Организация и управление. Проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и управление. Проектирование



И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Сущность организации.

2. Типология организации.

3. Организация и внешняя среда.

4. Организационная структура и критерии ее планирования.

5. Типология организационных структур.

6. Бюрократическая и органическая модели организации.

7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.

Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществ­ляться только в организации. Организация – это, с одной стороны, социальная категория, а с другой – средство достижения целей. Организация пронизы­вает всю нашу жизнь. Поэтому анализ организации как таковой необходим.

Организация (от позднелатинского organize — со­общаю стройный вид) характеризуется как:

1. Организация как состояние – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодейст­вие отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или оп­ределенную степень упорядоченности.

2. Организация как система – объединение людей для совместного достижения постав­ленной цели, действующих в рамках определенной структу­ры и на основе правил, установленных для этой организации. Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций.

3. Организация как процесс – определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность). Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управ­ления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершен­ствование) каких-либо организационных структур, на подго­товку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.

4. Организация как метод изменения сло­жившихся состояний систем или процессов функциони­рования – результат обеспечения функционирования системы управле­ния, отражающий ее состояние, то есть организованность.

Организация характеризуется обычно следующи­ми основными признаками:

1. наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);

2. формализация отношений в организа­ции и нормативная регуляция поведения членов данной организации;

3. иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подра­зумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

4. распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;

5. наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения ме­жду людьми;

 

В своей повседневной жизни люди оказываются втя­нутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спор­тивную команду и т.д.

В социологии можно выделить три основные интерпретации понятия организация:

1. Организация как социальная система (Т.Парсонз), которая состоит из четырех подсистем, направленных на удовлетворение потребностей в адаптации, целеполагании, интеграции и выполнении латентной функции (поддержании норм и ценностей).

2. Организация как продукт социального творчества людей (Г.Саймон). Люди всегда обладают определенным пространством свободы, поэтому организацию нельзя свести до суммы безличностных и абстрактных функций.

3. Организация как структура. Астонская школа в Бирмингеме.

Пять измерений струкуры:

- специализация – описывает разделение труда в организации;

- стандартизация процедур – типичнось действий и организационных процедур;

- формализация – принципы, процедуры записаны в формальных документах организации.

- централизация – расположение полномочий для принятия решений;

- конфигурация позиций – структура организационных ролей.

 

Типология организации.

Закрытыя и открытые технические и социальные системы Р. Киллман

Социальная организация сосредоточена на людях, их потребностях, желаниях, мотивах, поведении.

Техническая организация включает в себя организацию труда, капиталы, информацию, бюджет.

Закрытая техническая организация - бюрократия М.Вебера.

Открытая техническая система чутко реагирует на требования внешней среды

Закрытая социальная система как модель школы человеческих отношений

Организация как открытая социальная система

Черты: 1) Входы. Получение энергии из внешнего окружения; 2) Системы преобразования энергии. 3) Выходы. Продукты во внешнюю среду. 4) Цикличность. 5) Негативная энтропия; 6) Информативные входы и кодирование информации; 7) Равновесие; 8) Разнообразие.

Подсистемы: 1) цели и ценности 2) технический 3) психосоциальный 4) структуры 5) управления

Неформальная организациясистема межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выде­лить три основные черты этого явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержа­ние межличностных отношений.

Формальная организация — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систе­му отношений, зафиксированных должностными инструк­циями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

С социологической точки зрения социальная струк­тура формальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникаци­ях функциональным (необходимым, нужным) целям;

5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) администра­тивным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Во многих формальных организациях существуют неформаль­ные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

 

3. О рганизация и внешнее окружение.

Cистемный подход в изучении организации особое внимание уделяет проблеме взаимоотношений и взаимовлияний организации и внешней среды.

Общее и специальное окружение. Общее формирует условия функционирования. Специальное – взаимная зависимость. Дальнее и ближнее окружение. Макроокружение: экономическое, технологическое, культурное, политически-правовое, демографическое, конкуренты, покупатели и поставщики, союзники, локальное и региональное окружение.

Окружение как межорганизационная сеть. Сеть является совокупностью интеракций между организациями. Архитектура сети (институциональные связи).

Позитивные эффекты:

- ускорение процесса производства знания и его обмена (диффузия инноваций).

- упрощение структурных изменений.

Трудно определить границы сети. Эластичность.

Сети локальные и транстерриториальные

Третья Италия. Кейретсу в Японии. Сети формальные (бюрократические) и социальные. Концепция социального капитала Дж.Коулмена.

4. Организационная структура и критерии ее планирования.

Под структурой понимается внутреннее строение организации, состав и связи между составляющими ее элементами. Структура выступает своеобразным «скелетом» организации. Можно выделить три основные характеристики структуры: состав элементов, отношения между ними и способ их подбора. Первичным элементом структуры является рабочее место, с которым связаны определенные задачи и ответственность. Не должно оно касаться конкретного работника, но объективных знаний и умений, необходимых для его занятия. Рабочие места объединяются в более широкие уклады, элементы или, другими словами, организационные единицы, которые облегчают управление организацией. Организационная единица – это коллектив сотрудников, которые составляют руководитель и непосредственно подчиненные ему работники, реализующие цель, соответствующую целям данной организации. Часто используются такие термины, как отдел, отделение либо уровень. При объединении отдельных организационных единиц возникает организационная иерархия, называемая также часто иерархической лестницей, являющейся системой зависимостей и подчинения организационных единиц, связанных со структурой управления в данной организации. Это уклад нескольких уровней, на верху которого находится высший менеджер (либо менеджеры), ответственные за всю организацию, а на следующих уровнях находятся руководители низшей степени. Уровни считаются, начиная от самого верхнего. Можно выделить следующие группы менеджеров: главное руководство; руководство среднего уровня; руководство низшего уровня (несут ответственность только за исполнителей, не командуют иными руководителями).

Можно выделить следующие критерии группирования в более крупные организационные элементы:

1. знания и умения (в поликлиниках);

2. этапы процесса труда (швейное производство: закройка, сшивание)

3. функции в системе (финансы, маркетинг, продукция).

4. Время труда (ночная и дневная смена);

5. Продукт (крем, мыло, шампунь);

6. Клиенты (индивидуальный, корпоративный);

7. Рынок, территория действия (Украина, Польша).

 

Критерии группирования Плюсы Минусы
Продукт · Легкость интеграции и координации действий; · Быстрота и успешность принятия решений; · Относительно низкие цены оценки результатов труда; · Объективная оценка результатов по отдельным продуктам. · Излишнияя концентрация менеджеров на своем продукте; · Рост затрат на администрацию.
Функция · Использование экспертов; · Легкий надзор; · Легкость координации действий в рамках отдела. · Замедленный процесс принятия решений; · Излишняя концентрация на одной функции; · Проблематичность оценки результатов;
Клиент · Использование экспертов; · Объективная оценка результатов относительно отдельных клиентов. · Разветвленная администрация; · Излишняя заангажированность в одну группу клиентов.
Размещение · Быстрота реакции; · Лучшее приспособление к индивидуальным условиям рынка; · Объективная оценка результатов данного рынка. · Разветвленная администрация.

 

Решающими факторами в выборе критериев группирования являются экономичность, способность к координации, а также потребности и качества сотрудников.

Организационные связи: служебные (иерархические), функциональные, технические, информационные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.018 с.)