Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий (понятийный аппарат)

Поиск

ВУТ – временная утрата трудоспособности.

Диастола – расслабление сердца после сокращения.

Гипокинезия – (греч. hypo – уменьшение и kinemato – движение) длительное уменьшение количества движений с преимущественным снижением движений в крупных суставах. При этом имеет место резкое уменьшение двигательных актов и длительное снижение общей двигательной активности человека и животных [10, С.13].

Гипоксия (от гипо... и лат. Oxygenium – кислород) – кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях. Возникающее при Г. патологическое состояние обусловливается тем, что поступление кислорода к тканям (при снижении его содержания в крови гипоксемии) или способность тканей использовать кислород оказывается ниже, чем их потребность в нём. Вследствие этого в жизненно важных органах развиваются необратимые изменения. Наиболее чувствительны к кислородной недостаточности центральная нервная система, мышца сердца, ткани почек, печени.

Гиподинамия – (греч. dinamis – сила) используется для характеристики снижения силы мышечного сокращения, снижения их напряжения, тонуса и уменьшения всего комплекса длительного напряжения мышечной системы как во время работы, так и при стационарных актах, например при снятии тонуса позной мускулатуры при нахождении в постели или при невесомости.

Как правило, гипокинезия почти всегда сочетается с гиподинамией. Однако иногда может быть преобладание того или иного вида снижения функции мышечной деятельности [10, С. 14].

Гипоталамус – отдел промежуточного мозга. Высшая или главная железа внутренней секреции, с помощью гормонов, вырабатываемых его клетками, управляет деятельностью периферических желёз внутренней секреции.

Гипофиз – железа внутренней секреции, расположена у основания головного мозга. Его деятельность регулируется гипоталамусом. С помощью вырабатываемых гормонов влияет на рост, развитие, обменные процессы, регулирует работу других желёз внутренней секреции, например, половых желёз.

Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции). Как и нервная система, гормоны через кровь влияют на все виды обмена в организме. В отличие от нервной системы действие гормонов определяется скоростью тока крови, их концентрацией и др. факторами.

ЗОЖ – здоровый образ жизни, как ответственное гигиеническое поведение.

ЗУН(ы) –знания, умения, навыки.

Инволюция – обратное развитие; свёртывание.

Квалиметрия – количественная оценка успеваемости студентов, она же является и количественной оценкой качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» – процесса, результатом которого является рейтинг (оценка).

Модуль – (в широком смысле) относительно самостоятельная часть системы, устройства, организации. Логически замкнутые блоки знаний, умений и навыков[32].

Модуль в физическом воспитании:

а) развивающаяся во времени информационно-логическая единица, отражающая состояние человека, – его знания, навыки, умения поддерживать на оптимальном уровне своё здоровье, физическую и профессиональную работоспособность [21];

б) развивающийся во времени самостоятельный дидактический комплекс, включающий блоки: знания; умения и навыки; физическую и функциональную подготовленность; здоровье; заболеваемость; прилежание – умение и потребность самостоятельно овладевать ценностями физической культуры [22].

МРСОК – модульно-рейтинговая система оценки качества.

НОТ – научная организация труда.

Нутриенты – вещества, которые входят в состав потребляемой пищи, регулируют рост и обмен энергии в организме, включают в себя витамины, минералы, аминокислоты, жирные кислоты и воду, а также углеводы, белки и жиры.

Остеопороз – разрежение костного вещества на участке одной кости или во многих костях после переломов и при различных заболеваниях; может быть следствием длительной обездвиженности; проявляется в вымывании неорганических веществ: кальция, фосфора и др., в том числе в снижении синтеза белка в костной ткани. Кости истончаются, становятся пористыми, хрупкими, что увеличивает риск перелома [30].

Прилежание – от гл. прилежать – усердно, ревностно заниматься (учиться), трудиться, особенно умственно; прилежная учёба (занятие) предполагает ревностное, систематическое занятие данной дисциплиной как во время обязательных уроков, так и самостоятельные занятия вне учебной аудитории.

Рейтинг – (оценка); индивидуальный числовой показатель оценки успеваемости студента.

СВ – систолический выброс или количество крови, выбрасываемой сердцем во время систолы (сокращения сердца).

Симптом – признак к.-л. явления, представляющего собой отклонение от нормального течения любого процесса (в обществе, технике, природе и т.д.).

Систола – сокращение сердца.

Фагоцитоз – способность определенных клеток поглощать и переваривать плотные частицы. Фагоцитоз представляет собой важную особенность клеточного звена врождённого иммунитета, которую осуществляют клетки, называемые фагоцитами. Они «заглатывают» чужеродные микроорганизмы или частицы.

Успеваемость – достижение желаемого, т.е. успех, мера освоения раздела или какой-либо дисциплины в целом.

Эволюция – необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Экология – [др.-греч. óίkoç, дом, местопребывания, жилище + логия] наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой; социальная Э. исследует проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы защиты природы; часто термин неправильно употребляется в значении «окружающая среда» (например, «грязная экология») [29].


ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье является одной из самых больших ценностей. От его уровня зависит качество жизни, способность успешно учиться, степень свободы человека. Хорошее, тем более, отличное здоровье может быть только у человека, для которого ценности физической культуры и здорового образа жизни стали физиологической потребностью.

К разным ценностям физической культуры ребёнка начинают приобщать с момента рождения. В основном это ценности, связанные с гигиеной тела, питания, с элементами закаливания. Родители приобщают детей дошкольного возраста к физическим упражнениям, как правило, спонтанно. Целенаправленное физическое воспитание начинается в детских садах и продолжается на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе. Таким образом, период целенаправленного приобщения подрастающего поколения к физической культуре составляет 14-15 лет.

Казалось бы, каждый школьник, оканчивая общеобразовательную школу, должен быть сам себе учителем физической культуры. Однако, реальность далека от желаемого. В настоящее время неизвестно, какие ценности физической культуры и здорового образа жизни и в какой мере востребованы выпускниками общеобразовательной школы. Неслучайно при продолжении обучения в ссузах и вузах в образовательных стандартах по дисциплине «Физическая культура» одной из основных задач является – воспитание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и ценностям здорового образа жизни.

Нам представляется, что в учебном заведении любого уровня главная цель физического воспитания должна заключаться в формировании устойчивой потребности в основных ценностях физической культуры и здорового образа жизни. Сущность модного в настоящее время понятия «физическая культура личности» должна, в первую очередь, определяться сформированной устойчивой, ещё лучше, физиологической (органической) потребностью в основных (повседневных) ценностях физической культуры. Только при таких уровнях потребности ценности физической культуры и здорового образа жизни будут востребованы в самостоятельной жизни. Только такие уровни потребности могут гарантировать устойчивое, оптимальное здоровье каждому человеку.

Трудно представить себе юношу, который пойдёт на учёбу или работу, не почистив зубы, не умывшись. Ещё труднее представить девушку, которая, даже опаздывая, не выполнит эти процедуры, дополнив их ещё и макияжем. Эти гигиенические процедуры являются органическими (физиологическими) потребностями. Но ведь здоровье человека определяется не только этими гигиеническими потребностями. В большей мере оно зависит от того, как регулярно он осуществляет закаливающие мероприятия, выполняет утреннюю гигиеническую гимнастику, занимается физическими упражнениями в свободное от учёбы и работы время, проводит корригирующую и восстановительную гимнастику, соблюдает режим питания, труда и отдыха и пр. Такое использование ценностей определяется как «физическая культура 24 часа в сутки».

При достаточно высоких показателях физической подготовленности совокупная (интегральная) потребность и частные потребности в основных ценностях физической культуры у школьников и студентов могут соответствовать лишь среднему уровню. И даже при сильной потребности в отдельных ценностях она быстро угасает в самостоятельной жизни.

Имеется много объективных и субъективных причин низкой потребности в основных ценностях физической культуры и здорового образа жизни. Одной из них является направленность физического воспитания в учебных заведениях, главным образом, на развитие двигательных качеств, воспитание культуры движений. На занятиях не используются в должной мере неспецифические средства физической культуры такие, как естественные силы природы, гигиенические факторы. Согласно же теории и методике физической культуры физическое воспитание не должно сводиться только к физическим нагрузкам и технике физических упражнений. Поэтомукачество физического воспитания и физкультурной воспитанности, как состояния, возникающего в результате этого воспитания, должно оцениваться уровнем формирования потребности в основных ценностях физической культуры: в качестве и количестве специальных знаний и умений использовать эти знания в предстоящей профессиональной деятельности, при строительстве семьи, в умениях и навыках управлять своим здоровьем, физической и функциональной подготовленностью.

Другими словами, ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ – это состояние, характеризующееся определённым уровнем интегральной потребности в физической культуре.

При устойчивой, тем более, органической потребности все эти ценности становятся неотъемлемыми составляющими здорового образа жизни. Однако данная цель – формирование устойчивой потребности в основных ценностях физической культуры и здорового образа жизни – не может быть решена, если такая цель не ставится при планировании учебных занятий.

Вот почему в структуре модуля формирование устойчивой потребности студентов в ценностях физической культуры и здорового образа жизни является важнейшим, итоговым (результирующим) фрагментом.

Как генеральная цель, формирование устойчивой потребности в основных ценностях физической культуры требует перехода с традиционного планирования учебного процесса на модульное планирование и рейтинговую систему оценки качества учебной деятельности, которые позволяют реализовать идею, высказанную В. И. Ляхом –

В начальной школе ученики должны учиться У УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, в средней школе они должны учиться вместе С УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, а в старшей школе они должны учиться БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Развивая идею В. И. Ляха, можно сказать, что в высшей школе студенты должны совершенствовать свои умения быть учителем физической культуры для себя и своего окружения в предстоящей бытовой и производственной деятельности.

Данное учебное пособие направлено на активизацию систематической самостоятельной деятельности, формирование знаний и умений по овладению основными (повседневными) ценностями физической культуры и здорового образа жизни. Разработанные таблицы позволяют студентам строить программу своего физического самосовершенствования, осуществлять самооценку своей физкультурной воспитанности, уровня потребностей в основных ценностях физической культуры, а преподавателям – оценивать качество учебного процесса по физическому воспитанию.

Пособие состоит из трёх глав.

В 1-й главе даётся общее представление о модульно-рейтинговой системе оценки качества учебной деятельности по физической культуре, раскрывается её содержание, анализируются различные способы перехода с традиционной 5-балльной системы оценки на 100-балльную рейтинговую систему оценки успеваемости. Обосновывается содержание и структура модуля дисциплины «Физическая культура», условия повышения и понижения рейтинга.

Во 2-й главе раскрывается содержание блоков модуля, даётся методика оценки каждого теста в 100-балльной шкале, что максимально упрощает оценку качества успеваемости преподавателем и её самооценку студентом. Указывается, что студент может сам предлагать программу своего физического совершенствования, выбирать соответствующие его морфотипу тесты, оценивающие умения и навыки, а также специфические для избранного вида спорта нормативы физической подготовленности и совместно с преподавателем оценивать их в 100-балльной шкале.

3-я глава посвящена естественнонаучным основам физической культуры и здорового образа жизни. Она содержит разделы, раскрывающие содержание и структуру здоровья и здорового образа жизни, роль двигательной активности, гигиенических и природных факторов в укреплении здоровья и поддержании его на оптимальном уровне. Раскрываются некоторые вопросы здоровья молодой семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.008 с.)