Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая солидарность и единство группы.

Поиск

Г.Келлерман (H.Kellerman) пришел к выводу, что если создание и сохранение целостности группы является условием ее выживания, то не может она зависеть исключительно от личных психологических качеств индивидов. Важным фактором в таком случае становится структурное принуждение, оказываемое на индивида с помощью специальных групповых структур. Целью этих структур является создание сети давления и системы санкций, препятствующих снижению степени консолидированности группы и солидарности ее членов. Их задача также – разрешение внутригрупповых конфликтов. Данные структуры определяют в свою очередь разные типы социальных групп. Г.Келлерман выделяет три типа. Экстрапунитивные группы сохраняют целостность и единство методом козла отпущения. Например, утверждается, что в данной группе или обществе присутствуют внутренние враги, которые все портят и всему мешают, и группа или общество консолидируются в борьбе с такими вымышленными врагами, а лидеры группы сохраняют свои доминирующие позиции. В интрапунитивных группах члены концентрируют внимание на своих собственных ошибках и промахах. В непунитивных группах вообще не проявляется стремление к использованию принуждения или давления на членов группы.

Несомненно, что проблема единства группы непосредственно связана с проблемой давления со стороны группы на индивида. Это давление формирует конформизм индивида относительно группы. Без такого конформизма и определенной степени единства, без исключения из своих рядов девиантов группа не сможет эффективно действовать. Но, с другой стороны, если группа переступает опасный порог единства и сплоченности, за которым начинается подавление индивидуальности человека, а это в свою очередь ведет к полному отождествлению его с целями группы и к утрате чувства ответственности, может начаться процесс деструкции группы. И.Дженис (I.Janis) пришел к выводу, что нарушение вышеназванного порога единства порождает синдром группового мышления, который проявляется в тенденции к единомыслию ценой снижения у членов группы способности к критическому мышлению. В результате группа часто неверно оценивает ситуацию и принимает ошибочные решения. В такой ситуации в группах зарождается своеобразное ощущение безопасности и иллюзия безошибочности и оптимизма. А вслед за этим идет принятие слишком опасных и рискованных решений. Достаточно привести в качестве примера немецкое общество в годы правления А.Гитлера, которое ввязалось под влиянием бесноватого фюрера в смертельную авантюру и заплатило за это очень дорогую цену.

Фазы развития группы

Выделяют следующие стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряженности; стадия нормализации; стадия деятельности.
1. Стадия формирования. Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это–стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы. Члены группы испытывают такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена; пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы; решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношения к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.

2. Стадия психологической напряженности – стадия бурления, шторминга. Шторминг – вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На стадии шторминга для членов группы характерно:

· сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

· резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

· продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

· оборонительность и соревновательность; разбивка на фракции и выбор союзников; борьба за лидерство;

· установление нереалистичных целей;

· восприятие «иерархии»;

· отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность. Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

3. Стадия нормализации. Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила, или «нормы», роли в группе ииндивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву.

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:


• принятие членства в группе;
• появление новой способности – конструктивного выражения критики;
• взаимопомощь и направленность на выполнение работы;
• попытка достичь гармонии, избегая конфликта;
• более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся личными проблемами;
• ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;
• установление и поддержание основных правил и «норм» группы.

 

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на проект, общее дело. Таким образом они способны к существенному продвижению вперед.

4. Стадия деятельности. На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.

Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными:

• члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;
• конструктивное самоизменение;
• удовлетворение продвижением группы;
• работа с проблемами; способность предвидеть и предотвращать проблемы;
• группа важна для ее членов; члены группы близко воспринимают все ее проблемы.

Теперь группа действительно становится эффективной единицей и начинает производительно работать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.009 с.)