Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и управление. Проектирование
И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Сущность организации. 2. Типология организации. 3. Организация и внешняя среда. 4. Организационная структура и критерии ее планирования. 5. Типология организационных структур. 6. Бюрократическая и органическая модели организации. 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации. Организация – это, с одной стороны, социальная категория, а с другой – средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ организации как таковой необходим. Организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) характеризуется как: 1. Организация как состояние – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействие отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или определенную степень упорядоченности. 2. Организация как система – объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных для этой организации. Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций. 3. Организация как процесс – определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность). Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершенствование) каких-либо организационных структур, на подготовку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей. 4. Организация как метод изменения сложившихся состояний систем или процессов функционирования – результат обеспечения функционирования системы управления, отражающий ее состояние, то есть организованность.
Организация характеризуется обычно следующими основными признаками: 1. наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг); 2. формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации; 3. иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности; 4. распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом; 5. наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;
В своей повседневной жизни люди оказываются втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д. В социологии можно выделить три основные интерпретации понятия организация: 1. Организация как социальная система (Т.Парсонз), которая состоит из четырех подсистем, направленных на удовлетворение потребностей в адаптации, целеполагании, интеграции и выполнении латентной функции (поддержании норм и ценностей). 2. Организация как продукт социального творчества людей (Г.Саймон). Люди всегда обладают определенным пространством свободы, поэтому организацию нельзя свести до суммы безличностных и абстрактных функций. 3. Организация как структура. Астонская школа в Бирмингеме. Пять измерений струкуры: - специализация – описывает разделение труда в организации; - стандартизация процедур – типичнось действий и организационных процедур; - формализация – принципы, процедуры записаны в формальных документах организации. - централизация – расположение полномочий для принятия решений; - конфигурация позиций – структура организационных ролей.
Типология организации. Закрытыя и открытые технические и социальные системы Р. Киллман Социальная организация сосредоточена на людях, их потребностях, желаниях, мотивах, поведении.
Техническая организация включает в себя организацию труда, капиталы, информацию, бюджет. Закрытая техническая организация - бюрократия М.Вебера. Открытая техническая система чутко реагирует на требования внешней среды Закрытая социальная система как модель школы человеческих отношений Организация как открытая социальная система Черты: 1) Входы. Получение энергии из внешнего окружения; 2) Системы преобразования энергии. 3) Выходы. Продукты во внешнюю среду. 4) Цикличность. 5) Негативная энтропия; 6) Информативные входы и кодирование информации; 7) Равновесие; 8) Разнообразие. Подсистемы: 1) цели и ценности 2) технический 3) психосоциальный 4) структуры 5) управления Неформальная организация — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выделить три основные черты этого явления: а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения; б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной; в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержание межличностных отношений. Формальная организация — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива. С социологической точки зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами: а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели; б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции; в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения; 4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям; 5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого. Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.
3. О рганизация и внешнее окружение. Cистемный подход в изучении организации особое внимание уделяет проблеме взаимоотношений и взаимовлияний организации и внешней среды. Общее и специальное окружение. Общее формирует условия функционирования. Специальное – взаимная зависимость. Дальнее и ближнее окружение. Макроокружение: экономическое, технологическое, культурное, политически-правовое, демографическое, конкуренты, покупатели и поставщики, союзники, локальное и региональное окружение.
Окружение как межорганизационная сеть. Сеть является совокупностью интеракций между организациями. Архитектура сети (институциональные связи). Позитивные эффекты: - ускорение процесса производства знания и его обмена (диффузия инноваций). - упрощение структурных изменений. Трудно определить границы сети. Эластичность. Сети локальные и транстерриториальные Третья Италия. Кейретсу в Японии. Сети формальные (бюрократические) и социальные. Концепция социального капитала Дж.Коулмена. 4. Организационная структура и критерии ее планирования. Под структурой понимается внутреннее строение организации, состав и связи между составляющими ее элементами. Структура выступает своеобразным «скелетом» организации. Можно выделить три основные характеристики структуры: состав элементов, отношения между ними и способ их подбора. Первичным элементом структуры является рабочее место, с которым связаны определенные задачи и ответственность. Не должно оно касаться конкретного работника, но объективных знаний и умений, необходимых для его занятия. Рабочие места объединяются в более широкие уклады, элементы или, другими словами, организационные единицы, которые облегчают управление организацией. Организационная единица – это коллектив сотрудников, которые составляют руководитель и непосредственно подчиненные ему работники, реализующие цель, соответствующую целям данной организации. Часто используются такие термины, как отдел, отделение либо уровень. При объединении отдельных организационных единиц возникает организационная иерархия, называемая также часто иерархической лестницей, являющейся системой зависимостей и подчинения организационных единиц, связанных со структурой управления в данной организации. Это уклад нескольких уровней, на верху которого находится высший менеджер (либо менеджеры), ответственные за всю организацию, а на следующих уровнях находятся руководители низшей степени. Уровни считаются, начиная от самого верхнего. Можно выделить следующие группы менеджеров: главное руководство; руководство среднего уровня; руководство низшего уровня (несут ответственность только за исполнителей, не командуют иными руководителями). Можно выделить следующие критерии группирования в более крупные организационные элементы:
1. знания и умения (в поликлиниках); 2. этапы процесса труда (швейное производство: закройка, сшивание) 3. функции в системе (финансы, маркетинг, продукция). 4. Время труда (ночная и дневная смена); 5. Продукт (крем, мыло, шампунь); 6. Клиенты (индивидуальный, корпоративный); 7. Рынок, территория действия (Украина, Польша).
Решающими факторами в выборе критериев группирования являются экономичность, способность к координации, а также потребности и качества сотрудников. Организационные связи: служебные (иерархические), функциональные, технические, информационные.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.018 с.) |