Определение рейтинга функциональной подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение рейтинга функциональной подготовленности



 

Оценка уровня функционального состояния проводится с целью выявления функциональной подготовленности организма к нагрузкам, для составления соответствующей оздоровительной программы и определения отношения самих студентов к своему здоровью.

Получить необходимую информацию можно путем использования предложенных ниже проб и индексов. Критерии оценки по измерениям данного блока модуля представлены в таблице 21.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) – это основная и легко регистрируемая информация о деятельности сердца и сосудов. В норме у человека частота сердечных сокращений равна 60-70 уд/минуту.

Пульс измеряется в одном и том же положении (сидя или стоя). Так как сердечно-сосудистая система очень быстро реагирует на различные изменения внутренней и внешней среды (эмоции, нагрузки и др.), поэтому необходимо измерять пульс в положении сидя, предварительно отдохнув от выполняемой работы не менее 5 минут.

Подсчитывается пульс на любой артерии, доступной для прощупывания пальцами. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии у основания большого пальца правой или левой кисти руки, для этого второй, третий и четвертый пальцы одной руки накладывают несколько выше лучезапястного сустава другой руки. Нащупав артерию, пережимают её так, чтобы ощутить пульсацию. Подсчитывают пульс за 1 минуту.

Жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) измеряется с помощью водяного или сухого спирометра в см3. Данная проба даёт возможность оценить функциональные возможности системы дыхания. Необходимо сделать стоя полный вдох, поднять плечи, чтобы включить верхушки лёгких, зажать нос и, обхватив губами мундштук прибора, выполнить максимально глубокий выдох, стараясь держаться при этом прямо, не сутулясь. Принято ЖЕЛ измерять три раза. Фиксируется наибольший результат с точностью до 100 см3.

Величина ЖЕЛ зависит от массы и длины тела, типа телосложения, формы грудной клетки, уровня здоровья, интенсивности и объёма нагрузок. При регулярных занятиях ЖЕЛ увеличивается, причём наиболее интенсивно в первый год занятий, иногда почти на литр.

Обращаем внимание, что при измерении ЖЕЛ необходимо обязательно обработать мундштуки спиртом или другими эффективными дезинфицирующими средствами!

Проба задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Время задержки дыхания зависит от состояния аппарата внешнего дыхания (величины ЖЕЛ), системы крови (количества гемоглобина) и тренированности клеток и тканей организма (в первую очередь, ЦНС) к недостатку кислорода и повышенному содержанию углекислоты. Поэтому длительность произвольной максимальной задержки дыхания можно рассматривать как функциональную пробу, легко выполнимую в любых условиях.

Проба Штанге заключается в следующем: в положении сидя выполнить глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (максимальный), закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос и задержать дыхание. Секундомер необходимо включить в конце вдоха. Чем выше физическая подготовленность, тем дольше занимающийся может задерживать дыхание. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается.

Проба задержки дыхания на выдохе (проба Генчи). Суть данной пробы заключается в задержке дыхания после максимального выдоха. Для этого необходимо в положении сидя выполнить глубокий вдох, а затем максимальный выдох, закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос и задержать дыхание. Секундомер необходимо включить в конце выдоха. Если данная проба проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной пробой, то необходим отдых 5-7 минут. Здоровые нетренированные люди задерживают дыхание на 25-30 секунд, хорошо подготовленные – 40-60 секунд и дольше.

Индекс Скибинской. Индекс Скибинской позволяет в определенной мере оценить функцию не только системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы. Индекс Скибинской требует не только проведения пробы Штанге, но и определения жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра, а также подсчёт частоты сокращений сердца в покое. Рассчитывается по формуле:

 

 

В ходе занятий физкультурой и спортом индекс Скибинской не должен снижаться. Его возрастание – положительный признак правильно организованных занятий.

Теппинг-тест. При помощи теппинг-теста определяют силу, устойчивость нервных процессов и степень утомления организма.

Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Исследование осуществляется графическим способом регистрации темпа движений. Для этого лист бумаги делят на 4 прямоугольника. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (10 сек.) как можно больше точек. Испытуемые в течение 40 сек. стараются удержать максимальный для себя темп. Переходить из одного прямоугольника в другой всегда следует в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая постукиваний.

В протокол записывают количество движений за каждые 10 сек. работы (Тn – кол-во точек в каждом конкретном прямоугольнике). Затем рассчитывается среднее арифметическое значение по формуле:

 

Индекс теппинг-теста = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4) / 4.

 

Таблица 21 –Критерии оценки тестов блока «Функциональная подготовленность»*

 

 

Баллы 100-балльная шкала Частота сердечных сокращений (ЧСС) Теппинг-тест Юноши Девушки
Жизненная емкость легких Проба Штанге Проба Генчи Индекс Скибинской Жизненная емкость легких Проба Штанге Проба Генчи Индекс Скибинской
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
Продолжение таблицы 21
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
Продолжение таблицы 21
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

* Критерии оценки по данному блоку предназначены для студентов нормостенического типа телосложения.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Рационально ли оценивать эффективность физического воспитания без учета функциональной подготовленности?

2. Какая методика определения частоты пульса более информативна и практически более значима:

а) измерение пульса с помощью специальной аппаратуры (тонометр, пульсометр, оксиметр и др.);

б) пальпаторное измерение на любой артерии, доступной для прощупывания.

3. Оцените собственный уровень функциональной подготовленности и оформите результаты в виде лепестковой диаграммы. Проанализируйте полученные результаты и составьте программу своего функционального совершенствования.

 

Рекомендуемая литература

1. Айдаркин, Е. К. Функциональное состояние – теоретический аспект / Е. К. Айдаркин // Валеология. – 2004. – № 1. – С.12–16.

2. Анисимов, В. В. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья: Урок-практикум / В. В. Анисимов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – №7. – С. 8–13.

3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийного онтогенеза) / И. А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270 с.

4. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.

5. Бобко, Я. Н. Динамика физической работоспособности и показателей кардио-респираторной системы детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и лечебной физкультуры в детском возрасте. – М.: Медицина, 1976. – 120 с.

6. Граевская, Н. Д. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсменов / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 2. – С. 21–24.

7. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.019 с.)