Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему питание исключительно растительной пищей не находит большого числа последователей?

Поиск

В природе нет растения, белки которого в отличие от животных белков, содержали бы полный набор аминокислот и витаминов (В12, Д). Недостаток витамина В12 приводит к анемии, при недостатке витамина Д особенно, у детей, нарушается развитие костной ткани, возникает остеопороз, проявляющийся в нарушении прочности костей. При правильном сочетании различных растений можно обеспечить полноценное питание. Проблема лишь в том, сколько усилий и времени потребуется на то, чтобы добиться правильного сочетания растений. Эта проблема автоматически снимается при использовании в питании мясных, рыбных, молочных продуктов и яиц.

Не подтверждается научными исследованиями и точка зрения о большей продолжительности жизни вегетарианцев. Поэтому, несмотря на то, что для доказательства долгожительства при использовании растительной пищи вегетарианцы приводят такие авторитеты, как Бернард Шоу, Лев Толстой, перешагнувшие 90-летний рубеж, сторонники разнообразного питания связывают их долгожительство не столько с питанием, сколько с творческим трудом, двигательной активностью и особенностями условий жизни.

Раздельное питание

Наиболее известными специалистами раздельного питания являются Герберт Шелтон и Говард Хей. Оба при создании концепции раздельного питания исходили из того, что количество, состав и свойства пищеварительных ферментов должны соответствовать химическому составу пищи. Нельзя сочетать виды пищи, требующей различной среды для её переваривания.

Например, нельзя есть углеводную (крахмалы) и кислую пищу в один приём – не есть хлеб, картофель, горох, бобы, бананы, финики и другие углеводные продукты с лимоном, апельсином, грейпфрутом, ананасом, помидорами и прочими кислыми продуктами. Продукты с кислой реакцией можно сочетать с листовыми овощами и жирной пищей. Такая рекомендация связана с тем, что крахмалы для усвоения требуют щелочной среды, а помидоры и цитрусовые – кислой. Сочетание крахмала с кислыми яблоками, т. е. кислоты с углеводами вызывает брожение.

По той же причине следует разделять по времени приёма белковую и углеводную пищу. «Никогда не ешьте концентрированные белки и концентрированные углеводы в один приём пищи… Не следует есть орехи, мясо, яйца и другую пищу вместе с хлебом, злаками, картофелем, пирожными, сладкими фруктами…».

По причине ограниченного объёма данного издания мы не можем привести весь перечень несочетаемых продуктов питания, поэтому рекомендуем любознательному читателю найти в сети Интернет книгу Г. Шелтона «Раздельное питание». Ниже, основываясь на данных науки, мы изложим лишь своё отношение к данной системе питания.

Мы отдаём должное писательскому таланту Г. Шелтона, сумевшему заинтересовать миллионы читателей своей книгой «Ортотрофия. Основы правильного питания». С момента выхода этой книги появилось много последователей раздельного питания. Но жизнь всё расставляет по своим местам. Те, кому эта система питания помогла, остались верными её приверженцами. Те, кому не помогла, вернулись к смешанному питанию. И таких подавляющее большинство. В системе раздельного питания есть много полезного, физиологически оправданного, если расчленить процесс переваривания пищи по её химическому составу. Да, белки для переваривания требуют кислой среды, углеводы – щелочной, причём в зависимости от сложности белков и углеводов будет изменяться концентрация ферментов и пищеварительных соков желудка и тонкого кишечника. Всё это так. Однако эволюция – очень мудрая женщина. Создавая человека, она предусмотрела, что питаться ему придётся самой разнообразной пищей – как той, в которой преобладают либо белки, либо жиры, либо углеводы, так и той, в которой белки, жиры и углеводы содержатся примерно в равных количествах. Поэтому она (эволюция) позаботилась и о том, чтобы пищеварительная система человека была способна одновременно переваривать пищу, разную по химическому составу. И. М. Скурихин и В. А. Шатерников, К. С. Петровский и В. Д. Ванханен убедительно доказали, что несовместимых продуктов не существует. Это следует и из теории адекватного питания. Эволюционная закономерность всеядности и одновременного сочетания разных по химическому составу пищевых продуктов вовсе не отрицается возникающими время от времени заболеваниями пищеварительной системы, когда противопоказаны те или иные пищевые продукты. Причины патологии могут быть самыми разными: повреждающие факторы внешней среды, образ жизни, психологические стрессы, вредные привычки, инфекционные заболевания и многое другое.

Следует учитывать также и тот факт, что основное переваривание пищи происходит в тонком кишечнике, а не в желудке. В двенадцатиперстную кишку поступают ферменты, предназначенные для переваривания и белков, и жиров, и углеводов, что при употреблении смешанной пищи создаёт условия для одновременного переваривания и всасывания продуктов их расщепления.

N.B.! Необходимо помнить:

· что при длительной приверженности к вегетарианству мясная пища для вегетарианцев становится ядом, потому что у них атрофируются клетки, вырабатывающие ферменты, переваривающие животные белки и жиры;

· примерно такая же ситуация складывается с последователями раздельного питания, когда они вынуждены употреблять продукты питания, несовместимые с точки зрения данной теории: механизм тот же самый – пищеварительная система утратила способность к одновременному перевариванию разной по химическому составу пищи.

Голодание используется как лечебный метод или разгрузочная диетотерапия (РДТ) при некоторых заболеваниях и как метод снижения веса. Для ознакомления с РДТ рекомендуем научный труд Ю. С. Николаева «Голодание ради здоровья» и книгу Поля Брэгга «Чудо голодания». Заметим, что эти авторы рассматривают голодание в комплексе с другими факторами ЗОЖ – двигательной активностью, гигиеническими процедурами, закаливанием, адекватным (индивидуально подобранным) режимом питания.

При этом они, особенно Ю. С. Николаев, не рекомендуют прибегать к голоданию без предварительного медицинского обследования. Больше того, Ю. С. Николаев говорит о том, что несмотря на подбор пациентов, результаты лечения голоданием бывают положительные, индифферентные и, в незначительном количестве случаев, – отрицательные. Учитывая замечание Ю. С. Николаева, мы решили в данном разделе ограничиться лишь изложением своего отношения к голоданию как методу регулирования (снижения) веса тела.

Если в студенческом возрасте без видимых причин вес начинает быстро изменяться (увеличиваться или уменьшаться), необходимо обратиться к врачу, а далее действовать в соответствии с его указаниями.

При увеличении веса в случае элементарного переедания, не прибегая к голоданию, следует умерить аппетит и увеличить двигательную активность. Мы согласны с П. Брэггом, что суточное голодание не нанесёт серьёзного ущерба здоровью. Здоровый человек может вынести и трёхсуточное голодание.

Однако для проведения голодания потребуется затратить больше волевых усилий, чем для выполнения физической нагрузки, в процессе которой сгорят избыточные калории. Ещё труднее справиться с повышенным аппетитом после суточного, тем более после трёхсуточного голодания.

 

В результате очень быстро восстанавливается исходный вес, а за счёт повышенного аппетита (постоянного чувства голода) он увеличивается больше исходного. Эту проблему испытывали многие, кто пытался с помощью голодания регулировать свой вес. К тому же без врачебного контроля голодание могут использовать только здоровые молодые люди. Поэтому мы не можем отнести голодание к оптимальным средствам регулирования веса тела.

И ещё о том, когда и сколько раз питаться в течение дня. У древних греков была поговорка «завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин оставь врагу». Они также заметили, что когда человек завтракает и обедает, его вес не увеличивается. А когда человек не завтракает и не обедает, а только ужинает, его вес увеличивается, но за счёт жировой массы. Японцы тоже заметили эту закономерность и использовали её для воспитания борцов сумо. Видели их? Эти борцы весь свой суточный рацион съедают вечером. Физиология так объясняет увеличение веса тела при одноразовом вечернем приёме пищи. Когда человек завтракает и обедает, в качестве энергетических источников используются, в основном, жиры и углеводы и, в меньшей степени, белки. Когда он не завтракает и не обедает, а только ужинает, сгорают, в основном, белки и углеводы, а жиры в виде жировых кислот практически полностью поступают в жировые депо, где и откладываются в виде жировых накоплений. Так, несмотря на одноразовое питание, за счёт увеличения жирового компонента увеличивается вес тела.

Поэтому, если вы хотите сохранить стабильный вес тела, нужно обязательно завтракать, обедать и ужинать!!! Девушки, знайте, что голодание ведёт к сжиганию белков, то есть мышечной ткани. Вот почему у девушек, голодающих с целью похудения, процент жира в организме часто соответствует их возрастной норме. Однако при этом отмечается дефицит мышечной массы и повышенная ломкость костей. Вам это нужно?

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое рациональное и сбалансированное питание?

2. Что такое адекватное питание?

3. В чём различие и сходство этих видов питания?

4. Что такое аутолиз?

5. Почему сыроедение, раздельное питание вегетарианство, голодание нельзя отнести к оптимальным способам регулирования веса тела?

6. Что нужно делать при быстром изменении веса тела (уменьшении или увеличении)?

7. Почему нужно завтракать, обедать и ужинать?

8. Перед вами стоит задача сбросить лишний вес, как вы поступите, – станете меньше есть, снизите калорийность пищи, повысите свою двигательную активность, или воспользуетесь другим способом? Обоснуйте ответ.

9. Дайте оценку своему питанию в течение суток, недели с позиции количества приемов пищи и сбалансированности пищевых веществ.

 

10. Проанализируйте свой недельный рацион питания, если есть недостатки, определите причины и возможность их устранения.

 

Рекомендуемая литература

1. Воробьев, Р. И. Питание и здоровье / Р.И. Воробьев. – М.: Медицина, 1990. – 160 с.

2. Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 238 с.

3. Зубова, С. А. Рациональное питание: Урок-практикум, 9-й класс / С. А. Зубова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – №3. – С. 17–21

4. Козакова, А. Сосиски кусаются: жирная пища вызывает «наркотическое» привыкание / А. Козаков // Российская газета. – 2010. – № 86. – С. 21.

5. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5–10.

6. Косованова, Л. В. Основы рационального питания / Л. В. Косованова, М. М. Мельникова / Физиологические основы здоровья / Под ред. Р. И. Райзмана, А. Я Тернера. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001. – С. 371–392.

7. Кузнецов, И. Лучший напиток горцев / И. Кузнецов // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 78–82.

8. Марголина, А. Вегетарианство и здоровье / А. Марголина // Наука и жизнь. – 2010. – № 4. – С. 97–101.

9. Онищенко, Г. Г. Здоровое питание недорого / Г.Г. Онищенко, В. А. Тутельян // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – №3. – С. 22-25.

10. Уголев, А. М. Трофология – новая междисциплинарная наука. / А. М. Уголев // Природа. – 1987. – № 2. – С. 3–14.

11. Царев, И. В. В своей тарелке: Как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола / И. В. Царев // Российская газета. – 2010. – №11. – С. 21.

Закаливание

 

В широком смысле ЗАКАЛИВАНИЕ – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Как способ оздоровления, как ценность, закаливание наименее (распространено среди) востребовано и школьниками, и молодёжью, и взрослыми. Но нельзя сказать, что закаливание совершенно не востребовано. Подтверждается (не только нашими наблюдениями), что около 30-35 % учащейся молодежи используют закаливание холодом (вода, снег и пр.). Хотя довольно много написано о том, как правильно закаливаться, тема остаётся актуальной и сложной по причине противоречивых советов по методике закаливания. Иногда создаётся впечатление, что «специалисты», пишущие о закаливании, сами закаливаться не пытались.

Почему-то авторы, начинающие свои публикации с истории закаливания на Руси, не замечают явного противоречия в своих данных.

Так, они пишут, что с очень давних времён на Руси для закаливания использовалась баня, валяние в снегу, купание в проруби, хождение босиком по снегу. Даже новорожденных парили в бане и обваливали в снегу, крестили в ледяной воде. Так запускались механизмы терморегуляции, и организм настраивался на суровый климат с перепадами температуры в течение суток от 15 до 25°, а иногда – и до 30°. Крестьянские дети от мала до велика бегали босиком, не теряя контакта с землей. Закаливающие процедуры органично вплетались в повседневную жизнь, не требуя особого настроя и особого времени.

Приближаясь к современности, эти авторы продолжают, что в качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятия спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). С этим нельзя не согласиться.

Однако далее они пишут, что при закаливании нужно соблюдать принципы систематичности (с чем нельзя не согласиться) и постепенности, постепенно снижая температуру воды. При этом наиболее осторожные добавляют, что снижать температуру воды нужно на 1-2° через одни-трое суток. Как связать такое понимание принципа постепенности с тем, что знали и делали наши предки в условиях суровой переменчивой погоды?

Оказывается, наши предки знали, что для запуска механизмов терморегуляции с самого рождения нужно обливать детей холодной водой, обваливать их в снегу и парить в бане. Они эмпирически поняли, что Природу надо воспринимать такой, какая она есть в данный момент – чем севернее и восточнее, тем холоднее, тем переменчивее погода. Весной и осенью в течение суток она может измениться на 15-25°. Утром в середине марта может быть -25°, днём 0+5°, вечером мокрый снег с дождём и пронизывающим ветром. Поздней весной и ранней осенью вполне возможна утренняя температура -15°, дневная до +10° и выше. Или днём +15+20°, вечером мокрый снег, ночью минус 12-15°. Конечно, такое бывает не часто, но случается. Как видите, Природа не позволяет соблюсти правило постепенности снижения температуры.

Тем не менее, почему-то специалисты по закаливанию пишут, что температуру воды при закаливании надо снижать постепенно на 1-2° градуса через 1-3 дня. Это, несмотря на то, что физиология, как наука, существует более 100 лет, и в любом учебнике написано, что сила реакции зависит от силы раздражителя. Чем больше сила раздражителя, тем сильнее ответная реакция. Следовательно, слабым раздражителем реакцию не запустишь. Ещё раз повторяем – это поняли на Руси в давние времена. И пока нет оснований считать, что у современных детей, молодёжи и взрослых изменились правила, законы запуска механизмов терморегуляции.

Проверьте сами – вы сможете различить температуру воды 36 и 35° градусов? Даже 34 и 36°? И сколько времени потребуется, чтобы приготовить ванну или таз, даже стакан воды с разницей температуры в 1°. При этом по методике постепенного снижения за 6 дней температура воды понизится максимум на 6°.

30 и 36° – это условия экватора. Следовательно, используя постепенное снижение температуры воды, мы приучим организм к условиям экватора +30-36° градусов. Сможет такой организм противостоять холодной погоде?

Поэтому правило постепенности можно распространить только на поверхность тела и на время воздействия холодового фактора. Однако и здесь следует считаться с правилом соответствия силы ответной реакции силе раздражителя. Воздействие холода на маленькую поверхность вызовет, в лучшем случае, локальную реакцию.

 

Психологически можно посоветовать – подставьте палец под холодную воду. Если вам хорошо, подставьте два, три пальца…, руку, спину и т. д. под холодную воду. Психологически этот совет достаточно эффективен, чтобы перебороть страх перед холодной водой. Очень важно перед закаливающей процедурой вызвать положительные эмоции. Рассказать как, зачем и почему нужно это делать, какие приятные ощущения возникают после обливания или купания в холодной воде. Если ребёнок слишком мал, лучший способ – личный пример. Последователи П. К. Иванова «моржи» обливаются, купаются вместе со своими детьми, прижимая их к себе, сопровождая купание восторгом (положительными эмоциями). Причём делают это с первого раза зимой и стоя на снегу. Более осторожные родители сначала вместе с детьми смотрят, как это делают другие, а со второго-третьего раза уже обливаются вместе с ними.

Такой метод закаливания можно назвать интенсивным или естественным, потому что он соответствует особенностям Природы.

Для ослабленных детей можно рекомендовать экстенсивный способ закаливания, используя при снижении температуры воды температурный шаг, равный 6°. При этом не следует путать процедуру закаливания с купанием. Цель закаливания – запустить механизмы терморегуляции. Следовательно, сила и время действия раздражителя (холодового фактора) должны быть достаточными для запуска этих механизмов. По времени длительность первых сеансов следует ограничивать 1-3 секундами. Очевидно, что температура воды 30° такой механизм не запустит. На температуру воды 24° реакция уже последует.

Температура воды 30-36° – это температура купания, продолжительность которого можно увеличивать с 1 минуты и более в зависимости от реакции ребёнка. Чем дольше купается ребёнок, тем больше его организм привыкает к данной температуре.

Опыт изучения занятий плаванием в детских садах в г. Набережные Челны (1985-1990 гг.) показал, что со строительством бассейнов в каждом детском саду заболеваемость детей возросла. Поэтому при проведении деловой игры с целью создания программы оздоровления детей, организаторы игры (Председатель исполкома Комсомольского района и его заместители) сразу предупредили, чтобы участники игры не включали в Программу пункт о строительстве бассейнов (они и так есть в каждом детском саду), потому что с введением плавания выросла отоларингологическая заболеваемость детей. Проведённый анализ эффективности внедрения занятий по плаванию в детских садах показал, что на занятиях плаванием при температуре воды 27-30° дети учатся плавать, а закаливания (противодействия холоду) не происходит.

Осмысление результатов данного анализа с позиций физиологии позволяет понять причину повышения заболеваемости при введении занятий по плаванию. Температура воды в бассейнах (27-30°) не позволяет включать механизмы срочной терморегуляции. Больше того, у детей вырабатывается стереотипная реакция на стандартную температуру купания, и не срабатывают (не включаются) защитные реакции организма в условиях резкого изменения температурных режимов на улице.

Поэтому купание следует завершать закаливающими процедурами: умыванием и обливанием холодной водой после горячего душа (контрастный душ). В холодное время перед выходом на улицу следует тщательно высушить волосы. Очень важно избегать сквозняков между бассейном и раздевалкой, потому что после плавания (купания) организм всегда слегка разморённый, то есть не готов к сопротивлению холоду. Закаливающие процедуры проводятся до появления чувства бодрости.

 

Таблица 31 – Определение рейтинга в закаливании

 

Регулярность Отсутствует 1 раз в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю 5 раз в неделю 6 раз в неделю Ежедневно
Баллы   11-20 21-30 31-50 51-74 75-84 85-94 95-100

Итак, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ЗАКАЛИВАНИИ.

1. Постепенность следует распространять на поверхность тела и на время воздействия закаливающего фактора, но не на его температуру.

2. Сила и время воздействия закаливающего фактора должны быть достаточными для запуска иммунных механизмов.

3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности (здоровье, индивидуальную переносимость холода).

4. Следует проводить предварительную психологическую подготовку с целью устранения страха.

5. При экстенсивном способе закаливания использовать два температурных шага (1 шаг = 6°), т. е. 36 – 12° = 24°, соблюдая пп. 1,2,3.

6. Закаливание должно проводиться систематически.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое закаливание?

2. Как осуществляли закаливание наши предки?

3. Какие физиологические закономерности необходимо соблюдать при закаливании?

4. Что такое интенсивное и экстенсивное закаливание?

5. Чему равен температурный шаг?

6. Чем отличается закаливание от летнего купания и плавания в бассейне?

7. Свяжите физиологические закономерности с практической реализацией принципов закаливания.

8. Проверьте свои знания о закаливании, ответив на тесты №14 и №15 контролирующей программы.

9. Многие, даже активно занимающиеся физическими упражнениями, не проводят закаливающих процедур. С чем это связано, и что необходимо сделать, чтобы использование ценностей физической культуры стало более всесторонним.

Рекомендуемая литература

1. Величковский, Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн. пособие / Б. Т. Величковский и др. — М.: Новая школа, 1997. – 236 с.

2. Горбунов, В. В. Вода дарит здоровье / В.В. Горбунов. – М.: Советский спорт, 1990. – 38 с.

3. Синягина, Н. Ю. Здоровье как образ жизни // Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова // Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. –

С. 41-47.

Оптимальный вес тела

 

Каким должен быть оптимальный вес тела? Вопрос, который часто волнует девушек, женщин, но не оставляет равнодушными и лиц мужского пола. Имеется несколько индексов, формул расчёта оптимального веса тела. Однако все они обладают одним недостатком – они отражают вес тела человека среднего роста, веса, типа телосложения. Ни одна предлагаемая формула не учитывает многообразия типов телосложения, соотношения массы и длины тела, а также отдельных его фрагментов, поперечных параметров, то есть того, что составляет конституцию человека или его морфотип (строение). Некоторые примеры типов телосложения и соотношения отдельных фрагментов представлены на рисунке 20.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
режимом двигательной активности,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рисунок 20 – Контурные схемы типов телосложения

 

Очевидно, что нельзя применять один и тот же индекс, одну и ту же формулу для расчёта веса тела у 1, 2 и 3 вариантов телосложения. Можно сравнивать вес тела у 2 и 7 вариантов. Даже 1 и 5 варианты, относящиеся к нормостеническому типу телосложения, можно сравнивать весьма условно. Поэтому мы предлагаем для определения оптимального веса тела формулу Брока с поправками на типы телосложения.

Типы телосложения (морфотипы):

а) гиперстеники – большие поперечные размеры (варианты 3 и 4);

б) нормостеники – средний тип телосложения (варианты 1, 5, 6);

в) астеники – тонкокостные, узкие, вытянутые, с относительно малыми поперечными размерами тела (варианты 2 и 7).

Существует масса промежуточных вариантов с различным соотношением длины фрагментов тела (варианты 3,4; 1,5,6; 2,7) и с разным соотношением поперченных размеров верхней и нижней частей туловища. Например, узкая грудь, массивный таз и наоборот.

ОПТИМАЛЬНАЯ НОРМА веса тела должна существовать для каждого типа телосложения. Однако кроме веса нужно учитывать ещё относительное количество жира в организме, степень развития мускулатуры.

Только в этом случае можно говорить об оптимальной величине веса тела. Поэтому формула расчёта оптимального веса тела, приведённая в таблице 32, является весьма условной, поскольку она не учитывает многообразия индивидуальных морфо-функциональных типов телосложения.

Таблица 32 – Варианты расчёта оптимального веса тела

 

Астеники Нормостеники Гиперстеники
L – 110 или (115) L – 100 L – 90 или (85)

Примечание: L – длина тела в см.

ВЕС ТЕЛА = ДЛИНА ТЕЛА – 100 ± (10÷15% от роста).

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Может ли существовать единая норма веса тела в каждом возрасте?

2. Что такое морфотип и какими параметрами он характеризуется?

3. Какие факторы следует учитывать при определении нормы веса тела?

4. Влияют ли вес тела и его длина на спортивные результаты и результаты в тестах физической подготовленности?

5. Почему при активной работе, направленной на сжигание жиров, необходимо в достаточном количестве употреблять воду?

6. Задание: ознакомьтесь с дополнительной литературой в приложении 4 и дайте краткую аннотацию.

 

3.5 Некоторые вопросы здоровья молодой семьи

 

Данный раздел затрагивает основные факторы здорового образа жизни, а именно: гармоничные отношения между людьми, жизненный режим, правильное гигиеническое поведение.

Один из немаловажных вопросов, который необходимо рассмотреть – распространенный вопрос, беспокоящий молодых родителей: Когда нужно начинать заботиться о здоровье ребёнка?

Итак, начинать необходимо с того, что рождение ребёнка следует планировать.

К сожалению, у молодых, да и у зрелых женщин зачатие часто происходит неуправляемо при сочетании нескольких повреждающих факторов: курение, принятие спиртных напитков и, что ещё хуже, употребление наркотиков. В дозах, превышающих норму, они являются ядом, способным повредить генотип человека, который хранится в сперматозоидах у мужчин и яйцеклетках у женщин.

Но, если у мужчин сперматозоиды заменяются через 40 – 60 дней, то девочки рождаются с определённым количеством яйцеклеток на всю жизнь. По мере полового созревания женского организма яйцеклетки, в соответствии с индивидуальными циклами, созревают и выходят в матку. Поскольку никотин, алкоголь и наркотики не имеют барьеров в организме, при больших концентрациях они могут повреждать хромосомный аппарат яйцеклеток с самыми непредсказуемыми последствиями. Вот почему девочкам, девушкам, женщинам нельзя подвергать свой организм воздействию названных веществ.

В отличие от мужчин, здоровье будущих детей в большей мере зависит от женщины. При вынашивании ребёнка очень важно поддерживать оптимальный двигательный режим. По сравнению с мало двигающимися женщинами у женщин-спортсменок рождаются физиологически более зрелые дети.

Г. Н. Голубева [7] очень убедительно доказала, что здоровье новорождённых зависит от режима двигательной активности женщины в период вынашивания ребёнка. При оптимальном режиме двигательной активности в период беременности рождаются физиологически более зрелые дети, они реже болеют по сравнению с детьми беременных женщин, двигательная активность которых была ограничена по разным причинам. Послеродовая двигательная активность у детей сохраняется вплоть до перехода в среднюю школу.

В продолжение темы здоровья молодых мам и их детей, небезынтересным будет рассмотреть и такой вопрос: «Почему многие женщины после вынашивания и выкармливания ребёнка теряют от одного до нескольких зубов?».

С внутриутробным развитием плода по скорости роста и развития не может сравниться ни один из последующих этапов онтогенеза (индивидуального развития человека). Чтобы обеспечить столь быстрые темпы роста и развития хрящевого скелета, плод должен получать достаточное количество солей фосфора и кальция. И он возьмёт из организма матери столько солей кальция и фосфора, сколько ему требуется для нормального развития. Это должна знать каждая женщина. Влияние гиподинамии (гипокинезии) на обмен и сохранение баланса солей кальция и фосфора было изложено выше. Зубы – типичная костная ткань, следовательно, при гипокинезии они тоже будут терять соли кальция даже при условии приёма препаратов кальция. Вот одна из причин, почему многие рожавшие женщины теряют зубы. В связи с высокой потребностью плода в солях фосфора и кальция в питание беременной женщины должны входить пищевые продукты с высоким содержанием солей этих веществ.

Однако надо помнить, что соли кальция и фосфора в условиях низкой двигательной активности почти не усваиваются.

Поэтому для сохранения зубов как во время беременности, так в период выкармливания ребёнка необходимо соблюдать оптимальный двигательный режим.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему о здоровье ребёнка нужно заботиться задолго до его зачатия?

2. Как влияет двигательная активность будущей матери на физиологическую зрелость новорождённого и двигательную активность ребенка дошкольного возраста?

3. Будет ли ребенок физически развиваться без целенаправленного физического воспитания? Обоснуйте свой ответ.

4. Если ребенок много и с увлечением занимается спортом, означает ли это, что у него развито трудолюбие?

5. Представьте себе ситуацию, когда один из родителей отрицает необходимость заниматься физическими упражнениями (спортом), заявляя, что, если «труд создал человека», а многие физические упражнения возникли на основе трудовых действий, то ребенка лучше занять каким-либо трудом, тогда пользы будет больше: ребенок сделает что-то полезное и физически разовьется. Согласны ли вы с такой позицией? Обоснуйте свой ответ.

Рекомендуемая литература

1. Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть / И. А. Аршавский. – М.: Советский спорт, 1990. – 30 с.

2. Бажуков, С. М. Здоровье детей – общая забота / С. М. Бажуков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 127 с.

3. Васин, Ю. Г. Физические упражнения – основа профилактики ожирения у детей / Ю. Г. Васин. – Киев: «Здоровье», 1981. – 90 с.

4. Гребняк, Н. П. Опыт оздоровления часто болеющих детей в дошкольных учреждениях / Н. П. Гребняк // Гигиена и санитария, 1988, – № 9. – С. 81–82.

5. Лафонтен, М. Жировая ткань: что нового? / М. Лафонтен // Косметика & медицина. – 2009. – №2. – С.10–20.

6. Нарциссов, Р. П. Проблемы прогнозирования здоровья детей / Р. П. Нарциссов, Е. И. Степанова. – М.: ВНИИМИ. – 1987. – 92 с.

7. Санникова, Н. Е. Комплексная оценка состояния здоровья детей г. Екатеринбурга / Н.Е. Санникова, И.М. Шаламова, Л.В. Левчук и др. // Вестник Уральской государственной медицинской академии. – 1998. – №7. – С. 51–54.

8. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 463 с.

9. Шмаков, С. Детям о здоровье / С. Шмаков // Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С. 94–128.

10. Яковлева, Т. Не займемся профилактикой – замучаемся с болезнями / Т. Яковлева // Российская Федерация сегодня. – 2010. –

№ 14. – С. 21–22.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.012 с.)