Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI.1. Гимнастические выступления
Краткая историческая справка Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступлений для популяризации занятий гимнастикой до больших спортивно-художественных представлений, настоящих спектаклей с элементами театрализации. Зрелищные возможности синхронных действий спортсменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовались энтузиастами гимнастики в Европе конца прошлого столетия при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась традиция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехослова-
кии, организовывая знаменитые Спартакиады, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнастические выступления. Позднее в Праге было выстроено специальное спортивное сооружение с огромным полем для проведения финальной части этих Спартакиад, известное всему миру как Страговский стадион. По сей день существуют и пользуются достаточной популярностью Всемирные гимнастрады, регулярно приглашающие к участию в них гимнастов со всего земного шара. В их программу, помимо встреч специалистов, публичных демонстраций современных достижений и новейших методик для обучения этому виду физической деятельности, в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества. В истории развития физической культуры и спортивного движения в нашей стране весьма заметный след оставили физкультурные парады. Проводились они в Москве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы, когда количество участвующих спортсменов превышало сто тысяч человек (парады 1934-36 гг.). В своем развитии физкультурные парады прошли несколько этапов, видоизменяясь и по организации проведения, и по содержанию выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, строгие перемещения по площади с короткими остановками перед главной трибуной, то в дальнейшем зрелище стало представлять собой калейдоскоп отдельных массовых выступлений делегаций различных спортивных обществ или союзных республик со своими собственными вариантами появления и ухода, композициями упражнений, оригинальными предметами и конструкциями.
Совершенно естественным выглядел постепенный переход физкультурных парадов с площади на стадион — на первых порах в виде повторов праздника для большего количества зрителей, а затем и окончательно. В 50-е годы меняется социальная востребованность спортивных зрелищ — начинается эра Спартакиад народов СССР. И полтора десятка спортивно-художественных праздников, связанных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе. Лучшие силы этой школы работали при подготовке и проведении грандиозных праздников открытия и закры- тия VI и ХП Всемирных фестивалей молодежи и студентов, XXII Олимпийских игр, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств. Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных тор- • жеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализатором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения. Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву могли бы возглавить К. Я. Гойлезовский, И. А. Моисеев, И. М. Туманов, которые явно выделялись своими работами на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балетмейстеров. И спорт выдвинул из своей среды немало талантливых людей, понимающих толк в движениях, обладающих эстетическим вкусом и могучими организаторскими способностями. Наиболее известные из них А. Т. Брыкин, А. А. Губанов, М. Т. Окунев, Л. П. Орлов, М. Д. Сегал, Н. П. Серый, Я. Б. Теверовский, В. А. Губанов, Д. К. Осипов, М. А. Закута, М. В. Левин, Б. Н. Петров, Г. Б. Рабиль, В. А. Алексеев, Л. В. Немчик, Е. А. Мельников, В. М. Пашко. Современная социальная потребность в специалистах В настоящее время необходимость подготовки такого рода специалистов остается по-прежнему актуальной хотя бы из-за значительного снижения интереса зрителей к соревнованиям по различным видам спорта. Обрамление соревнований церемониями торжественного открытия и закрытия, запоминающаяся процедура награждения, сюрпризы для болельщиков в ходе соревнований и во время вынужденных или запланированных перерывов - все это работа спортивного режиссера, добротность которой может в какой-то мере помочь вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.
Кроме этого спорт располагает неограниченными возможностями для создания массовых зрелищ на стадионах и спортивных площадках, которые при удачном использовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжетные спектакли.
В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнастический метод» составления и разучивания двигательных композиций, а также особый стиль общения с большими группами участников, культивируемый обычно на академических занятиях основной гимнастикой — условная терминология, строевые команды и распоряжения, специальный методический алгоритм проведения учебно-тренировочного (репетиционного) процесса. Поэтому очень часто в роли режиссеров спортивно-художественных представлений оказываются преподаватели-тренеры по гимнастике. Выразительные средства массовых гимнастических выступлений Выразительные средства массовых гимнастических выступлений — это различные виды физических упражнений, специально оранжированных для того, чтобы они могли с наибольшей степенью зрелищности реализовывать замыслы того или иного сценария. В ряду этих средств находятся всевозможные построения и перестроения, массовые вольные упражнения, упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упражнения, фоновые действия. Построения и перестроения Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), маршруты перемещений участников в такие рисунки, появление коллектива на основной площадке (выход), организованная эвакуация спортсменов с места действия — (уход) — все это требует не только подробного планирования действий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага и всех используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ракурса для обозрения. В этих случаях легко прочитывается и оценивается оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников и их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений). Построения и перестроения так или иначе представлены в каждом выступлении любого коллектива, а для содержа- ния программ знаменных и фонирующих (см. ниже) групп они являются основными выразительными средствами. Массовые вольные упражнения Это, пожалуй, самая популярная составная часть всех массовых представлений, главный компонент любых показательных выступлений, своеобразная «хореографическая» основа спортивного зрелища. Широкий диапазон трудности массовых вольных упражнений — от простейших движений рукой, ногой, туловищем и головой, доступных каждому «практически здоровому» человеку, до мыслимых и немыслимых сочетаний этих движений, доходящих иногда до уровня трюка — позволяет предлагать это средство любым категориям участников.
Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с элементами малой акробатики), и может быть набором обще-развивающих упражнений типа «зарядки». В этом случае зрелищность композиции зависит в большей степени от скорости выполнения отдельных движений, от возможности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции), от соотношения движений различными частями тела, от количества и сочетания «высоких» и «низких» поз, от наличия или отсутствия «контрастных» действий, выполняемых разными группами участников одновременно и т.д. Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характера. Перед автором композиции и участниками-исполнителями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (вода, земля, цветы, деревья, снег, облака, сооружения, механизмы и т.п.). Составляя такие композиции, режиссеры-постановщики направляют свои мысли не только на поиски двигательного или костюмного решения этих задач, но и обращаются к использованию различных спортивных и декоративных предметов. Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновременно оперируют несколько человек). К предметам индивидуального пользования относятся палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлян-
ды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформирующиеся предметы. К групповым предметам следует отнести полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформирующиеся предметы. Если же тот или иной вид спорта можно преподнести на празднике не имитацией, а участием в представлении истинных воспитанников конкретной спортивной специальности, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейбольными, баскетбольными и т.д. Акробатические упражнения Акробатика часто является составной частью массовых вольных упражнений и, тем не менее, к ней следует отнестись, как к особому выразительному средству спортивно-художественных представлений не только в силу ее общепризнанной высокой степени зрелищности, но и потому, что акробатика в состоянии быть представлена в трех самостоятельных ипостасях.
Во-первых, это упражнения пирамидкового характера. Для выстраивания, удержания и разрушения простейших пирамид от участников не требуется специальной акробатической подготовки, а «мозаичный» зрелищный эффект от исполнения этих упражнений с лихвой компенсирует заметную простоту всех двигательных действий. Доступность этого средства для широких категорий участников и своеобразный внешний вид сделали пирамидковые упражнения весьма популярными у авторов спортивных представлений, (Примеры таких упражнений даны на рис. 56). Во-вторых, это акробатические прыжки. Несмотря на то, что соревнования акробатов-прыгунов проводятся на специально изготовленной амортизирующей дорожке, режиссеры-постановщики спортивно-гимнастических выступлений не оставляют надежду представить прыжковую акробатику на естественном стадионном покрытии в массовом исполнении. Трудность упражнений таких воздушных фрагментов остается, конечно, далека от современных достижений этого вида спорта, но сама демонстрация «полетных» возможностей человека без дополнительных приспособлений и синхронное исполнение акробатических комбинаций всегда вызывает глубокое уважение специалистов и теплую реакцию зрителей. В-третьих, это парно-групповая акробатика. Упражнения этого вида спортивной акробатики остаются на сегодняшний день единственным средством, которое позволяет без сооружения опорных конструкций осуществлять переходы от плоскостного изображения событий к «высотному». С применением парно-групповых упраж- ' нений становится позволительным рассуждать об архитектурном своеобразии спортивно-художественных представлений. В роли участников таких фрагментов, так же, как и в предыдущем виде упражнений выступают спортсмены с профессиональной акробатической подготовкой — исполнение прыжковых комбинаций, «балансовых» пирамид и элементов вольтижа базируется на многолетней учебно-тренировочной работе. В композициях массовых выступлений среди других составных частей, как правило, включают пирамидковые упражнения. Пример их дается на рис. 56. В данном случае исполнители — пять юношей. Они составляют рабочую «единицу», которую по фронту и в глубину построения может быть несколько в зависимости от количества участников и отведенного для выступления пространства. Целесообразное расстояние между участниками — 60 см, между колоннами — 5 м, между шеренгами — 4. Вероятно, смысл таких упражнений понятен и комментариев не требуется. Упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах Стремление авторов спортивных праздников «оторваться от земли» — перейти от плоскостных рисунков к вертикальным — привело их в разные годы к созданию оригинальных сооружений, которые с большим успехом использовались и продолжают использоваться при подготовке массовых выступлений.
От простого щита, поднятого несколькими участниками над головой и расположившимся на нем спортсменом, до многоярусной высотной конструкции, именуемой «Белорусской вазой» — таков путь инженерной мысли художников и режиссеров-постановщиков спортивных представлений. Некоторые из этих сооружений служат про-
7-8 7-8
стым каркасом для «появления» больших вертикальных букв или символов, другие, типа «вазы», могут предстать огромным цветком, хлопковой коробочкой, земным шаром, цветущим деревом, расписным кубком, изящной спиралью, мощным фонтаном и т.д. Сама конструкция во время действия полностью прикрывается телами располагающихся на ней участников, которые выполняют поточные упражнения, находясь при этом в самых разнообразных исходных положениях (сидя, лежа, в различных висах, в том числе — завесом вниз головой). Из спортивных снарядов в программах праздников чаще всего используются все виды гимнастического многоборья, а также батуты и мини-батуты. Спортивная гимнастика может быть представлена как с помощью портативных приспособлений (например, гимнастическая палка превращается в низкую перекладину, а два шеста — в параллельные брусья), так и с помощью доставки на место действия настоящих гимнастических снарядов. Модели конструкций этих снарядов должны обладать повышенной устойчивостью, так как все растяжки и крепления в условиях выступлений устанавливать некогда и негде, поэтому внешний вид снарядовой гимнастики в таких условиях не совсем современен. Кроме того, появление и последующее исчезновение с места событий одного или группы снарядов — довольно трудоемкая процедура. Экономя время и силы участников, художники-конструкторы иногда предлагают к использованию сварные металлические платформы, в которые вмонтированы несколько снарядов одновременно. Таким образом становится возможна демонстрация, например, упражнений на параллельных и разновысоких брусьях, на перекладине, на коне — махи с пневматическими опорами, а вынести эту конструкцию на поле стадиона потребуется только один раз. При таких конструкторских решениях разнообразие видов упражнений и оперативность вспомогательных действий повышают зрелищность данного номера программы. Использование в массовых представлениях батутов и мини-батутов всегда является украшением праздника. Зрелищные возможности этого вида спорта весьма широки — этому способствуют динамичность и амплитуда прыжков над сеткой, разнообразие вариантов расположения батутов (в том числе — пирамидой, «надстраивая» их один над другим) и, особенно, синхронность действий нескольких участников. Кроме этого, весьма эффектным выглядит включение в программы спортивных праздников двигательных композиций с использованием цирковой аппаратуры. Огромные качели, лопинги, ренские колеса, воздушная гимнастика — все это не только уместно для демонстрации на спортивных сооружениях, но и открывает новые возможности для творческой фантазии авторов спортивных спектаклей. Поточные упражнения Это название предполагает последовательное исполнение разными группами участников подобных друг другу (или просто одинаковых) движений. Такой поток может быть включен и в массовые вольные упражнения, и в акробатические сюиты, и в упражнения на снарядах в виде короткого фрагмента. А иногда из поточных упражнений составляются законченные композиции, и они подаются как отдельный номер программы. Наиболее эффектен в этих случаях плотный «связанный» строй (участники всевозможными способами переплетают руки). Сюрпризом для зрителей выглядит подключение к исполнению поточных упражнений участников художественного фона (см. далее). А когда режиссерам удается найти удачные сочетания движений в поточных упражнениях на высотной конструкции, в плоскостном рисунке из участников на основной площадке и на трибуне художественного фона одновременно, тогда авторы этих композиций вправе считать, что они приближаются к созданию двигательной симфонии — заветной мечте создателей массовых двигательных выступлений. Фоновые действия Перечисленные виды двигательных действий могут быть представлены в содержании выступлений всех участников массовых сцен, когда все выполняют одни и те же движения одновременно, а могут быть сконцентрированы по месту действия и по количеству участвующих в этих действиях так называемых солистов. Роли выступающих в этих случаях разделяются по крайней мере на два плана — появляются сольные группы и группы фоновых действий. Фоновые действия следует разделять на композиции упражнений для групп «поддержки», которые сопровождают выступления различных сольных групп на площадке, и на программу работы для участников художественного фона, располагающихся во время представления на специальной трибуне с набором фонирующих флажков и другого реквизита. Вспомогательные действия групп сопровождения на поле зависят обычно от количественного соотношения солирующих и фонирующих участников. Задача фонирую-щей группы — преподнесение сольного коллектива и возможное украшение его номера при помощи собственных действий. В настоящее время стало весьма популярным выделять для решения таких задач специальную категорию участников, которую так и называют — фонирующая группа. Эта группа может быть достаточно многочисленной по составу, иметь при себе несколько наименований различного реквизита и выполнять роль своеобразного кордебалета для всех эпизодов программы. Участники этой группы все время представления находятся на площадке и в зависимости от характера выступлений и количественного состава сольных коллективов выполняют различные действия — расположение в условном рисунке, последовательные перемены рисунков, перемены поз в обрамляющих солистов рисунках, упражнения в различном строю. Чаще всего фонирующая группа превышает сольные группы по своему количественному составу, поэтому опытные постановщики стремятся составлять двигательные композиции для фоновых действий в сдержанном темпе, с ограниченным количеством упражнений и перемещений, стараясь сделать их сочетаемыми с выступлениями солирующих коллективов. Кроме того, в различных эпизодах представления, фонирующая группа может оказаться самостоятельным коллективом и тогда она выступает с сольным номером. Художественный фон на трибунах — это живой экран, осуществляющий могучую смысловую поддержку всему происходящему на основной площадке. В различные моменты спортивно-художественного представления художественный фон может превратиться в поясняющие строчки либретто, в рисованные иллюстрации происходящего на поле, в одну из огромных групп участников праздника
со своими собственными упражнениями и, наконец, может взять на себя задачу создания художественного образа, вокруг которого будут развиваться дальнейшие события. Участники художественного фона на протяжении всей программы находятся на специальной трибуне, имея строго закрепленное персонально за каждым рабочее место и манипулируя по распоряжениям режиссера набором цветных флажков, кусочками рисованного панно, элементами своего костюма, фонариками, зеркалами и другими предметами, которые могут оказаться уместными в реализации того или иного сценария. Содержание программы для участников художественного фона и последовательность их действий — предмет совместной работы художника и режиссера. Технология же действия при составлении такой программы, методические приемы для оживления экрана до уровня мультипликации, особенности репетиционной работы с художественным фоном — это большой отдельный разговор и мы отсылаем интересующихся читателей к специальной литературе. Таким образом, будущий руководитель массового спортивного представления располагает довольно мощным набором выразительных средств, которые возможно и необходимо использовать при составлении сценария представления после получения социального заказа. Последовательность действий руководителя выступлений в предрепетиционном периоде Социальный заказ на подготовку и проведение спортивно-художественного зрелища определяет идею и тему готовящегося представления. Кроме этого, прежде чем приступить к работе, руководителю подготовки необходимо выяснить некоторые исходные данные, от которых целиком будет зависеть содержание сценария. В их число входят: сроки сдачи спортивного спектакля и, соответственно, сроки для его подготовки; место проведения праздника; состав будущих участников по количеству, возрасту, полу, уровню двигательной подготовленности; материально-финансовые возможности организации-заказчика. Каждая из этих позиций может оказать весьма существенное влияние на разработку содержательной стороны сценария: несколько дней на размышления авторам или несколько месяцев? комфортабельное для зрителей спортивное сооружение, в котором предполагается проведение представления или это обычный спортивный зал? в качестве участников приглашаются танцевальные и спортивные коллективы или это обычная молодежь из средних и высших учебных заведений? какие средства намерена организация потратить на подготовку - можно ли фантазировать о декорациях, художественном свете, спецэффектах, реквизите или все ограничится приобретением единой спортивной формы в облегченном варианте? Все это необходимо выяснить как можно быстрее, потому что руководитель должен немедленно заняться составлением сценарного плана. На этом этапе достаточно определиться с программой выступлений, которая, во-первых, реальна в предложенных условиях, и, во-вторых, интересна для зрителя. Появляющаяся в результате размышлений авторов программа спортивных выступлений сама по себе предполагает некую последовательность событий на площадке и порядок чередования номеров в зависимости от количества вовлекаемых участников, наличия или отсутствия реквизита, динамичного или статичного характера возможных упражнений и т.д. Избранная же авторами тема представления должна определить некую сюжетную линию, обрамленную прологом и эпилогом и подчиняющуюся законам драматургии. И если появляются возможности корректного объединения имеющихся выразительных средств с намечающимся сюжетом, если доступные элементы оформления и авторская концепция помогут созданию художественного образа, то программа спортивных выступлений получает легко прочитываемую зрителем логику совершающихся действий, а у режиссеров-постановщиков появляются шансы превратить массовое спортивное зрелище в тематический спектакль. После составления сценарного плана необходимо приступить к разработке другого плана — композиционно-постановочного. Это окончательные варианты точно рассчитанных схем, необходимых по сценарному плану рисунков (построений) и маршрутов перемещений в эти рисунки всех участников программы (перестроений). Удобнее всего выполнять эту работу с использованием миллиметровой бумаги или макета площадки с объемным изображением участников (фишки, спички, гильзы и т. п.).
Уже на этапе составления сценарного плана и в ходе поисков наиболее удачных рисунков и перестроений руководителю выступлений приходится постоянно размышлять над музыкальным оформлением его программы. Содержание и характер избираемого музыкального материала во многом определяют успех будущей постановки. В этом смысле спортивно-художественное представление сродни искусству балета, народного танца, пантомимы, цирка — движение, положенное на музыку с минимальным объемом сопроводительного текста или при полном ei о отсутствии. Желательно, чтобы музыкальное сопровождение всех фрагментов программы с одной стороны «разъясняло» бы общий сценарий и было выдержано в некоем едином стиле, а с другой стороны оказалось бы соответствующим уровню двигательной подготовленности участников всех массовых сцен по своему темпу, ритму, фразировке. Подбор, редактирование и окончательная запись музыкальных фонограмм требует студийных условий и специальных профессиональных знаний и умений от человека, приглашаемого на роль музыкального руководителя. Обычно в этой роли выступают звукорежиссеры, музыкальные редакторы, композиторы. Подготовленный музыкальный сценарий позволяет приступить к самой волнующей в творческом отношении операции — к составлению упражнений. Зрителя всегда восхищают синхронность действий участников, соответствие этих действий музыкальному материалу, смысловая нагрузка происходящего в данный момент представления. Поэтому, после выявления ритмической фигуры дого музыкального фрагмента, подбираемые, составляемые или придумываемые движения, во-первых, должны этой фигуре полностью подчиняться, во-вторых, быть доступными для синхронного исполнения данной группой участников, в-третьих, нести, по возможности, тематическую окраску. Последнего можно добиться не только за счет характера самих упражнений, но и за счет различных средств художественного оформления. Разработка эскизов костюмов, макетов инвентаря и реквизита, элементов художественного оформления площадки для выступлений, мест для зрителей и прилегаю- щего к основному сооружению пространства - это основное содержание плотного сотрудничества с художником программы и следующий по последовательности этап работы руководителя всей подготовки. Совершенно очевидно, что результаты работы на этом этапе находятся в прямой зависимости не только от творческого потенциала режиссерско-постановочной группы, но и от финансовой поддержки всего мероприятия организацией-заказчиком. Наступает момент, когда все перечисленные операции в работе художественного руководителя должны быть изложены на бумаге в сценарии всего праздника или выступления отдельной группы участников. Обычно сценарий состоит из трех частей. В первой части подробно описывается основная площадка праздника, размеры и способы разметки, фактура и состояние ее покрытия, размеры и содержание элементов художественного оформления, в том числе костюмов и реквизита участников, находящихся на видимых зрителю исходных положениях, расположение и количество участников художественного фона. Вторая часть — это литературное описание всех предполагаемых событий. Образность изложения, убедительность и простота текста во многом влияют на одобрение предлагаемого зрелища или на победу этого варианта в конкурсе сценариев. В третьей части сценария представляется композиционно-постановочный план в виде полного набора всех схем построений и перестроений участников программы. Последовательность действий руководителя выступлений в репетиционном периоде С момента утверждения сценария начинается практическая работа по его воплощению в жизнь. Реализация задуманных выступлений во многом зависит не только от соответствия содержания перечисленным выше исходным данным, но и от качества работы режиссерско-постановочной и административной групп. В режиссерско-постановочном коллективе основная нагрузка ложится теперь на руководителей различных фрагментов праздника, тренеров-репетиторов и преподавателей отдельных подразделений. Они разворачивают
свою деятельность в условиях либо учебно-тренировочного сбора, либо планируют подготовку, ориентируясь на выделенное количество репетиций и заполняя их разучиванием составленных по сценарию упражнений, построений и перестроений, постановку всех движений на музыку и доведение всего этого до приемлемого зрелищного качества. Работа с многочисленным составом участников предъявляет особые требования к объему и качеству речи руководителя, к его способностям прогнозировать потребное количество времени для овладения теми или иными движениями в сопровождении различного музыкального материала, к его педагогическому багажу и мастерству. Все это достойно отдельного серьезного исследования, а в основном алгоритм поведения тренера-репетитора во время проведения репетиционного занятия базируется на владении им классическими навыками и умениями преподавателя физических упражнений. Репетиционные занятия могут иметь различную форму. Эту форму определяет режиссер фрагмента и зависит она от задач, которые должны быть решены на данном занятии в данный период подготовки. Групповые репетиции имеют образовательную учебную доминанту. Во время групповых репетиций происходит знакомство участников с музыкальным материалом и двигательной партитурой выступления, разучивание всех движений в нужных темпах и ритмах, достижение необходимой согласованности и синхронности действий. Сводные репетиции в большей степени имеют тренировочную окраску. К сводной репетиции отдельные группы участников должны подойти с разученной и до определенного уровня отработанной программой — для того, чтобы основное репетиционное время потратить на постановку взаимодействия этих групп или коллективов во время совмещений выступлений — определяется последовательность и моменты появлений участников на исходных положениях, поведение их на подходе к основной площадке и перед зрителями, варианты сольных и фонирующих действий, способы уходов. Генеральная репетиция должна приблизить всех участников и всех преподавателей к условиям дня, на который назначено спортивное представление, поэтому вмешательство руководителей в действия участников желательно сделать минимальным или исключить совсем. В этом случае генеральная репетиция сможет решить свою задачу — продемонстрировать степень готовности всех коллективов и служб к выступлениям перед зрителями и допустить (или не допустить) их к спектаклю. Успех работы режиссерско-постановочной группы весьма ощутимо зависит от условий, в которых эта работа будет проводиться. Сделать эти условия технологически и педагогически комфортными — главная задача для административной группы будущего праздника. Руководитель административной группы сможет эффективно решать все вопросы по обеспечению нормальной подготовки программы выступлений только в том случае, если он знает сценарий праздника так же, как его знает художественный руководитель. Тогда, подбирая работников в свой так называемый штаб подготовки, он сможет быть компетентным и в вопросах организации учебно-тренировочного процесса (расписание занятий, эксплуатация репетиционных и основной площадок, их разметка и радиоусиление, наличие раздевалок и туалетов для участников и преподавателей, помещений для хранения реквизита, условий для отдыха и питания и т.д.), и в изготовлении элементов художественного оформления и реквизита (размещение заказов, получение и доставка костюмов, репетиционного и «парадного» инвентаря, доставка и монтаж необходимых конструкций), и в координации работы транспорта, и в составлении сметы расходов на проведение этих операций. Все усилия работников административной группы следует направить на обеспечение полной реализации утвержденного сценария. Эти усилия должны находиться в рабочем подчинении усилиям режиссерско-постановочной группы. Возникающие в ходе подготовительной работы ожидаемые, а иногда и неожиданные проблемы необходимо пытаться решать в пользу содержания выступлений. Вынужденные же компромиссы, связанные зачастую с экономией средств или с невозможностью уложиться с исполнением заказа в заданные сроки, приводят, как показывает практика, не только к зрелищному, но и к смысловому обеднению программы. В день проведения спортивно-художественного представления не следует проводить дополнительной репетиции — это может нарушить эмоциональный фон праздничного события. Достаточно будет легкой разминки,
подготовки внешнего вида, осмотра костюмов, проверки рабочего состояния реквизита. Работникам административной группы необходимо иметь с собой на месте выступлений запасную обувь, костюмы, инвентарь - волнение участников программы иногда становится причиной их неожиданной забывчивости, а предметы для выступлений зачастую приходят в негодность при транспортировке, во время решающей разминки или во время многолюдного ожидания начала представления на исходных положениях. В напутственном обращении к участникам весьма уместным и вполне достаточным будет пожелание удачи. После окончания выступления ваших подопечных или после завершения всего представления руководителям необходимо найти возможность поблагодарить всех независимо от их роли в программе, не акцентируя в этот момент внимания на допущенные ошибки. Благодарность авторов программы к исполнителям — это не только оценка сегодняшнего результата, но и признательность за продолжительную подготовительную работу, во-первых, и, во-вторых, - надежда вновь встретиться с теми же участниками на занятиях физическими упражнениями, имеющими столь своеобразную и привлекательную форму. Состоявшееся в результате подготовительной работы знакомство с основной идеей сценария, с его музыкальным и двигательным содержанием, с тщательной репетиционной разработкой каждого момента постановки, с достижением максимально возможного уровня качества исполнения всех действий позволяет говорить обо всем этом, как об особой форме занятия физическими упражнениями. Эта форма содействует эстетическому воспитанию занимающихся; имеет несколько иную, чем подготовка к чисто спортивным соревнованиям, эмоциональную окраску; она способствует расширению двигательной эрудиции, повышению координационных возможностей и обладает неограниченным диапазоном доступности для любой категории участников.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.07 с.) |