в параллельные брусья), так и с помощью доставки на место действия настоящих гимнастических снарядов. Модели конструкций этих снарядов должны обладать повышенной устойчивостью, так как все растяж­ки и крепления в условиях выступлений устанавливать некогда и негде, поэтому внешний вид снарядовой гимна­стики в таких условиях не совсем современен. Кроме того, появление и последующее исчезновение с места событий одного или группы снарядов — довольно трудоемкая про­цедура. Экономя время и силы участников, художники-конструкторы иногда предлагают к использованию свар­ные металлические платформы, в которые вмонтированы несколько снарядов одновременно. Таким образом стано­вится возможна демонстрация, например, упражнений на параллельных и разновысоких брусьях, на перекладине, на коне — махи с пневматическими опорами, а вынести эту конструкцию на поле стадиона потребуется только один раз. При таких конструкторских решениях разнообразие видов упражнений и оперативность вспомогательных дей­ствий повышают зрелищность данного номера программы.

Использование в массовых представлениях батутов и мини-батутов всегда является украшением праздника. Зрелищные возможности этого вида спорта весьма широ­ки — этому способствуют динамичность и амплитуда прыж­ков над сеткой, разнообразие вариантов расположения батутов (в том числе — пирамидой, «надстраивая» их один над другим) и, особенно, синхронность действий несколь­ких участников.


Кроме этого, весьма эффектным выглядит включение в программы спортивных праздников двигательных ком­позиций с использованием цирковой аппаратуры. Огром­ные качели, лопинги, ренские колеса, воздушная гимнас­тика — все это не только уместно для демонстрации на спортивных сооружениях, но и открывает новые возмож­ности для творческой фантазии авторов спортивных спек­таклей.

Поточные упражнения

Это название предполагает последовательное исполне­ние разными группами участников подобных друг другу (или просто одинаковых) движений. Такой поток может быть включен и в массовые вольные упражнения, и в акро­батические сюиты, и в упражнения на снарядах в виде короткого фрагмента. А иногда из поточных упражнений составляются законченные композиции, и они подаются как отдельный номер программы. Наиболее эффектен в этих случаях плотный «связанный» строй (участники всевоз­можными способами переплетают руки). Сюрпризом для зрителей выглядит подключение к исполнению поточных упражнений участников художественного фона (см. далее).

А когда режиссерам удается найти удачные сочетания движений в поточных упражнениях на высотной конст­рукции, в плоскостном рисунке из участников на основ­ной площадке и на трибуне художественного фона одно­временно, тогда авторы этих композиций вправе считать, что они приближаются к созданию двигательной симфо­нии — заветной мечте создателей массовых двигательных выступлений.

Фоновые действия

Перечисленные виды двигательных действий могут быть представлены в содержании выступлений всех участ­ников массовых сцен, когда все выполняют одни и те же движения одновременно, а могут быть сконцентрированы по месту действия и по количеству участвующих в этих действиях так называемых солистов.

Роли выступающих в этих случаях разделяются по крайней мере на два плана — появляются сольные группы и группы фоновых действий.


Фоновые действия следует разделять на композиции упражнений для групп «поддержки», которые сопровож­дают выступления различных сольных групп на площад­ке, и на программу работы для участников художест­венного фона, располагающихся во время представления на специальной трибуне с набором фонирующих флажков и другого реквизита.

Вспомогательные действия групп сопровождения на поле зависят обычно от количественного соотношения со­лирующих и фонирующих участников. Задача фонирую-щей группы — преподнесение сольного коллектива и воз­можное украшение его номера при помощи собственных действий.

В настоящее время стало весьма популярным выделять для решения таких задач специальную категорию участ­ников, которую так и называют — фонирующая группа. Эта группа может быть достаточно многочисленной по составу, иметь при себе несколько наименований различ­ного реквизита и выполнять роль своеобразного кордеба­лета для всех эпизодов программы. Участники этой груп­пы все время представления находятся на площадке и в зависимости от характера выступлений и количественно­го состава сольных коллективов выполняют различные действия — расположение в условном рисунке, последова­тельные перемены рисунков, перемены поз в обрамляю­щих солистов рисунках, упражнения в различном строю.

Чаще всего фонирующая группа превышает сольные группы по своему количественному составу, поэтому опыт­ные постановщики стремятся составлять двигательные композиции для фоновых действий в сдержанном темпе, с ограниченным количеством упражнений и перемещений, стараясь сделать их сочетаемыми с выступлениями соли­рующих коллективов.

Кроме того, в различных эпизодах представления, фо­нирующая группа может оказаться самостоятельным кол­лективом и тогда она выступает с сольным номером.

Художественный фон на трибунах — это живой экран, осуществляющий могучую смысловую поддержку всему происходящему на основной площадке. В различные мо­менты спортивно-художественного представления художе­ственный фон может превратиться в поясняющие строч­ки либретто, в рисованные иллюстрации происходящего на поле, в одну из огромных групп участников праздника


 




со своими собственными упражнениями и, наконец, может взять на себя задачу создания художественного образа, вокруг которого будут развиваться дальнейшие события.

Участники художественного фона на протяжении всей программы находятся на специальной трибуне, имея строго закрепленное персонально за каждым рабочее место и манипулируя по распоряжениям режиссера набором цвет­ных флажков, кусочками рисованного панно, элементами своего костюма, фонариками, зеркалами и другими пред­метами, которые могут оказаться уместными в реализа­ции того или иного сценария.

Содержание программы для участников художествен­ного фона и последовательность их действий — предмет совместной работы художника и режиссера. Технология же действия при составлении такой программы, методи­ческие приемы для оживления экрана до уровня мульти­пликации, особенности репетиционной работы с художе­ственным фоном — это большой отдельный разговор и мы отсылаем интересующихся читателей к специальной ли­тературе.

Таким образом, будущий руководитель массового спортивного представления располагает довольно мощным набором выразительных средств, которые возможно и не­обходимо использовать при составлении сценария пред­ставления после получения социального заказа.

Последовательность действий руководителя выступлений в предрепетиционном периоде

Социальный заказ на подготовку и проведение спортив­но-художественного зрелища определяет идею и тему го­товящегося представления.

Кроме этого, прежде чем приступить к работе, руково­дителю подготовки необходимо выяснить некоторые ис­ходные данные, от которых целиком будет зависеть со­держание сценария. В их число входят: сроки сдачи спортивного спектакля и, соответственно, сроки для его подготовки; место проведения праздника; состав будущих участников по количеству, возрасту, полу, уровню двига­тельной подготовленности; материально-финансовые воз­можности организации-заказчика.

Каждая из этих позиций может оказать весьма суще­ственное влияние на разработку содержательной стороны сценария: несколько дней на размышления авторам или


несколько месяцев? комфортабельное для зрителей спортивное сооружение, в котором предполагается прове­дение представления или это обычный спортивный зал? в качестве участников приглашаются танцевальные и спортивные коллективы или это обычная молодежь из средних и высших учебных заведений? какие средства на­мерена организация потратить на подготовку - можно ли фантазировать о декорациях, художественном свете, спец­эффектах, реквизите или все ограничится приобретением единой спортивной формы в облегченном варианте?

Все это необходимо выяснить как можно быстрее, по­тому что руководитель должен немедленно заняться со­ставлением сценарного плана.

На этом этапе достаточно определиться с программой выступлений, которая, во-первых, реальна в предложен­ных условиях, и, во-вторых, интересна для зрителя.

Появляющаяся в результате размышлений авторов программа спортивных выступлений сама по себе предпо­лагает некую последовательность событий на площадке и порядок чередования номеров в зависимости от количе­ства вовлекаемых участников, наличия или отсутствия реквизита, динамичного или статичного характера воз­можных упражнений и т.д.

Избранная же авторами тема представления должна определить некую сюжетную линию, обрамленную проло­гом и эпилогом и подчиняющуюся законам драматургии. И если появляются возможности корректного объединения имеющихся выразительных средств с намечающимся сю­жетом, если доступные элементы оформления и авторс­кая концепция помогут созданию художественного обра­за, то программа спортивных выступлений получает лег­ко прочитываемую зрителем логику совершающихся дей­ствий, а у режиссеров-постановщиков появляются шансы превратить массовое спортивное зрелище в тематический спектакль.

После составления сценарного плана необходимо при­ступить к разработке другого плана — композиционно-по­становочного. Это окончательные варианты точно рассчи­танных схем, необходимых по сценарному плану рисун­ков (построений) и маршрутов перемещений в эти рисун­ки всех участников программы (перестроений).

Удобнее всего выполнять эту работу с использованием миллиметровой бумаги или макета площадки с объемным изображением участников (фишки, спички, гильзы и т. п.).


 




Уже на этапе составления сценарного плана и в ходе поисков наиболее удачных рисунков и перестроений ру­ководителю выступлений приходится постоянно размыш­лять над музыкальным оформлением его программы.

Содержание и характер избираемого музыкального материала во многом определяют успех будущей поста­новки. В этом смысле спортивно-художественное представ­ление сродни искусству балета, народного танца, панто­мимы, цирка — движение, положенное на музыку с минимальным объемом сопроводительного текста или при полном ei о отсутствии. Желательно, чтобы музыкальное сопровождение всех фрагментов программы с одной сто­роны «разъясняло» бы общий сценарий и было выдер­жано в некоем едином стиле, а с другой стороны оказа­лось бы соответствующим уровню двигательной подготов­ленности участников всех массовых сцен по своему тем­пу, ритму, фразировке.

Подбор, редактирование и окончательная запись му­зыкальных фонограмм требует студийных условий и спе­циальных профессиональных знаний и умений от челове­ка, приглашаемого на роль музыкального руководителя. Обычно в этой роли выступают звукорежиссеры, музыкаль­ные редакторы, композиторы.

Подготовленный музыкальный сценарий позволяет приступить к самой волнующей в творческом отношении операции — к составлению упражнений.

Зрителя всегда восхищают синхронность действий уча­стников, соответствие этих действий музыкальному мате­риалу, смысловая нагрузка происходящего в данный мо­мент представления.

Поэтому, после выявления ритмической фигуры дого музыкального фрагмента, подбираемые, составляе­мые или придумываемые движения, во-первых, должны этой фигуре полностью подчиняться, во-вторых, быть до­ступными для синхронного исполнения данной группой участников, в-третьих, нести, по возможности, тематиче­скую окраску.

Последнего можно добиться не только за счет характе­ра самих упражнений, но и за счет различных средств художественного оформления.

Разработка эскизов костюмов, макетов инвентаря и реквизита, элементов художественного оформления пло­щадки для выступлений, мест для зрителей и прилегаю-


щего к основному сооружению пространства - это основ­ное содержание плотного сотрудничества с художником программы и следующий по последовательности этап ра­боты руководителя всей подготовки.

Совершенно очевидно, что результаты работы на этом этапе находятся в прямой зависимости не только от твор­ческого потенциала режиссерско-постановочной группы, но и от финансовой поддержки всего мероприятия орга­низацией-заказчиком.

Наступает момент, когда все перечисленные операции в работе художественного руководителя должны быть из­ложены на бумаге в сценарии всего праздника или выс­тупления отдельной группы участников.

Обычно сценарий состоит из трех частей. В первой ча­сти подробно описывается основная площадка праздни­ка, размеры и способы разметки, фактура и состояние ее покрытия, размеры и содержание элементов художествен­ного оформления, в том числе костюмов и реквизита участ­ников, находящихся на видимых зрителю исходных по­ложениях, расположение и количество участников худо­жественного фона.

Вторая часть — это литературное описание всех пред­полагаемых событий. Образность изложения, убедитель­ность и простота текста во многом влияют на одобрение предлагаемого зрелища или на победу этого варианта в конкурсе сценариев.

В третьей части сценария представляется композици­онно-постановочный план в виде полного набора всех схем построений и перестроений участников программы.

Последовательность действий руководителя выступлений в репетиционном периоде

С момента утверждения сценария начинается практи­ческая работа по его воплощению в жизнь. Реализация задуманных выступлений во многом зависит не только от соответствия содержания перечисленным выше исходным данным, но и от качества работы режиссерско-постано­вочной и административной групп.

В режиссерско-постановочном коллективе основная нагрузка ложится теперь на руководителей различных фрагментов праздника, тренеров-репетиторов и препода­вателей отдельных подразделений. Они разворачивают


 




свою деятельность в условиях либо учебно-тренировочно­го сбора, либо планируют подготовку, ориентируясь на выделенное количество репетиций и заполняя их разучи­ванием составленных по сценарию упражнений, построе­ний и перестроений, постановку всех движений на музы­ку и доведение всего этого до приемлемого зрелищного качества.

Работа с многочисленным составом участников предъяв­ляет особые требования к объему и качеству речи руково­дителя, к его способностям прогнозировать потребное ко­личество времени для овладения теми или иными движе­ниями в сопровождении различного музыкального мате­риала, к его педагогическому багажу и мастерству.

Все это достойно отдельного серьезного исследования, а в основном алгоритм поведения тренера-репетитора во время проведения репетиционного занятия базируется на владении им классическими навыками и умениями пре­подавателя физических упражнений.

Репетиционные занятия могут иметь различную фор­му. Эту форму определяет режиссер фрагмента и зависит она от задач, которые должны быть решены на данном занятии в данный период подготовки.

Групповые репетиции имеют образовательную учебную доминанту. Во время групповых репетиций происходит знакомство участников с музыкальным материалом и дви­гательной партитурой выступления, разучивание всех дви­жений в нужных темпах и ритмах, достижение необходи­мой согласованности и синхронности действий.

Сводные репетиции в большей степени имеют трениро­вочную окраску. К сводной репетиции отдельные группы участников должны подойти с разученной и до опреде­ленного уровня отработанной программой — для того, что­бы основное репетиционное время потратить на постанов­ку взаимодействия этих групп или коллективов во время совмещений выступлений — определяется последователь­ность и моменты появлений участников на исходных по­ложениях, поведение их на подходе к основной площадке и перед зрителями, варианты сольных и фонирующих дей­ствий, способы уходов.

Генеральная репетиция должна приблизить всех участ­ников и всех преподавателей к условиям дня, на который назначено спортивное представление, поэтому вмешатель­ство руководителей в действия участников желательно


сделать минимальным или исключить совсем. В этом слу­чае генеральная репетиция сможет решить свою задачу — продемонстрировать степень готовности всех коллективов и служб к выступлениям перед зрителями и допустить (или не допустить) их к спектаклю.

Успех работы режиссерско-постановочной группы весь­ма ощутимо зависит от условий, в которых эта работа бу­дет проводиться. Сделать эти условия технологически и педагогически комфортными — главная задача для адми­нистративной группы будущего праздника.

Руководитель административной группы сможет эффек­тивно решать все вопросы по обеспечению нормальной подготовки программы выступлений только в том случае, если он знает сценарий праздника так же, как его знает художественный руководитель. Тогда, подбирая работни­ков в свой так называемый штаб подготовки, он сможет быть компетентным и в вопросах организации учебно-тре­нировочного процесса (расписание занятий, эксплуатация репетиционных и основной площадок, их разметка и ра­диоусиление, наличие раздевалок и туалетов для участ­ников и преподавателей, помещений для хранения рекви­зита, условий для отдыха и питания и т.д.), и в изготов­лении элементов художественного оформления и рекви­зита (размещение заказов, получение и доставка костю­мов, репетиционного и «парадного» инвентаря, доставка и монтаж необходимых конструкций), и в координации работы транспорта, и в составлении сметы расходов на проведение этих операций.

Все усилия работников административной группы сле­дует направить на обеспечение полной реализации утверж­денного сценария. Эти усилия должны находиться в рабо­чем подчинении усилиям режиссерско-постановочной груп­пы. Возникающие в ходе подготовительной работы ожидае­мые, а иногда и неожиданные проблемы необходимо пы­таться решать в пользу содержания выступлений. Вынуж­денные же компромиссы, связанные зачастую с экономи­ей средств или с невозможностью уложиться с исполнением заказа в заданные сроки, приводят, как показывает прак­тика, не только к зрелищному, но и к смысловому обедне­нию программы.

В день проведения спортивно-художественного пред­ставления не следует проводить дополнительной репети­ции — это может нарушить эмоциональный фон празд­ничного события. Достаточно будет легкой разминки,


 




подготовки внешнего вида, осмотра костюмов, проверки рабочего состояния реквизита. Работникам администра­тивной группы необходимо иметь с собой на месте выс­туплений запасную обувь, костюмы, инвентарь - волне­ние участников программы иногда становится причиной их неожиданной забывчивости, а предметы для выступ­лений зачастую приходят в негодность при транспорти­ровке, во время решающей разминки или во время много­людного ожидания начала представления на исходных положениях.

В напутственном обращении к участникам весьма уме­стным и вполне достаточным будет пожелание удачи.

После окончания выступления ваших подопечных или после завершения всего представления руководителям необходимо найти возможность поблагодарить всех неза­висимо от их роли в программе, не акцентируя в этот мо­мент внимания на допущенные ошибки.

Благодарность авторов программы к исполнителям — это не только оценка сегодняшнего результата, но и при­знательность за продолжительную подготовительную ра­боту, во-первых, и, во-вторых, - надежда вновь встретить­ся с теми же участниками на занятиях физическими уп­ражнениями, имеющими столь своеобразную и привлека­тельную форму.

Состоявшееся в результате подготовительной работы знакомство с основной идеей сценария, с его музыкаль­ным и двигательным содержанием, с тщательной репети­ционной разработкой каждого момента постановки, с до­стижением максимально возможного уровня качества исполнения всех действий позволяет говорить обо всем этом, как об особой форме занятия физическими упраж­нениями.

Эта форма содействует эстетическому воспитанию за­нимающихся; имеет несколько иную, чем подготовка к чисто спортивным соревнованиям, эмоциональную окрас­ку; она способствует расширению двигательной эрудиции, повышению координационных возможностей и обладает неограниченным диапазоном доступности для любой ка­тегории участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.07 с.)