Расчет рейтинга успеваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет рейтинга успеваемости



 

Схема рейтинговой оценки успеваемости студентов отражена в таблице 11.

Из таблицы 11 видно, что семестровый рейтинг является средней арифметической суммы рейтингов исходной, первой и второй аттестаций; итоговый рейтинг есть средняя арифметическая суммы семестрового и зачётного рейтингов.

 

Таблица 11 – Схема модульно-рейтинговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура»

 

Недели семестра 1-я – 3-я недели 4-я – 8-я недели 9-я –12-я недели 13-я – 17-я недели Итоговая аттестация
Модули Модуль исходный (входной) 1-й рубежный модуль (М1) 2-й рубежный модуль (М2) Зачётный модуль (Мзач)
Виды аттестации Исходная 1-я аттестация 2-я аттестация Зачётная аттестация
Семестровая аттестация
Рейтинги R исходный R 1аттестации R 2аттестации Rзачётный Rитоговый
1-й, 2-й, 3-й, 4-й, др. семестры (Rисходный + R1атт. + R2атт.): 3 = Rсеместровый
(R семестровый + Rзачётный): 2 = Rитоговый

 

Каждый тест какого-либо из компонентов модуля оценивается от 1 до 100 баллов (таблицы 14-21). Включение различных поправочных коэффициентов (удельных весов) в тесты физической и функциональной подготовленности нецелесообразно, так как они не позволяют определить гармоничность физического развития. А поскольку удельные веса всех тестов равны, рейтинг любой аттестации определяется средней арифметической величиной суммы включенных в нее тестов. Количество аттестационных тестов в каждом модуле студент определяет вместе с преподавателем.

 

Формула расчёта рейтинга каждого модуля:

R = (T1 + Т2 + Т3 +...Тn): n,

 

где T1; Т2; Т3; Тn– тесты; n– количество тестов, включенных в аттестацию.

Алгоритм расчета рейтинга любой аттестации включает следующие действия:

1. По таблице рейтинга успеваемости студентов (приложение 1) определить количество тестов, по которым будет рассчитываться рейтинг аттестации.

2. По таблицам 17-21 определить баллы (от 1 до 100), соответствующие результатам каждого из определенных тестов.

3. Воспользоваться формулой, согласно которой рейтинг аттестации равен средней арифметической суммы выбранного количества контрольных тестов.

Например:

R 1-й аттестации = [T1 + Т2 + Т34 + Т5+ Т6+ Т7+ Т8] / 8.

 

В таблице 12 приведены примерные контрольные тесты для оценки рейтинга первой аттестации.

 

Таблица 12 – Тесты 1-й аттестации, выбранные преподавателем

и студентом

 

  Прыжок в длину с места Подтягивания на перекладине Прыжки ч/з скамейку Бег 100 метров Отжимания в упоре на брусьях Жизненная емкость легких Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) Индекс Скибинской R 1-й аттестации
Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8  
Баллы                 ≈79

R 1-й аттестации = (66+76+96+78+56+82+86+91) / 8 = 78,875 ≈ 79 баллов;

R 1-й аттестации = 79 баллов.

 

Каждый семестр по дисциплине «Физическая культура» заканчивается зачетом.

Итоговый рейтинг определяется по формуле:

Rитоговый = (R семестровый + Rзачётный) / 2,

 

где семестровый рейтинг определяется по формуле:

Rсеместровый = (Rвходной + R1атт. + R2атт.) / 3.

Результат итогового рейтинга выставляется в зачетную книжку.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Нужно ли включать поправочные коэффициенты (удельные веса) в тесты физической и функциональной подготовленности?

Например,

Rсеместровый = (0,3 • Rисходный + 0,3 • R1атт. + 0,4 • R2атт.) / 3 или

Rсеместровый = (0,35 • Rисходный + 0,35 • R1атт. + 0,3 • R2атт.) / 3 или

Rсеместровый = (0,4 • Rисходный + 0,2 • R1атт. + 0,4 • R2атт.) / 3 или

Rфункциональной подготовленности = Rфизической подгот-сти= Rзнания и т.д. или

 

0,4 Rфункциональной подготовленности = 0,4Rфизической подгот-сти= 0,2 Rзнания

Предложите свой вариант или выберите один из предложенных. Обоснуйте достоинство своего варианта и недостатки (возможно, неприемлемость) других.

 

2. Решите педагогическую ситуацию. Студент систематически посещал занятия физической культурой, успешно освоил программный материал первых трех месяцев первого семестра.

Его Rисходный = 74 балла; R1атт. = 82 балла, а R2атт = 84 балла.

Таким образом, Rсеместровый = (74 + 82 + 84) / 3 = 80 баллов.

 

По неизвестной причине в декабре студент не посетил ни одного занятия. Исходя из таблицы 11, рейтинг студента должен быть равен 41 баллу (Rсеместровый + Rзачётный / 2 = (80 + 1) / 2 = 40,5 или 41 балл). Однако преподаватель не аттестовал студента, оценив его итоговый рейтинг 0 баллов (R итоговый = 0 баллов).

Как вы считаете:

а. Может ли рейтинг равняться 0 баллов?

б. Можно ли студента аттестовать на основе исходной, первой и второй аттестаций?

в. Как бы вы поступили в роли преподавателя в данной ситуации?

 

Рекомендуемая литература

1. Васюкова, С. В. Организация и проведение рубежного контроля / С. В. Васюкова // Среднее профессиональное образование. – 1998. – №2. – С. 19–21.

2. Денисенко, С. И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельностью студентов / С.И. Денисенко // Инновации в образовании. – 2002. – №1. – С. 86–95.

3. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

 

 

Содержание компонентов модулей

 

Тестовое содержание модулей, формирующих соответствующие рейтинги, показано в таблице 13.

При организации контроля необходимо учитывать, что данные о студентах должны стать прозрачными, чтобы преподаватель физического воспитания мог увидеть успехи студентов его отделения, и, конечно же, каждый студент должен знать, какова его физическая кондиция, что он представляет собой как будущий специалист, будет он работать на лекарства или на благо предприятия, фирмы, города, района и т.д.

С этой целью рекомендуется оформлять результаты рейтингов каждого модуля в виде лепестковой диаграммы на конкретного студента, на группу (приложение 2).

После каждого контроля (а их будет три в семестре или шесть в учебном году) можно будет видеть результаты деятельности студентов и, тем самым, отследить динамику их физической воспитанности. И на основании этого можно сделать выводы о результативности достижения цели по формированию устойчивой потребности у студентов в ценностях физической культуры и, в конечном итоге, о качестве преподавания дисциплины.

 

Таблица 13 – Содержание компонентов модулей модульно-рейтинговой системы аттестации студентов (контрольные точки)

 

Компоненты модуля Исходная аттестация 1-я аттестация 2-я аттестация Зачётная аттестация Итоговая аттестация
Модули Мисход. М1 М2 Мзачёт. Иат.
  Знания: темы 1- 8 + + + + +
  Умения и навыки          
2.1 Баскетбол: упражнение 1-4   + У + у   +
2.2 Волейбол: упражнение 1-5     + У + У +
2.3 Футбол: упражнение 1-5       + У +
  Умение самостоятельно использовать ценности ФК          
3.1 Комплекс 1 (УГГ; разминка). Провести с группой   +2 с +1с, 2 с + +
3.2 Рекреационные комплексы (1 – 4). Провести с группой   + 3 с + 2 с + +
3.3 Конспект части занятия. Провести с группой   + 4 с +3 с + +
3.4 Конспект целого занятия. Провести с группой   +4 с + + +
  Физическая подготовленность          
4.1 Бег 100 м +     + +
4.2 Прыжки в длину с места + + + + +
4.3 Подтягивание на перекладине + + + + +
4.4 Прыжки через скамейку / скакалку   + + + +
4.5 Наклон туловища вперед + + + + +
4.6 Вис на согнутых руках   + + + +
4.7 12-мин бег – тест Купера   + + + +
4.8 Челночный бег 10х10 м   + + + +
4.9 Подъем переворотом / «пресс»   + + + +
Продолжение таблицы 13
Модули Мисход. М1 М2 Мзачёт. Иат.
4.10 Отжимания в упоре на брусьях (скамейке) + + + + +
4.11 Альтернативные упражнения   + + + +
  Функциональная подготовленность          
5.1 ЧСС (уд/мин) – сидя + + + + +
5.2 ЖЕЛ (жизненная емкость легких) + + + + +
5.3 Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) + + + + +
5.4 Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) + + + + +
5.5 Индекс Скибинской + + + + +
5.6 Теппинг-тест + + + + +
  Заболеваемость (случаи; дни)   + + + +
  Пропуски   + + + +
  Пропуски по неуважительной причине + + + + +
8.1 Пропуски по уважительной причине + + + + +
8.2 Уровень потребности в ФК (в бал.) + + + + +
  Динамика тестов в % к исходной +       +
  Прилежание   + + + +
               

Примечания: с – семестр; у – упражнение.

 

Для фиксации результатов тестирования по блокам модуля составляется протокол на учебную группу студентов. Затем результаты переводятся в баллы по 100-балльной модульно-рейтинговой системе и отмечаются в таблице определения рейтинга успеваемости студентов (приложение 1).

Создаётся впечатление о нереальности тестирования студентов из-за большого количества тестов. Однако это не так, если создать оптимальные условия для тестирования.

Во-первых, необходимо разработать соответствующие документы, которые бы позволили самим студентам фиксировать необходимые показатели фрагментов модуля.

«ЖУРНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА» является документом, который должен быть полностью открытым для студентов. В нём должны быть предусмотрены листы для фиксации текущего состояния студента. Эти страницы фактически соответствуют текущей успеваемости.

Однако слово «успеваемость» мы заменили словом «состояние». Оно больше соответствует духу модульно-рейтинговой системы и психологически лучше воспринимается студентами.

Во-вторых, необходимо обеспечить достаточное количество приборов, их доступность и научить правильно пользоваться ими, соблюдая стандартность условий измерения и правила гигиены. В-третьих, таблицу с рейтинговыми показателями рекомендуется заполнять самим студентам (в первое время с участием преподавателя), чтобы каждый студент привыкал к самостоятельной работе по освоению ценностей физической культуры, а также к систематическому контролю своего состояния. Объяснить студентам причины различных вариантов динамики фиксируемых показателей для того, чтобы они сами могли планировать приемлемую для них модель физической воспитанности применительно к учебной деятельности, к будущей производственной деятельности и к строительству своей семьи. Как показали наши исследования, всё это является мощным стимулом к самостоятельной физкультурной активности и ответственному отношению к своему физкультурному самосовершенствованию.

Необходимо отметить, что создать единую модульно-рейтин-говую систему оценки успеваемости студентов практически невозможно по ряду причин. Основные из них:

· разная направленность физического воспитания в различных структурах отделения (кафедры) физической культура (лыжная база, спортзалы, стадион и т. п.);

· стереотипность, индивидуальная направленность преподавания, свойственная не только специалистам разных видов спорта, но и индивидуальным знаниям, умениям, стилю руководства преподавателей (авторитарный, демократический и т. д.);

· индивидуальные особенности студентов (физическое развитие, физическая подготовленность, здоровье, склонность к определённым видам физических упражнений).

Имеются и другие объективные причины, препятствующие унификации модулей. Тем не менее, унификация структуры модулей вполне возможна и необходима, поскольку нормативы могут быть скорректированы в соответствии с принципом индивидуализации. Индивидуальная коррекция тестов не противоречит требованию стандартности тестов и вполне позволяет проследить и сопоставить динамику компонентов физической воспитанности. Что касается знаний, умений и навыков, их содержание может изменяться по семестрам и даже по рубежным этапам контроля.

Итак, количество и структура модулей должны быть едиными для всех. Количество блоков и их наполнение может определяться условиями занятий, видами физических упражнений, индивидуальными особенностями преподавателей и студентов и т. п.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Согласны ли вы с утверждением, что данные о текущей и рубежной аттестациях студентов должны быть прозрачными? Обоснуйте ответ.

2. Можно ли доверять студентам самим вносить результаты текущей успеваемости (своего состояния) в «Журнал преподавателя и студента» во время занятий физической культурой?

3. Рационально ли вводить в тестирование подготовленности студентов альтернативные упражнения (умения и навыки избранного ими вида спорта)?

4. Перечислите основные причины, не позволяющие прийти к единой модульно-рейтинговой системе для всех учебных заведений, для всех преподавателей, даже в рамках одной кафедры (отделения).

Рекомендуемая литература

1. Дикунов, А. М. Перспективы модульной технологии педагогического контроля / А. М. Дикунов // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 12. – С.24–26.

2. «Круглый стол» журнала по проблеме физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы // Теория и практика физической культуры. – 1987. – № 8. – С. 5–10.

3. Магун, В.С. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / В.С. Магун // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 86–93.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.036 с.)