Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо
В 30-е годы постепенно набирает силу, а затем становится господствующим направление в социологии организаций — «человеческие отношения», или «гуманистический вызов». Само название свидетельствует, что оно представляло собой альтернативу «классической теории». Основной вклад в развитие этого направления внесли Мэри Паркер Фоллет, Э.Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо (1880-1948). Все началось со знаменитых Хоторнских экспериментов, проходивших в «Вестерн Электрик Компани» (близ Чикаго) в 1927-1932 гг. В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только и не столько технико-экономические, сколько социально психологические факторы. Сторонники "классической" теории полагали, что эффективность управления определяется формальной структурой управления, координацией и детализированным контролем, строгим соблюдением дисциплины, величиной индивидуального вознаграждения, узкой специализацией задач, единоначалием, авторитарными методами управления, правильным подбором кадров и орудий труда, соответствием людей структуре. Их противники доказали обратное: эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот. Ф. Ротлисбергер, коллега Э. Мэйо по Хоторнским экспериментам, считал, что промышленность — в такой же степени социальный феномен, в какой и экономический. Индустриальная цивилизация не сможет выжить, если не выработает новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организации, отличное от предлагаемого "классической" теорией. Индустриальное общество, вторил ему Э. Мэйо, обезличивает людей, надо вернуть им самобытность, естественные обычаи и традиционные ценности. Это можно достичь, если перестроить производство под человека. Задача менеджмента состоит в том, чтобы огромные формальные структуры, этих бюрократических монстров, гоняющихся за материальной эффективностью, ограничить снизу и как-то обуздать неформальной организацией, построенной на принципах человеческой солидарности и гуманизма.
Отличительные черты теории "человеческих отношений": · соединение формальной и неформальной структур власти · критика узкой специализации · широкое участие рядовых людей в управлении · внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой · придание особой роли малым группам и солидарности. Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда — поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника. Наиболее активный поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу открыла новую страницу в изучении мотивации и поведения людей в организации.
Школа социальных систем. Честер Барнард (1887-1961) Проблема равновесия между вкладом работника в существование организации и удовлетворением его от труда. Первейшей обязанностью менеджера является управление «экономикой стимулов» внутри организации. Четыре типа побуждения работника к деятельности: 1) материальное: деньги, вещи и физические условия 2) личное: престиж и власть 3) физические условия работы 4) духовные побуждения Четыре типа стимулов: 1) привлекательность работы 2) условия труда 3) личное участие 4) возможность общения. Эффективность – это способность предоставлять эффективные побуждения в количествах, достаточных для поддержания равновесия системы. Лучшей оценкой эффективности является выживание организации. Формальная и неформальная организации. Три позитивные функции неформальной организации 1) распространение неощутимых фактов, мнений, суждений, подозрений, которые не могут пройти через формальные каналы, чтобы не породить проблем 2) поддержание устойчивости в формальной организации 3) ощущение личной цельности, самоуважения.
Понятие авторитета. Чтобы приказы были приняты, они должны быть: а) понятными б) соответствующими цели организации в) сопоставимы с личными интересами тех, кто их выполняет г) осуществимыми. Принципы передачи информации 1. Каналы связи должны быть точно определены и хорошо известны всем членам организации. 2. Необходимость определения формальных каналов связи между всеми членами данной организации. 3. Линия связи должна быть максимально прямой и короткой. 4. Линия связи должна использоваться целиком. 5. Компетенция лиц, являющихся информационными центрами должна быть адекватной. 6. Нельзя допускать прерывания линии связи. 7. Каждое сообщение должно быть аутентичным
Проблема планирования. Каждый план должен содержать: 1) цели, которые необходимо достичь 2) быть осуществимым 3) данные ситуации 4) выделяемые средства 5) позитивные мероприятия на непредвиденный случай 6) ответственность за действия. Герберт Саймон Суть концепции Г.Саймона состоит в том, что управляющие должны эффективно использовать все формы внешних влияний для воздействия на личность работника, для трансформации человека в такой степени, чтобы он совершал желаемые действия «скорее вследствие своей собственной мотивации, чем под влиянием инструкций, получаемых в данный момент». Саймон пытается соединить доктрину «человеческих отношений» с системным подходом. Важность неформальных каналов информации. Особая роль совещаний, конференций и т.д. как метода, создания общего организационного языка и общей системы отсчета. Факторы повышения производительности. Первый – величина группы сотрудников. Ограниченная рациональность Централизация и децентрализация зависят от процесса принятия решений
Ситуационный подход Четыре переменные 1) Величина организации 2) Рутинность технологии 3) Неопределенность внешней среды 4) Индивидуальные характеристики
Лекция 3. УПРАВЛЕНИЕ И ВЛАСТЬ. ПРОБЛЕМАТИКА ЛИДЕРСТВА.
1. Понятие власти и источники власти. 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель. 3. Концепция лидерских черт. 4. Стили управления. 5. Гендерные аспекты лидерства
Обязательная литература 1. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2002. С. 2. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. Москва, 2004. С. 525-647.
Вопросы к контрольной работе 1. Опишите проблему стилей управления. Охарактеризуйте минимум три концепции. 2. Опишите проблему гендерного фактора в управлении.
Власть является многозначным понятием. М.Вебер считал, что власть – это правдоподобие того, что один из социальных акторов в социальных отношениях будет способен реализовать свою волю, несмотря на сопротивление иных, независимо от оснований этого правдоподобия. Бихевиористы рассматривали отношения власти с точки зрения стимул–реакция. Роберт Дэл (R.Dahl) утверждал: «А имеет власть над В в такой степени, в какой может склонить В делать, то, чего в ином случае он бы не совершал». Критика бихевиоризма исходила из точки зрения, что необходимо также учитывать и интенции людей. Необходимо различать власть и влияние. Влияние это примеры действий, которые опосредованно или непосредственно вызывают изменения в поведении и убеждениях индивида или группы людей. Здесь наблюдаем потенциальное измерение власти. Влияние более широкое понятие, чем власть. Власть является целенаправленным влиянием, т.е. субъект влияния осознает цель (или цели) которые он желает достичь. Власть является действием сознательным и целенаправленным. Источники власти: По М.Веберу три источника: традиция, харизма и рациональный или легальный (высшим типом является в данном случае бюрократия). Бихевиористский подход: власть награждать и карать. Формальная власть (исходить из положения, которое занимает человек в организации). Власть знания. Эксперты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.009 с.) |