Платежный баланс, его статьи и счета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платежный баланс, его статьи и счета.



Платежный баланс - составленный в форме бухгалтерских счетов статистический отчет о торговых и финансовых сделках экономических субъектов страны с остальным миром за определенный период (обычно за год). Показатели в платежном балансе выражаются обычно в единой мировой валюте (долларах США).

Любая сделка имеет две стороны, поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи, поэтому основными статьями ПБ являются дебет и кредит. В кредите отражается отток ценностей из страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте. Дебет – приток ценностей в страну, за который ее резиденты должны платить, возможно наличными деньгами, т.е. расходовать иностранную валюту. Общая сумма кредита должна быть равна сумме дебета.

Платежный баланс включает в себя 3 раздела: счет текущих операций, счет движения капитала, изменения валютных резервов.

Счет текущих операций отражает сумму всех операций данной страны с другими странами, связанные с торговлей товарами, услугами и переводами и поэтому включает в себя:

а) экспорт и импорт товаров. Экспорт товаров отражается со знаком «+», т.е. кредит, поскольку он увеличивает запасы иностранной валюты. Импорт записывается со знаком «-», т.е. дебет, так как он уменьшает запасы иностранной валюты. Экспорт и импорт товаров представляет собой торговый баланс.

б) экспорт и импорт услуг, например, международный туризм.

в) чистые доходы от инвестиций - разница между процентами и дивидендами, полученными гражданами страны от зарубежных инвестиций, и процентами и дивидендами, полученными иностранцами от инвестиций в данной стране.

г) чистые трансферты, которые включают иностранную помощь, пенсии, подарки, гранты, денежные переводы

Сальдо счета текущих операций в макроэкономических моделях отражается как чистый экспорт: Ех – Im = Xn = Y – (С + I + G) где Ех – экспорт, Im – импорт, Xn – чистый экспорт, Y – ВВП страны, а сумма потребительских расходов, инвестиционных расходов и государственных закупок (С + I + G).

Сальдо счета текущих операций может быть как положительным, что соответствует профициту счета текущих операций, так и отрицательным, что соответствует дефициту счета текущих операций. Если имеет место дефицит, то он финансируется либо с помощью зарубежных займов, либо путем продажи финансовых активов, что отражается во втором разделе платежного баланса – счете движения капитала.

Счет движения капитала отражает все международные сделки с активами, т.е. притоки и оттоки капиталов как по долгосрочным операциям, так и по краткосрочным (продажа и покупка ценных бумаг, покупка недвижимости, прямые инвестиции, текущие счета иностранцев в данной стране, займы иностранцев и у иностранцев). Сальдо счета движения капитала может быть как положительным (чистый приток капитала в страну), так и отрицательным (чистый отток капитала из страны). Счет официальных резервов, включающий запасы иностранной валюты, золота и международных расчетных средств. В случае дефицита платежного баланса страна может взять резервы со счета в МВФ, а при профиците – увеличить свои резервы в МВФ.

Если сальдо платежного баланса отрицательное, то его следует профинансировать. В этом случае ЦБ вмешивается, т.е. проводит интервенцию – это покупка и продажа ЦБ иностранной валюты в обмен на национальную. При дефиците - предложение иностранной валюты на внутреннем рынке увеличивается, а предложение национальной валюты сокращается. Эта операция является экспортоподобной и учитывается со знаком «+», т.е. это кредит. Поскольку количество национальной валюты на внутреннем рынке сократилось, то ее валютный курс повышается, и это оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Если сальдо платежного баланса положительное, то происходит рост официальных резервов в центральном банке. Это отражается со знаком «-», т.е. это дебет (импортоподобная операция), так как предложение иностранной валюты на внутреннем рынке сокращается, а предложение национальной валюты увеличивается, следовательно, ее курс падает, и это оказывает стимулирующее воздействие на экономику.

В результате этих операций сальдо платежного баланса становится равным нулю.

ВР = Xn + CF – ΔR = 0 или ВР = Xn + CF = ΔR

Положительное сальдо счет текущих операций соответствует оттоку капитала (отрицательному сальдо счета движения капитала), поскольку национальные сбережения превышают внутренние инвестиции, они направляются за рубеж, и страна выступает кредитором. Если сальдо счета текущих операций отрицательное, то национальных сбережений не хватает, чтобы обеспечить внутренние инвестиции, поэтому необходим приток капитала из-за рубежа, и страна выступает заемщиком. Если в страну происходит приток капитала, то национальная валюта дорожает, а если происходит отток капитала из страны, то национальная валюта дешевеет.

 

44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.

Конкуренция - соперничество м/у участниками рын. хозяйства за лучшие условия пр-ва и купли-продажи Т.

Совершенная конкуренция.

Такой тип стр-ры рынка, при к-м цена устан-ся в рез-те уравновешивания кривых спроса и предложения.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает однородную продукцию. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

2. Несовершенная конкуренция -рынок, при котором невыполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

· Монополистическая конкуренция.

Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента.

Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

· Олигополия - рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил свое внимание основоположник теории олигополии – К. Курно: т.к. на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

· Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Эта фирма яв-ся единственным продавцом данной продукции, к-ый уникален. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.

Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

1. Исключительные права. В ряде стран правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).

2. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

3. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Монополии имеют следующие организационные формы:

Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой про­дукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат - объединение с целью организации совместного сбы­та продукции.

Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн - монополия с единым финансовым центром всех вхо­дящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.015 с.)