Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 4. Теория потребительского поведения

Поиск

Комплексная цель модуля – дать научное представление о поведении потребителя на рынке товаров и услуг.

 

Программа модуля

Тема 1. Потребитель как субъект экономических отношений. Потребности и предпочтения

Потребитель (покупатель) как основной субъект рыночной экономики. Производственное и конечное потребление. Рынок как экономическая система, ориентированная на потребителя. Взаимосвязь потребителя с другими субъектами рынка.

Свобода и субъективность потребительского выбора. Основные факторы, влияющие на потребительский выбор. Ограничительная возможность выбора. Рациональность выбора.

Потребности и их классификации. Иерархия потребностей, пирамида потребностей А. Маслоу.

Пространство товаров. Наборы товаров и множества. Экономические предпочтения. Предпочтения потребителей. Основные подходы к анализу потребительских предпочтений: кардиналистская (количественная) теория полезности и ординалистский (порядковый) подход к анализу предпочтений потребителя. Кривые безразличия как инструмент выражения предпочтений.

 

Тема 2. Кардиналистская теория потребительского поведения

Кардиналистский (количественный) подход к анализу полезности и его представители. Общая, предельная полезность их аналитическая и графическая интерпретация.

Первый закон Г. Госсена. Измерение предельной полезности набора благ с помощью производной .

Закон убывающей предельной полезности блага в наборе . Закон убывающей предельной полезности и нисходящий характер кривой спроса.

 

Тема 3. Ординалистская теория потребительского поведения

Основные аксиомы ординалистского подхода к анализу полезности: аксиома полной (совершенной) упорядоченности, или сравнимости; аксиома рефлексивности; аксиома транзитивности; аксиома непрерывности; аксиома строгой выпуклости к началу координат. Слабо предпочитаемое множество.

Функции полезности и кривые безразличия для различных товаров: для товаров совершенных субститутов, совершенных комплементов, антиблаг, безразличных благ, дискретных товаров. Зона субституции и предельная норма замещения для различных товаров.

Спрос потребителя. Бюджетное ограничение и бюджетное множество потребителя. Общий случай оптимума потребителя и угловое решение. Функция Лагранжа и условия равновесия (оптимума) потребителя первого порядка, описываемые системой линейных уравнений. Решение системы уравнений с помощью правила Крамера. Достаточное условие максимума функции полезности.

Тема 4. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»

Кривая «доход-потребление». Оптимизация потребительского выбора в случае увеличения дохода при неизменных ценах. Форма кривой «доход-потребление» в случае нормальных товаров. Кривая «доход-потребление» для низкокачественного товара. Кривые Энгеля, характеризующие потребление продовольственных, промышленных и высококачественных товаров.

Кривая «цена-потребление» при условии неизменности дохода потребителя и колебаний цен товаров. Вывод кривой индивидуального спроса из кривой «цена-потребление». Свойства кривой индивидуального спроса.

Тема 5. Эффект дохода и замещения по Дж. Хиксу и Е. Слуцкому

Определение номинального дохода. Различия в интерпретации реального дохода Дж. Хиксом и Е. Слуцким.

Влияние изменения дохода потребителя на спрос при постоянных ценах. Влияние замены одного товара другим в результате изменений цен в случаях нормальных и низкокачественных товаров по Е. Слуцкому. Уравнение Е. Слуцкого. Эффект дохода и замещения по Дж. Хиксу.

Эффекты дохода и замещения для взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров по Е. Слуцкому и Дж. Хиксу.

Перекрестные эффекты изменения цены, замещения и дохода по Дж. Хиксу. Основное уравнение теории стоимости и его экономическая интерпретация.

Выгода потребителя и ее измерение. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода, соотношение между ними. Маршаллианский потребительский избыток

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Потребитель как субъект экономических отношений.

Кардиналистская теория потребительского поведения

Вопросы для обсуждения

1. Потребитель – основной субъект рыночной экономики.

2. Потребности и их иерархия.

3. Предпочтения потребителей.

4. Особенности кардиналистской теории полезности.

5. Полезность и ее виды. Функция полезности.

6. Закон убывающей предельной полезности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.007 с.)