VI.2. Конкурсы и шоу-программы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI.2. Конкурсы и шоу-программы



Многие виды деятельности человека имеют соревнова­тельный характер, дух соперничества, противостояния и противоборства людей, групп. И все они отличаются сте-


пенью проявления индивидуальных качеств, условиями борьбы и экстремальностью способов соперничества: спо­койные и активные, контактные и бесконтактные, с жест­ким и агрессивным поведением участников и интеллекту­ально-позиционными действиями.

В настоящее время особенно проявляется стремление молодежи к самореализации и самоутверждению в раз­личного рода видах деятельности, многие из которых ис­ключают непосредственные физические контакты людей и их силовое противоборство, хотя и заключаются в ост­ром бескомпромиссном соперничестве. В связи с этим ве­роятно логично наблюдаемое перераспределение внима­ния зрителей от чисто спортивных видов (хотя интерес к ним вряд ли когда-нибудь пропадет) к набирающим попу­лярность театрализованным конкурсам и шоу-программам.

Широкое распространение конкурсов как одной из форм соревновательной деятельности можно считать и резуль­татом закономерных и существенных изменений в обще­стве (в значительной мере уставшем от войн и различного рода противостояний), культуре и творческом поиске но­вых форм и содержания соперничества. Конкурсы приоб­ретают красочные игровые формы, все больше отражаю­щие интеллект в содружестве с красотой.

Условным определением понятия «конкурс» может слу­жить следующее: это — художественно оформленная по­становка зрелищного характера, суть которой заключает­ся в выявлении победителя в процессе решения различ­ного рода задач (двигательно-поведенческих, интеллекту­альных и др.) в соответствии с заранее оговоренными ус­ловиями и правилами.

При этом под «шоу-программами» можно понимать переходную форму деятельности от чисто спортивных кон­курсов к зрелищно-игровым с акцентом на театрализа­цию действа и расширения степени участия зрителей в целостной постановке «спектакля».

Эти обе формы массового действа, имеющие общую организационную основу и технологические приемы, яв­ляются в определенном приближении разновидностями массовых праздников и постановок, развивающихся по законам драматургии и зрелищного искусства и имеющих зрительскую аудиторию и действующих лиц — конкур­сантов. Такие формы организации соревновательной дея­тельности ближе всего стоят к такому известному жанру, как массовые спортивно-художественные представления.


 




т

т и н л

р

л

nl

п<

н

BI

м<

эт| зн бо ся ра] те

зн нь: ци cti|

ИС]

этс Hei

НИ!

чис

ку;

ПОЕ

нео тег<

тел] про


Огромный исторический опыт подобных представлений, отработанная технология их организации и постановки, а также статус «учебного предмета» в системе подготовки специалистов — спортивных режиссеров позволяют счи­тать массовые спортивно-художественные представления (МСХП) методической базой для развития относительно новых спортивно-игровых и развлекательных программ.

Подтверждением данного тезиса является перечень тех моментов, которые объединяют формы агитационно-про­пагандистской спортивной деятельности и подчеркивают их сходство:

1) эти формы деятельности могут восприниматься как социальный заказ культурной сферы общества и связаны с одним из жанров искусства;

2) рассматриваемые формы физкультурно-спортивной деятельности — это, прежде всего, «зрелище», хотя и реа­лизующееся с разным «набором» художественных средств и соотношением физических и психологических эффектов;

3) данные культурные мероприятия имеют агитацион­но-пропагандистскую направленность и адресованы мас­совому зрителю именно в спортивно-театрализованной постановке;

 

4) их объединяет образно-драматургическое решение сценария при наличии конкретной «идеи-девиза», орга­ничное и логичное соединение отдельных эпизодов в еди­ное действо (монтаж) с тематико-смысловым речевым и техническим обеспечением всего представления;

5) для них характерно наличие структурных элемен­тов: частей, эпизодов, картин — которые объединяются и создают общий образ целостного представления;

6) их роднит необходимость проявления творческих способностей основных действующих лиц: участников, режиссера, постановщика, художника, композитора;

7) в обоих случаях используются типичные средства выразительности:

одиночные и групповые действия участников, художе­ственное и музыкальное оформление, сопровождающий дикторский текст и т.п.;

8) для данных форм характерна этапность подготовки,
включающая: подготовительный период, опробование эле­
ментов постановки, репетиционный период и «собствен­
но» действие — базирующиеся на общей технологической
основе (методах, приемах, способах);


9) данные формы сопровождаются такими сопутствую­щими и обеспечивающими факторами, как: наличие по­вода, которым может быть общественное явление и собы­тие, к которому приурочивается праздник (юбилей, празд­нества знаменательных дат и т.п.), экономическая пред­определенность (наличие средств и каналов поступления их, затраты и отчетность), а также регламентирующие условия (сцена, площадка, предоставленное время).

Данные особенности организации и проведения МСХП и конкурсов в разной степени присущи обеим формам физ­культурно-спортивной агитации, что и определяет общность подходов к их организации и методики проведения.

При явном сходстве данных форм имеются и существен­ные особенности конкурсов и шоу-программ:

1) конкурсы - это не просто зрелище, а игровое действо с относительно малым «игровым полем» (площадка, сцена);

2) на первом плане в конкурсах выступают элементы состязательности, которые определяют характер действия участников и соответствующий эмоциональный фон как участников, так и зрителей, «соучаствующих» с конкур­сантами, в то время как в шоу-программах — «сопережи­вающих» действо;

3) в явной или скрытой «игре со зрителем» в шоу-про­граммах реакции на действия участников в достаточной мере оказывают помощь в решении стоящих задач и су­щественно влияют (иначе нет «шоу») в определении по­бедителей;

4) при проведении конкурсов обязательны (а в шоу-программах — нет):

 

—наличие жюри или судейских бригад, обладающих знаниями условий конкурсов и достаточной квалифика­цией для объективной оценки выступления участников и ответственных за выбор победителей;

—утвержденные организаторами и оглашенными пе­ред зрителями и участниками правила и порядок действия конкурсантов;

—публичное оглашение результатов конкурса с соответ­ствующим ранжированием и награждением участников;

—наличие призового фонда, который складывается из различных источников финансирования мероприятия, достаточного для проведения его, но не дающего непос­редственной прибыли организаторам (если не иметь в виду возможность использования явной и скрытой рекламы);


 



12. Зак. 148



5) основными «действующими лицами» конкурса выс­тупают, кроме конкурсантов, функционеры-организаторы и спонсоры, директор-распорядитель и режиссер-постанов­щик, помощники функционеров, ведущий; возможны и различные ассистенты, отвечающие за определенные раз­делы работы.

Перечисленные признаки определяют специфику орга­низации и проведения на профессиональном уровне кон­курсов и шоу-программ, хотя многие из этих признаков характерны и для массовых самодеятельных вариантов, отличающихся от других форм соревновательной деятель­ности.

Поскольку гимнастика культивирует большое количе­ство оздоровительных видов, постольку имеется возмож­ность в каждом из них проводить свои конкурсы и устра­ивать свои шоу-программы.

Одним из примеров таких мероприятий является «Кон­курс по шейпингу».

Данный конкурс рассматривается его организаторами как составная часть культурного образования общества, затрагивающего молодежный контингент и решающий задачи пропаганды современных культурно-образователь­ных технологий.

Конкурсы шейпинга шагнули во второе десятилетие и берут свое начало с 1990 г., когда был проведен конкурс «Совершенство года». Теперь этот конкурс стал ежегодным.

Основной целью конкурса является выбор «лица», от­вечающего определенным требованиям: обладание совер­шенной фигурой и внешними данными. Это лицо выбира­ется на конкретный период времени (как правило, сезон) и становится «представителем» различного рода акций (культурных, гуманитарных, благотворительных и др.), носителем «эталона» молодого человека, пропагандистом здорового образа жизни и нравственно-эстетического вос­питания современного человека.

Критерии «эталона» определяются в процессе социо­логических исследований, опросов, обсуждений, матема­тического анализа, моделирования.

Членами жюри, определяющего победителя конкурса, являются известные и авторитетные в областях науки и культуры люди, специалисты в физкультурно-спортивной сфере.

Для конкурса характерно широкое освещение события


в средствах массовой информации с выходом в сеть «Ин­тернет» — с целью привлечения внимания широкого кру­га зрителей, спонсоров и административных кругов и про­паганды данной формы культурной жизни.

Для данного (и других) конкурса важна «общая идея-концепция» и «девиз», формулирование которых и худо­жественное выражение (плакаты, эстампы, фотокомпози­ции и др.) имеют особое агитационное значение. Напри­мер: «от красивой личности — к здоровому обществу», «грация и гармония - основа совершенной личности», «красота тела - залог духовности» и т.п.

Приоритетным организатором «Конкурса по шейпин­гу» является Международная федерация шейпинга («МФШ»), а также национальные федерации и региональ­ные центры, которые определяют общую идею конкурса, правила и условия его проведения. Кроме того, МФШ за­нимается лицензионной деятельностью, дающей право на проведение подобных конкурсов.

В организации Конкурса важным является подготови­тельный период, который включает решение следующих задач:

1) выявление учредителей и спонсоров конкурса;

2) образование оргкомитета;

3) назначение главной судейской коллегии и определе­ние судейских бригад и секретарей - обработчиков прото­колов;

4) назначение функционеров, обеспечивающих конкурс: секретаря, врача, ревизора, дисциплинарную комиссию, администратора и др.;

5) документальное оформление и закрепление условий деятельности всех лиц — функционеров, получение зая­вок и заключение договоров. Среди документов особое значение имеют два:

 

—положение о конкурсе, в котором указываются: на­звание конкурса, его статус, сроки и место проведения, специальные требования к программе выступления и уча­стникам, условия проезда к месту проведения и прожива­ния, условия страхования, интернет-сайт и др.;

—«спонсорский пакет», включающий: размер призо­вого фонда, описание программ всех мероприятий, воз­можности спонсорской поддержки, рекламные возможно­сти, призовое обеспечение и др.

Особой задачей подготовительного периода является предварительный отбор участниц и определение допус-


 



12*



ка к конкурсу, который подкрепляется заключением со­ответствующего договора.

Для этого проводится: а) оценка внешних данных по двум фотографиям, отражающим состояние фигуры «до» и «после» занятий шейпингом, б) анализ динамики ант­ропометрических показателей «до» и «после» занятий шей­пингом, в) анализ словесного описания «истории успехов» участницы. Кроме того, «досье» каждой участницы до­полняется информацией следующего характера: анкетные данные, шейпинг-квалификация («класс»), уровень здо­ровья, наличие (отсутствие) вредных привычек и исполь­зование стимуляторов, знание правил конкурса, дисцип­линированность, вежливость и т.п. качества.

Типичные итоговые конкурсы по шейпингу — «Совер­шенство года» и «Ты достойна восхищения». Эти конкур­сы проводятся среди:

—индивидуальных участниц в комплексном зачете;

—индивидуальных участниц в номинациях «Лучшее в шейпинге»: стиль, фигура, образ, лицо шейпинга;

—шейпинг-групп в разных номинациях;

—специалистов: шейпинг-хореографов, модельеров-сти­листов одежды, парикмахеров, визажистов.

При этом выделяются и возрастные группы участниц: 1-я — женщины 19 лет и старше (программа включает 4 раунда),

2-я — подростки 12—18 лет (программа включает 3 ра­унда),

3-я — дети до 12 лет (программа включает 2 раунда).

Основным содержанием программы являются «раун­ды», в которых оцениваются действия конкурсанток оп­ределенного характера.

Раунд «Ухоженность» связан с оценкой внешних дан­ных конкурсанток по критерию «фотогеничность».

Раунд «Фигура» состоит из двух частей: обязательная программа, включающая регламентированные действия (с оценкой параметров фигуры участницы) и произволь­ная программа (произвольные по стилю действия, совер­шаемые с целью демонстрации достоинства фигуры и уме­ний создать привлекательный образ).

Раунд «Стиль» включает три части: 1) предваритель­ная оценка одежды и особенностей внешности конкурсан­ток, 2) оценка макияжа и прически, 3) оценка привлека­тельности образа, демонстрируемого с помощью шейпинг-стиля одежды, походки, осанки, макияжа и прически.


Раунд «Образ» представляет собой произвольное по сти­лю выступление с целью демонстрации умений создать привлекательный образ на произвольно выбранную тему — с соответствующей оценкой.

Конкурс среди шейпинг-групп включает два раунда: оценку фигур участниц группы (обязательная часть) и оценку произвольной по стилю хореографической компо­зиции со специальными обязательными требованиями.

Оценка действий конкурсанток осуществляется бри­гадой судей из 3—5 человек. Количество судейских бри­гад для каждого раунда различно, поскольку каждая бри­гада оценивает выступление по отдельному критерию: фо­тогеничность, стиль одежды, походка, осанка и т.п.

По каждому из разработанных критериев оценка опре­деляется из 10 баллов с точностью до 0,1 по принципу «шкалирования качеств» от превосходной до плохой (4 балла), без впечатления (2 балла) и отрицательное впечат­ление (1 балл). Средняя оценка по каждому показателю (критерию) рассчитывается путем отбрасывания наиболь­шей и наименьшей из 3-х или 5 оценок, суммирования остальных оценок и последующего деления на количество судей и вычитания «коэффициента 2». Сумма средних оценок по каждому показателю и является результатом выступления в раунде.

Таблица 15 Нормативная весомость критериев оценки для раунда «Фигура»

 

Критерий оценки «Фигуры» Весомость критерия (балл)
1. Фигура в целом (22 области) 2. Соответствие фигуре движений, поз, жестов 3. Соответствие фигуре одежды 4. Стильность одежды 5. Соответствие прически и макияжа 6. Стильность прически 7. Стильность макияжа 25,00 2, 50 3,50 3,50 3,00 1,50 1,0

Для каждой номинации разработаны «нормативно-рас­четные» критерии и их «весовые» (балльные) значения, являющиеся основой для оценки результатов выступле­ния конкурсанток.


 




Определение победителей. Победительницей «Конкур­са по шейпингу» считается участница, получившая более высокий шейпинг-рейтинг, чем в предыдущем конкурсе, в котором она выступала. При одинаковом рейтинге у нескольких участниц главный титул получает участница с наивысшим рейтингом фигуры.

Участницам, показавшим лучшие результаты в отдель­ных раундах и номинациях, присваиваются звания: «Лицо шейпинга» (ухоженность и фотогеничность). «Шейпинг-профи» (фигура), «Стиль шейпинга» (раунд «стиль»), «Шейпинг-грация» (раунд «образ») и др.

Кроме того, разыгрываются различные призы, кото­рые стимулируют участниц к достижению высоких ре­зультатов в совершенствовании («золотая игла», «золо­той локон» и т.п.).

Таким образом, подобные конкурсы представляют со­бой одну из оригинальных форм агитационно-пропаган­дистской направленности, популяризации культурно-об­разовательных идей и физического совершенствования.

Однако показанной на примере шейпинга формой и, естественно, содержанием виды конкурсов не исчерпыва­ются. Более того, в массовой оздоровительной физичес­кой культуре они значительно проще и по организации, и по содержанию, и по вопросам финансового и материаль­но-технического обеспечения, — что, несомненно, делает их значительно доступнее.

К примеру, оздоровительную направленность гимнас­тики удачно отражает конкурс «Сила каждому нужна». Этот конкурс был организован еще в 1981 г. редакцией газеты «Комсомольская правда» и проводился в заочной форме. В конкурсе использовались два доступных и по­лезных упражнения: подтягивания на перекладине (для юношей) и «отжимания» в упоре лежа (для девушек). К конкурсу приглашались учащиеся старших классов об­щеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, студенты. В составе участвующей команды должно было быть как можно больше участни­ков. Этому способствовал и способ определения победите­лей, согласно которому место в конкурсе зависело от сум­мы результатов всех участников (для уравнивания усло­вий выступления, например, учебного класса с 30 учени­ками и учебной группы с 20 студентами, суммарный ре­зультат делился на количество участников и по этому — среднему показателю определялось место в конкурсе).


Это — лишь один пример содержания конкурса и спо­соба определения победителей. По такому же (или друго­му) типу можно придумать массу вариантов, рассматри­вая конкурсы как важную составную часть организации процесса оздоровления. При этом в конкурс целесообраз­но включать теоретический раздел, подразумевающий про­верку знаний по истории физической культуры и гимнас­тики, правил соревнований и условий безопасности заня­тий разными видами гимнастики. Причем, для большего интереса ставить вопросы в необычной, каверзной, шут­ливой форме.

Значение конкурсов в физическом воспитании в целом и, в частности, в оздоровлении здесь не преувеличивает­ся, потому что они:

—заинтересовывают (а значит, в определенной мере и приобщают) людей самых разных возрастов;

—могут способствовать профессиональной ориентации молодежи и пробуждению интереса к учебно-методичес­кой деятельности в области оздоровительной гимнастики;

—пробуждают и развивают творческие способности в конструировании различных тренажеров, художественно-оформительского мастерства;

— способствуют развитию и проявлению инициативно­
сти, самостоятельности и ответственности занимающих­
ся, самоутверждения как личности.

В плане организации даже некрупные конкурсы — доста­точно хлопотное мероприятие. При его подготовке нужно:

—определить предмет конкурса;

—разработать программу;

—выработать систему оценки деятельности конкурсантов;

— найти соответствующего ведущего (или несколько
ведущих и распределить между ними согласованные

обязанности);

— составить жюри из опытных и компетентных в воп­
росах физической культуры и оздоровительной гимнасти­
ки представителей общественных и профессиональных

областей;

— провести пробные испытания нормативов конкурса
и, если нужно, сразу же внести соответствующие поправ­
ки, официально сообщив об этом ведущим и руководству

конкурса;

— разработать сценарий конкурса и определить спосо­
бы его художественного оформления;


—уточнить виды награждения и вопросы обеспечения призами;

—проработать вопросы размещения участников и зри­телей, их удобства и безопасность;

—продумать вопрос приглашения в качестве зрителей ветеранов спорта, оздоровительного движения, родителей участников и их младших братьев и сестер, товарищей, обеспечив им «комфортные» для просмотра места.

Участники конкурса должны быть активными провод­никами идей оздоровления, а значит, и обладать специ­альными (пусть и начальными) знаниями в области физи­ческой культуры, оздоровления как ее части. Поэтому теоретическая часть, специально выделяемая в конкурсе, или используемая, как правило, «разминка» могут содер­жать вопросы по основам оздоровления. Например: «Ка­кие упражнения обязательно нужно выполнять перед ра­стягиванием мышц», «за сколько часов или минут до за­нятия можно принимать пищу» (и тут же — каверзная шутка после ответа: «А перед каким занятием — по алгеб­ре или по физкультуре»), «что такое «молочная кислота» и в каком магазине она продается», «чем отличаются'ноги живого и гимнастического коня», «чем физкультурник отличается от спортсмена», «что такое «правильное» пи­тание», «почему аэробика называется аэробикой», «как можно определить степень нагрузки во время упражне­ния», «почему во время работы нужно делать перерыв для выполнения физических упражнений», «когда мыш­цы участвуют в дыхании» и т.п.

В плане профессиональной ориентации школьников, привития им инструкторских умений и навыков весьма интересным может быть проведение конкурса по «инст-рукторско-методической подготовленности», который ад­ресуется школьникам средних и старших классов (разра­ботчик — В. С. Титов). Представление о нем дает приводи­мое ниже примерное Положение.

Положение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.007 с.)