Сущность 100-балльной модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность 100-балльной модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости



Как было отмечено выше, в отличие от теоретических дисциплин нормативы физической подготовленности по своей сути являются количественными показателями. Втискивая показатели физической подготовленности в существующую 5-балльную шкалу, мы искусственно сужаем их количественную оценку. В этом позволяет убедиться таблица 10, в которой приводится сравнительная оценка нормативов в беге на 100 м и упражнении «пресс» у девушек в 5-балльной и в 100-балльной системах оценки качества успеваемости.

100-балльная шкала позволяет в 20 раз точнее (по сравнению с 5-балльной шкалой) оценить эффективность не только физической подготовленности студентов, но и их физическую воспитанность. Одно из преимуществ 100-балльной шкалы в том и состоит, что она даёт возможность в 20 раз увеличить точность индивидуальной оценки успеваемости.

 

Таблица 10 – Таблица семантических соответствий уровней качества 100-балльной шкалы, принятой в АлтГТУ(на примере двух тестов)

 

100 м Пресс 100-балльная шкала 5-балльная шкала Качество ЗУНов
15,6   95-100 5+ Превосходно
15,7*   81-94   Отлично
15,8   75-80 5- Почти отлично
15,9   69-74 4+ Более чем хорошо
16,0*   56-68   Хорошо
16,3   50-55 4- Недостаточно хорошо
16,6   44-49 3+ Более чем удовлетворительно
17,0*   31-43   Удовлетворительно
17,3   25-30 3- Малоудовлетворительно
17,6   19-24 2+ Всё ещё неудовлетворительно
17,9*   7-18   Неудовлетворительно
18,3   1-6 2- Нет знаний (скорости)
18,7*       Не аттестован

Примечание: Результаты в беге на 100 м, выделенные *, соответствуют5, 4, 3, 2, 1 баллам Образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура».

 

Когда речь заходит о выявлении победителей в спорте, несовершенство 5-балльной шкалы при определении победителей становится очевидным. В качественных видах спорта проблема определения победителей решается путём увеличения количества судей от 5 до 10, а в баллах различают ещё десятые доли. Такую систему оценки качества в спорте вполне можно назвать квалиметрической, близкой по сути к 100-балльной рейтинговой системе.

Однако преимущества 100-балльной шкалы заключаются не только в точности оценки ЗУНов.

Другое существенное преимущество данной системы заключается в необходимости качественно нового подхода к планированию учебного материала, переходе к модульному планированию, что требует переосмысления внутрипредметных и межпредметных связей, переоценки видов контроля.

И, пожалуй, самое главное, – 100-балльная рейтинговая система в большей мере стимулирует самостоятельную деятельность студентов, являющуюся целеполагающей проблемой физического воспитания.

Причём самостоятельная деятельность студентов стимулируется не сама по себе, она требует перестройки менталитета преподавателей ФК, овладения ими гуманными, демократическими методами построения взаимоотношений со студентами, скрупулёзной разработки системы домашних заданий.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чём заключается сущность 100-балльной системы оценки успеваемости студентов?

2. Влияет ли стиль деятельности преподавателя физической культуры на стимулирование самостоятельной физкультурной деятельности занимающихся? Обоснуйте ответ.

Рекомендуемая литература

1. Артемов, А. Модульно-рейтинговая система / А. Артемов,

Н. Павлов, Т. Сидорова // Высшее образование в России. – 1999. – №4. – С. 121–125.

2. Черных, А. В. Модульно-рейтинговая система и её роль в образовательном процессе / А. В. Черных // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2006. – Ч.2. – С.673–676.

Структура модуля

 

Дисциплина «Физическая культура» изучается в высших учебных заведениях на 1-4 курсах в объеме 400 часов.

Здоровье является одной из самых важных ценностей. От его уровня зависит качество жизни, способность успешно учиться, степень свободы человека. Хорошее, тем более отличное здоровье может быть только у человека, для которого ценности физической культуры и спорта стали неотъемлемым образом жизни.

Поэтому ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ дисциплины «Физическая культура» является формирование устойчивой потребности в физической культуре, основными ценностями которой являются «Знания» (как управлять своим организмом), «Физическая и функциональная подготовленность» (отражает мощность систем и резервы организма), «Здоровье» (результат занятий физической культурой, проявляющийся в способности противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды).

Названные ценности определяют физическую культуру человека и составляют содержание модуля дисциплины, структура которого представлена на рисунке 1.

В физическом воспитании модуль – это развивающаяся во времени функционально завершенная информационно-логическая единица, позволяющая преподавателю и студенту оценить уровень знаний, умений и навыков практического использования средств физической культуры для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, снятия утомления после учебной нагрузки.

Система модулей содействует количественной оценке потребности студентов в ценностях физической культуры, умению применять их в последующей производственно-бытовой практике, при строительстве семьи и воспитании детей.

Одна из главных целей модульно-рейтинговой системы – количественная оценка овладения занимающимися физической культурой, которую недопустимо ограничивать лишь физической подготовленностью. Следовательно, успеваемость студента должна включать в себя оценку ценностей, позволяющих судить о всестороннем и гармоничном состоянии компонентов, составляющих его физкультурную воспитанность.

 

Знания, как управлять здоровьем, физической и функциональной подготовленностью
Умения и навыки управлять здоровьем, физической и функциональной подготовленностью
Функциональная подготовленность
Физическая подготовленность
Здоровье
Прилежание: систематическое, самостоятельное использование ценностей физической культуры  
Заболеваемость

 

Рисунок 1 – Структура модуля дисциплины «Физическая культура»

 

Каждый семестр состоит из четырех модулей (таблица 1). В конце каждого модуля осуществляется рубежный контроль или аттестация студентов.

Мвходной – входной контроль, включающий учебный цикл с 1-й по 3-ю неделю каждого семестра. Данный модуль предполагает определение уровня физической воспитанности студентов в начале каждого семестра обучения. В исходный контроль рекомендуется включать оценку следующих составляющих: физическая подготовленность, функциональное состояние, уровень потребности в ценностях физической культуры (по методике). Входной модуль не должен влиять на итоговую аттестацию только в 1-м семестре.

Практика показывает, что у многих студентов при отсутствии устойчивой потребности в физической культуре после зимней сессии и, особенно, после летних каникул, значительно снижаются показатели физической подготовленности и уровни основных потребностей в физической культуре. Поэтому введение исходного рейтинга и его влияние на семестровый и итоговый рейтинги может стимулировать их самостоятельную физкультурную активность в эти периоды года.

Второй и третий модули (М1 – первый рубежный модуль – учебный цикл с 4-й до 9-й недели каждого семестра и М2 – второй рубежный модуль – учебный цикл с 9-й до 13-й недели каждого семестра) заканчиваются первой (R1) и второй (R2) промежуточными аттестациями. Обе промежуточные аттестации должны обязательно включать оценивание всех составляющих модуля (рисунок 1).

Четвертый – зачетный модуль (Мзач) – учебный цикл с 13-й по 17-ю неделю семестра отчасти является приемником рубежных модулей, но, по своей сути он дает более точную, реальную информацию о динамике успешности овладения студентами ценностями физической культуры. Данный модуль также предполагает устранение задолженностей, отработку пропущенных занятий и т.п.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите основные блоки модуля физической культуры и здорового образа жизни. Чем обоснована необходимость каждого блока?

2. Аргументируйте цель введения модулей в систему физического воспитания в учебных заведениях.

3. Объясните суть термина «физическая воспитанность».

4. Нужна ли оценка всесторонности и гармоничности физической культуры студента? Аргументируйте.

5. Нужно ли вводить исходный (входной) рейтинг в структуру модуля? Если нужно, то на каких курсах или семестрах? Обоснуйте ответ. Для чего нужен зачётный рейтинг?

Рекомендуемая литература

1. Васильева, Т. В. Модуль для самообучения / Т. В. Васильева // Вестник высшей школы, 1988. – №6. – С. 86–87.

2. Лотоненко, А. В. Ценности профессионального физкультурного образования / А. В. Лотоненко, Ф. И. Собянин, А. Ф. Куликов // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 6. – С. 2–4.

3. Лотоненко, А. В. Физическая культура и её виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 26, 39–41.

4. Тимофеева, Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера / Ю. Ф. Тимофеева // Высшее образование в России. – 1993. – №4. – С. 119–125.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.013 с.)