Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы оздоровительной гимнастикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно толковому словарю, методология — совокупность методов, применяемых в отдельных науках.* Принципиально, методология базируется на определенных теоретических концепциях, обосновывающих систему специальных воздействий на объект (здесь — человека) для достижения поставленной им цели (здесь, например, формирования физических кондиций и овладения техникой оздоровительного дыхания, и т. п.). Значит и сама методология представляет собой обоснование неких технологий — что отличает ее от теории как совокупности обобщенных взглядов или постулатов, вовсе не обязательно связанных с практикой, подтвержденных ею и дающих высокие результаты. Методология всегда практично-прикладна в своей реализации. Поэтому она есть система научно обоснованных и органически взаимосвязанных способов достижения установленной цели (решения задачи), применяемых по определенным правилам и обязательно с адекватными средствами. Методология всегда предметна. Можно назвать этим словом «подготовку олимпийского чемпиона», но чемпион-гимнаст и чемпион-штангист используют разные методологии подготовки. В чем-то они могут быть похожи, возможно даже какое-то повторение отдельных элементов в системах подготовок разных спортсменов, но и в целом, и по частям, и по закономерностям их взаимосвязей методологии отличаются специфичностью. Потому-то методология — это не механическая совокупность, а система, т. е. строение, имеющее определенный особый состав и функциональные взаимосвязи образующих частей и элементов. И методология оздоровления, базирующаяся на гимнастике, отличается системностью. Если построить идеализированную модель здорового человека, к реализации которой должны стремиться любые системы оздоровления, то она включит четыре, вероятно главных, блока: I — абсолютное здоровье, II — надежный двигательный потенциал, III — устойчивый комп- * Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 18 п/р Н. Ю.Шведовой. М. Русский язык, 1986. С. 300.
леке психических качеств, не имеющих патологий, IV — интеллект как системный инструмент управления образующими блоками и системой в целом. Подчеркнем, что выделение данных блоков модели делается здесь исключительно с аналитическими целями; весь смысл модели и принципиальной возможности ее функционирования предопределены именно единством ее составных частей. Отсутствие любого из блоков или связей между ними исключает правильное представление как о модели, так и о системе ее реализации, т. е. уже и о технологии психофизического совершенствования. Причем, какая-либо компенсация исключена.
Конечно, такая модель — гипотетична, возможность даже частичной реализации ее зависит прежде всего от состояния индивидуума, и построение конкретной технологии оздоровления должно быть скорректировано в зависимости от натурального состояния каждой значимой характеристики занимающегося. Тем не менее, этому должно предшествовать построение обобщенной методологии, определяющей задачи, основные группы средств, возможности их раздельного и комплексного воздействия, результирующего эффекта, методы использования, способы контроля, коррекции и оценки результатов. Поэтому, прежде чем рассматривать непосредственно методологию оздоровления, необходимо проанализировать факторы и те их взаимосвязи, которые предопределяют возможность и надежность достижения цели оздоровления и надежность сформированной здоровой личности. Как показано на схеме 3, целью оздоровительных воздействий на конкретную личность является обеспечение ее жизнедеятельности, т. е. способностей к многообразию видов деятельности, обусловленных необходимостью существования в определенных природных и социальных условиях, а также выполнения трудовых операций бытового и профессионального характера. Такие воздействия осуществляются через функциональные системы организма, являющиеся ведущими в осуществлении жизнедеятельности: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, двигательную, выделительную, эндокринную, а также зрительную и слухоречевую. Последнее весьма важно, т.к. человек незрячий или «глухонемой» или имеющий глубокие пато- логические нарушения зрения и слуха, по сути, живет в иной системе жизнедеятельности, но оздоравливать его надо... Уровни развития этих систем, наличие и степень их заболеваний предопределяют, какие оздоровительные воздействия принципиально возможно и целесообразно допустить по отношению к человеку: педагогические или только медицинские, и какие конкретно должны быть адекватны функциональному состоянию. Именно они диктуют выбор медицинских показаний и ограничений, режимов труда и отдыха, питания, фармакологических добавок и т. д., и т. п.
Уровень развития и дееспособности всех перечисленных выше функциональных систем напрямую связаны с физической сферой человека: ее целостностью, наличием и уровнями развития физических (двигательных) качеств и (весьма важно!) умениями их реализовать все в тех же: природных, бытовых, профессиональных, социальных условиях. Конечно, например, при целостной костно-мышечной системе уже имеются какие-то уровни развития силы, гибкости и быстроты, заложенные Природой — и это предопределяет наличие связей физических качеств (проявляющихся периферийно в мышцах) с нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной системами. Одного без другого не бывает. Однако важно, что целостность функциональных систем и отсутствие патологических нарушений изначально предопределяет саму возможность проявления физических качеств, но совершенствование этих систем и их дееспособность обеспечиваются и лимитируются именно физическими качествами, которые, в свою очередь, улучшаются за счет педагогических, т. е. специально подбираемых и управляемых воздействий. В нормальном педагогическом процессе нельзя воздействовать на человека, минуя его психическую сферу, под которой понимается совокупность психических свойств и способностей к самоорганизации в адекватных психических реакциях на внешние и (или) внутренние побуждения. В специальных научных исследованиях получены результаты, свидетельствующие о большой значимости комплекса психических свойств человека и особенностей каждого из них не только в восприятии и отражении окружающего мира, но и в конкретном «поглощении» и «ути- лизации» оказываемых на него воздействий воспитывающего, образовывающего и развивающего характеров (Блу-дов Ю. М., Генов Ф., Ивойлов А. И., Клименко В.В., Козлов Е. Г., Колюхов В.Г., Мерлин В. С, Небылицын В. Д., Родионов А. В., Стивене С, Теплов Б. М., Черникова О. А. и др.). Показано, например, что подбор и вся методика использования средств подготовки и управления нагрузками в гимнастике теснейшим образом связаны с типологическими особенностями нервной системы занимающихся — тоже природными индивидуальными психическими свойствами личности (Ю. В. Менхин, О. А. Майкова). Однако при этом, вероятно, важнейшую роль в исходном отношении к самоусовершенствованию, и ко всему тому, что происходит в развернутой динамике этого процесса, и к его результатам — играет осознанность необходимости, должная мотивация своей оздоравливающей деятельности и ее организации. Но для этого необходим определенный интеллект. Интеллект определяется как мыслительные способности человека и в разных языковых источниках трактуется как «понимание, понятие» (франц. intellect) или «ощущение, восприятие, разумение, рассудок, познание» (лат. intellectus) и др.* Некоторые считают, что интеллект — это врожденное свойство личности и «поэтому его нельзя совершенствовать». Но, во-первых, врожденные качества совершенствуются так же, как и приобретенные. Во-вторых, внимательное осмысливание каждого из вышеприведенных определений интеллекта покажет, что любое из свойств, лежащих в его основе, имеет свои условные уровни, через которые в процессе жизни (даже вне зависимости от наличия тех или иных педагогических воздействий) проходит человек, приобретая опыт жизни в окружающей среде. В-третьих, нормальные педагогические воздействия на нормального человека всегда приводят к улучшению мыслительных способностей — что четко прослеживается на зарегистрированных взаимосвязях корковых процессов и результатов профессиональных действий (Павлов И. П., Пуни А. Ц., Коссов Б. Б., Дикунов А. М., Виноградов М. В., Белкин А. А., др.). В-четвертых, для лучшего понимания значения интеллекта в оздоровительно-развивающей гим-
* Словарь иностранных слов. Спец. науч. ред. А. В. Боброва: Цитадель, 1997.
настике имеет смысл обратиться к естественным основам этого важнейшего психического качества личности. Естественно-биологической основой интеллекта являются известные физиологические процессы, отражающие свойства высшей нервной деятельности: лабильность, сила и концентрация возбуждения и торможения в коре головного мозга, глубина и широта охвата одних участков при одновременной заторможенности других, способности к дифференцированию внешних раздражителей и дифференцированным действиям. В нормальном организме все эти процессы управляемы и тренируемы. В свое время К. Д. Ушинский охарактеризовал ум как хорошо организованную систему знаний. Это значит, что развитие этого качества связано с усвоением, постоянным расширением и пополнением знаний, укладыванием в мозгу в определенную систему, и воспитанием умений целесообразно пользоваться знаниями в разнообразных условиях жизни. Применительно к рассматриваемой области — оздоровительной гимнастике, правомерно добавить, что в ней интеллект реализуется в формировании адекватной мотивации, в умении построить рациональную систему оздоровительно-развивающих мероприятий, критически оценивать оперативные и итоговые результаты и вносить адекватные коррективы. Но это значит, что в конечном счете любые оздоровительные воздействия затрагивают все четыре выделенные нами сферы: функциональную, физическую, психическую и интеллектуальную. Обязательно должны затрагивать в качестве целостной системы воздействий (хотя и с приоритетом одних над другими на отдельных этапах процесса совершенствования). При этом психофизическое оздоровление следует рассматривать не столько как процесс физического упражнения, «совершенствующий тело», сколько как социально-педагогическую систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, определенные морально-этические восприятия их, потребность в здоровом образе жизни и соответствующее построение ее содержания и режима, регулярную активность в использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления — в целом обеспечивающих активность жизненных позиций и осознанность своей личностной значимости и социальной полезности.
В соответствии с такими отправными положениями общетеоретические и общеметодологические принципы оздоровительно-развивающего направления физической культуры, и в частности — оздоровительной гимнастики, трансформируются в определенные условия, непременное соблюдение которых может дать существенные положительные результаты, Как показывают специальные исследования (И. А. Анохина, Е. Ю. Гапоненко, Ю. В. Менхин, Л. В. Попадьина и др.), результаты процесса оздоровления до 92-94% оказываются зависимыми именно от правильности выбора и правильности применения педагогических воздействий. При этом наиболее значимыми оказываются: 1) выбор оздоровительного воздействия в зависимости от наличия и степени функциональных отклонений в состоянии здоровья; 2) индивидуальное отношение к смысловому содержанию и характерным особенностям выбранного вида и средства оздоровления; 3) величина нагрузки, объективно содержащаяся в используемом оздоровительном воздействии; 4) психофизическая нагрузочность, т. е. переносимость занимающимися предложенной нагрузки; 5) рациональное сочетание и комбинации различных оздоровительных воздействий; 6) согласованность характера и величин нагрузки с Конкретное методическое преломление этих основ в оздоровительных технологиях рассматривается в соответствующих главах далее. Здесь же отметим некоторые принципиальные особенности перечисленных положений. Для большей наглядности используем схему 4. Первое высказанное положение воспринимается как вполне естественное и как будто не требует особых пояснений. Однако важно подчеркнуть следующее. Состояние функциональных систем является тем «первичным» фактором, от которого зависит практически все оздоровление: от принципиальной возможности до результатов. Если исходить из философской догмы «бытие определяет сознание», то именно функциональное состояние определяет отношение индивида к самой необходимо-
сти, оздоровления. Эта необходимость должна подкрепиться осознанностью возможности и вероятной результативности оздоровления. В целом они составляют первый уровень мотивации, которая обеспечит возникновение активно-пассивного интереса к оздоровлению вообще и выбору того или иного вида и конкретного средства. Этот момент следует иметь в виду особо, поскольку весьма редко встречаются люди, которым все равно: бегать ли трусцой или выполнять ритмические комплексы, заниматься йогой или моржеванием и т. п.
Активно-пассивное отношение к оздоровлению отличается недостаточной уверенностью в целесообразности затрат времени и энергии (а часто и материальных) и связано с привыканием к особым (не всегда комфортным) условиям, а также, как правило, с отставленным во времени проявлением результативности занятий. Поэтому здесь требуется особый подход в определении и форм, и содержания, и характера, и уровней нагрузки, и способов стимулирования. Именно поэтому подбор средств и методов, режимов их использования — должны постоянно подкреплять интерес к занятиям и постепенно трансформировать мотивацион-ную схему «очень надо — не хочу, но делаю» на «надо — очень хочу — делаю с удовольствием и еще хочу». И хотя всякий вид оздоровления требует определенного труда, здесь, в отличие от спорта, осознанность необходимости и полезности занятий должна обеспечиваться удовольствием. А это значит, что именно такой критерий должен использоваться при выборе вида оздоровления и рационального сочетания или комбинаций различных оздоровительных воздействий. Вероятно понятно, что юноша, имеющий лишний вес тела и из-за этого с трудом пробегающий 30 м, вряд ли будет испытывать удовольствие от бега трусцой, но скорее всего испытает наслаждение от сознания того, что сумел это сделать (!) после того, как «приведет себя в порядок» с помощью общеразвивающих и игровых упражнений в сочетании с особым образом построенным режимом питания. А другой будет рад уже от того, что на занятиях справляется с трудными атлетическими упражнениями, и где-то в подсознании у него зародится уверенность, что он сможет справиться и с продолжительными беговыми упражнениями, которые он пока недолюбливает... Постоянные занятия девушек ритмической гимнастикой могут и надоесть и не дадут возможного развивающего эффекта именно за счет адаптации (привыкания), но в сочетании с плаванием, гидрогимнастикой и играми окажутся самым действенным средством оздоровления и агитации за него. Так или иначе, все воздействия (даже при групповой организации) замыкаются на личности занимающегося. А это значит, что использование любых оздоровительных воздействий должно согласовываться с индивидуальными биоритмами и состоянием окружающей среды.
По данному вопросу имеется интересная литература, к сожалению содержащая мало научных фактов, и поэтому ей не очень доверяют. Тем не менее, на основании специальных исследований можно утверждать, что на оздоровительный эффект занятий влияют даже лунные фазы. Вот как это выглядит в схематическом выражении по реакциям сердечно-сосудистой и нервной систем занимающихся по данным Л. В. Попадьиной (1999 г.). Как следует из схемы, функциональные сдвиги в организме при одной и той же нагрузке в разные лунные фазы не одинаковы. Наибольшие сдвиги происходят тогда, когда занятия приходятся на фазу убывающей Луны. Это можно объяснить предположительно тем, что компенсаторные механизмы в этот период находятся в подавленном состоянии, и человеку трудно справляться с любой нагрузкой. Но в таком случае при работе с ослабленным контингентом следует либо предельно уменьшить психофизическую нагрузку, либо совсем избегать ее (что, по нашему мнению, менее целесообразно в связи с необходимостью соблюдения цикличности и непрерывности оздоровления). В то же время при работе с подготовленными занимающимися этот фактор с успехом можно использовать в качестве затрудняющего деятельность, а значит требующего задействования некоторых функциональных резервов, активизирующих деятельность организма и стимулирующего его совершенствование. В новолуние реакция на все виды нагрузки выражена минимальными функциональными сдвигами. Это позволяет полагать, что, с одной стороны, в данный период имеются благоприятные условия для проявления высокого уровня работоспособности и восстановления, а с другой стороны, здесь возможно использование относительно более высоких нагрузок в занятиях с любыми контингентами. Не однозначны сдвиги в организме и при использовании в разные лунные фазы разных оздоровительных видов воздействий. Например, при большой нагрузке в занятиях йогой, восточными видами гимнастики и закаливанием — функциональные изменения оказываются значительно меньшими, чем при занятиях ритмической гимнастикой, атлетизмом и оздоровительным бегом. При малой нагрузке занятия ритмической гимнастикой, атлетизмом и бегом вызывают в функциональных системах большие изменения в фазе убывающей Луны, чем в фазе новолуния. Но и средняя нагрузка приводит к большим изменениям в фазе убывающей Луны по сравнению с новолунием при использовании «любых» оздоровительных средств. Выше сказано о зависимости эффективности средств оздоровления от проявляемого к ним интереса занимающихся. В этой связи следует отметить, что и различные функциональные системы одного и того же человека практически однозначно реагируют на определенные виды оздоровительных воздействий, но на разные виды их реакции не одинаковы. Этим и нужно пользоваться, более точно подходя к выбору средств и методов их использования в оздорови-
тельных целях на основе индивидуальных особенностей занимающихся. Методические принципы занятий оздоровительно-развивающей направленности На основании обобщения теоретико-методических основ оздоровления и анализа результатов их внедрения в практику правомерно выделить следующие основные методические принципы занятий гимнастикой оздоровительно-развивающей направленности: необходимость, целесообразность, адекватность воздействий, комплексность воздействий, рациональность построения, управляемость нагрузки, стимулирование интереса. Необходимость занятий физическими упражнениями оздоровительно-развивающей направленности предопределена состоянием функциональных систем и психофизической подготовленности, а также осознанностью стремления к их улучшению. В целом именно эти два фактора и предопределяют приход человека в оздоровительную физическую культуру. При любом, даже самом лучшем, состоянии функций организма требуется системное применение специальных средств психофизического воздействия (физических упражнений различного характера и содержания), позволяющее продлить такое состояние, эффективно и неущербно использовать в специфической деятельности профессионального или спортивного характера, создавать предпосылки для достижения более высокого уровня совершенства. Без осознанности такой необходимости и вероятностно-положительного влияния применяемых мероприятий оздоровительного эффекта достичь попросту нельзя ни начинающему физкультурнику, ни спортсмену. Формированию осознанности необходимости оздоровления и должны быть подчинены любые доступные средства, которыми в большом достатке располагают педагогика и психология физического воспитания. Целесообразность оздоровления даже в значительной мере определяется вышеназванными причинами. Но сами по себе они не обосновывают обращение именно к оздоровительно-развивающему направлению, а не, например, к санаторно-курортной форме оздоровления, ни тем более к каким-либо видам оздоровительной гимнастики. Поэтому целесообразность обращения к оздоровлению и выбор того или иного вида его определяется в большей мере совпадением определенных признаков психофизического состояния человека и возможностей влияния на них конкретного вида оздоровления, в свою очередь располагающего тоже определенными признаками (свойствами). Например, совершенно различны свойства статических и динамических силовых упражнений, растягивающих и беговых и т. д., и т. п. Безусловно, целесообразность оздоровления, предпочтительный его вид и форму лучше установит врач, но рекомендации по выбору конкретного средства, методов его использования и некоторых условий — более профессионально сделает специалист в области физического воспитания. Поэтому необходимо их тесное сотрудничество. Адекватность выбора направления и вида оздоровления, кроме перечисленных выше причин, зависит (по порядку) от интереса, желания заниматься именно этим видом упражнений и его соответствия смысловому содержанию цели занятия. Интерес возникает под влиянием субъективных причин (нравятся прыжки на батуте или ритмические упражнения под музыку, хорошо быть «таким же ловким» и т. п.) и объективных причин (телевизионная демонстрация «истинных возможностей того или иного вида упражнений в обеспечении здоровья или признаков двигательного совершенства), привлекательности внешнего оформления или атрибутики какого-либо занятия, и т. д.). Все ■ это — созерцательность. Для появления желания, кроме интереса, требуется не только осознанность возможности оздоравливаться и относительно быстрой результативности занятий, но и привлекательности форм и характера деятельности, а также внешних сопутствующих признаков ее: красивости, изящности, комфортности условий, соответствующих вкусу. Но для сохранения желания плюс ко всему этому необходима фактическая результативность занятий. Без нее возникают сомнения и в целесообразности, и в необходимости занятий, и в адекватности избранного вида. Хорошо еще, если отсутствие или небольшая результативность обусловлены не совсем удачным или вообще неудачным выбором вида оздоровления, который оказался не соответствующим индивидуальным особенностям занимаю-
щегося. Это, кстати, очень часто бывает, когда индивидуальный подход поглощается групповым способом организации занятий. Тогда еще остается возможность исправить ошибку и подобрать более эффективный способ. Но часто, особенно на начальных этапах занятий, разочарованность оказывается столь велика, что всякое желание заниматься пропадает со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Вот почему крайне важно на каждый ближайший период ставить задачи таким образом, чтобы их можно было решить, подбирая средства, которые бы в максимальной мере удовлетворяли занимающегося по способу применения, содержанию, внешним признакам, но одновременно требуется постоянное поощрение его успехов хотя бы в малом и за счет этого формирование осознанности полезности и результативности занятий. С другой стороны, сам тренер-преподаватель должен анализировать с разных позиций адекватность применяемых средств, критически оценивать их эффективность и свою роль в ее обеспечении, и естественно, вносить соответствующие коррективы. Комплексность воздействий, как методический принцип, предполагает по возможности одновременное влияние на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект. Что касается психофизической сферы, то ее составляющие, по сути, неотделимы (почему вдруг и оказывается возможным употребить такой объединяющий термин): даже во время электростимуляционного воздействия на мышцы, вроде бы исключающего влияние сознания на степень мышечного напряжения, психика все равно оказывается задействованной хотя бы на уровне созерцательной оценки происходящего. Поскольку всякое физическое упражнение, направленное на мышечную систему, одновременно затрагивает и психику занимающегося, поскольку она находит отражение в результативности психических процессов: активности мышления и поведения, анализе задач, установок и условий их выполнения, течения реализации, а также в коррекции и оценке результативности, то в целом физическое упражнение управляется интеллектом. Но, в свою очередь, упражнение стимулирует совершенствование интеллекта как инструмента сознательного управления двигательной деятельностью. Функциональные системы реагируют на воздействия существенными сдвигами только при сильных раздражителях. В качестве них выступают большой объем двигательных действий и их концентрированность в единицу времени (интенсивность), большая продолжительность работы, физическая трудность и психическая напряженность упражнения, насыщенный режим деятельности и повторность нагрузки при разных степенях восстановленное™ функций и т. д. Как показывают специальные исследования, именно комплексное воздействие нагрузки приводит к наилучшему совершенствованию функций, физических качеств и двигательных способностей. Это, однако, не значит, что во что бы то ни стало нужно обрушивать на занимающегося всю сумму факторов. Напротив, умелое сочетание их, выбор наилучших вариантов соединений и постоянное варьирование соответственно динамике разных показателей состояния организма — является залогом соответствия применяемых упражнений индивидуальным особенностям занимающегося, результативности занятий и удовлетворения притязательности его. Рациональность, т. е. разумная обоснованность применения различных средств оздоровления складывается из адекватности самого средства индивидуальным особенностям занимающегося и стоящим конкретным задачам оздоровления, оптимальности продолжительности и частоты его использования и соотношения с другими средства-ш и мероприятиями, положительной тенденции динами-и показателей (как критерия оценки). В отличие от развивающих упражнений спортивной аправленности, в оздоровительно-развивающих допусти-о одновременное применение разнохарактерных упраж-ений (например, на быстроту, силу и выносливость) и аже паритетное их представительство в комплексах. В то же время, как и в спорте, целесообразно сначала раздельное, но при этом не распыленное, не растянутое во времени, а акцентированное воспитание физических качеств и двигательных способностей — что, согласно физиологическим закономерностям (Введенский Н. А., Виноградов М. И., Сологуб Е. В., Ухтомский А. А. и др.) и опыту практической работы, позволяет добиться высоких результатов совершенствования с меньшими затратами времени и усилий.
Управляемость нагрузки — один из важнейших методических принципов оздоровления. Его ни в коем случае нельзя понимать как минимизацию. В практике оздоровления, часто осуществляемого по принципу «не навреди», придерживаются правила использования лишь «разминающих» нагрузок. Они хороши для втягивания в работу, использования с целью отдыха, отвлечения от основной деятельности или сохранения регулярности занятий физическими упражнениями. Но без напряжения, без затрат усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранить его. Парадоксальный, казалось бы, факт: регулярно выполняющий одни и те же упражнения с одной и той же нагрузкой, при одних и тех же соотношениях работы и отдыха, т. е. в общем адаптировавшийся к нагрузке, занимающийся вдруг начинает с большим трудом ее переносить. Очень часто это расценивается как симптом перетренированности или просто усталости и, «естественно», нагрузку резко снижают или вообще на время исключают из привычного режима жизнедеятельности. В результате возникает уже растренированность и не восстановление, а снижение функциональных возможностей, поскольку малая нагрузка перестает выполнять роль фактора, стимулирующего развертывание функциональных резервов. Поэтому в данном случае следовало бы не снижать нагрузку, а изменить ее характер, может быть даже увеличить интенсивность при одновременном уменьшении объема и продолжительности, но в целом сохранить ее энергетическую стоимость (например, при той же допустимой ЧСС в 120 уд/мин не бегать 30 мин, а поиграть в мяч, ударяя его ракеткой в «стенку»). Одна и та же нагрузка при разных функциональных состояниях (здесь это важнее, чем подготовленность общая) вызывает разные физиологические изменения. Не одинаковую нагрузку несут в себе и разные оздоровительные упражнения при одной и той же продолжительности их (поэтому нельзя для определения нагрузочности использовать лишь временной критерий, без учета содержания и объема выполненной работы). Это, для примера, иллюстрирует приводимая ниже таблица. В таблице показаны уровни функциональных сдвигов: большие выражены меньшим числом, меньшие — большим. Обозначения: I — частота сердечных сокращений II — показатели Омега-потенциала, отражающего изменения в функциональных системах III — показатели сдвигов в ЦНС по КЧСМ С — суммы рангов при разных уровнях нагрузки ОС — общая сумма рангов Построенная по фактическим величинам функциональных сдвигов, таблица дает наглядное представление о неодинаковом влиянии на организм разных видов нагрузки; влияние ее при разных уровнях также не одинаково. Вероятно, эту неодинаковость особо следует учитывать при определенных отклонениях (или заболеваниях) в состоянии функциональных систем, но и при оценке суммарного влияния на организм нельзя недооценивать. Напротив, необходимо учитывать при подборе упражнений, определении их соотношения и распределении в одном занятии и серии их. При этом в зависимости от величины нагрузки, предлагаемой одним и тем же лицам, функциональные сдвиги происходят не всегда в соответствии с суммарными ранговыми показателями, приведенными выше. Например, при малой нагрузке самые большие изменения вызывает ритмическая гимнастика, при средней — атлетическая гимнастика, а при большой — бег трусцой. Но при этом в
отдельности на системы те же виды нагрузки влияют по-другому. Значит знание этих закономерностей позволяет подбирать нагрузку в соответствии с поставленными задачами, но и они в свою очередь определяться должны в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося. Еще один важный фактор в управлении нагрузкой — распределение ее в одном занятии. В каждом виде оздоровительных упражнений существуют свои традиционные правила построения и критерии, которые устанавливаются, исходя из показателей «усредненной» нагрузочности используемых упражнений, возрастных и квалификационных особенностей контингентов занимающихся. Например, в занятиях «гидроаэробикой» женщин зрелого возраста нагрузка строится так, чтобы в подготовительной части ЧСС находилась в пределах 80-130 уд/мин, в основной - с разными вариациями от 100 до 170 уд/мин, а в заключительной снижалась со 120 до 70 ударов, и таким образом состояние занимающихся возвращалось к до-рабочему уровню (М. Г. Шабалкина, 1997 г.) В то же время, по другим источникам, нагрузка в той же «водной гимнастике» в зависимости от возраста (21— 35 или 36-55 лет) варьируется в подготовительной части на уровне 45—60 % от максимальной (по показателям ЧСС — 85-114 уд/мин), в основной - 60-90 % (114-172 уд/мин), а в заключительной - 70-55 % (133-104 уд/мин, по Васильевой И. А., 1997). Данные близки по значениям в основной и подготовительной частях, но далеко не однозначны — в заключительной. И хотя они могут зависеть от разных причин, можно полагать, что во втором случае нагрузка в заключительной части занятия не обеспечила полное восстановление сердечно-сосудистой системы. Не имея дополнительных данных, этот факт нельзя считать методической ошибкой проведения занятий, но не обратить на него внимания нельзя, поскольку в оздоровительных упражнениях даже развивающего характера (а во втором случае, судя по возрасту занимающихся, упражнения носили характер в большей мере восстанавливающих, т. е. тех, что должны нести умеренную или малую нагрузку), допустимая недовосстановленность сердечно-сосудистой функции составляет сразу после занятия максимум 20 %, а не 48, как в рассматриваемом случае. Именно в связи с рассмотрением последнего факта следует обратить внимание на то, что недовосстановленность после одного занятия вряд ли приведет к каким-либо негативным реакциям, но систематическое недовосстанов-ление в таких пределах, безусловно отрицательно повлияет на состояние здоровья и может дискредитировать саму идею или (по крайней мере) используемую методику оздоровления. Поэтому и важно знать нагрузочную стоимость используемых упражнений, индивидуальные реакции на нагрузку определенного вида, характера и разной дозировки, степень восстанавливаемости занимающихся сразу после занятия и к началу очередной тренировки - и умелым варьированием нагрузочных параметров создавать наилучшие условия для эффективного процесса оздоровления. При этом, в отличие от спорта, где целесообразны скачкообразные или маятникообразные построения нагрузки, в оздоровительных упражнениях в полной мере должен использоваться принцип постепенного повышения и плавного варьирования нагрузок. Согласованность относительной легкости и стимулирующей трудности упражнений — важнейший принцип методического обеспечения оздоровления, тесно связанный с предыдущим. Выше уже говорилось о том, что только за счет легких упражнений и малых нагрузок нельзя обеспечить не только улучшение, но и сохранение должного уровня психофизического состояния на протяжении длительного времени. Поэтому целесообразно определять максимальные возможности занимающегося и только потом по отношению к этому максимуму устанавливать втягивающие, основные, разгружающие, стимулирующие уровни нагрузки и относительно легкие или трудные упражнения. Тогда эти легкие упражнения будут нести нагрузку в пределах 20-40 % от максимума действительного и при условии варьирования условий их применения в сочетании с другими средствами способствовать по крайней мере поддержанию «равновесного» состояния организма. В сочетании с такими легкими упражнениями используются и средние и большие нагрузки. «Максимальности» их бояться не нужно, поскольку она должна быть индивидуальна. Плюс к этому использование «вышесредних» и субмаксимальных величин нагрузки обеспечит по
3. Зак. 148 55 крайней мере тенденцию к повышению нагрузок и переносимости их более высокого уровня, а значит и соответствующего функционир
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.57 (0.019 с.) |