Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский подходы к измерению полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства. Условие потребительского равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский подходы к измерению полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства. Условие потребительского равновесия



Главной задачей теории потребительского поведения является исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг.

Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории потребления и полезности. Под потреблением в эк. смысле принято понимать действия людей по исп-ю материальных и духовных благ для удовлетворения их потребностей. Полезностью (U) называется способность блага (товара) удовлетворять потребности человека. Полезность –суждение человека о благе.

По мере потребления новых единиц блага темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой порцией, снижается. Наименьшая по величине добавочная полезность называется предельной полезностью. Предельная полезность –изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного блага на одну единицу при условии, что потребление других благ остается неизменным.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если потребитель предпочитает набору А набор В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также А набору С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Кол-ная (кардиналистская) - предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде: U = f(x), где U - полезность; х - количество благ. Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага, к-ая по мере увеличения товара убывает. Величина пред. полезности зависит от кол-ва данного товара и степени потреб-ти в нем. Уменьшение пред. полезности по мере приобретения потр-лем доп ед-ц конкретного продукта наз-ся законом убывающей пред полезности. Чем большее кол-во продукта приобретают потр-ли, тем меньше их стремление к получению доп ед-ц этого же продукта (пр. автомобиль).

При порядковом (ординалистском) подходе от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности», то есть мог ответить на вопрос: Какой товарный набор принесет покупателю большую или меньшую общую пользу?

Ординалистский подход базируется на следующих аксиомах.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы Т с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В, либо В > А, либо А ~ 5 (А и В равноценны).

2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В у С, или А у В ~ С, то А у С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А> В, В > С и одновременно С > А.

3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит такое же кол-во Т, как и Б + еще один Т, то А > Б. Увеличение потребления любого товара, при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя.

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.

Рис. 3. Кривые безразличия. Рис. 4. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

На рис. 3 товарный набор А включает Ха единиц товара X, Yа единиц товара У, товарный набор В включает Хв единиц товара X и Yв единиц товара У. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А н В лежат на одной и той же кривой безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

В. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Говорят еще, что кривая безразличия не имеет «толщины».

Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство в отличие от ранее перечисленных не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления.

Условие потребито равновесия. Чтобы опр-ть положение равновесия для потр-ля, н. совместить бюджетную линию и карты б/разл-я. Бюджетная линия по опр-нию показывает все комбинации продуктов А и В, доступные потребителю при дан величине его денежн дохода и дан ценах на продукты А и В. Из этих доступных потр-лю комбинаций он отдаст предпочтение той, к-ая принесет ему наибольшее удовлетворение, или наиб полезность. Комбинация, max-щая полезность, наз-ся положением равновесия потр-ля.

Равновесное положение потр-ля достигается в т. В, в к-ой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых КБ U3. В этом случае потр-ль купит 3 ед-цы товара В и 2 ед-цы А. Точки N и M т-же пок-т доступные дан потр-лю комбинации продуктов В и А, однако последним соотв-т меньшие совок полезности, о чем свидетельствует их расположение на более низких КБ. В тоже время точка N хотя и соотв-т большей величине полезности, чем точка B, но нах-ся выше бюджетной линии и, след-но, недоступна для дан потребителя

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.005 с.)